О Христианстве и о Церкви Христовой. Святитель Игнатий (Брянчанинов).

21 1242

Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чём состоит Христианство! А это зрелище почти безпрестанно встречают ныне взоры; редко они бывают утешены противоположным, точно — утешительным зрелищем! Редко они могут в многочисленной толпе именующих себя христианами остано­виться на христианине и именем, и самим делом.

Вопрос, предложенный вами, теперь предлагается сряду: «Отчего не спас­тись, — пишете вы, — язычникам, магометанам и так называемым еретикам? между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию! Да! Это противно даже здравому разуму чело­веческому! А еретики — те же христиане. Считать себя спасёнными, а членов прочих верований погибшими — и безумно, и крайне гордо».

Постараюсь отвечать вам в немногих по возможности словах, чтобы много­словие нисколько не повредило ясности изложения. «Христиане! Вы рассуждаете о спасении, а не знаете, что спасение, почему человеки в нем нуждаются, на­конец, не знаете Христа — единственное средство нашего спасения!» Вот истин­ное учение об этом предмете, учение Святой Вселенской Церкви: спасение заклю­чается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род челове­ческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий — разряд существ по­гибших. Погибель — удел всех людей, и добродетельных, и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе! «Сниду к сыну моему сетуя во ад», — говорил святой патриарх Иаков о себе и святом сыне своем Иосифе, целомудренном и прекрасном! Нисходили во ад по окончании земного странствования не только грешники, но и праведники Ветхого Завета. Такова сила добрых дел челове­ческих! Такова цена добродетелей естества нашего падшего! Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческого было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь ещё из высших, но ограниченных и сотворённых существ, — со­вершено было Самим безпредельным Богом. Казни — жребий рода человече­ского — заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменен Его безконечным достоинством. Все добрые дела человеческие немощные, нисходив­шие в ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа на­шего Иисуса Христа. Спросили Господа иудеи: «Что сотворим да делаем дела Божии?» Господь отвечал им: «Се есть дело Божие, да веруете в Того, Егоже посла Он» (Ин. 6, 29). Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера, но вера — дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных Им таинств. Напрасно же, ошибочно вы думаете и гово­рите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви Ветхозаветной и Новозаветной. Церковь всегда при­знавала, что одно средство спасения — Искупитель! Она признавала, что вели­чайшие добродетели падшего естества нисходят в ад. Если праведники Истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святый, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущего Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили в ад, то как вы хотите, чтобы язычники и магометане за то, что они кажутся вам добренькими, не познавшие и не уверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством — верою в Искупителя? Христианин! Познайте Христа! Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть, не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства.

«Мыслим убо, — говорит святой апостол Павел, — верою оправдатися че­ловеку, без дел закона» (Рим. 3, 28). Правда же Божия «верою Иисус-Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия. Вси бо согрешиша и лишени суть славы Божией. Оправдаеми туне благодатию Его, избавлением, еже о Хрис­те Иисусе». Вы возразите, святой апостол Иаков требует непременно добрых дел; он научает, что «вера без дел мертва». Рассмотрите, чего требует святой апостол Иаков! — вы увидите, что он требует, как и все Боговдохновенные пи­сатели Священного Писания, дел веры, а не добрых дел падшего естества на­шего! Он требует живой веры, утверждаемой делами нового человека, а не добрых дел падшего естества, противных вере. Он приводит поступок патриар­ха Авраама, дело, из которого явилась вера Праведника: это дело состояло в принесении в жертву Богу своего единородного сына. Заклать сына своего в жертву — совсем не доброе дело по естеству человеческому: оно — доброе дело как исполнение повеления Божия, как дело веры. Всмотритесь в Новый Завет и вообще во всё Священное Писание: вы найдёте, что оно требует испол­нений заповедей Божиих, что это исполнение называется делами, что от этого исполнения заповедей Божиих вера в Бога делается живою, как действующая; без него она мёртвая, как лишённая всякого движения. И, напротив того, вы найдёте, что добрые дела падшего естества, от чувств, от крови, от порывов и нежных ощущений сердца — воспрещены, отвергнуты! А эти-то именно доб­ренькие дела вам и нравятся в язычниках и магометанах! За них, хотя бы то было с отвержением Христа, вы хотите им дать спасение.

