В России впервые термин «русофобия» был произнесен князем Вяземским при его ответе на критику нашего государства французским писателем Астольфом де Кюстином в книге «Россия в 1839 году».
Петр Вяземский утверждал, что «после падения монгольского ига и быстрого укрепления Руси, в Европе стало складываться ощущение восточной границы Запада, за которой находится таинственный чужой, а русофобия стала складываться как большой идеологический миф».
Ключевые основы этого мифа актуальны и сегодня, что может говорить либо о том, что он базируется на каких-то фактах, либо о том, что он наоборот не имеет к ним отношения и представляет собой нечто более глубокое – схему восприятия себя, своих цивилизационных границ и геополитических соперников, характерную для западного мира.
В 2016 году швейцарский журналист Ги Меттан выпустил книгу «Запад – Россия: тысячелетняя война». Меттан прослеживает предпосылки и факты русофобии, начиная с XV-XVI века, с момента объявления России себя преемницей Византии и Третьим Римом. После церковного раскола 1054 года, западное католическое духовенство и политики того времени строили свой нарратив войны вокруг противостояния с Византийской Империей, принявшая православие Москва унаследовала ненависть Запада к исчезнувшей восточной империи.
В 1812 году появилась весьма пристрастная политическая фальшивка (на французском языке), под названием «Завещание Петра Великого». В ней описывалось, что преемники Петра должны, согласно тайной стратегии, проводить экспансионистскую политику с целью установления Русского мирового господства; непрерывно воевать; вмешиваться во внутренние дела и конфликты Европы; стравливать окружающие страны между собой.
Фальшивка оказалась живучей и вирусной, и по сути, современная, придуманная на Западе теория «рашизма», приводит примерно те же самые тезисы, только переиначенные под современный коленкор.
????В 1849 году впервые была издана книга австрийского дипломата, посла габсбургского двора, барона Сигизмунда фон Герберштейна «Записки о Московии», став на Западе бестселлером.
????Россия предстает в ней отвратительным местом, в котором зимой люди умирают от лютого холода, а летом от страшного зноя. Плоды на деревьях невкусные, рыба слишком мелкая, огромное количество медведей частично обучено плясать, частично страдает от голода, забирается в дома, чем пугает хозяев, которые пытаясь убежать от них, умирают вне дома от холода самой страшной смертью. Этот текст приобрел большую популярность в западной Европе и стал основным источником русофобских мифов на долгое время.
В 1814 году, после победы над Наполеоном и заграничного похода русской армии, главной фигурой, которая связывалась с Россией, стал казак. Их представляли, как «не имеющих человеческого облика существ, покрытых длинной бородой, одетых в шкуры медведей, с ожерельями на шее, состоящих из человеческих ушей, которые смотрят налитыми жестокостью глазами».
????Отдельного внимания заслуживает миф о России как варварской, нецивилизованной, азиатской Империи, тяготеющей к рабству. Практически идентичные вышеперечисленным тезисы перешли в XX век, кочуя от Геббельса к Черчиллю, незначительно изменив колорит во время холодной войны (например, рабы превратились в «совков»).
????При использовании нарратива как оружия, для того, чтобы смыслы оживали и расцветали, росли, их необходимо сажать в уже заготовленную почву, в контекст, связанный с коллективной (или персональной) нарративной идентичностью. Западному обывателю, по сути, вдалбливают веками одно и тоже. Реакция на нас сегодня – закономерность, доведенная атакующим воздействием нарратива войны от неприязни до откровенной ненависти.
Эти же лекала используются на Украине, их же транслируют наши «внутренние русофобы». Но про это подробнее в следующей части.
Оценили 3 человека
4 кармы