О фильме "Испытание Чулышманом" (2014, Николай Бондаренко)

11 9324

Если еще не посмотрели, то рекомендую посмотреть, для того, чтобы у вас сложилось собственное мнение, и понятно было о чем дальше говориться.

Фильм начинается с титра-эпиграфа "Не нужно бояться, что жизнь кончится ... Нужно бояться, что она не начнется!" Такой эпиграф сразу настраивает на трудности и опасности в фильме. Но, вот зачем он такими большими буквами почти на весь экран? Видимо это смонтировано для того, чтобы смотреть с телефона? Но вроде пользователи телефонов уже привыкли и меньший шрифт видеть. Не мог же режиссер монтажа думать, что чем крупнее буквы тем удобнее их читать?!

Второй титр появляется постепенно. И это сразу выдает любителя. Сначала надпись "команда" появляется, после чего уже начинаешь думать, что проигрыватель завис, но появляется эмблема "Altai Adventure" вторым довольно интересно стилизованным шрифтом, и мне нравится такая эмблема, и еще в центр запихнули altai-adventure.com.

Три шрифта - это конечно такой стандартный максимум при оформлении рекламных щитов, то тут какое-то месиво получается. Какой смысл был сначала писать слово команда? Чтобы не подумали, что это "гадкие коммерсы" как говорят недалекие люди? Мне кажется, что даже если это коммерческий клуб, то уже пора отказаться от боязни. Хороший коммерческий клуб - это хорошо.

Может быть команда, это подчеркнутое сплочение ребят в клубе? Может быть. Но выглядит эта приляпана к нормально эмблеме как ... Ну не к месту она тут. А то что это сплоченная команда, лучше бы показывать в самом фильме, а не пытаться впихнуть в титр.

А зачем тут altai-adventure.com ? Этот адрес очень портит восприятие эмблемы. И ваш опыт показывает, что эмблема недостаточно читаема? Может кто-то думает, что в современном мире будут переписывать этот url в адресную строку? Не будет. Просто наберут в яндексе "алтай адвентуре".

В итоге, эти две добавочки "команда" сверху, и altai-adventure.com в центре, композиционно не оправданы, и мешают восприятию эмблемы. Да и вообще от этого титра веет рекламой 90-х, в которой в один маленький квадратик пытались всунуть всё-всё.

Ужас. Только вчера мой друг, Леонид Горенбург в группе "Водный туризм" рекомендовал написать покороче, а тут только из-за одного титра столько. Это видимо потому что мне эмблема понравилась, а ее на монтаже с моей точки зрения подпортили.

Титр "представляет", всё-таки фейд, то есть уход в черное, с одного края эвента, и второго края эвента нужно делать логичным, в данном случае, с правого края в фейд улетает слишком быстро.

00:24 белый титр "Испытание Чулышманом" окантованный голубым на фоне кадра реки. Тут вот эта окантовка голубеньким просто ужасна. Понятно, что при монтаже хотелось отделить титр, но если нет понимания цветов, то лучше в титрах цвет не использовать. Белый с серой или черной тоненькой заблюренной окантовкой почти всегда впишется в кадр.

Здесь есть еще одна штука. Фильм выложен в интернете, и после того как человек нажал кнопку "плей", обычно еще некоторое время нужно для "усаживания удобно" или "перехвата устройства удобнее", или просто "откинуться в кресле". Так что первые титры пролетают более незаметно. И с этой точки зрения, и с точки зрения логичности, стило начать сначала с титра "алтай адвентуре", а потом уже делать титр-эпиграф прямо перед титров с названием фильма. Что-то я вот не могу вспомнить на вскидку начала фильмов где бы титр-эпиграф шел до всяких титров с эмблемами. И кстати, если эпиграф идет перед названием, то можно задуматься о том, чтобы музыку уже начать с титра эпиграфа, или с захлестом в титр эпиграф.

Почему я так привязался к титрам? Да, потому, что они в первую очередь создают впечатление, и в данном случае создают впечатления начинающего любителя. Еще больше можно такое впечатление создать впихнув желтыми буквами во весь экран.

Стабилизация на первом кадре не слишком хорошая, руки трясутся и из-за этого ощущение, что трясется "Испытание Чулышманом". Тут можно было бы стабилизировать кадр на посте, так как снят не слишком широкоугольной камерой, и стабилизационное желе скорее всего не возникнет. Да, ощущаемое качество не упадет, а повысится, так как кадр все равно "мутный".