Странно ваше суждение о здравом разуме! С чего, по какому праву вы на­ходите, признаёте его в себе? Если вы Христианин, то должны иметь об этом предмете понятие Христианское, а не другое какое, самовольное или схваченное невесть где! Евангелие научает нас, что падением мы стяжали лжеименный разум, что разум падшего естества нашего, какого бы он ни был достоинства природного, как бы ни был изощрён ученостию мiра, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, пребывает лжеименным разумом. Нужно отвергнуть его, предаться водительству веры: и при этом водительстве, в своё время, по значительных подвигах в благочестии, Бог дарует верному рабу Своему разум Истины, или разум Духовный; этот разум можно и должно признать здравым разумом: он — извещенная вера, так превосходно описанная святым апостолом Павлом во II главе его послания к Евреям. Основание духовного рассуждения: Бог. На этом твердом камени оно зиждется и потому не колеблется, не падает. Называемый же вами здравый разум мы, христиане, признаём разумом столько болезненным, столько омрачившимся и заблудшим, что уврачевание его иначе не может совершиться, как отсечением всех знаний, его составляющих, мечом веры и отвержением их. Если ж признать его здравым, признать на каком-то основании неизвестном, шатком, неопределенном, непрестанно изменяющемся, то он, здравый, непременно отвергнет и Христа. Это доказано опытами. Что же вам говорит ваш здравый разум? Что признать погибель добрых людей, не верующих во Христа, противно вашему здравому разуму! — мало того! Такая погибель добродетельных противна милосердию такого всеблагого существа, как Бог. — Конечно, вам было откровение свыше об этом предмете, о том, что противно и что не противно милосердию Божию? — Нет! Но здравый разум показывает это. — А! Ваш здравый разум!.. Однако ж, при вашем здравом разуме, откуда вы взяли, что вам возможно собственным, ограниченным че­ловеческим умом постигать, что противно и что не противно милосердию Божию?.. Позволите ли сказать нашу мысль? Евангелие, иначе Христово Учение, иначе Священное Писание, ещё иначе Святая Вселенская Церковь открыли нам всё, что человек может знать о милосердии Божием, призывающем всякое умствование, всякое постижение человеческое, недоступном для них. Суетно шата­ние ума человеческого, когда он ищет определить бесзредельного Бога, когда он ищет объяснить необъяснимое, подчинить своим соображениям… кого?.. Бога! Такое начинание — начинание сатанинское! Именующийся Христианином и не знающий учения Христова! Если ты из этого благодатного, небесного учения не научился непостижимости Бога, — поди в школу, прислушайся, чему учатся дети! Им объясняют преподаватели математики в «теории безконечного», что оно, как величина неопределенная, не подчиняется тем законам, которым под­чинены величины определенные — числа, что результаты его могут быть совсем противоположны результатам чисел. А ты хочешь определить законы действию милосердия Божия, говоришь: это согласно с ним, это ему противно! Оно со­гласно или не согласно с твоим здравым разумом, с твоими понятиями и ощуще­ниями — следует ли из того, что Бог понимать обязан и чувствовать, как ты по­нимаешь и чувствуешь? А этого-то ты и требуешь от Бога! Вот безрассуднейшее и вполне начинание гордостное! Не обвиняй же суждения Церкви в недостатке здравого смысла и смирения: это твой недостаток! Она, святая Церковь, только следует неуклонно учению Божию о действиях Божиих, открытому Самим Бо­гом! Послушно за нею идут истинные её чада, просвещаясь верою, попирая кичащийся разум, возстающий на Бога! Веруем, что можем знать о Боге только то, что Бог благоволил открыть нам! Если б был другой путь к Богопознанию, путь, который мы могли бы проложить уму своему собственными усилиями, — не было бы даровано нам «откровение». Оно дано, потому что оно нам необхо­димо. Суетны же и лживы собственные самосмышления и скитания ума чело­веческого!

