ЖЗЛ: Игорю Лученку – композитору и Человеку посвящается

1 1275

12 ноября 2018 года ушёл из жизни замечательный человек — Игорь Михайлович Лученок (06.08.1938 —12.11.2018). Человек, жизнь и смерть которого в полной мере соответствует словам, взятыми нами в качестве эпиграфа к этому материалу — он прожил такую жизнь, чтобы, умирая, воплотиться в «долгие дела». Он оставил нам целый мир своей музыки. Но Игорь Михайлович, что не менее ценно, был не только талантливым композитором, гордостью Беларуси, да и не только Беларуси, а всей той части Земли, которую принято теперь «скромно так» именовать «постсоветским пространством», но и человеком, который за всю свою жизнь ни разу не изменил своим идеалам. Не об этом ли свидетельствуют участие его, уже тяжело больного человека, буквально за две недели до своей смерти в открытии художественной выставки в честь 100-летия ВЛКСМ или написанная в содружестве с поэтом Михаилом Ясенем уже в наше «неспокойное» время песня, в которой есть вот такие слова:

Наши дни, как поезда спешат.
Радость пусть со скорбью вместе,
Но всегда мы будем вместе —
Киев, Минск, Москва и Ленинград!
Биография: он прожил жизнь достойно
Мы идём
сквозь револьверный лай,
чтобы,
умирая,
воплотиться
в пароходы,
в строчки
и в другие долгие дела.
Владимир Маяковский

Игорь Михайлович Лученок родился 6 августа 1938 года в Марьиной Горке (Минская область) в семье врача. В раннем возрасте будущий композитор освоил цимбалы, скрипку, баян, а в 13 лет был принят в среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской государственной консерватории. Интересный факт. Уже в музыкальной школе он написал свою первую песню, по-детски несколько наивную, но явно искреннюю, которая называлась… «Марш экскаваторщиков»:

Мы — экскаваторщики моей страны,
Мы делу Ленина всегда верны.
Учиться, учиться, учиться мы должны…

В 1961 году И. М. Лученок окончил Белорусскую консерваторию по классам фортепиано и композиции. После Белорусской консерватории обучался в Ленинградской консерватории под руководством народного артиста РСФСР, профессора Вадима Салманова и в аспирантуре при Московской государственной консерватории под руководством советского композитора, профессора Тихона Хренникова.

В 1982-1986 годах И.М. Лученок был ректором Белорусской государственной консерватории, с 1980 года и до конца жизни возглавлял Белорусский союз композиторов. И.М. Лученку были присвоены звания народного артиста Белоруссии и народного артиста СССР. Он лауреат премий Ленинского комсомола и Государственной премии Беларуси, специальной премии Президента Беларуси. Маэстро награждён высшим орденом Республики Беларусь — «Орденом Отечества», а также «Орденом Октябрьской революции», «Орденом Дружбы народов», орденами «Знак Почёта» и Франциска Скорины. Он же стал первым белорусом, звезда с именем которого была заложена на площади Звёзд в Москве.

Но это всё официоз. А вот что говорят о нём современники, причём вовсе не потому, что «о мёртвых либо хорошо, либо ничего», а потому, что все эти высказывания, не нуждающиеся в комментариях, подтверждаются жизненными деяниями Игоря Михайловича Лученка:

«Он был великий композитор. Самый большой человек в нашем искусстве. Человек, который своим искусством прославил нашу родную Беларусь на весь мир»;
«Игорь Лученок — гениальный композитор и уникальный человек, гордость Беларуси, несмотря на, скажем прямо, сложности его характера»;
«Лёгкий на подъём, с концертными бригадами он объездил весь Советский Союз и ещё полмира в придачу: выступал перед строителями БАМа и на других ударных комсомольских стройках, перед космонавтами, спортсменами, советскими военными в Афганистане, в сельских клубах и домах культуры»;
«Игорь Михайлович был фактически человеком без возраста. Он всегда был комсомольцем, не чувствовал свой возраст! И говорил: «Мне всегда 27 лет». Он не хотел стареть, всегда был в первых рядах. Он держал руку на пульсе жизни, недавно написал песню вместе с Федором Боровым про докторов»;
«Огромное желание делать добро, используя свои возможности: от принятия в Союз композиторов СССР Владимира Мулявина, когда без консерваторского образования это было немыслимо, до постановки телефона в квартиру женщины-лифтёра и её мужа-инвалида Великой Отечественной войны»;
«Он ведь всегда был живчиком, у него был неугасаемый интерес к жизни. Ходить по высоким кабинетам и что-то выбивать, кому-то постоянно помогать — тоже Лученок. Его неоспоримый авторитет открывал любые двери. Он это делал всю жизнь — сам по себе и как председатель союза композиторов»;
«Вот такой он был человек. Бескорыстный. Целеустремлённый. И одухотворённый»;
«У меня остались самые светлые воспоминания об этом человеке, и не только как о композиторе — эта его деятельность на виду, о ней все знают. Я хочу сказать о его человеческих качествах — он всегда шёл навстречу и помогал каждому. Я много раз мог убеждаться в этом лично. Помню, когда Лученок был депутатом Верховного Совета, ему бесконечно писали простые люди, просили о помощи. И ни одному человеку он не отказал — помогал выбивать телефоны, квартиры, машины, да и место на кладбище, если были проблемы и нужно было срочно решить. При этом не имел никакой личной выгоды, ему просто важно быть полезным людям».

