Как страшно жить внутри Садового кольца

1 1320

На экранах страны идет новый двухчасовой отечественный блокбастер – фильм Федора Бондарчука «Притяжение» с бюджетом 520 миллионов рублей, в котором снялись Олег Меньшиков, Сергей Гармаш, Людмила Максакова (мать недавно сбежавшей на Украину депутатши), и другие, при поддержке канала Россия-1. Съемки заняли около трех месяцев, и еще полтора года – компьютерная графика.

То, что мы сняли блокбастер – это, конечно, здорово. О чем фильм? Википедия пишет, что фильм «обрисован в духе социальной фантастики». Наши военные сбивают летающую тарелку, и она с грохотом, цепляя панельные многоэтажки, падает в районе Северного Чертанова города Москвы, где и лежит несколько дней среди разрушенных парковок и детских площадок. Район оцеплен, власти вместе с военными напряженно думают, как им теперь быть, и решают ничего не делать, кроме как неустанно ездить на бронеавтомобилях вдоль периметра и облетать его на вертолетах. Но местные чертановские подростки не могут просто так ждать, вступают в контакт с инопланетным разумом, похищают инопланетный скафандр, помогают инопланетянам вернуть потерянную важную деталь от корабля, спасают от смерти раненого инопланетянина с помощью переливания ему собственной крови, под конец инопланетянин и одна из учениц местной школы влюбляются друг в друга. Отец этой ученицы полковник, командует военной операцией и сутками напролет занят отдачей приказов о том, как военным ездить на броневиках по периметру и как вокруг района летать на вертолетах, контакта с дочерью у него нет, поэтому подростки общаются с инопланетянином сами, за спиной у всех военных сил, властей и полиции. Но бывший парень этой ученицы категорически не согласен с тем, что его девушка теперь с инопланетянином, и через социальные сети поднимает молодежь района на борьбу с пришельцами. Собирается толпа с битами, цепями и бутылками с зажигательной смесью, скандирует «это наша земля!», и военным с полицией наконец-то находится, чем заняться: начинается уличный бой, где сомкнутые щиты то оттесняют толпу, то наоборот, и все чем попало лупят друг друга. Тем временем в дело включаются инопланетяне, которые разнимают стороны, не допуская кровопролития. Главная героиня получает пулю от бывшего парня, но инопланетянин отдает ей свою жизнь и спасает ее. После чего все инопланетяне быстренько садятся на свой корабль, который они уже успели к этому времени починить, рассказывают полковнику о том, насколько агрессивны земляне и чем грозит Земле истощение ресурсов, и навсегда отбывают из Чертаново и с планеты Земля. Конец.

Это сюжет, а о чем все-таки фильм? Сценаристы говорят, что сюжет фильма навеян известными беспорядками в Бирюлево осенью 2013 года, когда азербайджанец зарезал русского парня, в ответ националисты разгромили овощебазу с мигрантами, а полицейский спецназ «поправил» и тех, и других. Достаточно мутная в целом история, потрясшая спокойный быт московских обывателей, в которой за кадром осталась организованность и открытая демонстративность действий националистов, а также удивительная синхронность их выступления с действиями аналогичных ребят на Украине. От всей этой истории в фильм попала идея о том, насколько чудовищные социальные формы может принимать неприятие чужаков и всего отличающегося. Образ чужака в фильме символизирует инопланетянин – самый положительный (если не единственный полностью положительный) герой фильма. Он ничем не отличается от прочих homo sapiens, за исключением подчеркнуто метросексуальной внешности, высокого интеллекта и особенных убеждений. Это молодой стройный ухоженный парень с элегантной двухдневной щетиной и закрепленной гелем прической, в стильной приталенной рубашке, как будто только что сошедший с модного подиума или вышедший из элитного клуба – в этом образе сразу чувствуется безупречный вкус Бондарчука. Это вам не какой-нибудь «брат» Сергея Бодрова в растянутом свитере. Инопланетянин умен, схватывает все на лету и с легкостью понимает подоплеку человеческих поступков. Он убежденный противник любого насилия, разрушения и загрязнения окружающей среды, не навязывает своих ценностей, внутренне гармоничен, доброжелателен ко всем без исключения людям и в целом хорошо относится к земной цивилизации. Именно это создание на московской окраине оказывается чужим, не понятым, вызывает у окружающих всплеск агрессии в ответ на свою доброжелательность. Ему противостоит духовно ущербное население окраин, тупая милиция принимает его за наркомана, а предводитель военных полковник, не разобравшись, с кем имеет дело, угрожает отправить его служить на Камчатку.

В фильме подмечено верно: типичный обитатель московских клубов и сторонник вселенских ценностей в этом убогом мире является абсолютным чужаком, реальным инопланетянином. Душа рафинированного жителя центра Москвы, обитающего в пределах Садового кольца, наполнится животным страхом, если вдруг он сядет на электричку в сторону Подмосковья, набитую усталыми грубыми людьми в китайских пуховиках. Но создатели фильма меняют эмоциональный контекст, и вот уже в фильме все в точности наоборот: это жители московских окраин испытывают страх перед инопланетянином, а он спокойно вышагивает между ними, наполненный внутренней гармонией и мудростью.