Вы говорите: «еретики те же христиане». Откуда вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по край­нему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а Святую Веру христианскую не отличить от чада клятвы богохульной ереси! Иначе рассуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительные муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их бого­хульном учении; Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, заражённый страшным недугом ереси — душею, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелию. Ересь — грех ума, более грех диавольский, нежели человеческий; она — дщерь диавола, его изобретение, — нечестие, близкое к идолопоклонству. Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь злочестием. В идолопоклонстве диавол принимал себе божескую честь от ослепленных человеков; а ересию он делает слепотствующих человеков участниками своего главного греха — Бого­хульства. Кто прочитает со вниманием «Деяния соборов», тот легко убедится, что характер еретиков — вполне сатанинский.

Он увидит их ужасное лицемерие, непомерную гордость, увидит поведение, составленное из непрерывной лжи, увидит, что они преданы различным низким страстям; увидит, что они, когда имеют возможность, решаются на все ужаснейшие преступления и злодеяния. В особенности замечательна их непримиримая ненависть к чадам истинной Церкви и жажда к крови их! Ересь сопряжена с ожесточением сердца, со страш­ным помрачением и повреждением ума, упорно держится в заражённой ею душе, и трудно для человека исцеление от этого недуга! Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святого: она или хулит догмат Святого Духа, или действие Свя­того Духа, но хулит непременно Святого Духа. Сущность всякой ереси — Богохульство. Святой Флавиан, Патриарх Константинопольский, запечатлевший кровию исповедание истинной веры, произнёс определение поместного Констан­тинопольского Собора на ересиарха Евтихия в следующих словах: «Евтихий, доселе иерей, архимандрит, вполне уличен и прошедшими его действиями и на­стоящими его объяснениями в заблуждениях Валентина и Аполлинария, в упор­ном последовании их Богохульству, тем более, что он даже не внял нашим со­ветам и наставлениям к принятию здравого учения. А потому, плача и возды­хая о его конечной погибели, мы объявляем от лица Господа нашего Иисуса Христа, что он впал в Богохульство, что он лишён всякого священнического сана, нашего общения и управления его монастырём, давая знать всем, кто от­ныне будет беседовать с ним или посещать его, что они сами подвергнутся отлу­чению». Это определение признано всею Церковью, подтверждено Вселенским Халкидонским Собором. Ересь Евтихия состояла в том, что он не исповедовал во Христе по воплощении двух естеств, как исповедует Церковь, — он допускал одно естество Божеское. Вы скажете: только!.. Забавен по недостатку истинного знания и горько жалостен по своему свойству и последствиям ответ некоторого лица, облеченного сего мира, святому Александру Патриарху Александрийскому об арианской ереси. Это лицо советует Патриарху сохранять мир, не заводить ссоры, столько противной духу христианства, из-за некоторых слов; пишет, что не находит ничего предосудительного в учении Ария, некоторую разницу в обо­ротах слов — только! Эти обороты слов, замечает историк Флери, в которых нет ничего предосудительного, отвергают Божество Господа нашего Иисуса Христа — только! Ниспровергают, значит, всю веру христианскую — только! Замечательно: все древние ереси, под различными изменяющимися личинами, стремились к одной цели: они отвергали Божество Слова и искажали догмат вопло­щения. Новейшие наиболее стремятся отвергнуть действия Святого Духа: с ужасными хулами они отвергли Божественную Литургию, все таинства, все, все, где Вселенская Церковь всегда признавала действие Святого Духа. Они назвали это установлениями человеческими, — дерзче: суеверием, заблуждением! Конеч­но, в ереси вы не видите ни разбоя, ни воровства. Может быть, единственно поэтому и считаете её не грехом? Тут отвергнут Сын Божий, тут отвергнут и похулен Дух Святый — только! Принявший и содержащий учение Богохуль­ное, произносящий Богохульство не разбойничает, не крадёт, даже делает доб­рые дела естества падшего, он прекрасный человек! Как может Бог отказать ему в спасении!.. Вся причина последнего нашего недоумения, так как и всех прочих, — глубокое незнание Христианства.

