Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Алексей Никаноров. О фильме Ивана Усанова «Катунский заповедник» (2019, Ирбис-фильм)

0 4112

Фильм профессиональный, но не содержит технологий, недоступных любителю. Так что на этой добротной работе есть чему поучиться путешественнику. И хотя я не нахожу в ленте серьезных недостатков, есть моменты, на которые можно взглянуть критически.

Фильм выглядит буквально монолитным благодаря выверенной операторской работе, хорошо озвученному добротному закадровому комментарию, музыке и продуманному монтажу.

Операторская работа и монтаж

Дрон перемещается медленно, съемка идет с нормальным фокусным расстоянием, что сужает угол обзора по сравнению с тем, к чему мы привыкли у любителей, но придает изображению естественность, пластику. Природная наземная съемка часто сделана статичной камерой, либо с деликатным панорамированием со штатива. В результате съемка с воздуха великолепно сочетается с наземной. Более того, в этот ряд гармонично вписывается езда на квадроцикле в местности, где пешком пройти сложно, или на лошади. Это результат сочетания операторской работы с филигранным монтажем: кадры, снятые статичной камерой, перемежаются со съемкой с прыгающего квадроцикла, с лошади, совершенно не нарушая спокойного характера подачи материала, заданного с самого начала. Здесь особенно важна взвешенность, длительность каждого монтажного кадра.

Закадровый комментарий

Фильм держится на добротном, литературном закадровом комментарии. Главную ценность текста я вижу в информации, исходящей от специалистов, которая вбрасывается мелкими штрихами и деталями. Это и особый рацион медведя, и то, как строились мосты и расчищались перевалы, и детали ежедневной работы сотрудников. Именно из таких, казалось бы, разрозненных штрихов постепенно складывается целостная картина. Это верный, но трудный путь сделать зрителя соучастником происходящего, в данном случае — погрузить его в жизнь заповедника. Это то, что особенно ценно в фильме о путешествиях, и чем могут похвастать не многие авторы любительских лент.

Вместе с тем, закадровый комментарий наталкивает меня и на критические соображения. На мой взгляд, часть текста оказалась либо «дежурной», либо слишком литературной, довлеющей над видеорядом.

Начало фильма впечатляет: дрон едва движется над ледником, глубокий баритон гармонирует с музыкой, каждое слово звучит взвешенно, веско, неспешно. За прекрасным художественным вступлением следует большой текст (без которого, по понятным причинам, режиссер не мог обойтись) о том, что примыкает к заповеднику с разных сторон Света, о взаимном расположении различных частей заповедника. Обрисовывается картина, которую человеку стороннему невозможно представить без схемы. Вместо схемы — снова красивая съемка с воздуха, которая не помогает разобраться в сказанном и немного размывает впечатление от вступления. Съемка с воздуха становится главной палочкой-выручалочкой в местах, где под текст трудно найти подходящий видеоряд.

Из-за «самодостаточности» комментария голос за кадром иногда описывает то, что зритель хорошо видит своими глазами. Например, в кадре ветви, нависающие над водой, деревья, подступившие к самой воде, и об этом же нам говорит голос за кадром (03:26). Глядя на водопад, мы слышим слова «…водопады, красота которых очарует самых искушенных путешественников». В данном случае, благодаря профессиональной озвучке и хорошему слогу, это не портит фильм. Но любителю следует осторожно относиться к дублированию «картинки» текстом.

Люди в кадре

Очень важно, что зритель видит и слышит сотрудников заповедника в естественной обстановке. Выигрышно смотрится, когда герой говорит на камеру не остыв после езды на квадрацикле (09:50) или во время ремонта седел (25:00). (Путешественнику следует ловить моменты, когда его товарищи могут говорить на камеру, не замечая ее.) Но больше всего меня подкупила реплика, брошенная с квадроцикла. Машина спускается по очень крутому склону (10:30). Оператор следит за квадроциклом, тот резко останавливается, камера уходит вперед и плавно возвращается к объекту. Я слышу голос водителя «Камень справа!», и я уже там, на Алтае, с этими людьми!

Впрочем, реплики героев, сказанные не на камеру, на мой вкус, слишком коротки и отрывисты. Иногда создается впечатление, что закадровый комментарий как бы выдавливает голоса людей. Например, когда ведущий объясняет, что сотрудники заповедника делятся новостями, а я бы предпочел услышать хотя бы кусочек такого разговора. (Иногда в любительских фильмах встречаются фрагменты разговоров, снятые не профессионально, но погружающие зрителя в фильм.)

Очень взвешенно, не навязчиво и к месту показаны сами путешественники — не сотрудники заповедника. (Любителям в этом плане часто отказывает чувство меры).

Темп и ритм

Ровное изложение фильма, где гармонично сочетаются видеоряд, музыка, голос за кадром, является его достоинством. Здесь время течет неторопливо, как сама жизнь в заповеднике. Но местами мне кажется, что этот монолит было бы неплохо слегка расшатать, где-то заставить зрителя подышать глубже обычного, тем более, что материал содержит сцены, с помощью которых можно было бы усилить его эмоциональное восприятие средствами монтажа. Например, переправа коней через бурную реку (18-00). На экране идут ли кони по тропе или борются с течением — музыка, закадровый комментарий — все течет ровно и смотрится естественно. Но я бы с помощью звукового оформления показал тревогу, которую испытывают если не люди, то уж наверняка лошади перед опасной переправой. А на самой переправе внезапно оборвал музыку. Наложил шум реки, фырканье лошадей и далекий крик коршуна. Постарался бы заставить зрителя сначала затаить дыхание, а потом, когда лошади ступили на твердую почву, вздохнуть с облегчением. А уж после можно продолжать неспешный рассказ.

Буду рад, если мои рассуждения заставят кого-то задуматься о тех китах, на которых держатся хорошие работы. Как бы сильно ни различались удачные фильмы, киты под ними имеют много общего.


Алексей Никаноров, творческое объединение "Вечерний кинозал", СПб



Клуб "Вечерний кинозал". Режиссура, монтаж, съемка

вконтакте | Конт | на фейсбуке | Дзен | ЖЖ | в одноклассниках

Страницы Алексея Никанорова вконтакте | Конт | на фейсбуке | youtube-канал



Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...