О фильме "На краю света: робинзоны Шикотана" (2018, Сергей Асауленко, Южно-Сахалинск)

2 3961

Мои размышления о фильме "На краю света: робинзоны Шикотана" (2018, Сергей Асауленко, г. Южно-Сахалинск). Фильм выставлен на XII Хабаровский фестиваль "Грань" - 2019 в странной номинации "Полноформатный фильм".

Сергей Асауленко: «Трое друзей решили уехать на самый край света от шума городской суеты».

Кратко. По сути это фильм "making of" / "как снимали". С некоторыми добавлениями красот, попыткой изобразить эмоции в интервью, с попытками построить из людей правильный кадр путем рассадки, … Совсем простой монтаж. Нейтральная, и даже надоедающая музыка. Работа со звуком небрежная. Досмотреть не смог. Сломался на половине.

Посмотрели? Ну, а теперь мнение длинно и можно пообсуждать, поспорить. Пишите в комментариях, мне интересен ваш взгляд.

Фильм начинается с городской суеты, машины едут, люди бредут и такая отстраненность изображена. Ни одного крупного плана.

Кто ж его знает, то ли режиссер фильма, Сергей Асауленко пытался создать именно вот такое состояние серости и отстраненности. Кадры построены таким образом, что внимание срывается, то на траурную рекламную раскладушку с желтой надписью "Ломбард", то на магазин "Камелия", то на яркую рекламу Альфа-банка. Упереться взглядом в лица просто не возможно. Те кто на передний план попадают размазаны, они просто не фокусе.

А вот кадр "дедушка гуляет с внучкой". Ну, наверное, внучка спит в коляске. А дедушка? Может он радуется солнцу в эту осеннюю пору? Не-а, он не только отвернулся от нас, он еще и уткнулся в телефон.

Второй причиной, может быть что Сергей Асауленко просто, встать вот так вот нагло и снимать людей прямо в лицо, прямо на улице. Ну впрочем как и я. Но, иногда все-таки перебарываю себя.

Третей причиной может быть, что Сергей Асауленко просто не видит, что он снимает и что монтирует. А возможно снял, а потом уж на монтаже решил "а пусть думают, что это вовсе не брак, а вот такое режиссерское видение для отстраненности и потерянности людей в городе".

Но кадры с городом продолжаются. Судить о монтаже сложно, так как такие кадры снятые статичной камерой с шевелящейся людской массой клеятся довольно гладко между собой. При этом за кадром голос сообщает нам о детских мечтах, о желания дальних плаваний и далеких островов. Голос хорошо поставлен, но запись звука довольно слабая и похоже совсем не обработанная.

Опа! И вот так резко наши мечты исполнились. Вот он берег далекого острова с величественными скалами и легким шумом прибоя.

Ну я могу уже догадаться о структуре фильма. Он будет повествовательным и линейным по времени. При этом дикторский или авторский голос будет закадрово сообщать нам, что мы видим в кадре.

Кстати, вы не замечали, что обычно те, кто умеют писать тексты, те которые научились писать сочинения в школе вот так и относятся к фильму. Они пытаются сделать обязательно введение в фильме, и конечно же заключение. Во введении говориться, например, что "оливье надоел и поэтому на новый год", а в заключении обычно "это был прекрасное путешествие и очень надеемся, что мы вернемся сюда". Я не говорю, что это хорошо или плохо. Я говорю о том, что это вот такая стандартная модель. Мне лично становится скучно.

Впрочем, если кто-то нарубит "салат" из кадров и все это "завалит жирненьким майонезиком" известной мелодии, то мне тоже скучно и однообразно.

А кадр с прибоем мне нравится. Ох. Опять город. Ну, когда же фильм-то начнется. И опять траурный штендер "Ломбарда". И голос за кадром что-то говорит так усыпляюще...

И тут по ушам мне бьет оркестр с "Маршем славянки" прямо посреди кадров городской суеты. Ну, вот извините, тут уж я не могу ничего придумать в оправдание такого хода.

Проявляются кадры с палубы корабля. И вот каюта и участники фильма. Это явно участники. Так как сидят в натужных позах и что-то изображают.