Не думайте, что такое незнание — маловажный недостаток! Нет! Его след­ствия могут быть гибельны, особливо ныне, когда ходят в обществе безчислен­ные книжонки с христианским заглавием, с учением сатанинским. При незна­нии истинного христианского учения как раз можете принять ложную, Бого­хульную за истинную, усвоить её себе, а вместе с нею усвоить и вечную поги­бель. Богохульник не спасётся! И те недоумения, которые вы изобразили в письме вашем — уже страшные наветники вашего спасения. Их сущность — отречение от Христа! Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православ­ной Церкви..; изучите в святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют Христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и Христианство. Прежде, нежели придёт грозный час, в который вы должны будете предстать на суд пред Богом, стяжите оправдание, подаемое Богом туне всем человекам при посредстве Христианства.

[Настольная книга священнослужителя. Том I, стр. 675-679. Издательский отдел Московского Патриархата, 1992].

А точно надёжно?

Благорастворение и расслабляющая убеждённость «Фигня всё! Невозможно шатануть! Наверху не дураки сидят!» И, что закономерно, - пассивность на этом фоне нормальных людей.Может быть, доро...

Теория эволюции Дарвина - недиспутабельная догма современной академической науки и самый главный миф современной цивилизации

Почему эволюционизм несовместим с христианствомСборник докладов научного семинара «Гипотеза эволюции: мифы и факты», прошедшего 29 марта 2018 года в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых г...

Гуляй, рванина: как одесские чиновники сбегают оторваться за границу

Богдан и говорит: «Пойдешь со мной в субботу в Ибицу?». Арина, конечно, для приличия поломается, такая: «Ой, даже не знаю, сегодня еще только четверг. Да и с утра в субботу будем делать...

Обсудить
  • В таком случае, я действительно не христианин, а последователь Учения Исуса Христа.
  • Этот труд называется Еретики и он приведён не полностью, опущены два абзаца, в свете нынешней политики Московской Патриархии, которые являются крамолой, и православные христиане не должны этого знать.  Вот эти слова не вошедшие в ваш пост:   "Достигли в отшельничестве сильнейшей бесовской прелести Франциск д"Асиз, Игнатий Лойола и другие подвижники латинства (по отпадении Западной Церкви от Восточной), признаваемые в недре его святыми. «Когда Франциск был восхищен на небо, – говорит писатель жития его, – то Бог Отец, увидев его, пришел на минуту в недоумение, кому отдать преимущество, Сыну ли Своему по естеству или сыну по благодати – Франциску». Что может быть страшнее, уродливее этой хулы, печальнее этой прелести?! 5. 69     О еретиках воспрещено молиться, как бы о членах, принадлежащих к Церкви; почему и вынимать о них частицы, как изображения участия в Церкви, – не должно; молиться же о обращении их – можно. Имеющий своего мертвеца – о нем плачет, о нем молится. Заключенные в темницу преступники не могут принимать на себя ходатайства о других преступниках. Господь есть Любовь и столько желает спасения всех, что мы и постичь не можем. Предоставим этой Любви спасение наше – и всех, а с своей стороны постараемся о том, что зависит от нас – об очищении себя. 6. 159  (Святитель Игнатий Брянчанинов)" https://cont.ws/@re1x4fhvvh6j4/654457
  • ++++ :thumbsup: Спаси Господь, Ириночка!