Буржуа без капитала. Часть 3. Голливуд и комиссия Мак-Карти

Итак, старая русская интеллигенция сгорела в Гражданской войне, рассеялась по заграницам. Сгинула! На ее месте видим новых людей с совсем иным мировоззрением. Вчерашних местечковых евреев... И русских крестьянских детей, выказавших не меньшую способность к учению, не меньшее упорство в овладении искусством и науками, нежели их "Богоизбранные" сверстники. И Русская Революция, что рождалась в таких муках, жертвах и уродствах, дала поразительно красивые и обильные всходы. Оказывается, революцию действительно стоило совершить, и Освобожденный Труд творил чудеса. Новое, советское кино - целая эпоха в мировом синематографе. Новая живопись и литература. Передовая технологическая империя. Колоссальная советская наука, выход Человека в Космос - впереди были огромные свершения и победы... Но в самом начале сего триумфального пути за семью морями случилось иное событие. Оно изменило судьбы тысяч людей, мировоззрение миллионов... А семью десятками лет спустя обрушило Великий и Могучий Советский Союз. Событие сие называлось Голливуд. Поразительно, сколь часто люди не умеют связать воедино те вещи, единство коих не вызывает сомнения у сколь-нибудь внимательного наблюдателя. Вот такая, всеочевидная, но никем не замечаемая связь имеется между головокружительной карьерой звезд Голливуда и большевистской революцией в России. Ничего удивительного здесь нет. Мировая буржуазия потерпела в Советской России зело чувствительное поражение. И верно оценила вклад прогрессивной интеллигенции в сие поражение. Бедный поэт из парижской мансарды, оказывается, имел для политики куда большее значение, нежели его жалкий гонорар. Мирные, безобидные люди Богемы оказались для Хозяев Жизни куда опаснее самых кровожадных террористов. Почему вдруг? Потому что Люди Искусства: художники, литераторы и прочие, создают общественное мнение и все мировоззрение народа. Кто владеет умами - владеет миром! Держать поэта в нищете и голоде оказалось глупостью несусветною: голодный поэт сразу начинает делать революцию! Урок был горек, но выводы надлежащие сделаны. Токмо исправлять дело начали не с поэтов и не в Париже... Итак, в начале 1920-х в США началась знаменитая Эпоха Джаза... и синематографа. Последний, едва родившись, ещё немой, стал Фабрикою Грёз и единственным утешением обездоленных. И сразу вослед, точно мановением руки, изменилось общественное положение Людей Кино. Это было неожиданно... и неестественно! Возвышение (и обогащение) киношников, прежде всего актёров и актрис, приключилось вовсе не самопроизвольно, не стихийно и не путем изменения общественного сознания. Просто актёры и актрисы вдруг стали получать сказочные гонорары. Притом, что всего десятилетие назад лицедеи были самым, что ни есть, социальным дном. Само слово «актриска» было вежливой заменою слова «проститутка». В начале ХХ века возвыситься и разбогатеть можно было единственным путем: чрез политику или бизнес... И вдруг появилось кино! И в первых строках списков богатейших и самых влиятельных людей Америки «угольных королей» и «железнодорожных баронов» сменили те, чьим единственным капиталом было умение кривляться перед кинокамерой. Чарли Чаплин, Мэри Пикфорд, Бастер Китон... Единовременно с огромными гонорарами на них обрушилась и всемирная слава. (Заметим, искусственная слава, сотворённая, большей частию, газетной рекламою!) Сия всемирная слава и у самого обладателя, и у кинозрителей создала совершенную иллюзию небывало высокого социального статуса. В воображении обывателя, ежели Чарльза Чаплина в газетах поминают столь же часто, что и президента Ф.Д. Рузвельта - он и есть столь же влиятельный, аки сам президент. Обывателю и в голову не придёт, что газетная реклама не имеет ничего общего с подлинным влиянием, подлинной властью и социальным статусом. Что любая Звезда Экрана остаётся послушной игрушкою Кинокомпании. И что весь заоблачный «социальный статус» может быть уничтожен по единому щелчку пальцев. Газетной статейкою «нехорошего содержания», или, того хуже, полным умолчанием и забвением. И что мало кому известный сенатор, или средней руки миллионер, газетами вовсе не упомянутый, имеют премного более власти и влияния. Следовательно, и премного высший социальный статус – оттого, что это его собственные статус, власть и влияние. А буржуазия в очередной раз похвастала редкостным умением: махом единым убивать сразу двух зайцев. Прежде всего, был укреплён и, так сказать, «творчески развит» важнейший изо всех мифов капитализма, основополагающий: «Сказка о Золушке». Простаки очень быстро вымерли на Американском континенте. Кто выжил - упорно отказывались верить, что «каждый чистильщик сапог может стать миллионером». Голливуд придал старой сказке новое звучание. Оказывается, для славы, власти и богатства совсем не нужен стартовый капитал весом в один миллион! Достаточно научиться кривляться перед объективом, как Чарли Чаплин, или соблазнительно улыбаться, как Мэри Пикфорд. А какая женщина не актриса в душе!

...И второй подстреленный заяц – подкуп творческой интеллигенции. Оную убедили, что сотрудничать с буржуазией, проституировать убеждениями – дело выгодное и стоящее. Что гонорар в долларах премного больше, нежели утерянная совесть. Исчисления в долларах вовсе не имеющая. Строптивым же дали понять, что противиться Власти и Деньгам дело небезопасное, и последствия зело неприятные. Но киношниками не ограничились. Кино, оно хотя и «Важнейшее из искусств» © В.И. Ульянов-Ленин – однако не единственное. И все-таки, именно литературе и публицистике принадлежит первенство в формировании мировоззрения людей. Кто владеет умами, тот владеет миром. Мировой Капитал не пощадил усилий, дабы скупить, приручить и запрячь в повозку свою всех Пегасов планеты. На поэтов и прозаиков, в большинстве своем голодных и нищих, пролился дождь златой – такой же, что и на людей кино. Писательские гонорары выросли во много крат. Учреждены особые писательские премии. Зело престижные и денежно весомые: Пулитцеровская, Нобелевская по литературе и т.п. Вослед за литераторами к богатству и славе потянулись музыканты. Технический прогресс сказался на музыке (и прежде всего, на материальном достатке музыкантов) самым благоприятным образом. Развитие индустрии грампластинок позволило тиражировать воспроизведение музыки миллионы раз, без ограничения. Точно так же, как это приключилось с «самодвижущимися картинками», синематографом. А еще ранее – с книгопечатанием. Теперь одноразовое выступление гениального музыканта, записанное на граммофоне, можно было скопировать миллионы раз. (И продать с такой же прибылью, как если бы сам музыкант дал миллионы концертов!) Сие не токмо обогатило сказочно музыкальных импресарио и фирмы-производители грампластинок, но ещё и дало возможность подкупать людей искусства неслыханно щедрыми гонорарами. Сплав техники и искусства создавал новую реальность. Благодаря сему ХХ век оказался столетием невиданного расцвета всех искусств, включая зарождение новых, ранее немыслимых. Одновременно взаимоотношения Человека Искусства и общества обрели совершенно новое качество. В том числе, и в смысле политэкономии. Ранее мы рассматривали интеллигента, как некоего «неполноценного мелкого буржуа». Который сам и пользуется теми средствами производства, что наличествуют в его частной собственности. Но он «неполноценен» в том смысле, что стартовый капитал (промышленный, торговый, земельный, денежный) ему не нужен. Его капитал – это он сам! Его творческие способности, накопленные знания и деловые качества. Но вот она, новая реальность, сотворённая прогрессом техники. Прежде всего, прогрессом в средствах копирования и распространения произведений искусства. По сумме извлекаемой (из собственного капитала, т.е. мозга интеллигента) прибыли, настоящий Мастер, гений искусства, уже никак не мог считаться «мелким» буржуа. А уверенно входил в когорту средней и даже крупной буржуазии. Входя в новую социальную среду, впитывая её повадки, уклад жизни и способ потребления, бывший Гений внутренне перерождался (разлагался). По мировоззрению становясь стопроцентным капиталистом. С его стяжательством, хищничеством и всеми прочими пороками. Экономически бессмысленно и просто глупо пытаться подкупить всё население планеты. В конце концов, надо ведь кого-то эксплуатировать и грабить! Но Власть и Деньги верно определили самый опасный для них – но единовременно самый слабый, тонкий… и самый продажный слой населения. Который, собственно, всё и решал. Людей искусства. Тех, кто владеет умами, кто творит общественное мировоззрение и созидает новые, невиданные миры в умах людей. С точки зрения спасения буржуазии, это был гениальный ход! Она подкупила, похитила у Человечества его интеллигенцию! И токмо благодаря сему избежала напророченной гибели и выиграла для себя драгоценный ХХ век.

Пока что интеллигенция видела токмо пряник (голливудские гонорары и славу)… И кнута настал черёд! Среди «очкариков-ботаников» нет-нет, да и встретятся строптивцы, или попросту недогадливые, кто слишком всерьёз воспринял светлые идеалы юности. На таких-то нужен кнут. Он и был: знаменитая Комиссия сенатора Мак-Карти! Опять-таки, всеми историками неверно понятая и недооценённая. Маккартизм вовсе не был «спонтанной реакцией буржуазных кругов на социальный прогресс». На самом деле это было осознанное, так сказать, плановое, заранее предусмотренное мероприятие по загону Пегаса в стойло. Окончательное приручение и порабощение творческой интеллигенции. Всем труженикам пера, кисти и смычка был предоставлен чёткий и вполне однозначный выбор: либо работа на благо капитализма (деньги, слава, роскошь и власть) – либо тюрьма, нищета и забвение.

Зело уместно здесь упомянуть скандальный эпизод из деятельности комиссии Мак-Карти. Именно, изгнание Чарльза Спенсера Чаплина из США в 1957 году. Мало, какой уважающий себя историк синематографа обойдет вниманием сию историю. Но зело поучительно, что все токмо описывают событие – не стремясь докопаться до сути оного. Никто не пытается ответить на главный вопрос: «Почему? Отчего именно его решили изгнать?» Обвинён в «подрывной деятельности против США и коммунизме»... Хотя он, наверное, последний из американцев, коих можно обвинить в ущербе собственной стране. Немного сыщется, кто принес больше пользы Америке, нежели Чарли Чаплин. Его биографы, в пылу восторга восклицая: Чаплин-де: «Создал Америку, или хотя бы придал ей тот вид, который она и сейчас имеет», – они ежели и преувеличивают, то не слишком. Но вот заподозрить Чаплина в коммунизме возможно лишь в стадии сильного наркотического опьянения. Он ведь не токмо гениальный актер, но один из самых успешных бизнесменов синематографа. И что, миллионер Чаплин будет бороться за социальное равенство?! И, добавим, за конфискацию с коллективизацией лично ему принадлежащей киностудии? Что за бред! Да, в военные годы он выражал симпатии к СССР и призывал помочь нам, чем только возможно... Но ведь всем понятно, что делал это не как коммунист, а как еврей. Токмо в нашей стране видя спасителя от смертельной опасности, нависшей над племенем иудейским. Да, творчество его посвящено «маленькому человеку»... Но к «маленькому американцу» взывают все сто процентов американских политиков, не исключая крайне правых. Так что здесь Чаплин не оригинален. По своему классовому положению и по убеждениям он был в лучшем случае, «бледно-розовым» и не более левым, нежели Франклин Делоне Рузвельт, президент США и Спаситель Капитализма в одном лице. Так почему, все-таки, наказали именно его, менее всех виноватого? Это даже на «маниакальную подозрительность» Иосифа Сталина не спишешь. Ибо достоверно известно, что лично он в комиссии Мак-Карти не заседал. Сие невозможно объяснить ничем иным, кроме логики террора. Умышленной и целенаправленной программы устрашения и порабощения творческой интеллигенции американскими спецслужбами. Точно так же действовали гитлеровцы на оккупированных территориях СССР. Ворвавшись в какой-либо населенный пункт, они первым делом зверски умерщвляли нескольких человек, совершенно случайных и ни в чем пред ними не провинившихся. Точно так же, добавим, наша доблестная российская полиция мучает и убивает совершенно случайных людей, заранее зная, что подлинный преступник гуляет на свободе. Ведь понятно, что истинное предназначение российской полиции это вовсе не учреждение правопорядка, а именно устрашение народных масс. Наиважнейшим инструментом политического террора есть именно его «случайность», не избирательность. Каждый, кого надобно устрашить, призадумается: «Уж, если с невиновным так зверски обошлись, что будет со мной, виноватым?» Поэтому изгнание Чарли Чаплина это вовсе не ошибка, не случайность - и