И, пожалуй — это главное, что характеризует Игоря Михайловича Лученка — «быть полезным людям».

Творчество: что оставил нам Игорь Михайлович Лученок

Игорь Лученок и Владимир Мулявин

Старшее поколение, вероятно, помнит такой старый советский фильм «Всё остаётся людям», название которого тоже можно было бы использовать в качестве эпиграфа к нашей публикации, во всяком случае, вот к этой его части, где будет говориться о творчестве композитора.

«Это невероятно — написать столько музыки, сколько создал Лученок. Музыкальный образ нашей страны — это его произведения. Громкие слова, может пафос, но это –—лидер нации, тем более в масштабах нашей маленькой Беларуси».

(из интервью белорусского музыковеда Ольги Брилон «Комсомольской правде»)

И это действительно так. И.М. Лученок работал (в полном значении этого слова) в разных жанрах — вокально-симфоническом, камерно-инструментальном, камерно-вокальном. И истинные любители и знатоки музыкальной культуры хорошо знакомы с такими его произведениями, как кантаты: «Курган», «Баллада о солдатском сердце», «Неизвестный солдат» и вокально-симфоническая поэма «Война не нужна»; поэма-легенда «Гусляр» и вокальный цикл «Синий цвет»; триптих на стихи советских поэтов «Человеку нужна тишина» и вокальный цикл на стихи восточных поэтов.

Но главное богатство, которое оставил нам композитор — это, конечно, песни. Вот далеко не полный список лишь его всенародно известных песен (а всего их более 400(!): «Потому что у меня есть ты», «Баллада о солдатском сердце», «Пробуждение весны», «Где ты, зорька моя?», «Комсомольская юность», «Я приду», «Стоят на рейде наши бригантины», «Журавли на Полесье летят», «Хатынь», «Если б камни могли говорить», «Верасы», «Алеся», «Спадчына», «Песня памяти Виктора Хары», «Родине», «Вероника», «Заклинание», «Рябиновый гай», «Журавли», «Мой родны кут», «Майский вальс», «Дорогие мои земляки», «Письмо из 45-го», «Пока на земле существует любовь», «Полька белорусская», «Венский вальс», «Ой у лесе, у гушчары», «Че Гевара», «Зачарованая мая», «Бярозка», «Песня о Минске», «Світанак», «Куропаты», «Марьина Горка».

При этом сказать, что отдельные из них стали, как сейчас «модно» говорить, хитами или «визитными карточками» таких не потерявших до сегодняшнего дня популярности коллективов как «Песняры», «Сябры», «Верасы», или десятилетиями (!) занимали первые места в рейтингах популярности советской, а уж тем более белорусской эстрады — значит, ничего не сказать. Ибо, если не все, но уж такие его произведения как «Майский вальс», «Мой родной край», «Журавли на Полесье летят», «Алеся», «Очарованная моя», иначе как гимнами в честь Человека, Родины, Женщины по-другому не назовёшь.

А успех их, с профессиональной точки зрения, заключается в том, что И.М. Лученок

«впитал огромную классическую советскую традицию, соединил это очень успешно с белорусской мелодикой и таким образом создал необыкновенно мелодичную, лиричную, чистую, светлую музыку».

Немаловажно и то, что в своих произведениях композитор неоднократно обращался к творчеству таких известных белорусских поэтов, как Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Максим Танк, Аркадий Кулешов, к тому же его музыка прекрасно сочетается со стихами Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Льва Ошанина.

Но, пожалуй, самый главный секрет популярности произведений композитора раскрыл Иосиф Кобзон, обоснованно заявив:

«Игорь Михайлович писал не на потребу, он писал о том, что его волновало и вдохновляло».

