Куда уходит фильм? Алексей Никаноров

1 5892

Я прекрасно понимаю, что каждый мой крохотный ролик будет просмотрен только один раз небольшой аудиторией. И мне хочется, чтобы он задержался в памяти зрителей как можно дольше. Время от времени я провожу ревизию художественных и документальных фильмов, просмотренных за пол-года или год. Пытаюсь понять, что не позволило отдельным лентам бесследно улетучиться из головы, чем они меня зацепили, и какие выводы я могу сделать для себя. Сегодня я впервые проделываю это с любительскими фильмами. Сразу оговорюсь, что попал в «Вечерний кинозал» только этим летом, и мне удалось просмотреть далеко не все, что появлялось в кинозале за это время.

Итак, что осталось в памяти, и что я вынес для себя?

Удивительным образом сильнее других меня зацепил фильм «Путь» (2016, Егор Федоров, клуб "Поход-Урал"). Сейчас понимаю, что просматривая его, я отождествлял себя … нет, не с героем фильма, а с человеком, который держит равновесие в самодельных нартах-байдарке, управляет упряжкой, не забывает о том, что на лбу у него камера и при этом размышляет о жизни. Казалось бы, что удивительного в съемке на гоупро? Уже давно все к этому привыкли. Но запомнился именно этот ролик, и возможно я буду долго гадать, почему это произошло и как мне воспроизвести подобное воздействие на зрителя в своих фильмах.

Второе место в моей памяти прочно занял фильм «На краю света: Робинзоны Шикотана» (2018, Сергей Асауленко, Южно-Сахалинск). Сочная съемка острова с коптера и сумах японский оказались маркерами, за которые цепляются и другие эпизоды, вспоминается весь фильм, и… ощущение любви к своему краю. (Герои, говорящие на камеру почти по бумажке, уже вспоминаются милыми чудаками, влюбленными в свой край.)Думаю, в фильме, посвященном какому-то уголку Земли, на стадии съемки или монтажа нужно понять, какие кадры, эпизоды, окажутся ключевыми. И продуманно распределить их по фильму, сделать на них акценты. Передать увлеченность местом, о котором идет рассказ, будет сложнее, но эта неуловимая зацепка явно поймала меня на крючок.

Дальше места по первенству не расставляю, все идет подряд.

«Бегущие по краю. Часть 1: Дмитрий Гирев» — еще один фильм Сергея Асауленко. История каюра не улетучилась, но запомнилась так, будто я ее прочитал в книжке с картинками: история отдельно, картинки отдельно. Есть над чем подумать.

«Kayak Philippines» (2017, Сергей Моренко, клуб «Облака и бабочки») – приятное послевкусие и пара кадров, которые запечатлелись, как фотографии. Я подобные кадры и микросценки использую как переходы между более важными сценами. Наверное, в таком качестве я не должен делать переходы слишком яркими.

«Чалка! Жомболок" (2018, Игорь Пономарев, Катерина Пономарева, Творческое Объединение "Вечерний кинозал") Помню, фильм смотрелся на одном дыхании, но… сегодня памяти зацепиться не за что. Впрочем, если на чистоту, зацепка такая. Кончился один спуск, начался переезд на новое место, и я думал, что сейчас увижу природу, ребят вне стрессовой ситуации. Но как-то быстро начался второй спуск, и мне запомнилось собственное разочарование. Я понял, что сами по себе съемки на гоупро у меня выветриваются быстро и бесследно, каким бы хорошим не был монтаж. Применительно к своим представлениям о хорошем фильме окончательно убедился: на одной динамике и виртуозном монтаже выехать невозможно.

«Катунь и окрестности» (2018, Константин Никифоров). Суслик буквально вытаскивает из памяти ролик. Вспоминается чуть ироничное отношение режиссера к материалу, из которого он создал забавную конструкцию.

Съемки Владимира Гусева создали ощущение, что придет час, и Владимир нас чем-то удивит. Или потрясет. Буду ждать.

