Был ли Иван Васильевич грозным?

0 872

В середине XVI века, во времена значительных исторических событий в России и в Европе, состоялась переписка между царем Иваном Грозным и на тот момент бывшим его приближенным – Андреем Курбским. Эта переписка позволила составить портрет государственного правителя, каким его видит, в первую очередь, Иван Грозный, потому что письмо Андрея Курбского содержит лишь обвинения в адрес царя. На мой взгляд, этот образ выглядит следующим образом.

В-первую очередь, следует учесть важную вещь. Основой мировоззрения Ивана Грозного послужила православная религия (истинно православная или нет – решать каждому самостоятельно). Следовательно, образ настоящего правителя, сложившийся у Ивана Грозного, и к которому он стремился, был основан на библейских догматах, на которые он, вполне аргументированно и грамотно ссылается, отстаивая свою точку зрения.

Царю представляется, что настоящий правитель должен во что бы то ни стало выполнить долг, который на него возложили. Для Ивана IV долгом было исполнять и прославлять волю Проведения и служить господу богу. В отношении государственной политики этот долг формулировался так: «Исполненное истинного православия самодержавство Российского государства» должно «не возжелать отнять чужого царства», но «взять принадлежащее по благословению».

По мнению Ивана VI, а точнее, согласно православным догматам, истинный правитель (по «мирским» делам) должен быть самодержцем: «Разве это и есть «совесть прокаженная» — держать свое царство в своих руках, а своим рабам не давать господствовать?» В самодержавии Иван Грозный видит благо для государства, а во вмешательстве во власть со стороны попов он видит беды: «когда Бог избавил евреев от рабства, разве он поставил перед ними священника или многих управителей? Нет, он поставил владеть ими одного царя — Моисея, священствовать же приказал брату его Аарону, но зато запретил заниматься мирскими делами; когда же Аарон занялся мирскими делами, то отвел людей от Бога. Заключи из этого, что не подобает священнослужителям браться за дела правления». В качестве примера, он показывает, к чему привела Византию «власть попов»: «Нигде ты не найдешь, чтобы не разорилось царство, руководимое попами. Тебе чего захотелось — того, что случилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам?».

Претензии на власть, по мнению царя, недопустимы и даже наказуемы. Понятие наказание у самодержца также трактуется с точки зрения догматов: «Ибо всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими; добрым же — милосердие и кротость, злым же — жестокость и муки, если же нет этого, то он не царь. Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных?».

Иван не видит ничего преступного и предосудительного в своих поступках. Наоборот, царь считает, что настоящий правитель-самодержец должен спасать от мучений души тех, кто в своём неведении (или специально) упорствует в своих ошибках и противится воле божьей: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Убежденный в правоте своей веры, Иван Васильевич считал, что «Кто противится власти, противится Божьему повелению». Раз уж приближённые царя также веровали в православие, то самодержец не должен сомневаться в правоте своих решений и не должен бояться превратить их в жизнь:«Если же ты праведен и благочестив, почему не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни?»

При всём этом царь не допускает, чтобы самодержец покушался на жизнь или имущество праведных людей, искренне служащих ему и, соответственно, богу: «А облыгать мне их для чего? Что мне желать от своих подданных? Власти, или их худого рубища, или хлебом их насытиться? Не смеха ли достойна твоя выдумка?»

Истинный самодержец последователен в своих убеждениях и не отступает от них (верны убеждения Ивана Грозного или нет? отступал он от них или нет? – решать каждому самостоятельно). Этого он вправе требовать от своих подданных и иностранных правителей: «Нам велят свято чтить закон, а сами нам в этом последовать не хотят!»

Я, отчасти, согласен с Аристотелем, что монархия – хорошая форма государственного управления, если соблюдается условие: монарх должен быть справедливым, честным и заботиться о благополучной судьбе своего государства. Образ правителя, сложившийся у Ивана Грозного, строг, но, в рамках его убеждений, вполне справедлив. И даже не лишен сострадания и терпения: «Вас же, бояр своих, и всех прочих людей за вины все простили и обещали впредь об этом не вспоминать, и так признали всех вас верными слугами».

Удар и союзники
  • pretty
  • Сегодня 12:18
  • В топе

ДМИТРИЙ  ЕВСТАФЬЕВСегодня довольно жесткий пост. Много обсуждалось, какова будет реакция наших союзников на удар «Орешником» по Днепру, не испугаются ли они, не ухудшит ли это наши отношения с Ки...

ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ «ЮЖМАША»?

  ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ «ЮЖМАША»?Вопрос не праздный – Южмаш нам самим нужен, жителям Новой России. Азовсталь уже угробили, царство ему небесное… Такими производствами «не швыряются», стро...