Андрей Наумов: В детстве читал запоем. Эдакий малолетний библиофил-маньяк. В числе самых любимых писателей числил и братьев Стругацких. Симпатии с возрастом менялись. Что-то безнадежно уходило вместе с детством, что-то становилось более важным. Открывал много нового. Но Стругацкие неизменно оставались и важным и заветным. А по одному из фрагментов “Трудно быть богом” я и сейчас проверяю себя: тот я, или уже эмоционально чёрств, глух и мёртв.
В числе самого любимого – уже упомянутые “Трудно быть богом”, “Попытка к бегству”, “Малыш”, “Хищные вещи века”, “Парень из преисподней” и т.п. Друзья подтвердят: знаю дословно, практически наизусть. “Жук в муравейнике”, “Волны гасят ветер” и т.п. несколько разочаровали. Тогда я был уже в состоянии понять, что, при всем очаровании творчества Стругацких, они, всё-таки, не сомасштабны ни Л.Толстому, ни Достоевскому, ни Хэмингуэю. Это понимание и оценка ничуть ни умалило их значение для меня. Их творчество было, есть и будет одним из составляющих фрагментов фундамента моего мировоззрения, моей личности.
А в начале 90-х я с удивлением увидел, как Стругацкие лихо и публично отказались от того, что у меня ассоциировалось с их фамилией. Отказались от своих книг. Из их эпистол, интервью и прочих публикаций того времени со всей очевидностью следовало, что писали они такое исключительно под давлением КГБ и партийных надзорных органов. А итоговая форма получилась именно такой под невыносимым гнетом коммунистических редакторов советских издательств, которому они были не в силах противостоять. Ну, и, конечно, цензуре. Всё это весьма невнятно и неубедительно, хотя и достаточно подробно, иллюстрируется в приложениях к изданному собранию сочинений, которое и сейчас стоит рядом со мной в моей библиотеке.
… Закрыт гроб. Играет музыка… И как это понимать? Перед глазами встает образ проститутки, которая публично кается, что она, мол, не такая. Её такой сделали невыносимые обстоятельства.
Пропадали ли Стругацкие от бескормицы? Нет. Оба они крепкие профессионалы в своих первых “девичьих” специальностях. Их не публиковали? Публиковали обильно. Предьявили ли они после крушения “невыносимого коммунистического ига” что-то существенное из спрятанного “полочного”, подтверждающее всю несправедливость насилия и гонений? Нет. Отказывались ли они от получения премий и постов за свои “поруганные и изувеченные” творения? Нет. Так что образ изнасилованной юной талантливой девы, пошедшей на панель по принуждению, неуместен.
И как к этому относиться? Понимать что-либо вообще я перестал после того, как узнал, что Стругацкие называют фашизмом и вчерашнее социалистическое прошлое и сегодняшнее российское капиталистическое. И сильно мне это напомнило либералистическую дурь и старческий маразм.
Зато теперь я точно знаю, и это официальная позиция самозванцев-Стругацких, что их замечательные книги написаны неизвестными мне умными и замечательно талантливыми сотрудниками КГБ СССР. При квалифицированнейшей помощи вполне и широко известных редакторов издательств.
Герои и идеи замечательных книг всегда со мной. Может быть это и наивно, даже глупо, но я продолжаю сверяться с ними, с этими прекрасными книгами. Они живы. И получают продолжение. Например, совершенно неожиданно для меня, в творчестве Камерона. Творческая группа Аватара плотно поработала с советским литературным наследием. Но я помню: “Не сотвори себе кумира”. А потому позиция Стругацких, публично отказавшихся от своих творений, и, тем самым, совершенно лишивших себя права и позиции авторитета в области духовности и морали, и вся последующая деятельность которых свелась в основном к злобному киданию какашками в то, что я не без оснований считал их гуманитарно-литературным наследием теперь мне не интересна. Отказавшись от своего наследия, от лишились для меня своего авторитета.
Андрей Наумов, 2017
Сообщества "Посмотрел кино и хочу сказать"
Вконтакте | Конт | ЖЖ | на фейсбуке | в одноклассниках
Страница Андрея Наумова на фесбуке https://www.facebook.com/andre...
Оценили 33 человека
50 кармы