«Путорана» (2018, Николай Александров). Хорошие кадры водопадов постепенно стали будто бы повторяться. Для меня это оказалось предостережением. На монтаже я стараюсь, чтобы сцены максимально отличались друг от друга по всем возможным параметрам. Расслабляться нельзя!

«Нет слов, одни эмоции» (2010, Павел Герасимов, Клуб «Новый Бродяга», ТО «Вечерний кинозал»). Интересная конструкция. Приметил ее для себя. Но если буду использовать, то, скорее, в виде короткого фрагмента.

«Испытание Чулышманом» (2014, Николай Бондаренко) В конце фильма, на фоне хорошей пейзажной съемки, прозвучал замечательный монолог. Самые яркие слова из него: «На реке мы живем». Автор красиво и точно описывает, как дышится водникам на реке, как здесь раскрываются люди. Лишний раз убедился: вот об этом-то и надо снимать любительское кино. Вот эти слова и остались в моей памяти от всего фильма!

И я рад, что посмотрел в нашем кинозале профессиональный фильм «Человек, который спустился на лыжах с Эвереста». Брюс Низник, 1975. Дело в том, что я чаще, чем мне бы хотелось, использую закадровый комментарий, считая это вынужденной мерой, костылями. Я понимаю, что у меня нет иного варианта подать материал, и отсутствие выбора, меня тяготит. Фильм Низника показал, что я недооцениваю потенциал закадрового комментария и что к голосу за кадром надо подходить творчески. И, наконец, каким-то непонятным образом фильм Брюса Низника у меня связался с фильмом «Путь» (2016, Егор Федоров, клуб "Поход-Урал"). Есть в них нечто общее, что я попробую осмыслить и перенять.


Алексей Никаноров, творческое объединение «Вечерний кинозал»


Клуб "Вечерний кинозал". Режиссура, монтаж, съемка

вконтакте | Конт | на фейсбуке | Дзен | ЖЖ | в одноклассниках


Страницы Алексея Никанорова вконтакте | Конт | на фейсбуке


Упомянутые фильмы и ссылки на них и обсуждения в сообществе клуб «Вечерний кинозал»

«Путь» (2016, Егор Федоров, клуб «Поход-Урал») https://vk.com/wall-42072148_6...

«На краю света: Робинзоны Шикотана» (2018, Сергей Асауленко, Южно-Сахалинск) https://vk.com/wall-42072148_6...

«Бегущие по краю. Часть 1: Дмитрий Гирев» (2018, Сергей Асауленко, Южно-Сахалинск) https://vk.com/wall-42072148_7...

«Kayak Philippines» (2017, Сергей Моренко, клуб «Облака и бабочки») https://www.facebook.com/group...

«Чалка! Жомболок» (2018, Творческое Объединение «Вечерний кинозал») https://vk.com/wall-42072148_7...

«Катунь и окрестности» (2018, Константин Никифоров) https://vk.com/wall-42072148_6...

«Путорана» (2018, Николай Александров) https://vk.com/wall-42072148_6...

«Нет слов, одни эмоции» (2010, Павел Герасимов, Клуб «Новый Бродяга», ТО «Вечерний кинозал») https://vk.com/video-88203711_...

«Испытание Чулышманом» (2014, Николай Бондаренко) https://vk.com/wall-42072148_6...

«Человек, который спустился на лыжах с Эвереста» (1975, Брюс Низник) https://vk.com/wall-42072148_8...

Невоенный анализ-57. Десять поляков вышли погулять. 27 марта 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Зеленский перешёл границы разумного: Паника американцев теперь стала абсолютно ясна
  • ATRcons
  • Вчера 20:03
  • В топе

Теракт в концертном зале "Крокус Сити Холл" расставил по местам всех игроков на политической арене вокруг России. И это связано с реакцией стран на инцидент, унесший жизни почти 150 чело...

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Обсудить
  • :star: