Виталий Товиевич Третьяков: Вот уже десять лет я возглавляю Высшую школу (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова. Поступают на наш факультет, как и на другие факультеты университета, в основном свежеиспечённые выпускники средней школы.
За 10 лет я познакомился с сотнями бывших школьников. И прекрасно знаю слабые (их больше) и сильные (их гораздо меньше) стороны современного школьного образования, которое все эти десять лет продолжали неистово реформировать. Я привык ко всему. В том числе и к тому, что в университете мы вынуждены постоянно восполнять пробелы в знаниях, которые абитуриенты должны были бы получить в средней школе.
А теперь я просто расскажу, что в среду 13 февраля случилось у меня на лекции и что меня, человека опытного и всякое видевшего, потрясло – в буквальном смысле этого слова. Повторяю: потрясло! Я даже дважды на несколько секунд потерял дар речи, чего со мной никогда не случалось ни на одном телевизионном ток-шоу, какую бы ахинею ни несли оппоненты.
Это предисловие. А теперь о том, что произошло.
Я читал вводную лекцию своего курса «Теория телевидения» первокурсникам, то есть тем, кто ещё год назад сидел на школьной скамье и сдавал ЕГЭ. На первом курсе бакалавриата у нас 40 студентов. На лекции присутствовали 28 человек (остальные отсутствовали по болезни).
Упомянув весьма распространённый на современном телевидении так называемый стёб, я сначала перевёл это слово в литературную русскую норму – глумление. А затем привёл самый свежий пример такого глумления, вызвавшего большой общественный резонанс. А именно: мерзкую «шутку» «актрисы», как её называют, из «Comedy Woman» Натальи Медведевой о генерале Карбышеве.
Из-за отсутствия реакции аудитории, я понял, что первокурсники мои не поняли, о чём речь. Я пояснил, подробнее пересказав эту «шутку». Оказалось, что студенты ничего не слышали об этом, что очень странно, так как все они, естественно, постоянно сидят в Сети.
[И.П. Нет ли в описанном факте некоторого непонимания аудитории, которой читается лекция? Ну если никто не слышал приводимого примера, и скорее всего даже не смотрит упомянутый "Комеди Вумен", то может надо было найти другой пример, а не углубляться в копание дерьма?]
Тогда я решил начать с фактов. И спросил: вы знаете, кто такой генерал Дмитрий Карбышев? Молчание.
Я удивился и повторил вопрос в иной форме: поднимите руку те, кто знает, кто такой генерал Карбышев.
Поднялась всего одна (одна!) рука.
На несколько секунд я умолк, после чего кратко рассказал о Дмитрии Карбышеве, начиная с его службы в царской армии и кончая мученической смертью в гитлеровском концлагере.
Студенты слушали и молчали.
Я ещё раз уточнил: разве вам в школе на уроках истории, когда вы изучали Великую Отечественную войну, ничего о генерале Карбышеве не рассказывали?
Ответ меня потряс: нет!
[И.П. А собственно чего тут потрясающего? История Великой Отечественной Войны это не просто сюжеты про героев, история - это любой войны, это в первую очередь предпосылки, которые привели к войне, сложившиеся противостоящие государства и коалиции, цели этих государств, потом уже течение войны, основные битвы и операции, и результаты войны. Не только героях и погибших, не только в экономике стран, но и в сложившейся новой картине противостояния. Да, Карбышев Дмитрий Михайлович, несомненно герой.]
Никто из 28 человек, в том числе и тот студент, который единственный слышал о Карбышеве до вчерашнего дня, не сказал: «Да, рассказывали».
И тогда я автоматически задал другой вопрос: а о генерале Власове вы знаете?
Студенты, обрадованные тем, что они, наконец, могут показать преподавателю и заодно декану, что они всё-таки что-то знают, живо закивали и заговорили: да, знаем!
Вот тут я во второй раз на несколько секунд потерял дар речи…
Итак, молодые люди, в прошлом году закончившие российскую среднюю школу, сообщили мне, что они никогда не слышали о генерале Карбышеве на школьных уроках истории. И что они вообще не знают, кто это такой.
Зато все они знают, кто такой генерал Власов.
Завершаю.