Друзья, ваши товарищи не являются профессиональными актерами, и не заставляйте их играть. Вот дурачится они смогут, гиперболизировано, чрезмерно изображая что-то. А вот эта вот натужность в позах она ничего не даст, не даст ощущение зрителю.

Хотя, конечно наметанный глаз видит, что не просто так сидят мужики. Они только, что выпивали. Вот посмотрит около окна стоят кружечки, за правым мужиком пакет, видимо, в который убрали бутылку. И лица такие хитрые-хитрые.

О! Первый крупный план. Это уже радостно, что есть крупные планы. Крупный - это значит голова с плечами, а глаз - это уже план под названием деталь. Но на этом лице нет ни радости, ни предвкушения. Может это так задумчивость изображена? Но, тогда зачем это все на фоне бравого марша "Прощания славянки"? Хотя если бы вставили песню "Куда ты скачешь мальчик, кой черт тебя несет ..." лучше бы не стало. Хотя возможно и было бы забавнее.

Ну, вот я и дождался. Мое любимое блюдо. Титр. Как фон выбрано изоброжение типа "Фудзияма". На нежно голубом фоне моря, и почти сливающегося с ним неба, возвышается голубая гора. В хорошем смысле голубая. И на всю эту центральную композицию приляпаны проявляющиеся белые буквы написанные италиком с черной окантовкой "На краю света". Потом проявляется еще более страшная по оформлению надпись-уточнене "часть первая: Робинзоны Шикотана". И вот чего это последнее время все так увлеклись деланием документальных сериалов? Почему надо прилеплять вот так вот буквы? Почему тут италик? Красивше? Оригинальнее? Зачем так отделять от фона контуром? Зачем два разных начертания? Что это дает фильму? А я скажу вам, что это дает режиссеру любителю, он ощущает, что поработал над титром и так сойдет.

Вы наверное уже заметили, что я игнорирую в рассмотрении композиции надпись сверху "Сергей Асауленко", думаю, что это такое продвижение своего имени или паранойя, которая довольно часто встречается, "чтобы не сперли".

Вот посмотрите на кадр без надписей с названием фильма. Не правда ли, он очень интересен.

А теперь давайте подумаем, а хорошо ли назван фильм? Мы еще не знаем содержание фильма, ну кроме как из описания, что три друга поехали на шикотан снимать природу. А причем тут робинзоны? Они там без еды и хлеба собираются возделывать поля? Коз отстреливать? Хижину строить? Они, что там заперты как известные персонаж Даниэля Дефо? Нет вроде. А почему робинзоны?

Есть оригинальность в названии "На краю света. Робинзоны Шикотана"? Я могу вспомнить несколько любительских фильмов и сериал, по моему BBC с названием "На краю света". Ну почему с таким тщательным написанием текста для закадрового голоса не придумать и название какое-то более соответствующее?

Хотя о чем это я? Среди любительских фильмов с названиями "Кавказ 2018", «Грузия 2018», «Филиппины каяк 2017», или с веткой маршрута в названии, это про робинзонов можно сказать просто верх оригинальности. Немного подробнее об этом я писал в заметке «Как подготовить свой фильм к фестивалю фильмов туристических или о путешествиях».

На экране скала, а справа плывет красивый кораблик. Синий снизу, а сверху такие белые надстройки на палубе и что-то красненькое, то ли ктулзу, то ли крановые сооружения. Ага вот он крупнее, можно поразглядывать. Тут явно проблема монтажа, так как внимание прыгает с правой стороны экрана на левую сторону. Джампкат. И хопа, и нет кораблика. Вот зачем мне столько времени показывали город, а кораблик не дали разглядеть?

Пошли съемки с вертолетика (коптера, дрона). Довольно хорошие съемки. Но, с моей точки зрения как-то рваненько, не соответствует мелодии голоса, ритму голоса. Тут бы кадры подлиннее, тут же красоты, а красоты надо бы дать рассмотреть.

Самый удачный кадр на данный момент это 02:29. Приглядитесь именно тут, в наилучшем варианте использован вертолетик как инструмент.

