Механизм воплощения идей в обществе постмодерна

21 541

Современное общество чрезвычайно полиморфная структура, характеризующаяся усложнением социальных связей, при упрощении устройства внутри социальных групп и атомизации общества. Связанное с этим развитие горизонтальных связей затрудняют анализ происходящих процессов внутри социума и скрадывает глубинные тренды за ширмой менее важных, но при этом более заметных. Нельзя не заметить, что социальные связи становятся все более короткими, члены группы мало коммуницируют вовне, отдавая предпочтение общению внутри своей ячейки. Мы находимся в эпохе постмодернизма, которая несомненно может характеризоваться всеми вышеперечисленными качествами. В связи с чем возникновение или проникновение новых идей и смыслов в общество сопряжено с определенными трудностями.

Развитие информационных технологий ускоряет дробление общества, при котором любая внедренная идея затирается и исчезает через крайне небольшой отрезок времени. Новое видение, предложенное в статье, лишь приглашение к дискуссии. На наш взгляд, поднятой проблеме уделяется слишком мало внимания в научной среде.

Нельзя отрицать тот факт, что сложившаяся ситуация в мировой политике является результатом исторического процесса. Есть различные мнения политиков, историков, мыслителей и философов, которые пытаются осмыслить сложившуюся ситуацию. Согласно одной из популярных точек зрения, сторонником которой является А. Г. Дугин, современная форма социума не более чем переходная форма к новой формации, которая получит совершенно другой вид и смысл. [2] Традиционная форма общественной жизни преобразовалась в модернизм, что невероятным образом преобразило весь социум. Изменились социальные связи внутри стран, авторитет некоторых институтов, к примеру Церкви, был практически нивелирован, а важность политического выбора стала равна человеческой жизни.

Требования к семейным ценностям в результате женской эмансипации стал одним из самых важным для сохранности традиционных обществ. Важность сохранения института семьи как первичной ячейки общества неожиданно приобрела важнейший характер для сохранения национальной идентичности. Национальные традиции и уклады стали сохраняться на самом низовом, базовом уровне-уровне семьи. И все же стоит признать, что последний бастион все-таки пал благодаря агрессивному распространению и навязыванию либеральных ценностей, западного образца. Эра гуманизма и гуманности ушла, настал черед трансгуманности и трансгуманизма.

С другой стороны, несмотря на полную ломку общества, значимым оставалось влияние личности политика на протяжении всего двадцатого века, и именно поэтому требования к политическому лидеру оставались неизменны. Сила личности, авторитет, харизма, способность формулировать смыслы и умение чувствовать своего избирателя, жажда власти, политическая воля – все это было составной, а часто необходимой, частью каждого успешного политика. Наиболее важными эти черты становились в переломные моменты истории, когда происходила смена господствующих социальных установок и принципов. Мы можем привести множество примеров как внутри страны, так и за ее пределами: в каждом из лидеров мы найдем эти качества в той или иной проявленной мере. Сейчас их называют политиками авторитарного типа, и соответственно отношение к таким лидерам имеет негативный оттенок.

Во многом пример сверхчеловека описанный Ф. Ницше в работе «Так говорил Заратустра» являлся эталоном западного харизматичного политика начала двадцатого века. [1] Возможно неосознанно, но политики-модернисты, взорвавшие традиционное общество, копировали ту «белую бестию», что способна не просто на поступок, а демонстрирует волю к изменению мира. Но не только воля и стремление к власти демонстрировали политические лидеры прошлого века, когда ломали колониальные империи, но и небывалый запал пассионарности, что подметил Л.Н. Гумилев.[6] Несомненно, образ неукротимого, целеустремленного политика, сметающего на пути к власти и цели любые преграды был крайне привлекателен, но использовать все черты «сверхчеловека» Ницше не было необходимости.

Современный тип политического лидера, который вырос не естественным путем в результате политической борьбы и конкуренции, а является не более, чем «проектом», впервые был представлен в США. Именно там в ходе избирательной компании лидером гонки и президентом в последствии стал молодой и лишь внешне харизматичный политик – Барак Обама. Далее эту линейку великолепно продолжил Эммануэль Макрон и на данный момент аналогичная схема реализована на Украине, где к власти пришел Владимир Зеленский, являвшийся в самом недавнем прошлом комедийным актером.