А можно было б и надпись привязать к какому-то камню в пейзаже, например в адеб-эффекте, но не уверен, что наблюдаемая ее тряска уменьшилась.

Кстати из этого мутного кадра, можно сразу отметить, что цветокоррекцией наверняка не занимались и дальше. А что говорит нам пословица? "Если ты не делаешь цветокоррекцию, то она все равно делается, ты просто ее доверяешь роботам-программам в твоей камере".

Титр названия фильма уходит, появляется закадровый голос. Но, почему музыка не уходит на второй план, не приглушается? Этим маскируется недостаточное качество записи дикторского голоса? Кстати, есть ощущение, что дикторский голос даже компрессором не обработали.

Пошли смены кадров, и почему-то с "избеганием монтажа" все через кросфейд, проявление кадра на кадре. Это вот зачем? Кадры настолько разноплановые, что можно не бояться и просто стыковать их, ну чуть чуть посматривая на принцип "движение массы в кадре".

Когда начинается еще и пение одновременно с дикторским голосом, то становится еще труднее разобрать, о чем там говориться. Может это голос в стиле фильмов Леши Овсянникова, где смысл говорения не важен и не воспринимается зрителем, но голос и отдельные слова работают как нечто вводящее в транс и создающее ощущение? Тут такого не возникнет, так как явно прослеживается, что там что-то про правительство и флаг.

00:42 потенциально хороший кадр с цветами. Правда нет тут разрешения, такое ощущение, что в монтажке напутали с настройками проекта, или при рендеренге выбрали слишком слабый пресет. Но, кадр композиционно хороший как статически, так и динамически. Но, пока не начался отъезд трасфокатором.

На этом первом кусочке фильма режиссер ставил для себя три задачи, показать красоты, рассказать что-то информационное, и сделать это динамично. Хомячка порвало. Красоты показать не удалось, так как постоянный кросфейд и слишком короткие кадры. Динамика не удалась, потому что кросфейд. Кросфейд всегда убивает динамику. Получилась некая каша из слов и кросфедов. Что я запомнил из слов? Прекрасная страна, что-то с правительством и флагом, и что-то про таежные красоты, а еще "аяауеи", но это вроде пелось.

Кадры кстати были неплохие композиционно, если на них еще бы брак подрезать, такой как с трансфокаторным отъездом, резкие дрожания и сползание камеры в начале съемки кадра. Больше сказать трудно, так как все снято с очень низким разрешением, HD тут даже не пахнет.

01:14-01:28 - четырнадцать секунд бракованного кадра, трясущегося и не интересного плытия на катере.

01:28-01:38 - наезд трансфокаторный (зум) на чахлое деревце на скале. Тут наверняка оператор, а потом и режиссер монтажа, пытался показать одновременно и высоту скалы, и веточку. Не получилось. Ощущения высокой скалы нет, в основном из-за того, что вставлен такой чайниковский трансфокаторный / зум незд. И опять же мельтешение кросфейда.

Для того, чтобы показать красоту, надо ее показывать достаточно долго, чтобы рассмотреть можно было.

01:39 - прекрасный чульчинский водопад. О даже рассмотреть дают. Ну почти, опять трансфокаторный наезд. Просто какая-то игра на трамбоне, туда-сюда.

01:57 - что-то такое за деревцами ... идет что-ли кто-то? За камушком спрятался? Ох. Это все просто брак, которые надо было отрезать до 02:02, так как дальше идет нормальный проезд машины по кадру, с интересной траекторией, и интересным панорамированием камерой таким по кривой, но логичным, там есть конечно вздрыги во время съемки, но не так важно.

00:46 "Саша собирает бубль", по моему крупность позволяет вытереть "неудачный дубль" до приближения камеры к Саше со словами оператора "что?", по движения рук отлично бы стыковались кадры без всяких фейдов. И да, музыку надо вводить в кадр и выводить на задний план, когда она мешает слышать голоса.

В принципе стоило резать этот кадр на кусочки для улучшения его смотрибельности, а не совать все что снято. Кстати, могу сразу сказать, что монтировалось в Sony Vegas и проблемы еще и в настройках свойст отдельных эвентов / кусочков видео. Надо на тех кадрах, где частота исходного видео отличается от настроект проекта, ставить disable resampling, тогда изображение не будет двоиться.

Это кадр не из первых минут, а из второй половины фильма, но на нем виднее проблемы настройки. 

