2 июля 1947 года на экраны вышла музыкальная кинокомедия «Весна». Она стала первой лентой с экранной маркой кинокомпании «Мосфильм», её анимационным логотипом — на фоне Спасской башни Кремля, увенчанной рубиновой звездой, — скульптура «Рабочий и колхозница», созданная Верой Игнатьевной Мухиной (1889 — 1953). Монумент украшал павильон СССР на Всемирной выставке в Париже (1937), затем был установлен близ Северного входа ВСХВ (ВДНХ), недалеко от киностудии.
В 1947 году на VIII Международном фестивале в Венеции лента «Весна» была номинирована на главную награду этого престижного киносмотра — «Золотого льва» — и была отмечена Международной премией за оригинальный сюжет и за режиссуру.
Фильм «Весна» — один из шедевров советского (российского ) кинематографа — в 2017 году отметил своё семидесятилетие, но тем не менее до сих пор любим зрителями и не потерял своей актуальности.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!
Весна идёт, весна идёт,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
(Ф.Тютчев, 1829 год).
Что можно рассказывать о фильмах режиссёра Григория Александрова, подарившего нам «Волгу-Волгу», «Весёлых ребят», «Весну», «Встречу на Эльбе»? Они бесценны, поскольку представляют собой новое культурное явление! На сегодняшнее понимание, конечно, наивны, местами не понятны, местами кому-то скучны. Но у них не отнимешь главного — безупречной работы мастера и актёров (об этом читайте нашу статью «Фильм «Волга-Волга — киносимвол эпохи сталинского кино» — http://inance.ru/2017/04/volga...).
В отдельных изданиях, посвящённых кинематографу, наиболее сильным фильмом Александрова считают именно «Весну». Фильм называют предтечей постмодернизма, указывая, что он повлиял на отдельные постановки Феллини, Антониони и Вендерса. Фильм был отмечен призами на Венецианском фестивале 1947 года (Л.Орлова также получила приз), в Локарно, Лейдене и пр. Если предыдущие постановки Александрова были в какой-то мере подражательными Голливуду, то эта — именно авторская.
Этот фильм — классика советского кино. Фильм о молодости, любви, созидании снимался сразу после войны, нёс в себе такой необходимый людям заряд оптимизма! Культовый фильм советской эпохи, прославляющий энтузиастов-строителей нового социалистического общества, передовые идеи мира. Средствами лирической музыкальной кинокомедии утверждалась вера в преимущества нового образа жизни, новой логики поведения, которую тогда называли социалистической.
ПОЧЕМУ ФИЛЬМ НАЗЫВАЕТСЯ «ВЕСНА»?
Весна — это не просто время года, это метафора состояния человеческой души, в которой теплится то самое желанное всеми весеннее настроение. А поскольку смена времён года и долгожданный приход солнечной весны в нашей стране, в силу её климата, ощущаются особенно остро и ярко, что и показано в большинстве советских и российских картин, в том числе и в фильме «Весна».
Песня о весне из этого фильма
«Журчат ручьи, слепят лучи и тает лед и сердце тает. И даже пень в апрельский день берёзкой снова стать мечтает»
одна из самых лучших об этом прекрасном времени года. Можете сравнить с современной песней группы Грибы «Между нами тает лёд…» (хотя это несравнимые песни, слишком велик разрыв смыслов).
В день весеннего равноденствия у древних славян был праздник Комоедица ( теперь называется Масленица). Это праздник весны. День, когда заканчивается зима, и природа начинает оживать. Дата празднования Комоедицы — 21—22 марта — это начало астрономической весны (на Руси до 1492 года март открывал счёт Новому году). В XVI веке Сырная седмица (Масленица) была принята Церковью взамен запрещённой славянской Комоедицы, при этом оставила главное празднование Весны, не имея силы вступать в противоречия с Традициями Русского Народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню зимнего солнцестояния).
