Мысли о будущем государственного устройства России занимали умы многих русских мыслителей. Представители самых разных ветвей политического спектра – от условно «левых» до условно «правых», от либералов и западников до славянофилов и патриотов-консерваторов – стремились выразить, осознать новый путь для России либо же старались привить уже испробованные в Западной Европе политические и экономические технологии на российскую почву. Иногда это удавалось, но порой эти стремления терпели крах и приносили негативный опыт. Не будет преувеличением сказать, что многие реформаторы, особенно западного толка, были людьми в известной мере наивными, ревностными и фанатично преданными своей идее.
Не желая признавать уникальность русской цивилизации, западники и либералы зачастую с упорством, достойным лучшего применения, насаждали чуждые российскому сознанию идеи. Но при этом нельзя сказать, что славянофилы, как сторонники особого пути развития России, привнесли что-то новое в осмысление реального исторического опыта. Их идеи, как и идеи патриотов-консерваторов, во многом являлись и являются лишь реакцией на уже существующие политические и идеологические конструкции. И если ранее они оппонировали западникам с их стремлением переделать Россию на европейский лад, то теперь консерваторам приходится отвечать на глобальные вызовы эпохи. Однако, на наш взгляд, они не всегда способны осознать в полной мере эти вызовы. Мир меняется не на страницах газет, а в мыслях и, что более важно, в чувствах каждого человека. Рацио во многих случаях не способно постичь чувственное, и поэтому всегда актуальной является проблема: верно ли мы понимаем происходящие изменения? Если эмоции и чувства правят происходящими изменениями, если начало и вектор движения заданы чувствами, то будет ли верной попытка аналитически постичь конечную цель?
Эффективная идея нового государственного устройства, концепция нового социального договора должны опираться в таком случае не только на принципы, постигаемые рациональным мышлением, но и осваиваемые на эмоционально-чувственном уровне социального мировоззрения. И для понимания происходящих изменений в мире и в России нам предстоит обратиться к категориям философской гносеологии – к дуальной оппозиции «чувственное – рациональное».
Оценили 9 человек
23 кармы