Что объединяет этих политиков кроме формальной приверженности к разным формам радикально либеральных политических убеждений? То, что все трое являются «политическими проектами» и служат продвижению экономических и политических целей различных элит как внутри своих стран, так и вовне. Безусловно за последнее столетие мы можем найти и другие случаи, когда президентом становился политик представляющий интересы той или иной промышленно-экономической группы. Но практически всегда они представляли собой личности, прошедшие горнило политической борьбы.

Развитие современных телекоммуникационных технологий позволило огромному количеству людей напрямую обратиться к аудитории. И это стало тем триггером, который с одной стороны дал шанс молодым активистам донести свою позицию до огромных масс населения. С другой стороны, нельзя не отметить падения качеств политического класса.

Первое, что необходимо отметить – это снижение возраста политически активных граждан, которые выходят на публичную работу и стараются донести свою позицию. Все чаще это плохо образованные или вовсе не образованные молодые люди, захваченные какой-либо одной идеей. Яркий пример Грета Тунберг, выступившая на экологическом саммите ООН с главной трибуны.[3] Нельзя не отметить насколько низок уровень ее образованности и подготовленности в вопросах экологии. При этом у нее в шестнадцать лет есть доступ к высочайшей трибуне, с которой она столь яростно атаковала ничего не понимающих «остальных» жестоко и подло отобравших у нее детство. Сам пример с «раскруткой» Греты Тунберг показывает нам какой именно тип политического и общественного лидера будет эксплуатироваться в дальнейшем.

Любопытно, что после поднявшейся волны возмущения никто даже попытался прояснить возникшие вопросы и любые экспертные, компетентные мнения были просто проигнорированы. Мировое сообщество мгновенно подхватило ситуацию, а массовый доступ к интернету спровоцировал описанный еще в 1981 году Жаном Бодрийяром эффект симулякра: «Симулякр — это вовсе не то, что скрывает собой истину, — это истина, скрывающая, что её нет. Симулякр есть истина». [4, с. 5]

Сложившаяся ситуация не стала уникальной, а в достаточной мере показательной. Любые мировые тренды находят отклик, порождая реакцию и также быстро растворяются. Пресыщенная эмоциональными выплесками публика не в состоянии долго удерживать свое внимание на чем-либо. С другой стороны, словно адреналиновый наркоман требует все более сильных доз. Но при этом нельзя сказать, что внедренная Гретой Тунберг в социум идея является ею придуманной. В нашем исследовании наибольший интерес феномен Греты представляет именно с точки зрения распространения информации, точнее уровень и авторитет площадки с которого произошла подача. Эмоциональный заряд, вложенный в ее выступление, который привел к целому ряду эксцессов в поддержку как самой Греты, так и ее позиции был невероятно высок и силен. Любопытно, что порой защитники самой Греты не поддерживали ее радикальную позицию по экологии. Горячность выступления Греты, эмоциональность и влияние на публику крайне интересный факт. Людские массы несмотря на просвещенность, высокий уровень культуры и образованности как ранее, так и сейчас очень доступны для эмоциональной манипуляции со стороны лидеров общественного мнения.

Своеобразный экологический экстремизм Греты, в данной форме пока еще ненасильственный, подкреплен юношеским максимализмом. Предоставляет возможность для исследователя проследить генезис становления от момента ее возникновения, развития, внедрения, до агрессивного воплощения и уничтожения иного мнения. Точка бифуркации в случае с Гретой Тунберг уже пройдена, позиция заявлена, а развитие событий едва ли пойдет по иному пути. Идея инфильтрована в массы: Грета сделал свое дело, Грета может уходить. Будучи в данном случае не более чем каналом информации и не представляющая более никакой пользы. Несомненно, мы еще станем свидетелями получения некоторого количества наград от мирового сообщества. Милая Грета будет дальше эпатировать публику будучи в авангарде идеи в стиле Магнуса Содерлунда, сказавшего: «Я чувствую некоторую нерешительность, но не выгляжу чрезмерно консервативным … Я должен сказать … Я бы решился по крайней мере попробовать это». [7]Сам посыл и постановка идеи великолепно вписывается в идеологию трансгуманизма, когда человеческое тело не высшая ценность, а не более чем обуза для полного раскрытия личности.

Идея, логичная и продуманная не сможет найти дорогу в большие народные массы даже если будет максимально использовать современные средства распространения информации. Общество не склонно воспринимать логичную информацию как показано выше. Как отмечал Гюстав Лебон, «не во власти философов изъять из обращения идеи, пущенные ими в мир, когда они убедятся в их ложности. Как вышедшая из берегов река, которую не в состоянии удержать никакая плотина, идея продолжает свой опустошительный, величественный и страшный поток». [5, с. 2] Для внедрения в социум любую идею необходимо преобразовать в эмоциональную концепцию. Стихийность и подчиненность авторитету лидера диктует формулу управления обществом.

Гюстав Лебон в своем труде «Психология масс» подмечает, что толпа способна воспринимать только образы, причем, чем ярче образ, тем лучше восприятие. [5] Чудесное и легендарное воспринимается лучше, чем логичное и рациональное. Действуя через формулы, жесткие смысловые конструкции, оперирующие не логикой, а эмоцией и не требующие интеллектуального напряжения, а исключительно на веру немедленно и без сомнений. Конечно слова, подача должны соответствовать современным реалиям и более того интеллектуальному, возрастному, культурному уровню той страты или группы населения к которой обращается политический лидер. В связи с чем перед нами вырисовывается некоторое количество условий и факторов которые необходимо принимать во внимание.

Идея, требует максимального упрощения. Фактически вычленить самую суть, превратив в лозунг вызывающий совершенно определенный эмоциональный фон у той группы на которую она рассчитана. Далее ее необходимо трансформировать в эмоциональную формулу, зашифрованную в систему знаков. Это может быть аудио, видео или тот способ передачи информации который будет максимально эффективен. Стоит обратить внимание, что не существует универсального канала передачи и исходить необходимо из конкретных условий. Каналы информации применяются в комплексе и чем более массированно, тем выше требуемый эффект.

Предложенная модель неидеальна, но достаточно показательна. Если опрокинуть ее в будущее, в ситуации активного развития ИТ-сектора и коммуникационных технологий, мы можем предположить, что человек попадая в поток информации, окажется просто не способен к критическому мышлению и анализу. Следовательно, в гораздо большей степени подвержен манипуляции со стороны лидеров общественного мнения. Именно они, а не чистые политики, будут определять нашу реальность. Борьба идет за то, кто будет предлагать социальные модели поведения, а не политические взгляды или мировоззрение. 

Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

Беспредел вместо законов войны

Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

Обсудить
  • Ячейки общества по вашему самоограничились?
    • rst
    • 26 мая 2020 г. 16:11
    Современное общество чрезвычайно полиморфная структура, характеризующаяся усложнением социальных связей, при упрощении устройства внутри социальных групп и атомизации общества. Фраза противоречивая. Связи усложняются или атомизируются? Трудно сокращение связей путем разрыва их воспринять как их усложнение, логичнее как их деградацию.
    • rst
    • 26 мая 2020 г. 16:19
    Какая-то за уши притянутая наукообразная лапша-жвачка.
    • rst
    • 26 мая 2020 г. 16:32
    Первое, что необходимо отметить – это снижение возраста политически активных граждан... Наоборот наблюдается инфантилизм. Современный тип политического лидера, который вырос не естественным путем в результате политической борьбы и конкуренции, а является не более, чем «проектом», впервые был представлен в США. Именно там в ходе избирательной компании лидером гонки и президентом в последствии стал молодой и лишь внешне харизматичный политик – Барак Обама. Далее эту линейку великолепно продолжил Эммануэль Макрон и на данный момент аналогичная схема реализована на Украине, где к власти пришел Владимир Зеленский, являвшийся в самом недавнем прошлом комедийным актером. Это же относится и к Путину. В связи с чем возникновение или проникновение новых идей и смыслов в общество сопряжено с определенными трудностями. Наоборот, внедрение идей и смыслов перешло на "промышленные рельсы". Пол статьи про дуру какую-то, которая вообще кроме "ячеек" автора никому даром не нужна. Всё это, как и связи, ячейки и т.д. сугубо субъективный взгляд, точнее зеркало отражающее мир в котором живет сам автор и с реальностью имеющее мало общего.
    • rst
    • 26 мая 2020 г. 16:35
    Идея, логичная и продуманная не сможет найти дорогу в большие народные массы даже если будет максимально использовать современные средства распространения информации. Общество не склонно воспринимать логичную информацию как показано выше. Как отмечал Гюстав Лебон, «не во власти философов изъять из обращения идеи, пущенные ими в мир, когда они убедятся в их ложности. Подмена смыслов, внедрить и изъять это две не связных операции. Как хэш функции, например.