По поверьям после зимнего солнцестояния родилось молодое солнце Коляда, и после зимы Солнце подрастает и набирается сил, подходя к новому празднику Комоедица окрепшим Ярилой, который прогонит Зиму и даст начало Весне.
Именно — 21—22 марта является днём Весеннего равноденствия:
«В момент равноденствия центр Солнца в своём видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор».
А так как Солнце располагается на экваторе, поэтому по всей Земле день и ночь равны. Весеннее и осеннее равноденствие являются астрономическим началом времён годов. И с научной точки зрения именно дни равноденствий являются переходными моментами от одного времени года к другому. У нас же Переход от Зимы к Весне и от Осени к Зиме отличаются. 12 месяцев просто разделили поровну между четырьмя временами года, что с научной точки зрения не совсем верно. А наши предки знали законы природы, поэтому придавали, в том числе дню Весеннего равноденствия, особое значение.
А под видом Масленицы после церковной реформы патриарха Никона в XVII веке нам скрытно навязали празднование иудейского «весёлого праздника» Пурима (http://inance.ru/2015/03/purim...), ежегодно напоминающего всем об этом мероприятии иудеев, вырезавших 2400 лет назад персидскую «элиту» (в Библии об этом повествуется в книге Эсфирь).
Поэтому неслучайно фильм назван «Весна» как связь с нашими славянскими корнями, неслучайно в фильме фигурирует Институт Солнца, а тему фильма сами герои определяют как «пробуждение весны в душе человека», а также пробуждение Весны в жизни страны (фильм снят после Победы СССР в Великой Отечественной войне), что согласитесь, очень символично (об этом читайте нашу статью «Символы в системе управления обществом» — http://inance.ru/2016/05/simvo...).
Люди испокон веков воспринимали Весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому.
У Бориса Пастернака есть стихотворение, написанное в 1944 году:
«Всё нынешней весной особое,
живее воробьев шумиха.
Я даже выразить не пробую,
как на душе светло и тихо.
Иначе думается, пишется,
и громкою октавой в хоре
земной могучий голос слышится
освобожденных территорий».
Это вот ощущение открытости будущего, всеобщего воодушевления, которое наступило после окончания войны, оно было свойственно всему обществу, что и нашло отражение в фильме.
СЮЖЕТ ФИЛЬМА
Режиссёр Аркадий Громов (роль исполняет Николай Черкасов) для своего будущего фильма решает ближе познакомиться с жизнью учёных — как ему поначалу кажется, «отшельников», отрекшихся от всего земного, — и с этой целью приходит в Институт Солнца. Актриса Вера Шатрова, как близнец, похожа на прототип своей героини, учёной Института, Ирины Никитиной (обе роли играет Любовь Орлова). Благодаря удивительному сходству Никитина и Шатрова постоянно оказываются в самых невероятных ситуациях.
Удивительно хорош в фильме Н.Черкасов. Создавая на экране образ режиссёра, Черкасов отчасти спародировал своего старинного приятеля — создателя легендарного «Броненосца “Потемкин”» Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898 — 1948, режиссёра театра и кино, художника, сценариста, теоретика искусства, педагога).
Сюжет фильма, конечно, выглядит достаточно наивно для современного зрителя из-за своей неправдоподобности. Казалось бы, картина давно прошла пик своей славы и должна была предаться забвению. Однако даже для современного, непросвещённого зрителя, есть в ней что-то, заставляющее обратить своё внимание на фильм и даже полюбить.
Этим «что-то» является самое обыкновенное чудо. Именно им наполнен этот фильм. Чудо — ирония судьбы, свершившаяся с двумя, как капли похожими внешне, но столь различными внутри женщинами. Чудо — юмор, наполняющий эту весну (одни сцены с Раневской чего стоят). Чудо — создание фильма, секрет которого раскрывается в последних кадрах. Чудо — милая песенка «Журчат ручьи…» — тёплая, светлая, лёгкая и беззаботно счастливая. Чудо, в конечном счёте, Любовь Орлова, естественно, сыгравшая феерично — у многих даже появились сомнения на счёт того, один ли это человек играет двух героинь или же это просто актёры-близнецы.