И дальше авторы фильма дают нам возможность посмотреть на этот мир его глазами. Несмотря на то, что фильм создан при поддержке Министерства обороны, военные показаны в нем двояко. С одной стороны, красивые современные бронеавтомобили, модные бронежилеты «с наворотами», много всякого элегантного оружия с обвесами создают ощущение мощной и современной силы, активно использующей современные цифровые технологии. Капитанский мостик авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» с множеством экранов и мигающих лампочек вообще вызывает ассоциации со сценами из «Звездных войн» во время атаки клонов. При этом, с другой стороны, любые совершенные армией действия откровенно бессмысленны. Если бы военные не предпринимали ничего, было бы намного лучше. Например, если бы они не сбили корабль пришельцев, ничего этого вообще не произошло бы. Полковник (в исполнении Олега Меньшикова) решительно мечется на бронеавтомобиле по району и постоянно говорит о том, как он занят, но ничего от его метаний принципиально не происходит. Игра Меньшикова явственно напоминает последние роли престарелого Сильвестра Сталлоне, который еще может встать в центр кадра в красивом камуфляже и сделать мужественное лицо, но вот резко присесть или подпрыгнуть – уже нет. Вице-премьер (в исполнении Сергея Гармаша) периодически рыкает на своих подчиненных грозным голосом, но при этом подчеркнуто беспомощен и заканчивает свое присутствие на экране фразой: «даю вам полномочия действовать самостоятельно по обстановке». Депутат Государственной Думы (в исполнении Никиты Тарасова) отправляется на встречу с инопланетянами, параллельно дает интервью в прямом эфире и откровенно пиарится, но во время встречи ему становится дурно и у него от страха подкашиваются ноги. Весь этот мир с его властными структурами оказывается абсолютно беспомощным, ни у кого нет ни понимания ситуации, ни плана действий, ни конструктивной идеи. И только всегда причесанный инопланетянин оказывается здесь носителем ясных, светлых, конструктивных ценностей.

Итак, о чем же фильм? Авторы хотели снять фильм о страхе людей перед всем чужеродным. И им это в полной мере удалось. Сами того не желая, они сняли фильм о своем страхе перед жителями российских окраин, тех самых, которые для авторов фильма начинаются уже с Северного Чертаново. По первоначальному сценарию действие фильма должно было происходить в Новосибирске, но авторы справедливо рассудили, что бояться они начинают гораздо раньше, еще не покидая столицы. Именно там начинаются непонятные, неведомые, какие-то чужие для авторов фильма настроения, взгляды и ценности, там может произойти буквально что угодно, вплоть до высадки инопланетян. Более того, там живут люди, которые не цивилизованно могут стать толпой и коллективно вдруг чего-то захотеть, а это само по себе так страшно вне зависимости от содержания их требований.

Фильм также о конфликте отцов и детей, о разрыве поколений, когда старшие и младшие смотрят друг на друга как на чужаков и не могут найти общего языка для общения. В фильме эта тема проходит красной нитью, иногда доводя сюжет до абсурда. Но этот фильм также и о разрыве поколений между авторами фильма и целевой аудиторией. Авторы сняли откровенно подростковый фильм, но сказать им своим зрителям абсолютно нечего. Поэтому они до навязчивости повторяют голливудские штампы подростковых блокбастеров, снятых по комиксам Marvel Comics, типа «Мстителей», «Человека-паука» и прочих. И это им дает право чувствовать себя такими современными, модными, продвинутыми, умеющими разговаривать на одном языке с молодежью. Это обманчивое ощущение для жителя Садового кольца, с давних студенческих времен не ходившего пешком по спальным окраинным микрорайонам. Ожидания молодежи от американского блокбастера и от отечественного фильма совершенно различны, и когда отечественный кинопроизводитель пытается говорить с отечественной молодежью манерным голливудским киноязыком, чаще всего у молодого зрителя это вызывает снисходительную усмешку.

А тем временем фильм окупил затраты, продан в 74 страны и довольные авторы уже объявили, что пишут сценарий продолжения. Будут ли там заложены какие-то другие идеи, кроме как валить из этой страны вслед за инопланетянами, посмотрим…

В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
  • Hook
  • Вчера 15:55
  • В топе

Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

Мытьё посуды в Сене, крысы в Париже и как нам наказать Францию

1. Всё же мы сильно отстали от Европы. Река Сена в Париже настолько чистая, что уличные торговцы даже моют в ней посуду, прежде чем выкладывать на неё сосиски и прочую еду — необычайно вкусн...

Просто новости - 183

Мне одному кажется, что они только что запили шаурму минералкой Perrier? В США заканчиваются информаторы о дефектах самолётов Boing. «Чей Крым?», – уже не актуально, сказал ка...

Обсудить
  • Прекрасная статья! Благодарность автору! Кстати все творчество этого "американского холуя" - Бондачрука - голливудские штампы! Давно ждал, что хоть кто -то скажет правду об этом предателе своего отца!