А что собственно я знаю о произведениях путешественниках во времени или, как сейчас их называют, попаданцах?
Первое что мне приходит на ум это замечательное произведение "Назад в будущее" (1985, Роберта Земейкиса). "Ну так это не книга, а фильм?!" - скажете вы возмущенно. Да, подождите вы, дайте сформулировать мысль. А кроме того, каждый фильм делается на основе сценария, а это извините все-же текст. Почему ж мы можем обсуждать с книгами пьесы Билла нашего Шекспира, который как известно "был веселый малый, и зря бумаги не марал", а вот Боба Земейкиса не можем?
Второе, что немного вообще в сторону, это конечно произведение о благородном доне Румата в произведении Аркадия и Бориса Стругацких "Трудно быть богом", собственно находящегося в темном средневековье, но попавший туда не через время, а через пространство. А какая собственно разница? Просто в континууме (x,y,z,t) выбрана ось х, вместо оси y? Смысл это не меняет.
Кстати, если вы хорошо знаете эти два произведения, то не задумывались ли вы, что они похоже идейно, "события должны идти своим путем, и лучше ничего не менять". При этом, если у Стругацких, главный герой это такой наблюдатель заповеднике для людей. То у Боба Земейкиса, главные герой пытается исправлять проблемы изменения в происходящем вызванные "нечаянным раздавливанием бабочки" им же самим.
Кстати очень добротный фильм "Мы из будущего" (2008, Андрей Малюков) показывает нам героев, которые мелки для каких-то глобальных изменений в истории. Этот фильм меня поразил еще одним подходом, герои попавшие в прошлое, вполне нормальные парни, а не сопли, но в прошлом не сосем геройские, они просто промокли, испуганы и хотят домой. И когда они бегут в бой, им просто страшно. А те героические поступки, которые они делают они делают как бы мелки и незаметны.
В противоположность подходу "как бы чего хуже не стало", или страховому-врачебному "не навредить, пациенту и своему карману" стоят книги, в которых главный герой активный измерятель, строитель, демиург или как там у Льва Гумилева в его антинаучной теории этногенеза, пассионарии.
Несколько лет назад мне попалась книга "Барон Ульрих" (Сергей Мельник). И вот тут-то герой разворачивается, он умело противостоит своим родственникам, его баронской семьи, он начинает активное строительство капитализма, вводит новинки в сельском хозяйстве своих крестьян, формирует мануфактурное производство, создает в средневековье профессиональную армию с солдатами, завоевывает соседей, ну и еще занимается магией. В общем сплошные рояли расставленные под каждым кустом, и в каждом рояле сидит прекрасный бог из машины.
Все это называется фантастикой или фентези. Да, я чувствую формальную разницу, но в современном мире жанр фантастики и фентези настолько переплелись и в произведениях, и в восприятии читателей-слушателей и зрителей, что чаще можно выделить научную фантастику, да и то, там вдруг внезапно возникают какие-нибудь маги и вампиры. Сказочность.
Однако вы согласитесь, что фантастические штучки-дрючки это всего лишь декорации, для того чтобы поговорить о людях, об их взаимоотношениях, об истории.
Кстати, в этом смысле произведения Александра Исаевича Солженицына та же самая фантастика-сказка, где в некоторых околореальных и околоисторических декорациях Александр Исаевич рассказывает свои байки, былины, сказки. Примерно, таким же способом действует и Борис Акуннин (Григорий Шалвович Чхартишвили) в своих приключенческих произведениях. Но, это не мешает некоторым читателям заявлять "я по этим книгам изучаю историю".
А чем собственно это хуже, чем изучении истории США по фильмам Квентин Тарантино? Или реальное изучение России французскими зрителями по фильму "Левиафан" Андрея Звягинцева, кстати сценарий этого произведения просто заимствует реальную историю, правда произошедшую в США.
Но, собственно, чем отличается хорошая книга или кино? А тем что читатель или зритель начинает себя ассоциировать с героями, неосознано или осознано. А у юноши в голове возникнут еще и мысль: "А вот я бы ..."
И именно поэтому активный герой, изменяющий реальность, ну хотя бы в локальном масштабе, хотя бы вокруг себя, намного интереснее, чем постоянно рефлексирующий и сопливый.
