Дело святого Сергия живёт и побеждает

71 12117

Святой преподобный Сергий Радонежский, пытаясь уйти от мира, основал свой скит в непроходимом лесу. Но Бог решил, что молитвенное уединение – не его судьба. Очень скоро уединённый скит превратился в оживлённый монастырь, управление которым пало на плечи святого Сергия. Однако авторитет его оказался намного шире рамок одного монастыря и даже рамок всей Русской православной церкви. Сергий Радонежский стал народным русским святым. Причём непререкаемым авторитетом во всех (тогда ещё разделённых и часто враждовавших) русских княжествах он был уже при жизни. В двадцатом веке святым признали преподобного Сергия также католики и англичане (уникальный случай, после Великого раскола).

Уже при жизни Сергия называли игуменом земли Русской. Павел Флоренский именовал его Ангелом-Хранителем России. Эти формулировки очень точно определяют дело всей жизни преподобного Сергия, его божественное предназначение.

Святой Сергий является духовным собирателем русского народа. Его подвижничеством были заложены основы русской духовной культуры, до сих пор объединяющей нас. Под его руководством выковывался русский характер.

В вышедшей в 1980 году статье «Эхо куликовской битвы» Лев Николаевич Гумилёв писал: «На Куликово поле пришли рати москвичей, владимирцев, суздальцев и т.д., а вернулась рать русских, отправившихся жить в Москву, Владимир, Суздаль и т.д. Это было началом осознания ими себя, как единой целостности – России». Думаю, что Лев Николаевич был не совсем прав: верно ухватив суть явления, он сместил его хронологию. На самом деле это на Калку пришли рати киевлян, черниговцев, галичан и т.д. Потому они оттуда и не вернулись. Пока на Руси мыслили категориями Мстислава Владимировича Храброго, князя Черниговского (брата Ярослава Мудрого), который говорил после битвы при Листвене: «Как не радоваться! Вот лежит северянин, вот варяг, а дружина своя цела», не были возможны ни победы над Ордой, ни осознание русского единства.

Учитывая, что северяне – славяне, населявшие территорию от Чернигова, до Брянска и Рязани, а дружина Мстислава имела в своём составе значительный контингент приведённых из кубанских степей ясов и касогов, трудно назвать этого князя печальником земли Русской. Но таковы были, за редким исключением, большинство князей до Дмитрия Донского. Больше всего их интересовало получение, удержание и расширение своего удела, а также продвижение вверх по удельной лестнице.

Вряд ли бы Донскому удалось не то, что победить на Куликовом поле, но даже просто вывести туда рати всей русской земли (включая дружины братьев великого князя литовского Ягайла – союзника Мамая), если бы осознание русского единства не было усвоено населением отдельных княжеств задолго до исторической битвы. То есть, сама битва на Куликовом поле состоялась и была выиграна только потому, что туда уже пришли «русские, жившие в Москве, Владимире, Суздале и т.д.». Олега Рязанского летописец обвиняет в предательстве именно как русского. Вассал Орды – великий князь рязанский Олег своего сюзерена не предал – на Куликово поле к Дмитрию Донскому его войска не пришли, более того, он обещал соединиться с Ягайло и Мамаем для совместного удара по полкам Дмитрия Донского (хоть это обещание и не выполнил). Но с точки зрения русского единства Олег – предатель, ибо будучи русским князем выступил против русского дела.

Так вот, то, что на Куликово поле явились рати, осознающие своё русское единство было полностью заслугой святого Сергия. Несколько десятилетий до этого эпохального события он внушал князьям, боярам, дружинникам и простому народу мысли о том, что в разных княжествах живёт единый русский народ, с единой судьбой и общими интересами. Великий авторитет святого Сергия сделал эту мысль для его современников неоспоримой истиной. Так что он по праву считается духовным отцом современной русскости.

Но преподобный Сергий оставил нам ещё одну традицию – священной войны за правое дело. Если на Западе папы благословляли крестовые походы, как борьбу за дело веры и церкви, то святой Сергий благословил Дмитрия Донского на подвиг защиты русского народа. Для той эпохи благословение Сергия было революционным событием. Православная церковь считала любую войну грехом и требовала от участников любого похода покаяния по его окончании, накладывая на них епитимьи.

Сергий же сломал эту традицию, придав своим благословением походу Дмитрия Донского статус богоугодного дела. Более того, Сергий благословил на участие в битве Александра Пересвета и Андрея (или Родиона) Осляблю. Причём благословил их оставаться в иноческом сане, а ведь инок не мог брать в руки оружие даже для самозащиты. Однако святость подвига во имя защиты народа сломала все правила. Кстати, Пересвет в миру был брянским боярином, а Ослябля боярином любутским. То есть оба происходили из Брянского княжества, которое мало того, что входило в свое время в состав Черниговской земли – удела Ольговичей, традиционных соперников правивших Москвой Мономашичей, так оно к моменту Куликовской битвы уже несколько десятилетий (с 1356 года) было под контролем Литвы. То есть, иноки, из боярских родов, служивших врагам Московских князей, чьи родовые земли находились в составе враждебного Москве Великого княжества Литовского, вопреки всему идут воевать на стороне Москвы. Что ими двигало, если не внушённое Сергием осознание русского единства!

Сегодня дело святого Сергия вновь актуально как никогда. Ибо значительная часть русского народа отреклась от своей русскости, почувствовала себя нерусскими, пытается создать новую «европейскую» традицию и причислить себя к ней. И точно так же, как во времена преподобного Сергия, война становится объединяющим русских делом. Только на этот раз война прошлая. Память о Великой Отечественной войне, о великом подвиге народа, который сложился из отдельных подвигов наших отцов и дедов – последнее, что объединяет расколотый русский народ. Даже язык уже не является символом единства. Русскоязычные русофобы – расплодились не только на Украине и в прочих сопредельных государствах, но и в самой России они встречаются. Однако даже среди них далеко не все осмеливаются отказаться от памяти о подвиге дедов и прадедов, победивших в самой страшной войне в мировой истории.

Пока память о народном подвиге жива, пока это не воспринимается новыми поколениями, как красивая легенда из далёкого прошлого, есть шанс на возрождение русского единства. Поэтому враги России и русского народа прикладывают максимум усилий для борьбы с памятью о Великой Победе в Великой войне, пытаясь умалить, опорочить Победу или вовсе заявить, что «это была не наша война».

К счастью в наше время тоже встречаются подвижники. Один из них Владимир Васильевич Березовский. Человек мог бы давно отдыхать на заслуженной пенсии, но проблема распада русского единства и необходимости борьбы за его восстановление не даёт ему покоя. Он сумел сплотить вокруг Международного центра «Святые Лавры Руси Православной» депутатов и космонавтов, священников и чиновников, генералов и адмиралов, журналистов, артистов и общественников. Под духовным руководством наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария центр осуществляет проекты, направленные на реанимацию в памяти народной идеи общерусского единства на основе единства нашей Православной Церкви, три из пяти наиболее чтимых лавр которой (включая старейшую Свято-Успенскую Киево-Печерскую) находятся сегодня за пределами русского государства и испытывают усиливающееся давление дерусификаторов и борцов с каноническим православием.

Но главным делом центра и Владимира Березовского мне представляется идея посадки Садов Мира и Памяти. Первоначально она заключалась в том, чтобы высадить на местах наиболее памятных битв и в города-героях Великой Отечественной войны 27 миллионов деревьев, по числу погибших в войне наших соотечественников. Однако позднее пришло понимание, что нет смысла ограничиваться ни в вопросе о числе деревьев, ни в привязке Садов к событиям войны. По всей территории России и в каждом из постсоветских государств живут семьи, потерявшие в той войне своих родственников. Ни одной нет, в которой кто-нибудь из близких не погиб бы. Память о войне должна присутствовать везде, где есть русские люди.

Поэтому сады высаживаются везде, от Санкт-Петербурга до Кубани и от Сибири до Белоруссии. Без копейки государственных денег, исключительно благодаря энтузиазму подвижников идёт незаметная, но очень нужная работа. Мы когда-нибудь умрём, за нами уйдёт и следующее поколение, а Сады Памяти будут ежегодно расцветать на одной шестой части суши. Жители самых разных уголков нашей и соседних стран, живущие в разных климатических условиях, принадлежащих к разным культурам, будут в самых разных городах и регионах встречать такие же Сады Памяти, как в своём родном городе. Даже не зная подробностей той войны (не все интересуются военной историей) они будут знать, что миллионы деревьев, которые они повсеместно встречают – символ миллионов не вернувшихся с войны их предков, чей героизм обеспечил создание мира, в котором они живут. Также они будут знать, что Русская земля заканчивается там, где заканчиваются Сады Памяти. Даже если где-то говорят по-русски, а память предков, победивших в войне и сохранивших Русский мир не чтят, то русских там нет.

