Уроки истории. "Дружба народов" в СССР

2 304

Как почти всем известно, в СССР была сплошная дружба народов, никаких этнических конфликтов не было. Ну, разве что имели место отдельные недостатки в конце 80-х, но во всем этом виноваты "дерьмократы"и лично Горбачев.

И, например, в Узбекской ССР узбеки радостно собирали хлопок, принимая все новые повышенные обязательства и выполняя план очередной пятилетки в четыре, а то и в три года.

Однако, вот как выглядела "дружба народов" в Средней Азии на самом деле.

В том время Узбекистан являлся одной из самых многонациональных республик в составе СССР. В нём проживало более ста наций и народностей, в том числе почти 1,5 млн русских. Некоторые переехали в Ташкент в 1966 году, когда были направлены восстанавливать сильно пострадавший из-за землетрясения город, да так и остались в узбекской столице.

«Скажем прямо, среди них были разные люди: с одной стороны, грамотные специалисты в разных областях производства (учителя, врачи, инженеры и т. д.), а с другой – малоквалифицированный люд, готовый на самую неприхотливую работу, – описывается атмосфера конца 1960-х в Ташкенте в книге «Российский футбол: от скандала до трагедии». – Среди последних попадались даже бывшие уголовники, которые, подрядившись на работу в Ташкент в качестве рядовых строителей, теперь решили осесть на этой теплой и благодатной земле. Именно представители последнего «сословия» и стали настоящей головной болью для ташкентских властей, поскольку эти люди свои прежние привычки и повадки стали переносить в новые условия. С этого момента в районах, где они проживали, стала расти социальная напряженность, повысилась преступность. Рано или поздно все это должно было закончиться взрывом. Ситуация стала приобретать угрожающие формы примерно с марта 69-го. Именно тогда многие русскоязычные жители Ташкента почувствовали усиление социальной напряженности, нарастающую агрессивность узбекской молодежи и отчуждение старших по возрасту узбеков. Некоторые русские стали получать по почте анонимные письма, содержащие угрозы физической расправы и требования убираться из Узбекистана. В отдельных частях города стали возникать локальные драки с участием узбекской и русской молодёжи. Несколько драк произошло после завершения киносеансов».

Социальный нарыв лопнул 4 апреля 1969-го. В этот день в Ташкенте проходил матч первого тура чемпионата СССР «Пахтакор» – «Динамо» Минск. Встречу посетили 56 тыс. зрителей, среди которых было много узбекской и славянской молодёжи. Говорят, часть русскоязычных болельщиков открыто поддерживала команду из Беларуси, что и спровоцировало последующие события. Тем более минчане вышли вперёд уже на 10-й минуте, а в итоге одержали победу с минимальным счётом 1:0.

Конфликты на национальной почве между любителями футбола стали возникать ещё по ходу матча. После поражения агрессивно настроенная группа болельщиков «Пахтакора» решила выместить злость на обидчиках за пределами стадиона. Тем более, по мнению некоторых источников, местные хулиганы находились под влиянием анаши. Молодые узбеки, участвовавшие в драках, перекрыли движение по проспекту Навои, избивали мужчин и женщин (с них срывали одежду) славянской внешности. Попадало даже узбечкам в европейской одежде. То тут, то там слышались призывы бить русских. Ситуация более-менее успокоилась после вмешательства милиции. Однако стражи порядка, как ни удивительно, не применяли силу по отношению к хулиганам. Молодых узбеков не задерживали, а только отгоняли от жертв нападений.

Русскоязычные жители Ташкента жаловались на происходящее в газету «Правда». Вот несколько писем от 1969 года, переданные в ЦК КПСС:

«8 апреля я шёл по улице Навои в г. Ташкенте. Это время совпало с окончанием матча на стадионе «Пахтакор». Толпы хулиганов улюлюкали, гонялись за русскими женщинами. Эти погони превратились в травлю девушек и женщин, оказавшихся в это время на улице. По мере нашего продвижения от Шайхантаура до Хадры эти молодчики с гиканьем и руганью, с криками «Ур!» (бей) с налета валили русских девушек на землю, раздирали в один миг одежду в клочья, оставляя девушек голыми. Наряды милиции бегали от толпы к толпе, не в силах что-либо сделать. Возле общежития строительного техникума во время очередной свалки на теле девушки кто-то из общежития с третьего этажа закричал: «Что вы делаете, сволочи!» В ответ толпа с криками «Ур урус!» (бей русских) и т. д. забросала окна общежития камнями. В этой горячке, едва оставив одну жертву, толпа наметила себе ещё, разорвав платья на двух женщинах, идущих по тротуару. И такое безобразие повторялось на улицах Шайхантаур и Хадра шесть-семь раз только при мне. Говорят, жертв было намного больше. Частые инциденты такого плана говорят о том, что кроме всего прочего, сказанного выше, кто-то разжигает национальную вражду. «Езжайте в свою Россию», «Вашей кровью будем мазать крыши» и тому подобные заявления нередко произносятся в адрес русских. Обидно, что люди, занимающие высокие посты в милиции, потворствуют, не вмешиваясь, не останавливая зарвавшихся националистов» (автор В. Смирнов).

«К хулиганам подошли очень мягко в смысле наказаний их. После того, что они так грубо издевались, раздевали догола девушек, избивали, им вынесли общественное порицание, и этим окончился погром, посадили двух-трёх ребят. Всё равно через несколько дней и осужденные тоже будут на свободе» (автор Гончаров).

«Мы, старые коммунисты, москвичи и ленинградцы, находимся сейчас в Ташкенте по восстановлению его после землетрясения. Скоро закончим работы и уедем отсюда. Но нас волнует положение в Ташкенте. Здесь очень нездоровая обстановка, надо срочно принимать меры, иначе могут неожиданно развернуться кровавые события, и тогда будет уже поздно обойтись без жертв. События на улице Навои 8 апреля всколыхнули весь Ташкент. А руководители молчали, как в рот воды набрали, и только 25 мая осмелились написать в воскресной газете, да и то сотую часть того, что было. Это пока ещё не организованное, а стихийное выступление, и при малейшем осложнении можно ожидать и организованного… Разве не ясно, что школьники, да и студенты пропитаны национализмом, враждой к русским, значит, дома они слышат суждения родителей и этим духом пропитаны» (автор неизвестен, опубликовано в журнале «Коммерсантъ – Власть»).

Чтобы навести порядок в городе, пришлось задействовать силы МВД, военную технику и спецсредства. Из Москвы был прислан специальный батальон, а в местной милиции произвели «чистку» кадров. Арестовали около тысячи участников беспорядков.

PS Со времени этих событий прошло уже более 50 лет. И вот, что примечательно. В 1969 году в Узбекской ССР русских было примерно  15 процентов от всего населения. Сейчас - меньше трех. Русские вынуждены были уезжать из Узбекистана  из-за притеснений и погромов. 

В советский период в России узбеков было меньше ста тысяч, Сколько их в России сейчас - никто точно не знает.  По разным данным от 3 до 5 миллионов. Посчитать их точнее - невозможно. Огромная часть находится в России нелегально. 

Спасибо самому вежливому в мире президенту Путину. Узбекам (как впрочем и остальным среднеазиатам) даже виза в Россию не нужна, да еще и всевозможные льготы для получения гражданства.

Беспокоит ли Путина тот факт, что практически ежедневно в криминальных сводках российских городов появляется новости "узбеки избили, ограбили, изнасиловали" - не знаю. По крайней мере, ему опасаться нечего, у него охраны то ли тысячи, то ли десятки тысяч. 

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее
  • voenkorr
  • Сегодня 10:07
  • В топе

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • Выводы конечно должны быть сделаны. Вопрос о том какие? Я бы начал с Симонова и его "20 дней без войны". В ту пору отношения были несколько другие. Значит что то происходило. Возможно в Союзе надо было жёстче относится к "Среди последних попадались даже бывшие уголовники, которые, подрядившись на работу в Ташкент в качестве рядовых строителей, теперь решили осесть на этой теплой и благодатной земле. Именно представители последнего «сословия» и стали настоящей головной болью для ташкентских властей" Это, на мой взгляд, характерно не только для среднеазиатских республик.