Она играла роль профессора Никитиной — сухаря, в строгом жакете с квадратными плечами, которая носит шляпу, носит роговые очки, поглощена только наукой, и она же играла легкомысленную актрису оперетты Шатрову — существо воздушное, платье в мелкий цветочек, разлетающиеся складки платья, из которых появлялось это самое поющее, порхающее, щебечущее Чудо. Это был наглядный, ясный, пластический контраст: сухарь в строгом жакете и этакая боттичеллевская Весна в развевающихся одеяниях. История беллетристики, история комической культуры знает немало примеров произведений с двойниками.
Александров, не открывая ничего нового, взял этот приём, и две героини блистательно появлялись в чуждых, казалось бы, им ипостасях: профессорша появлялась на киностудии, принимаемая за очаровательную актрису, тогда как актриса появлялась на учёном собрании и там распевала песни о любви, о цветении и пробуждала самые нежные чувства в сердцах суровых академиков.
И Чудо — как мудро и тонко Г.Александров, вроде бы в музыкальной лирической комедии, показал, что СССР, несмотря на послевоенную разруху и угрозу Запада в виде атомного оружия и «холодной войны», не собирается на это смотреть «сквозь пальцы», что и ей по силам создать аналогичное оружие, которое будет стоять на страже её государственности.
Снимали фильм в то время, когда страна ещё не оправилась от последствий войны: в Москве чернели обгоревшие здания, разрушенные вокзалы, ещё не отменена была карточная система. Даже сами съёмки «Весны» пришлось проводить в павильонах киностудии в Праге, так как «Мосфильм» ещё не был восстановлен к тому моменту. И мир, который удалось создать Александрову в «Весне», не лишён этих примет времени, как и деталей, которые указывают на то, что действие происходит в послевоенном Советском Союзе. Опыты Никитиной, к примеру, только с одной стороны можно считать фантастическими. С другой, работа с солнечной энергией — явный ответ на американские атомные испытания. Недаром звучит в фильме диалог:
— И так будет со всяким, кто вздумает шутить с ядерной энергией!
— Не с ядерной, с солнечной!
Неслучайно профессию «синего чулка» Никитиной — директор Института солнечной энергии — придумал консультант картины академик Петр Капица, лауреат Нобелевской премии, основатель Института физических проблем.
За солнечной в фильме угадывалась атомная энергия. Чтобы понять и осмыслить появление этого фильма, необходимо понимание мировой политики тех лет.
МИР В 1947 — В ГОД ВЫХОДА КАРТИНЫ «ВЕСНА»
К началу года в США уже 13 атомных бомб, в СССР пока ни одной.
17-го апреля 1947 на встрече с военными и учёными Сталин требует создания трансатлантических ракет, которые смогли бы стать, как он выражается, «смирительной рубашкой для Трумэна».
Американский самолёт впервые берёт сверхзвуковой барьер.
3 мая того же года на встрече с писателями Сталин выдвигает идею создания «Литературной газеты» и заявляет, что у научной интеллигенции недостаточно воспитано чувство советского патриотизма:
«У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой, перед иностранцами-засранцами».
Правда эти слова актуальны и поныне?
2 июля 1947 года Сталин отвергает «План Маршалла» для Советского Союза (о нём читайте http://inance.ru/2016/04/plan-...).
Москва празднует своё 800-летие.
6 ноября 1947 года Молотов заявляет, что секрета американской атомной бомбы больше не существует.
С Казанского вокзала столицы на построенный секретный атомный завод Челябинск-40 отправляется поезд с командой и материалами для запуска первого советского реактора.
18 декабря в НИИ-9 получен первый миллиграмм советского плутония.