03:27 ну нормальный кадр с бубликом и двумя катамаранчиками, но вот опять наезд зумом-трансфокатором и пошла поливайка лейкой ... Судя по болтанке в конце кадра, оператор засунул руку в петельку камеры. Это делать нельзя никогда, если только не несешь камеру в руке и не снимаешь. Камеру надо держать двумя руками, левая рука снизу подставлена лодошкой под камеру, а не придерживает экранчик пальчиком, а правая рука придерживает камеру сверху, так чтобы кнопочки нажимать и рычажки. Как только в ремешок рука сунута, стабилизация камеры руками резко падает, и наметанный глаз четко видит это. А если боишься уронить камеру, то привяжи веревочку и на шею ее накинь. Но, не надо вставлять руку в ремешок камеры при съемке! Никогда.

04:02 Ну понятно, что гопро снимало в режиме 2К или 4К, но почему на этом кадре не обрезать низ и не привести его к 16 на 9? Все равно ведь в нижней части экрана ничего нет полезного, и ощущение этот низ не добавляет.

04:20 наконец-то начались мои любимые кадры с катамаранчиками в порогах :) Кстати кадр снят очень хорошо, стабильность удерзания камеры высокая, кадо построен правильно.

04:29 опять кросфейд ... Ну тут-то зачем? Катамараны разные, находятся в разных частях экрана. Зачем тут кросфейд / наплыв кадров? :(

06:06 бублик вдалеке, фокус надо на бублик, и кадр выравнять по горизонтали, хотя бы с помощью режима crop в монтажке, с черным цветом проблема, слишком все серенькое. Надо было бы чуть цветовые кривые подкрутить. Кадр затянут. Надо было все начало выкинуть, оставить только чуть перед сливо, и после второго слива тоже конец выкинуть. Принцип простой, лучше меньше но, лучше.

И да, кстати, это явно коммерческий клуб. Ибо такой огромный груз на бублике только в коммерческом походе повезут.

06:59 Идет катамаран двойка, все тоже самое что было к бублику написано. Стоит заметить, что оператор очень правильно изменил место съемки по сравнению с предыдущим кадром.

Кстати, из шестнадцати с половиной минут фильма прошло уже 7 (семь), но вот начала раскрытия темы "Испытание Чулышманом" не наблюдается. Оно будет дальше? Думаю, что дальше ничего нового или особого в монтаже и раскрытии темы я не увижу. Так что пролистаю к самому концу.

Примерно на 14:47 поясняется дикторским голосом, о героизме и т.п. под очень хорошие кадры природы. Раскрыть тему "Испытания"режиссер попытался через закадровый голос.

Выводы

- Стандартный фильм со структурой заброска-стапель-прохождения-красоты напоследок. В рекламных целях, я бы рекомендовал задуматься о более динамичных роликах сделанных в структуре трейлера на три минуты и тридцать секунд.

- Съемка. Оснащенность камерами довольно высокая, но при этом страдает операторская работа и просто расположение камер, например на бублике возможно не имело смысл вешать камеру на внутреннего гребца, надо было на внешнего гребца. Хотя и с внутреннего некоторые кадры получились хорошие.

Этот конкретно кадр обрезать снизу надо было. Все равно каска торчит.

- Особенно стоит уделить внимание увлечение трасфокатором, то что называется игра на трамбоне и свойственно начинающим.

- Очень хорошие кадры с природой.

- Монтаж. Следует отказаться от "избегания монтажа" которое производится с помощью кросфейдов / наплывов кадров, а перейти к монтажу встык. Кросфейд в принципе редко используется и в очень специфических случаях.

Так же следует уделить внимание "десяти принципам монтажа". Основные принципы для такого типа видео, не о крупности, а о движении массы, а так же принципы монтажа по цвету и свету. Просто найти краткую и конкретную книжку Соколова "Монтаж", и прочитать первую часть. Тогда можно добиться гладкой склейки, без сдрыгов / джамп-катов.

Если режиссер монтажа хочет сделать клипповый монтаж, то есть гладкая склейка не нужна, а каждый кадр бьет по глазам, опять же не нужны кросфейды / наплывы. Я бы рекомендовал в такого типа видео совмещать как бы попеременно монтаж гладкий без сдрыгов и джамп-катов, и части акцентированным клипповым монтажем.

Брак нужно резать. Лучше меньше, но лучше! Стоит подрезать панарамы природы, стоит подрезать начало и конец с панарамированием прохождений.

- Стоит уделить внимание настройкам проекта в Sony Vegas, и выбору куда рендерим. В современных условиях лучшим вариантов для такого видео контейнер mp4 с видео внутри закодированным h264 с разрешением 1920x1080, а вот частоту стоит выбрать по наилучшему видео из вариантов 50, 60, ну или на худой конец, 25 и 30 кадров в секунду. Очень важно, что рендерить надо без интрелейса для просмотра в интернете и на компьютерах, если конечно не собираетесь делать стандартный блюрей.

И еще, не жалейте указать побольше битрейт. Так как камеры снимают не очень, и подавление шумов на посте не используется, то надо ставить побольше. Файлом в 1 Гб уже никого не удивишь, а все что меньше 1 Гб - это маленький файл, слишком маленький с жадным кодированием.

- Цветокоррекция. Судя по всему её тут не было. А стоит. Хотя бы на некоторых кадрах с помощью цветовых кривых поднять ощущаемую контрастность.

- Озвучивание. Голос дикторский хороший, но записан просто ужасно. Тут не только выбор оборудования для записи, но похоже даже из используемого оборудования не выжали даже половины. И голос надо обрабатывать. Хотя бы компрессор и шумодав на него натравить, но не переборщить, так чтобы не было роботизированого звучания.

- Озвучивание. Музыка однообразна, создается впечатление, что использована одна и та же композиция на всех шестнадцати минутах. А я напомню, что даже в трейлерах используется 4-5 мелодий на три минуты двадцать секунд.

Музыку надо уводить на второй план, приглушать, когда есть голос в кадре или голос за кадром. И выводить на первый план, когда речь прекращается.

Естественные шумы реки, порогов и ветра. Нельзя их совсем выбрасывать, и оставлять только музыку. Шумы нужны для создания ощущения.

- О графическом оформлении и титрах. См. в самом начале этого анализа.

Ну наверное и все. Буду рад спору и еще вопросам.


Игорь Пономарев, Творческое Объединение «Вечерний кинозал", клуб «Новый Бродяга»


Друзья, если вы хотите дружеской критики, анализа вашего фильма, то выкладывайте его в наших сообществах в соцсетях "Клуб Вечерний кинозал. Режиссура, монтаж, съемка", или укажите ссылку в комментариях прямо к этой заметке, или пришлите мне еще каким-то образом, например, личным сообщением.

Клуб "Вечерний кинозал". Режиссура, монтаж, съемка

Конт https://cont.ws/jr/timeline
Вконтакте https://vk.com/my_timeline
На фейсбуке https://www.facebook.com/group...
Дзен https://zen.yandex.ru/id/5a53e...
ЖЖ https://my-timeline.livejourna...
В одноклассниках https://ok.ru/my.timeline


А если вы хотите анализа и размышлений о ваших фото, то присоединяйтесь здесь на Конте к сообществу "Беседы о фото и живописи" здесь на Конте, и аналигично присылайте ваше фото или ссылку на него.

Сообщества "Беседы о фото"

вконтакте https://vk.com/skitalets_photo...
Конт https://cont.ws/jr/foto-talk
ЖЖ https://skitalets-photo.livejo...
в одноклассниках https://ok.ru/foto.talk

Невоенный анализ-74. Логика и математика. 17 ноября 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Картинки для субботы

Ну  што?  Пришла  пора  глянуть  "немножка картинкофф"?                              ...

Что показал в Китае своим виртуозным полетом Су-57
  • pretty
  • Сегодня 15:08
  • В топе

Человек в лампасахСоздать двигатель такого уровня на планете могут меньше государств, чем у вас пальцев на одной руке. Это сложнее, чем постройка ракеты, способной вывести на орбиту гроздь ядерных бое...

Обсудить
  • Друзья, если вы хотите дружеской критики, анализа вашего фильма, то выкладывайте его в наших сообществах в соцсетях "Клуб Вечерний кинозал. Режиссура, монтаж, съемка", или укажите ссылку в комментариях прямо к этой заметке, или пришлите мне еще каким-то образом, например, личным сообщением.
  • Нифига себе "дружеская критика" У вас явное помешательство на перфекционизме! Ребята сделали, что смогли, а вы вместо рассказ о сюжете, устроили мамаево побоище... Не потянутся к вам люди...
  • Спасибо, комментарии и выводы суровы и поучительны))