Отрадно, что в большинстве случаев инициатива находит понимание и поддержку местных властей, без деятельного участия которых было бы трудно обеспечить выделение земли под Сады Мира и Памяти. Федеральный научный центр им. И. В. Мичурина помогает саженцами, а в этом году взялся создать специально для Садов памяти сорт яблони «Благодатное кольцо». Творческая группа «Русская сирень» собирается создать сорт сирени «Благодатное кольцо».

Как во время святого преподобного Сергия Радонежского духовное движется об руку с мирским, восстанавливая народное единство. Неважно где, неважно как, важно деятельно чтить память о великом подвиге предков и озаботиться передачей этой памяти следующим поколениям. Только так мы можем восстановить и упрочить русское единство и, сохранив память о всех полях русской ратной славы от Куликова и до наших дней, быть достойными продолжателями дела святого Сергия, Дмитрия Донского, иноков Пересвета и Ослябли и тысяч безвестных русских воинов, которые туманным утром 8 сентября 1380 года готовились вступить в страшный бой не за отдельное княжество, но за всю Русскую землю, и, по благословению святого Сергия, победить.

https://anna-news.info/delo-sv...

Путин! Прекрати!

В канун Нового года в Евросоюзе Путин совсем распоясался! Прибалтику заметает и заносит. В декабре - снег и мороз! Где это видано?  Правительство Латвии объявило даже конкурс на самое удивленное ...

Украинским гражданам: испытывая брезгливость к мерзости

Никто из нас не идеален, и иногда мы совершаем или совершали поступки, которыми совсем не гордимся. Но почти у каждого человека есть черта, которая во многих моментах сходится даже у вр...

Россия может напасть

Россия может напасть. Так уже второй месяц визжат в истерике западные пропагандистские агитки (а других СМИ там уже давно не осталось). На кого напасть? А, главное, зачем нам это надо? Мышление...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: На ПОДВИЖНИКАХ ДЕРЖИТСЯ РОССИЯ!
  • Ну и я внесу свою лепту...как сподвижник и собиратель русских людей, там где они нужнее всего...В России... ---------------------------------------------------------------------- Объявление...Важно. ------------------------------ Отправил письмо Президенту по почте, месяца полтора назад. Зарегистрировано, пришло несколько уведомлений, ответ и всё в таком духе. Но канцелярично, сухо. Поэтому прошу распространить эту идею, всеми журналистами и блогерами. На телепепедачах и дисскусиях, у Соловьёва к примеру. Очень и очень кратко...смысл моего послания Президенту. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Русские граждане (русские, татары, удмурты, карелы и так далее) проживающие в республиках Средней Азии, Грузии, Армении, Азербайджана, имеющие троих и более детей, должны быть немедленно вывезены в Россию, с бесплатным предоставлением жилья, за счёт государства, для этого никаких денег не жалко и их у нас много, и те несколько миллиардов долларов, которые будут потрачены на наших людей, это ничто, между тем как русские люди, это Наше Бесценное Состояние. Что делать с русскими людьми, у которых два или один ребёнок, оставшиеся в этих недружественных нам республиках... А ничего, просто рожать, до трёх детей, после чего им автоматически, предоставляется бесплатное жильё в России, Таким образом, мы организуем беспрерывный конвейер, по производству русского населения там, и которое по достижении, "трёх детей", будут в России с жильём и гражданством. Это Стимул для них...ДА... Консульским работникам и посольству России в этих республиках, работать по этому направлению, с русским населением, перепись, учёт и так далее. ------------------------------------ Эту идею, надо довести до Правительства и Президента обязательно, уверен, она интересная и их обязательно заинтересует. И скоро в Сибири города будут строить, с жильём, инфраструкторой. ------------------------------------- С позволения автора...
  • врт прочитал про Олега, знал конечно про это со школьных лет, а подумалось о другом - как-то не складываются у меня отношения с носителями имени Олег, так и жди подвоха. И ведь нге единожды проверено. Никого не хочу обидеть, просто мне такое такое выпало.
  • Даждь ми слово, Слове Божий, во отверзение уст моих, и уясни ми язык, Милостиве, и не поминай грехов моих множества, да, Твоею благодатию наставляемь, возмогу пети преподобнаго Твоего Сергия. Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас.
  • Будем жить.