Да, в том же прекрасном фильме "Назад в будущее" главный герой действует, придумывает и действует, использует свое знание о будущем. Да и еще меняется. Помните есть такое как дуга характера или арка персонажа? Когда к финалу персонаж меняется внутренне, изменяет свои принципы, или скажем вырабатывает новые принципы. А вот кстати, то же "Назад в будущее" очень полезный для юношества фильм. В нем до героя доходит, что когда тебя хотят взять на слабо, то стоит это заметить, и не поддаваться.
Я каждый год куда-то летаю, а раньше больше ездил на поездах. И вот, то ли в командировке в поля Белгородской области, то ли в на завод в Тамбов, я уж точно не помню, разговорился я с попутчиком. Да так обычной вагонный разговор. И вот, этот попутчик оказался офицером, которого швыряет руководство по все России, по казенным квартирам. А квартиры разные. Но этот офицер выработал для себя простой принцип: "Я не знаю, сколько я проживу в квартире, может два года, а может и меньше шести месяцев. Но, я не хочу жить в дерьме, просто не могу. Так что сразу принимаюсь за ремонт".
Я подчеркну словами из известного и любимого мной фильма "Покровские ворота" вложенными в уста Саввы Игнатьевича "Я как утром встал, сразу за дрель!".
Не ждать, пока наступит тот самый момент, а постепенно и каждодневно менять окружение. Не эти популярные сейчас на западе околопсихологические сопли про выход из зоны комфорта. А прямое и непосредственное действие с теми ресурсами, которые есть сейчас.
Вот таким героем, который наводит порядок и меняет вокруг себя, является и герой книги Зуркова Дмитрия и Черепнева Игоря. Уже писал об этой книге в заметке "Бешенный прапорщик. Зурков Дмитрий и Черепнев Игорь". Где герой попадает во время первой мировой войны. И постепенно, шаг за шагом, наводит порядок вокруг себя, совсем без использования магии или каких-то сверхспособностей. Не потому, что он такой умный и сильный, а потому что он готов гонять себя до седьмого пота, работать и работать. Для меня очень удивительно было увидеть именно такой направленности фантастику.
И вот опят мне повезло. Попалась книга Бориса Царегородцева и Влада Савина "Морской Волк. Российская атомная подводная лодка попадает во времена второй мировой войны.
В каком-то смысле можно ляпнуть: "опять эксплуатируется знание о будущем и привнесение технологий в прошлое". Но, книга опять же о людях, об их страхах, которые навешаны на уши солженицыными, об их представлении о чести, об их представлении о врагах ...
А ведь это немаловажно, кто враг, или что такое враг. Мой друг Пилютин Игорь рассказывал воспоминания о войне свой бабушки: "Фронт катился на запад. С боями. С пленными. А потом мы встретили фашистский концлагерь. И больше пленных мы не брали".
У вас были юношеские представления о кровавой гебне? У меня были. А теперь только жена одного моего друга, дочь профессионального диссидента может орать о кровавой гебне, когда напьется, или заплетающимся языком рассказывать, как она тролила в детстве КаГэБешников. Все знакомые относятся к ней с жалостью, но несколько лет назад просто начали избегать, видимо устали.
А упоминаемая книга, как раз и показывает, что еще какие-то капли ядовитой бредятины о кровавой гебне в головах есть, но они разбиваются о реальность.
Ну, так же можно кричать о душителях свободы полицейских, а потом приползать в соплях "меня ограбили, аплебук, айфона три, ... все что нажито непосильынм трудом". А можно посмотреть как работают в полиции, и становится ясным. Что в основном это та же самая работа как в офисе за компьютером, куча бумаг, куча отчетов, такие же начальники, но при этом ненормированный день рабочий, суточные дежурства как у врачей, и еще могу не пустить в запланированный почти за год и утвержденный отпуск, а потому что некому работать".
Вот я и подумал, что наступило время книг в жанре антисолженицивщина, где отображаемая реальность более реальна, где герои просто люди, с людским отношениям к людям. Но даже в этой более реальной реальности интересно, как они выпутываются из ситуаций, как они принимают решения, как изменяется их отношение к окружению, ... Как постепенно вытираются сопли солженицивщины и подтираются зады от солженицивщины.
Игорь Пономарев, творческое объединение "Вечерний кинозал", клуб "Новый Бродяга"
Сообщество "Беседы о книгах" https://cont.ws/jr/book
Сообщества "Посмотрел кино и хочу сказать"
Вконтакте | Конт | ЖЖ | на фейсбуке | в одноклассниках | Дзен
Подпишитесь еще и на ютуб-канал Игоря Пономарева
Оценил 1 человек
1 кармы