5 марта 1946 года — Черчилл произносит речь в Фултоне (США), ознаменовав тем самым начало «холодной войны».
Появляется «доктрина сдерживания» — доктрина Трумэна
В сентябре 1946 года прошло чуть более года с того момента, как США применили атомную бомбу в Хиросиме и Нагасаки. Начинается ядерный шантаж Советского Союза со стороны Вашингтона. Ещё на встрече союзников летом 1945 года в Потсдаме, то есть ДО применения атомного оружия, президент США Трумэн, как бы невзначай сказал Сталину, что у США есть новое оружие страшной разрушительной силы. Черчилль в мемуарах пишет, что подойдя к Трумэну, он спросил его о реакции главы СССР на эти слова. Президент США ответил, что, похоже, Сталин не понял о чём идет речь, так как реакции не было никакой. На самом деле выйдя из зала заседаний, Сталин попросил немедленно связать его с Курчатовым…
Атомные удары США по Японии были демонстрацией силы и возможностей. Только не перед Японией, а перед СССР. Сталин на ядерный шантаж не поддался — Советский Союз форсировал создание своей «бомбы», которая появилась у нас в 1949 году. Руководил работами по проекту Лаврентий Павлович Берия (об этом читайте http://inance.ru/2014/08/atom-...).
Вот про такой Институт и рассказывается в фильме.
В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ РЕАЛЬНОСТЬ ФИЛЬМА?
Реальность фильмов Григория Александрова всегда испытывала влечение к театрализации, с одной стороны, к жанровому разнообразию — с другой. Музыкальная комедия и мелодрама стремились ужиться под одной крышей. Героями таких фильмов могли стать только музыкально одарённые актёры, либо актёры характерные, комические. Первые были талантливыми певцами, музыкантами, циркачами, вторые — их оппонентами просто по той причине, что не могли оценить чужой талант, но всегда стремились примазаться к чужой славе.
В послевоенной картине «Весна» режиссёр сохраняет исходную условность — делает фильм о кино, о съёмках, о жизни киностудии. Он и усугубляет исходную условность, избрав сюжет двойников: профессор Никитина работает над проблемой использования солнечной энергии, актриса оперетты хочет стать киноактрисой, получить главную роль в новой постановке известного кинорежиссёра. Волею обстоятельств две героини (обе роли сыграла Л. Орлова) вынуждены поменяться местами, оказываются в непривычной ситуации, влезают в чужую шкуру, чтобы не испортить задуманную игру, не навредить ближнему, сдержать данное слово (мотивация — отличная от нынешней, западной). Подмена оказывается благотворной: синий чулок — Никитина — становится женственнее, дружелюбнее, легкомысленная Шатрова — серьёзнее и умнее.
Действие фильма развёртывается в двух основных декорационных комплексах — в научном центре, где священнодействуют люди в белых халатах, и в павильонах, гримерных киностудии, где можно запросто встретить двух Гоголей и разрешить их спор, где снимается нечто патетическое оперно-балетное во славу Москвы, где актёры преображаются в исторических персонажей или в идеальных персонажей своего времени. И в том, и в другом комплексе главное — Свет: Свет Солнца или юпитеров, под лучами которых мир становится прекраснее. Отсюда — гимническая, патетическая интонация фильма. Животворной стихией, поддерживающей бутафорски-пафосный стиль, становится комедийное, водевильное, характерное. Здесь приют наивных чудаков и хамоватых рвачей, здесь правят законы курьёза и недоразумений. Здесь правят бал Фаина Раневская и Ростислав Плятт, поведение которых стало нарицательным, а фразы их персонажей ушли в народ и вошли в язык.
Скрепляющим раствором фильма стала музыка Исаака Дунаевского, мелодический дар которого превращал торжественное, патетическое в понятное всем и каждому, а в весёлом, шутливом, песенном мелосе открывал то, что может служить человеку каждый день его трудной жизни.
***
Заметки на полях
Ирина Петровна Никитина имеет реально существовавший прототип — это доктор химических наук Зинаида Васильевна Ершова (1904 — 1995).
Мелодия написанного Борисом Алексеевичем Прозоровским (1891 — 1937) романса «Бархатом синим» из фильма «Весна» с 1951 по 1991 год использовалась для музыкального оформления заставок Центрального телевидения СССР.
Вокальные партии в фильме исполнили Любовь Орлова (песня «Журчат ручьи», музыка Исаака Осиповича Дунаевского (1900 — 1955), слова Михаила Давыдовича Вольпина (1902 — 1988), Татьяна Евгеньевна Лаврова (1938 — 2007) («Заздравная», И. Дунаевский — Василий Иванович Лебедев-Кумач (1898 — 1949) и Красовицкая Вера Израилевна (1913 — 1982) («Лунное томление», И. Дунаевский — В. Лебедев-Кумач). Но самая популярная, запоминающаяся песня из фильма «Весна», конечно, «Журчат ручьи».
***
О КОМЕДИЙНОЙ СТОРОНЕ ФИЛЬМА
За комедийную часть в этом мелодраматической истории отвечает в основном героиня Фаины Раневской, экономка Никитиной по имени Маргарита Львовна. Именно она произносит большинство фраз, ставших впоследствии крылатыми, например
«Красота — это страшная сила!».
По сценарию Маргарите Львовне — героине Раневской — отводился один эпизод: она подавала завтрак своей знаменитой племяннице. Но режиссёр, приглашая актрису на съёмки, сказал ей:
«Можете сделать себе роль».
И она сделала. Наибольшее восхищение публики вызывали сцены Раневской с Пляттом, особенно знаменитый кульбит на лестнице, а также фразы Маргариты Львовны:
«Я возьму с собой «Идиота», чтобы не скучать в троллейбусе!», разговор по телефону: «Скорую помощь! Помощь скорую! Кто больной? Я больной. Лев Маргаритович. Маргарит Львович…»
Кстати, этот текст придумала сама Фаина Георгиевна.
А вот знаменитая фраза «Красота — это страшная сила», которую считают чуть ли не главным афоризмом Раневской, ей как раз не принадлежит. Эти слова ещё в 1883 году написал поэт Семен Надсон в стихотворении «Дурнушка»:
«Бедный ребёнок — она некрасива!
То-то и в школе, и дома она
Так несмела, так всегда молчалива,
Так не по-детски тиха и грустна.
Зло над тобою судьба подшутила:
Острою мыслью и чуткой душой
Щедро дурнушку она наделила, —
Не наделила одним — красотой…
Ах, красота — это страшная сила…»
Другую классическую реплику произносит в картине завхоз института Солнца Бубенцов (Ростислав Плятт):
«Где бы ни работать, только бы не работать!»
И ещё одна:
«Пифагоровы штаны на все стороны равны».
Рина Зеленая буквально уговорила Григория Александрова отдать ей мужскую роль гримёра в комедии «Весна», актриса переписала её на женскую, нужно ли говорить, что это одна из ярких и любимых зрителями ролей в фильме. Именно Зелёная экспромтом выдала уморную фразу:
«Такие губы сейчас не носят».
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ИЗ ФИЛЬМА
1. А что вам больше всего во мне нравится?
— Жилплощадь!
— Что? Что вы сказали?
— Ну, что-что, я хотел сказать: глазки, ясно?
2. Видала я ваши картины! Вам нужны не факты, а эффекты! Штуки, трюки, побасенки!
3. Где бы ни работать, только бы не работать!
4.Губы такие уже не носят. Это нужно будет что-нибудь подобрать.
5. И это ничтожество я почти любила!
6. Каждому не вредно знать, что о нём думают на самом деле.
7. Красота — это страшная сила!
8. Ничего особенного. Я сошла с ума.
9. Я думаю, одна из нас понравилась.
10. Я сделала перманент, я покрасилась красным стрептоцидом.
11. Открытия, открытия! Они без меня банки консервов не откроют.
12. Где бы ни работать, только бы не работать!
13. Пифагоровы штаны на все стороны равны
14. Меня уволили из учёных, но не выгоняйте меня из своего сердца
15. Боже, как я погорел!
16. И главное дело — они хотят меня отправить в отпуск. Как-будто я могу вот с такими нервами в отпуск!..
Не правда ли, что мы часто их слышим? Такова Великая сила Искусства!
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Как случилось, что фильм нёс такое легкокрылое, в общем-то, настроение, а получился прообраз будущей эпохи? Александров чутко слушал своё время, и когда закончилась война, он почувствовал, он поверил в то, что настало время духовного роста человека. Вернулись времена «холодной войны», экран стал мрачен, появились колоссы, типа «Падение Берлина», появились в большом количестве фильмы антиамериканской направленности и фильмы, разоблачающие космополитов, а у народа была надежда на скорое весеннее обновление общества. И фильм Александрова «Весна» появился в тот самый просвет, показав, запрос на какие надежды были в обществе. И о том, что вода текла подо льдом, и что люди изменились — было сказано.
Александров бессознательно (читайте нашу статью «Матричное управление..» — http://inance.ru/2015/09/matri...) уловил некое «дуновение» времени, ибо отгрохотала война, под руинами погибла гитлеровская машина, а с ней и ярость, ненависть к врагу, и возникла потребность возврата к норме, к человеческой ценности, к человеку как таковому. И подсознательно в фильме «Весна» и зафиксирован этот самый процесс, когда высшим достижением является Человек.
Весна… до краёв, до последних кадров. Ей наполнено всё, и всё ей дышит. Именно то, чего так не хватает порой сейчас… Спасибо за надежду и лёгкость, за интерес и яркость (и это при чёрно-белой картинке!).
Мы уверены, Весна имеет место в душе каждого человека. Весна как фильм, весна как ожидание, весна как жизнь.
«…И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
«Весна!» — читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе… (А.Н.Плещеев, 1872)»
Фильм вечно молодой, как сама весна, радостный, весёлый, торжественный, жизнеутверждающий — такое множество прилагательных о нём говорить до бесконечности, но нужно вовремя поставить точку.
Рекомендуем посмотреть кинокомедию «Весна» — и уверяем Вас, что никакая депрессия Вам не страшна, и настроение хорошее будет на все времена, стоит только лишь вспомнить фильм.
МАТЕРИАЛЫ:
Рецензии на фильм «Весна»
https://www.kinopoisk.ru/film/...
История одного фильма
http://www.aif.ru/culture/movi...
Любимый фильм
http://www.liveinternet.ru/use...
Фильм «Весна»
http://kinoclassika.ru/films/v...
Праздник весеннего равноденствия
http://светлояр-русь.рф/ komoeditsa
Комоедица
http://boeing-is-back.livejour...
Фильм «Весна»
http://www.inoekino.ru/prod.ph...
О фильме «Весна»
http://archive.svoboda.org/pro...
Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:
Подписывайтесь на наш канал на Youtube: https://www.youtube.com/c/inan...
Вступайте в группу Вконтакте: http://vk.com/inance_ru ,
Жмите «Нравится!» в группе Facebook: http://www.facebook.com/inance...
И делайте регулярные перепосты.
Предлагайте темы статей, которые Вы хотели бы увидеть на нашем сайте.
Станьте со-авторами — присылайте свои материалы для размещения на нашу почту inance@mail.ru.
Можете поддержать Информационно-аналитический Центр (ИАЦ) финансово:
Yandex.Money: 41001649255658
Или станьте нашим патроном через систему «Patreon»: https://www.patreon.com/inance
Оценили 4 человека
5 кармы