О себе

— Ни дня без такта. Я пишу. По-прежнему пишу музыку, песни. Профессия такая, жизненная потребность и привычка.

Домашний рояль не отдыхает. Стол завален нотами. Одно из последних — посвящение 100-летию Вооружённых Сил. Песня про танк, который при освобождении Минска первым ворвался в столицу. Сегодня эта легендарная боевая машина стоит у Дома офицеров — как памятник тем горячим дням. Стихи к новой песне написал Иван Титовец.

«Танк на пьедестале»: у него ведь, как и у человека, своя судьба… Помимо творчества, стараюсь по мере сил бывать на больших встречах, концертах, вечерах, участвовать в мероприятиях. Приглашают. Я откликаюсь. Люблю общаться с молодёжью. В своё время объездил весь Союз, полмира. Я воспитан в комсомольском духе, всё, что происходило в стране и мире, было мне интересно. БАМ, Куба, Сибирь, Полярный круг, двенадцать раз бывал на Северном флоте. Как там принимали нашу с Алесем Ставером песню «Журавли на Полесье летят»! Сам я был за инструментом, играл и пел. Жил этими поездками. Во время них и после рождались новые песни. Появлялись новые друзья. Есть ностальгия по тому времени. Сегодня у меня творчества меньше не стало, и друзей много, только той активности прошлой стало меньше. А вообще, для счастья нужно здоровье. Даже не деньги, деньги — зло…
Меня народ любил и любит. За мелодию. Я учился в трёх консерваториях — минской, ленинградской, московской. У меня серьёзные дипломы и учителя. Много серьёзной музыки, но людям полюбились именно мои песни, которые никогда не продвигали никакие шоумены, бизнесмены, продюсеры.
Кстати, песню зря называют порой несерьёзным жанром. Вот возьмите «Мой родны кут», разве там простая мелодия? Но она запоминается. В этом мой секрет. Наверное, много народной музыки слушал и запоминал. Когда ещё учился в консерватории, меня приучили к фольклорным экспедициям. Вот приезжаем мы в деревню, а там бабки поют. Как-то мы нашли уникальное село, где пели мужики! Помню даже сейчас их песню «Ой забелели снежки». Народная песня — это кладезь. Кладезь музыки, истории, жизни. Я фольклором увлекался. Помню, что наши известные фольклористы Ширма и Цитович вначале принимали меня в штыки. Говорили, мол, я «мамку превращаю в обезьянку» (мамка — это народная песня). Потом уже признали».

Заключение: «Песня остаётся с человеком»

И, действительно, песни Игоря Михайловича Лученка остаются с нами. Этот вывод подтверждают такие непреложные факты, как: постоянные аншлаги на концертах, в программах которых звучат его песни, обращение к его произведениям уже третьего поколения певцов и музыкантов, отбивающие каждый час мелодию «Песни о Минске» куранты столичной Ратуши.

А причина этой народной признательности очень простая, и подтвердить её может не очень известная, но исключительно искренняя песня Игоря Михайловича «Доброта», в которой есть вот такие опять-таки бесхитростные слова;

Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Материалы:

[ 1 ] https://ru.wikipedia.org/wiki/...

[ 2 ] https://naviny.by/article/2018...

[ 3 ] https://souzveche.ru/articles/...

[ 4 ] https://www.kirov.kp.ru/daily/...

[ 5 ] https://www.sb.by/articles/ush...

[ 6 ] https://www.belnovosti.by/kult...

[ 7 ] https://www.kirov.kp.ru/daily/...

[ 8 ] https://rg.ru/2018/11/13/video...

[ 9 ] https://unotices.com/page-text...

[ 10 ] https://www.sb.by/articles/ni-...

Иллюстрации:

https://img.tyt.by/n/fotofact/00/4/muliavin_foto_arhiv_2.jpg

https://pics.meshok.net/pics/7...

https://cdn2.img.sputnik.by/images/102715/98/1027159891.jpg

https://www.sb.by/upload/ibloc...

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Вчера 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Конашенок попытался улететь в Армению, но был задержан в аэропорту Пулково, а позже, заикаясь от страха, записал видео, где принёс свои «глубочайшие извинения»

Сегодня и вчера стримеры наперебой извиняются за свои слова в прямом эфире, сказанные сразу после теракта. Одна женщина из Липецкой области в эфире говорила, что в Москве убили всего 113 человек, а на...

Обсудить
  • Вечная память...