[И.П. Стоп, стоп. А почему собственно информация о предателе Власове А.А. должна отражаться на уровне героя Карбышева Д.М.? И при чем тут школа? Именно выпускники птенцы Виталия Товиевича работают на российском телевидении, да? Это они так отображают историю Великой Отечественной Войны на ТВ?]
На нашем факультете половина студентов москвичи, вторая половина – приехали из разных городов России, включая Сибирь, Дальний Восток, юг и север страны. Многие – из больших университетских городов. В целом – хорошие, сообразительные и любознательные ребята.
[И.П. Мне думается, что вот в этом кусочке содержится одновременно и мягкий пинок студентов, "других не завезли", и в том числе отражение контакта конкретного преподавателя со студентами, понимание их, студентов преподавателем, и понимание студентами своего декана и препода. А дальше это подкрепляется намеками на "ЕГЭ плохое".]
Конкурс для поступления на наш факультет один из самых высоких в МГУ, а это значит, что для поступления к нам нужно иметь очень высокую сумму баллов за ЕГЭ.
Среди ЕГЭ, которые нужно сдать для того, чтобы подать документы на наш факультет, обязателен ЕГЭ по истории.
Подвожу итог: о генерале Дмитрии Карбышеве выпускники российских средних школ не слышали вовсе, а кто такой генерал Власов знают. Все знают.
Вопрос: кто, как и зачем преподаёт в нашей средней школе отечественную историю?
Второй вопрос. Он же последний: какие ещё нужны доказательства, чтобы понять, наконец, что с ТАКОЙ реформой образования пора заканчивать?
Виталий Товиевич Третьяков, декан Высшей школы телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова
Игорь Пономарев: Реформу образования надо продолжать, усиливать и усугублять, а не страдать по старым временам, когда "завозили элитных студентов".
Ну, а теперь мои вопросы.
40 человек группа, прогуливают со справками и болеют 12. В аудитории 28 человек. Да, это просто счастье, для тех кто готов вести диалог с аудиторией, а не просто заливаться соловьем. Вот в зале 60-100 человек уже сложнее не заливаться соловьем, а заставлять студентов и слушателей спорить и задавать вопросы. Почему Виталий Товиевич сорвался в рассказ о герое Великой Отечественной Войны, после того как привел неадекватный=несоответствующий аудитории пример? Почему сразу не перестроился на обсуждение стеба у вДудя? У Дмитрия Юрьевича Пучкова? Да хоть бы и у Навального Алексея? Хотя от молодежи про А. Навального, я обычно чаще всего слышу мем "Тфу на тебя, Алексей Навальный" запущенный Усмановым Алишером Бурхановичем.
Могу поспорить, что в курсе "Теория ТВ" читаемом Виталием Товиевичем Третьяковым слабо рассматривается youtube, netflix, ..., потому что они не по ТВ, а в интернете, так ведь? Однако это явно устаревший подход. Посмотрите показатели к последним видео на ютуб-канале Виталия Тоевича за три недели последних, там все меньше тысячи просмотров. Может там что-то не так?
Процитирую фразу из одной из лекций по курсу "Основы теории и практики телевизионной журналистики":
"Журналистика, это конвейер. На конвейер поступают стандартные детали. И ничего кроме стандартных деталей не может поступать на конвейер"
Ну, в принципе фраза верная, мне конечно хочется придраться, и вставить о кастомизации проводимой в современном производстве на конвейере, но это не важно. Почему собственно стандартные студенты поступающие конвейерным способом на факультет к Виталию Товиевичу его не удовлетворяют? Может что-то в обработке заготовок на его заводе знаний не так налажено? Может стоит задуматься о "реинжиниринге", "обновлении оборудования", "обновлении технологий"?
Нет, ну конечно можно продолжать возмущаться падению образования, клеймить ЕГЭ, кричать о том, что школьники разучились думать и ни черта не знают. А вы, Виталий Товиевич, давно слышали критику?
А вы что думаете, друзья читатели-зрители?
Игорь Пономарев, творческое объединение "Вечерний кинозал", клуб "Новый Бродяга"
Страницы Виталия Товиевича Третьякова
вконтакте | ютуб-канал | на фейсбуке | ЖЖ
Оценили 2 человека
4 кармы