На 03:04 начинаются как бы интервью. Но они как бы бесполезные и даже вредные. Первое сделано на фоне облупившейся стены, и совершенно непонятно зачем человека снимать по пояс, при это над головой почти треть кадра? Что там ценного в этом голубом небе? Или в кадре ровно столько неба, сколь и серого здания?

Во следующем кадре человек тоже как-то композиционно странно расположен. Что они сказали? Ну первый про пиво, а второй про красоту. Но, разобрать сложно ветер, а видимо микрофона с мехом нет.

Уже сейчас можно сказать, что работа со звуком небрежная. То орет марш, то гудит ветер и шепот героев. Шопот, марш, крик, звук скрипа должны быть примерно на одном уровне.

Тут, я бы хотел отметить, что такие интервью, если планируются в путешествии, то надо начинать так, чтобы первые интервью можно было выкинуть, как неудавшиеся. В данном случае, так как выбрано ограничение для фильма в виде рассказа закадровым голосом, то все интервью можно было выкинуть, тем более, что уже прошло половина фильма, а естественности в интервью тоже нет.

Да, в фильме есть красивые кадры. Правда уже возникает ощущение, что вот эту скалу я видел три раза. Немного утомляет обилие людей с фотоаппаратами в кадре. Все кадры с людьми выглядят построенными неестественно. Вот ощущение, что прямо кто-то диктовал "садитесь вот так, а ручку вот так, и начинайте говорить". Да, а текст был похоже написан на бумажке заранее, и поэтому друзья фотографы немного запинаются и вспоминают продолжение написанного.

Могу ли я на вскидку назвать прекрасный документальный фильм построенный именно в таком стиле «как снимали» / making of?

Да, могу. «Пингвины. Шпион под прикрытием» / Penguins. Spy In The Huddle (BBC, 2013) режиссера Джона Доунера (John Downer). Просто прекрасная идея и отличное воплощении. Фильм как бы и о пингвинах, но по сути-то как снимали. Жаль, что следующие фильмы из серии «Spy In Thу Huddle» уже не получились такими яркими и интересными, но тоже весьма добротными.

А вот этот кадр меня добил своей искусственностью. Ну зачем нужно было заставлять людей садиться в треугольную композицию? Воздаяние классической живописи? Это вот у кого так персонажи сидят по стойке смирно?

О! Я придумал название "Making of Schicotan" / "Как мы снимали Шикотан". По-моему очень по смыслу. Хотя тоже совсем не оригинально. Но, думаю, что смысла дальше смотреть нет. Ну, для меня лично. Скучно. Однообразные красоты, слабые интервью, каких-то конфликтов, драматических ситуаций, перипетий тоже не видно. Хороших шуток юмора не наблюдается.

И музыка однообразная, ее одновременно много и ощущается как однообразная.

А вот про этот кадр и эту сцену я даже говорить не хочу.

А может у меня просто настроение такое? Может друзья вы насладились этим фильмом? Может быть я не прав? Напишите в комментариях.


Игорь Пономарев, творческое объединение "Вечерний Кинозал", клуб "Новый Бродяга»


Клуб "Вечерний кинозал". Режиссура, монтаж, съемка

вконтакте | Конт | на фейсбуке | Дзен | ЖЖ | в одноклассниках

«Хараборский Фестиваль фильмов Грань»

вконтакте | на фейсбуке | Страница фестиваля «Грань» на сайте

Страница Сергея Асауленко вконтакте https://vk.com/id152614792

Ютуб каналы Сергея Асауленко:

«СахСергей» https://www.youtube.com/user/s...

«ФишАйИст» https://www.youtube.com/user/F...

"На краю света: робинзоны Шикотана" (2018, Сергей Асауленко, Южно-Сахалинск)

А этот кадр мне очень нравится и его я хотел бы как некоторый постскриптум вставить.

Кстати! Огромное количество книг о кино https://vk.com/board152343821 выложено в группе "Киномастерская Виктора Васильева", режиссера с более чем с 300 фильмами и моего доброго друга и учителя 

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить