«Мы - добрые пастухи. Мы бережем стадо. Наверное, это уже немало. Но только не надо обманываться самим и обманывать других. Никогда все люди не станут Иными. Никогда мы не откроемся перед ними. И никогда не позволим людям построить более-менее приличное общество. Капитализм, коммунизм… дело не в этом. Нас устроит только мир, в котором люди будут озабочены размером кормушек и количеством сена. Потому что как только они вынут голову из кормушки, оглядятся и увидят нас – нам придёт конец.»
Сергей Лукьяненко «Сумеречный дозор»
Однажды в чате моих одноклассников возникла дискуссия об ослаблении конкуренции в экономике России после ухода множества иностранных компаний. Высказывались опасения, что снижение соревновательности приведёт к падению разнообразия и качества товаров и услуг. Это напомнило мне о том, в каких представлениях об экономике продолжает жить большая часть людей. В частности, что «экономика – это про конкуренцию». И я понял, что созрел для серьезного и большого разговора об экономике и её реальной роли в нашей жизни. Сразу предупреждаю, букв будет очень много, ибо копилось весьма продолжительное время.
Давайте начнём с моего любимого, с определений и терминов: «Экономика – это сфера деятельности человека, связанная с обеспечением его материальной жизни.»
Есть у некоторого человека жизнь и материальную часть этой жизни надо обеспечивать. Вот это и есть экономика. А то, какой именно жизнью человек живет, какие у него интересы и цели – это вообще совсем не экономика. Если, к примеру, речь идет о том, чтобы человек не умирал с голоду, а полноценно питался, то это вопрос экономический. А если вопрос об эстетическом или вкусовом разнообразии (то самое, знаменитое, число сортов колбасы), то это вообще совершенно не экономика, а идеология.
Как правило, мы редко задумываемся о том, что наши желания сформированы идеологией. Мы полагаем, что всем людям нужно одно и то же (плюс-минус небольшие поправки на географию и культуру) и это представление проецируем с себя любимых. Но, это серьезное заблуждение. Например, питание очень сильно зависит от идеологии. Есть целые страны, живущие без употребления мяса. Есть страны, где употребление алкоголя находится под строгими запретами. Есть страны, где не принято готовить и питаться дома.
К чему я всё это? К тому, что прежде чем кидаться решать экономические вопросы, надо четко разложить вопросы идеологии и понять, для чего нам это вообще нужно? К каким именно целям мы идём, принимая некую идеологию? И, возможно, есть другие пути достижения искомых результатов.
Однако, именно этого в общественной дискуссии наблюдается очень мало. Наоборот, если не считать обсуждений патриотической направленности пробужденных началом СВО, то главная муссирующаяся тема – это вопросы экономического роста. Складывается ощущение, что этот экономический рост и есть главная забота человечества. Остальные заботы или незначительные или опосредованно тот же экономический рост.
О чём мы думаем, говорим и заботимся? Как найти работу. Как заработать денег. Как сохранить деньги, имущество. Куда тратит деньги правительство. Почему на здравоохранение начали выделять меньше средств. Как отдохнуть в Анапе дешевле чем в Турции. Как продать двухкомнатную так, чтобы хватило на трёхкомнатную. Почему так подорожала обувь. Где купить недорогую и неядовитую мебель. И так до бесконечности: и в личных вопросах, и в международных. Как так получилось, что подавляющая часть нашего внимания сконцентрирована на экономике? Нормально ли это? Куда это нас ведёт?
Зачем мы всем этим заняты? Живём, учимся, работаем для чего? Мы рождаемся совершенно беспомощными существами, почти ничего не можем сами. Первые годы за нами нужен беспрерывный уход и контроль. Так много усилий для того, чтобы мы смогли самостоятельно начать обучаться. Потом ещё десяток лет школы и только после этого мы в состоянии заняться самой простой работой чтобы обеспечивать себя необходимым и выжить. Может быть ещё учеба и все равно работа чтобы существовать. Много работы – большая часть времени бодрствования.
Семья, дети, продолжение рода. Ещё больше работы и усилий. Кормить надо несколько ртов. Их надо учить, воспитывать, растить. Чтобы они тоже… туда же…
Да, есть типа альтернатива: как-то срубить бабла и перестать работать. У меня есть такие знакомые. И это очень не глупые люди. У них есть время, которое можно посвятить чему-то кроме работы и заботы. Но, я не вижу ничего, о чём можно рассказать.
Давайте представим, что конкретно у Вас денег стало очень много. Что Вы будете делать? Понятно, что отдадите долги. А затем: квартира, машина, дача – это раз? Ну, купили. Ну, обставили. Ну, здоровье подправили насколько это возможно. Оделись, обулись. Полежали на пляжах полгода, ладно – год. Ага, ну бизнес начать можно. Хотя зачем, денег ведь и так много? А если не про зарабатывание, то бизнес – это жуткие психологические нагрузки и куча разнообразных проблем. Благотворительность? Ну, натворили благ. Насеяли доброго вечного и убедились, что большинство убогих и беспомощных счастливы в своей убогости и беспомощности. Что ещё? Творчество? Так там талант нужен. Если он есть, то он уже реализовывается вне зависимости от количества денег. А если нету, то зачем этот позор? Все равно хочется себя показать и чужого внимания получить? Остается политика, но это совсем для небольшой группы людей, которым власть ценнее родной мамы. Другие там не выживают, за крайне редким исключением.
Так что, если у отдельного человека (семьи) вдруг денег становится сильно больше, чем надо – это внезапно приводит тому, что никакого реального плана жизни попросту нет. Это особенно хорошо видно в случаях внезапных выигрышей в лотерею. Международная статистика на эту тему говорит, что более 2/3 людей, получивших большой выигрыш, не в состоянии им грамотно распорядиться. В лучшем случае, такие люди быстро теряют полученные средства. А в худшем случае, их жизнь быстро заканчивается. Например, в семье безработных Мухаметзяновых из Уфы, получивших в лото Бинго почти миллион долларов в 2001-м году, супруга скончалась от пьянства через пять лет после «счастливого» случая. Остальная семья ещё жива, хотя трудно назвать счастливой жизнью затворничество, пьянство и игроманию у мужа и двух сыновей.
Если мы перейдем от частных вопросов к общественным, то обнаружим совершенно аналогичную историю. Есть замечательные примеры аж целых стран, на которых внезапно сваливалось невиданное богатство. И не менее примечательные последствия этого изобилия, очевидно демонстрирующих вредность легких заработков даже для государства. Чтобы не касаться дискуссионных аспектов современности, вспомним про аномальный приток золота из Нового света в Испанию после открытий Колумба. Денег у Испании оказалось так много, что стало проще все товары покупать в других странах. И это напрочь разрушило всё собственное производство. Последствия ощущаются до сих пор, хотя прошло уже несколько веков.
Да и сегодня мало что поменялось в этом смысле. Если мы зададим правительству вопрос, что станет важным в общественной жизни страны, когда все экономические вопросы решатся – то ответа не будет. Ведь для того, чтобы он случился, нужно понимать цель жизни общества. А именно эта тема полностью закрыта. «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.» (ст.13.п.2. Конституции РФ). Но, беспокоиться тут нечего, ведь экономические вопросы у нас не решатся никогда. А значит, и правительству и людям всегда будет о чём беспокоиться и не забивать себе голову какими-то странными вопросами о том, кто мы такие и зачем мы тут. Ведь гораздо проще и безопаснее активно бороться за улучшение своего материального проживания. «Что тут думать? Прыгать надо!»
А я всё же предлагаю подумать.
Например о том, что в мировом ВВП сельское хозяйство (производство продуктов питания) занимает 3-4%. А это цифры близкие к статистической погрешности, хотя речь идёт о самом главном материальном обеспечении жизни людей. Понятно, что ещё есть производство энергии для обогрева и охлаждения, транспорт и одежда. Но, если быть честными, то большая часть мирового производства – это создание продукции совершенно не обязательной для жизни людей. И, при этом, в мире голодает более 10% населения. Удивительно, не так ли?
С точки зрения экономики история человечества делится на три этапа.
Первый - Охота и собирательство. Тогда люди жили небольшими племенами и вели кочевой образ жизни. С нашей современной точки зрения жизнь тех людей была очень сложна и опасна. Она представляется нам безостановочной работой по добыванию себе пропитания и ужасных условиях жизни совершенно без удобств. И это совершенная неправда.
Человек того времени работал намного меньше, чем мы сейчас. По разным оценкам его рабочий день составлял вряд ли более 4 часов в день. Нам трудно это представить, но когда на всей планете жило тысяч сто человек, то охота и рыбалка были предельно простым занятием. Те, кто бывал в регионах с малым количеством людей (Крайний Север, Дальний Восток), видели это наверняка.
Кочевой образ жизни диктовал несколько условий. Минимум вещей, только самое необходимое для жизни: оружие, простая утварь, одежда вся на себе. Очень мало детей. Их было трудно защищать, малые дети медленно двигаются, на себе таскать можно одного максимум. И универсальность производства: каждый член племени умел всё, что необходимо для жизни. Специализация была минимальная и, в основном, естественная. Мужчины больше охотились, женщины больше возились с детьми. Излишков производства (то, чего не нужно самим) было очень мало и их некуда было девать. Торговли не было, племена мало соприкасались друг с другом. И очень редко эти контакты были мирными.
Люди очень быстро взрослели и очень рано осваивали всё, что необходимо для жизни. Средний срок жизни также был невелик. Большая детская смертность, много гибло от хищных зверей. И старикам не место в кочевом племени. По сути, вся экономика была такова: сам добыл/сделал – сам употребил. Всё очень просто, даже примитивно. Но, очень надёжно. Сам себя не подведёшь.
Нужно понимать, что в жизни человека экономика занимала важное, но не главное место. Было много свободного времени, которое человек тратил на изучение мира вокруг себя, на передачу знаний и умений другим людям. Человек сам решал, как ему жить.
Второй этап экономической истории – Сельское хозяйство. По официальной версии истории, 12 тысяч лет назад племена людей стали переходить от кочевого образа жизни к оседлому. Люди вдруг занялись сельским хозяйством. Не станем сейчас разбирать причины произошедшей аграрной революции. Отметим, что это далеко не такой естественный процесс, как нам представляется по школьным учебникам.
1. Сельское хозяйство требует большого количества знаний. Нужно понимать, что, в какой последовательности и с какой скоростью делать. Когда сажать, когда поливать, окучивать и т.п. Эти знания и умения нужно передавать потомкам.
2. Сельское хозяйство требует орудия труда. Их нужно изготавливать, хранить, ремонтировать. И эти умения тоже надо передавать потомкам.
3. Непрерывная добыча пропитания сменяется цикличным производством. Требуется создавать запасы продуктов и обеспечивать их сохранность. Необходим учёт. Для этого нужны счёт и письменность.
4. Большая часть сельского хозяйства подразумевает оседлый образ жизни. А это резкий рост населения. Детей много, нужны работники. Но, это требует инфраструктуру: дома, амбары, планирование. Нужно строить и передавать эти знания потомкам.
Вопреки устоявшемуся представлению жизнь человека не стала однозначно лучше, чем была. Да, комфорта в ней прибавилось. Но и работы стало гораздо больше. В определенные периоды (посевная, уборка урожая) человек работал всё время, когда не спал.
Главное, что человек стал производить больше, чем мог потребить сам. И, за счет этого избытка, появилась возможность содержать тех, кто не занимался производством. Появилась элита. Она и забрала себе все преимущества этого способа хозяйствования.
При этом почти каждый человек по-прежнему всё умел и делал сам. Объём знаний вырос, но он был под силу среднему человеку и передавался в полном объёме. Экономика была такова: семья вырастила/произвела. У неё забрали излишки в пользу элиты и остальное она сама потребила.
Жизнь человека стала определена заранее и привязана к месту рождения и циклам производства. За человека многое стала решать элита. Экономика в жизни стала занимать больше места. Посвятить время изучению себя, мира и общению человек мог только иногда (например: зимой).
В течение многих тысячелетий жизнь человека оставалась совершенно неизменной. Почти все люди продолжали жить также, как и их предки: обрабатывая землю примитивными способами и выпасая скот. Однако, около 500 лет назад начался период, именуемый как эпоха великих географических открытий. Следует обратить внимание, что развитие мореплавания произошло потому, что появились целый ряд технических приспособлений и знаний (компас, астролябия, секстант). Также, именно к этому моменту огнестрельное оружие начало понемногу вытеснять холодное. Именно тогда и началась научно-техническая революция. Некоторое количество людей из элиты сумело создать некоторые устройства и приспособления, кардинально изменившие возможности человека в материальном мире.
Начался третий этап экономической истории – Разделение труда. Оно начиналось постепенно, с появления ремесленных гильдий. Когда выяснилось, что десяток сапожников могут производить намного больше обуви, если разделят процесс на стадии и каждый будет делать только свою часть. Один – каблуки, второй – пряжки, третий – подошвы и так далее. И только последний – соединять всё вместе. Резко возрос объем производства всех товаров и услуг. У человека появилась ярко выраженная специализация.
Второе очень существенное явление этого экономического этапа – это широкое распространение денег. Человеку, который живет сельским хозяйством и почти всё необходимое производит себе сам, деньги почти не нужны. Только изредка кузнецу заплатить (и то, можно натурой). А вот в современном мире разделенного труда без денег даже шагу не ступить. Торговля и финансы стали важнее производства.
Жизнь человека перестала принадлежать самому человеку полностью. В целях получения специализации человек проходит обучение в учебных заведениях (школа, техникум, ВУЗ), где ему формируют картину мира удобную для элиты. Без специализации не выжить, нельзя встроиться в сильно разделенные цепочки производства.
Главным условием для материального существования человека становятся деньги. Без них невозможно получить необходимое материальное обеспечение. Подавляющее большинство людей живут в городах, оторванные от возможности безденежно добыть самое нужное - еду.
Итак, совершенно очевидно, что на каждом последующем этапе экономического развития последовательно:
1. Увеличивается количество людей. От ста тысяч на всю планету во времена первобытно-общинного строя до миллиардов сейчас.
2. Индивидуальное свободное время человека сокращается. Имеется в виду время, которое совершенно свободно для изучения мира вокруг и себя самого.
3. Зависимость человека от общества растёт. В первобытно-общинном строе человек был абсолютно самостоятельной единицей. Семья – могла отделиться от племени и основать своё племя практически в любой момент. Сейчас человек не имеет самостоятельности вообще. Если он отделится от общества и попытается жить самостоятельно, его ждет катастрофическое падение уровня материальной жизни. Не факт, что выжить вообще удастся. И осознание этого удерживает человека в обществе лучше любых цепей.
4. Контакт человека с природой сокращается. Главное в этом вопросе: контакт с реальностью. Большая часть людей живет сейчас в совершенно вымышленной реальности, не представляя себе элементарных вещей.
5. Неизмеримо вырос комфорт жизни. И, соответственно, резко упала приспособляемость.
6. Сильно увеличилась продолжительность жизни и сильно замедлилась скорость взросления. Если считавшемуся почти стариком кардиналу Ришелье было «едва ли более тридцати шести – тридцати семи лет» на момент осады крепости Ла-Рошель, то сейчас в таком возрасте у многих мужчин на уме лишь компьютерные игры.
Ещё раз кратко: По результатам экономического развития людей стало очень много. При этом, каждый человек почти утратил возможность к самоосознанию и осознанному выбору, но сильно приобрел в комфорте. Ничего не напоминает? Разведение скота в комфортабельных коровниках с мойкой и автокормилками, например? В наиболее продвинутых коровниках и кино с зелёными альпийскими лугами показывают и музыку классическую включают. Говорят, сильно надои растут.
И, при этом, нам постоянно говорят, что экономику надо развивать дальше. Скажите, кому это выгодно? Не из того, что нам рассказывают, а на самом деле?
Исходя из того, чему нас учат в школе, мы пребываем в уверенности, что наша цивилизация в целом развивается. То есть, вот раньше было всё такое примитивное, а потом – всё лучше и сложнее. И так постоянно и в одну сторону. Теория эволюции опять же говорит об этом и наука всё расширяет и углубляет. Вот только реальная жизнь говорит о том, что всё далеко не так просто и очевидно.
Пытливое изучение истории за пределами школьного курса приводит к любопытным открытиям. Оказывается были в истории человечества эпизоды, сильно отличающиеся от медленного неуклонного поступательного движения из примитивизма в прогресс. Например, в районе 3000 лет до н.э. целый перечень народов и стран пережил внезапный взлёт технологий, экономического и социального развития. Это и всем известный Египет на Ниле и Шумерское царство в междуречье Тигра и Евфрата, цивилизация Хараппы в долине Инда и Сарасвати и китайское царство Хуан-Ди на реке Хуанхе и другие, менее известные народности. Что характерно, все эти цивилизации (расположенные друг от друга на весьма приличном по тем временам расстоянии) практически одновременно начали развивать однообразные ремесла (керамику, простую металлообработку, строительство кирпичной кладкой и пр.) и однотипное ирригационное сельское хозяйство. К этому также все они внезапно создали у себя однотипную систему мер и весов и ещё все заимели письменность и счет. Начали строить города с водопроводом и канализацией по геометрически правильным планам. Появились календари, законы и две ветви власти: царская и религиозная.
И всё это благополучие просуществовало практически везде менее тысячи лет. В районе 2200 года до н.э. почти всё и везде было заброшено. И, в той или иной степени все вышеупомянутые цивилизации исчезли, за исключением древнего Египта. Хотя и он пережил катастрофическое столетие между Древним и Средним царствами (с 2137 по 2040 годы до н.э.).
Нужно принять во внимание, что переход от обычного земледелия к ирригационному сопровождается, в первую очередь, большими сложностями и усилиями. Нужны соответствующие инструменты, их надо придумать и изготовить. Нужна серьезная координация действий большого числа людей и это не так просто, как сейчас, когда есть универсальный мотиватор в виде денег. И, наконец, нужны серьезные познания во многих вопросах от календарей до географии. И всё это до того, как получится первый большой урожай, выращенный по этой методике.
Массовое распространение стандартов мер, весов, чисел и письменности и даже единых форм керамической посуды (!) на больших территориях выглядит тоже более чем непростой задачей при отсутствии современных нам методов коммуникации и транспорта. Размеры стран в сотнях и даже тысячах километров делают это не просто затруднительным – невозможным. Но, тем не менее, это имело место и длилось в активной фазе около 600 лет (с 2800 по 2200 годы до н.э.). А потом прекратилось на очень долгий срок. Вполне достоверно зафиксирована деградация жизни. Ирригация была заброшена, начались неурожаи и люди стали переселяться в другие места, где вновь строили кривые хибары и лепили разномастную посуду.
Исследования Вавилова выявили, что первичными очагами сельского хозяйства были вовсе не долины рек, а предгорья и плоскогорья. Именно там искусственное выращивание сельскохозяйственных культур было возможно при наименьших трудовых затратах. Однако, расцвет цивилизаций третьего тысячелетия до н.э. произошел именно в долинах крупных рек. И для этого большое количество людей переселилось с плоскогорий вниз. И это тоже отдельная и непростая задача – переселение массы народа со строительством новых городов. И всё это произошло, как нам рассказывают историки, само по себе или по религиозным причинам.
Однако, есть и совсем иная точка зрения на вышеописанные процессы. И она мне кажется куда более логичной и последовательной. Это предположение, что человеческими племенами, жившими довольно примитивной жизнью, начали управлять некие неизмеримо более развитые существа. Люди, столкнувшиеся с теми, кто знал и мог чуть ли не всё, стали называть их богами. Что, кстати, хорошо согласуется с массой легенд о том, что знания дали людям именно боги.
Управление боги осуществляли со своими, только им известными целями. Однако, можно косвенно проследить, что снабжение людей знаниями и технологиями осуществлялось не просто так. Поскольку созданные богами ветви власти (управления) занимались сбором податей в разных формах. Тут можно только гадать, зачем богам было нужно какое-то зерно в промышленных количествах. Но, это и не принципиально. Гораздо важнее то, что цели были и они были совершенно не человеческие. При этом, людям какие-то сказки, конечно, рассказывали. Ну, например, про то, как хорошо они будут жить в царстве мертвых после смерти, если сейчас будут как следует впахивать под палящим солнцем Египта. (Кто сказал про счастливую жизнь после погашения ипотеки?)
Вероятно, именно это и парило людей в древнем Египте. Ну, там насколько приличный дом в городе мертвых они смогут построить для своей семьи. Или чья мумия получилась более качественной по сравнению с соседями. Вот только кого и к чему это приблизило? И особенно после того, как боги свои цели достигли и бросили заниматься всеми этими цивилизациями примерно в 2200-м году до н.э.
Впрочем, есть также версия, что вовсе не бросили. А перешли к другому способу нашего «доения». Наши коровы, к примеру, тоже не особенно замечают, что у них что-то отнимают, когда мы берем их молоко. Даже наоборот, им это облегчение. Никогда не слышали, как мается недоенная корова? Вот и я говорю, слишком далеко мы ушли от природы.
Ладно, коровы не самый идеальный пример. Мы ж их забиваем потом на мясо. А вот кошки. Кошки ведут себя так, будто совершенно уверены, что человек им служит. Создает для них приятные пространства, кормит, гладит и убирает. Но, мы то знаем, что кошки служат нам. Ну, чем-то вроде поглотителя плохого настроения. Погладишь мурлыку и легче на душе. Казалось бы, тонкие материи, но ведь это для нас.
А чем являются «тонкие материи» для тех богов, что учили наших предков письменности и земледелию? Может целенаправленные мысли, эмоции и переживания людей – это как раз самое ценное, что мы можем дать богам? Тогда наша современная цивилизация прекрасно для этого годится. Нынешние телекоммуникации позволяют синхронизировать миллиарды людских сознаний в единый поток. А какие мощные научились создавать стимулы для переживаний! Спортивные состязания, кинокартины, новости. Азарт, восторг, ужас! Можно, конечно, посмеяться над такими ценностями. Но, это будет смешно только с нашей точки зрения. Как, вероятно, смешно кошкам, когда мы ценим их мурчание.
Считаете, что не может быть ситуации, когда к малоразвитому народу прибывают высокоуровневые персонажи и организовывают прибыльное производство чего-то, что самим аборигенам и в голову бы не пришло? Да ладно! А как же страны запада, которые вывозили кучу своих заводов в страны Азии и Африки весь конец 20-го и начало 21-го веков? Где-то из-за экологии, где-то из-за дешевой рабочей силы. Так что, это более чем реально.
Однако, всё это было бы просто любопытным разглагольствованием, если бы не вопрос: «Кто мы и для чего мы тут на самом деле?» Мы выполняем чьи-то чужие цели или свои собственные? А кто нам рассказал о том, какие цели наши? А точно ли безостановочное развитие экономики и разнообразие всяческого потребления входит в наши собственные цели или может быть пора остановиться и серьезно подумать? Ведь, как уверял товарищ Ницше: «Тот, кто знает, «зачем» жить, преодолеет почти любое «как»».
P.S. И ещё небольшая мысль вдогонку. Период расцвета цивилизаций третьего тысячелетия до н.э. составил около 600 лет. Период глобализации мира, который принято отсчитывать с начала Великих географических открытий, тоже как раз около 600 лет набрал. Это если взять с систематических плаваний португальцев вдоль атлантического побережья Африки в 1418 году. И как-то сильно похоже, что богам такая глобализация больше не нужна.
Оценили 11 человек
15 кармы