Внемлите же, о добрые граждане Рима! Внемлите и устрашитесь кары богов за повсеместный упадок римской культуры, которая, как известно, будет покультурнее других! А скорее всего – была...
Продолжается нешуточное кипение страстей вокруг гистриона Кира Аргентика, того самого, который с помощью консула Мармота*, приближенного к Цезарю Августу, некогда получил в безраздельное владение старинный амфитеатр, названный им Gogolicius-centrum. Консул сей во времена оны считался покровителем изящных искусств и усердно прикармливал провинциальных «творцов», осыпая их золотым дождем в хорошем смысле этих слов. Дело закончилось известно чем – после многочисленных скандальных постановок в амфитеатре, где золотой дождь так же присутствовал, но в плохом смысле, Аргентика обвинили в злодейской покраже трех телег доверху груженых серебром из римской казны, а намедни он был схвачен городской когортой и приведен на магистратский суд.
Решался вопрос: отправить ли Аргентика в мрачные подвалы Мамертинской тюрьмы или оставить на свободе. Возле суда собралась шумная и неряшливая толпа столичных фигляров, иудеев и праздных стареющих девиц, восторгающихся его «гениальностью». Сбежавшиеся к суду ценители высокого искусства истошно голосили, расцарапывая ногтями и без того не самые благообразные носатые физиономии, а в итоге договорились до вопиющего: оказывается, Аргентика нельзя трогать лишь потому, что он «творец» и имеет полное право тратить столько казенного серебра, сколько ему вздумается и на что угодно, включая развратных греков, к коим Аргентик питает неизъяснимую слабость.
Впрочем, суд окончился предсказуемо – Аргентика отправили на его собственную роскошную виллу на Палатинском холме и даже разрешили посещать амфитеатр – невиданное милосердие! Хотелось бы напомнить, что бывший прокуратор одной из римских провинций, Никитос Альбус, сейчас сидит в узилище за воровство двоекратно меньшей суммы – надо было ему идти не в прокураторы, а в гистрионы, которым всё сходит с рук...
Но и это еще не финал. Полыхает скандал вокруг постановки трагика Институтора о плясунье, любовнице последнего римского царя Тарквиния Бесхребетного – и тут уже не знаешь, смеяться или плакать. Жрица Поклоника по прозвищу Niacius Miacius с каждым днем теряет остатки рассудка – лекари неоднократно отмечали нездоровый блеск в ее очах. Поклоника заставляет своих рабов писать бесчисленные кляузы магистратам, трибунам и консулам, даже сам Божественный Август вынужден был высказаться в Сенате на эту тему – мол, он не желает вставать ни на одну из сторон в столь нелепом конфликте, а запрещать постановку не считает нужным. Ну а после того, как Поклоника вселюдно призвала трагика Институтора явиться на «молитвенное стояние» в храм Мельпомены и Каллиопы против его же собственной пьесы, даже самые скептически настроенные квириты начали крутить пальцем у виска и высказываться в том смысле, что следовало бы устроить молитвенное стояние за прибавление ума у жрицы Поклоники и избавление оной от безумия...
Самое зловещее в истории с Поклоникой в том, что даже высшие магистраты Империи совершенно не представляют, что с этим феноменом делать. Сослать в провинцию Таврика? Поместить в дом для умалишенных? Невозможно! Вразумить? Трижды невозможно, поскольку уже пробовали без малейшего успеха! Если даже Цезарь Август предпочел демонстративно самоустраниться от этого вопроса, что могут поделать простые смертные? Особенно в случае, если Поклоника наберет толпу таких же безумцев, которая начнет громить амфитеатры и навешивать тумаков обычным гражданам, решившим посетить спектакль!
Словом, в римской культуре дела обстоят не лучшим образом и положение это надо исправлять – вопрос лишь в воле Божественного Августа, Сената и Народа Рима. Десятилетие правления Гая Бореалиса Алколигулы доселе дает ядовитые всходы...
- Да сколько же можно?! – справедливо вопрошают собравшиеся на Форуме квириты. – В Империи других дел нет кроме яростных препирательств об Аргентике, Институторе, ополоумевшей жрице и оголенных podex’ах на подмостках?!
*Acta diurna populi Romani («Ежедневные дела римского народа») — публикация официальных сообщений, практиковавшаяся в Древнем Риме со времён Цезаря и послужившая прототипом современных периодических изданий.
Оценили 30 человек
59 кармы