даже не плод коллективного умопомешательства всего состава комиссии Мак-Карти. А итог тщательного и кропотливого отбора кандидатур. И ежели целью маккартистов был именно террор, то вряд ли они смогли бы сделать лучший выбор: они добились максимального эффекта минимальными издержками. Репрессии их обрушились на человека всемирно известного, увенчанного легендарной славою, любимца миллионов. А с другой стороны, как сказано, «бледно-розового и чуть-чуть левого», почти ни в чем не виноватого. Понятно, что сие скандальное событие стало мировой сенсацией номер 1. СМИ разнесли весть о ней по всей. Благодаря чему получен эффект устрашения максимального числа людей. Притом, заметим, безо всяких усилий и издержек со стороны американского правительства. Журналисты на всех пяти континентах кипели негодованием от возмутительной выходки правительства США, которое покусилось на «самого Чарли Чаплина»... Им и в голову не могло прийти, что именно сие от них и требуется. И что их сделали невольными пособниками Федерального Бюро Расследований. Благодаря именно этому террор маккартистов обрел действительно всепланетный размах. Миллионы интеллигентов по всему миру были возмущены... и запуганы одновременно. Наивная публика отчего-то уверена, что тягость наказания непременно должна соответствовать тяжести преступления. Ежели невиновного так жестоко наказывают, что будет с виноватым? «Они не пощадили самого Чарли Чаплина - что со мной-то будет!» Именно та психологическая реакция, которая и требовалась. Учитесь, господа, Большой Политике!?

Истины ради, следует сказать, что Власть и Деньги стреножили и запрягли не токмо тех, кто созидает общественную мысль, но и само общество. Вероятно, что Моментом Истины здесь стало образование «первого на немецкой земле государства рабочих и крестьян». Германской Демократической Республики, то, бишь. Всемирная Буржуазия почти что, смирилась с наличием СССР. Россия - страна дикая и нищая, Бог с ней. Вшивая Румыния с Болгарией тоже мало, кого волновали. Но в начале 1950-х коммунистический жизненный уклад избрали такие передовые и развитые европейские страны, как Польша, Венгрия, Чехословакия... и, страшно сказать, Восточная Германия! Да, сама Германия, локомотив и главный оплот капитализма в Европе!! «Нездоровый пример» подан и Германии Западной, и Франции, и Великой Британии. Оттого решено было не жадничать и поделиться с низами хотя бы крохами праздничного пирога. На Западе начинается образование Золотого Миллиарда - естественно, за счёт дальнейшего обнищания стран Третьего Мира. Благосостояние народных масс США, Западной Европы и Японии растёт. В начале 1950-х покинул Европу извечный спутник её, Голод. Сразу вослед за этим упал «градус левизны» и революционные настроения трудящихся масс. Одно дело: бунтовать из-за нищеты и голода - и совсем другое, из абстрактного чувства Всемирной Несправедливости. Тогда же начинается массовая автомобилизация Запада, поначалу микролитражными машинками и трёхколёсными «кабиненроллерами» – а затем всё более солидными произведениями автопрома. Жизнь европейца насыщается бытовой техникой. А в сознание всё более внедряется культ потребления, гедонизм. Человек Разумный потихоньку вырождается в Потребителя.

Поражает контраст между мировой литературой первой половины ХХ века (и, тем более, XIX столетием) и временем после 2-й мировой войны. Ушёл в небытие Драйзер, свёл счеты с жизнью Хемингуэй. Навечно умолкли братья Манн, не слышно язвительного Чапека… А смена не пришла!!! Их великое дело осталось без наследников. Человечество не стало счастливее, мир не стал безопаснее, разумнее и добрее к Маленькому Человеку. Богатые не перестали грабить бедных, генералы не прекратили убивать невинных. Повсюду несправедливость, нищета, войны. Шла великая драма Человечества, Холодная война меж старым и новым миром. Ещё всё на кону, весы Фортуны ещё колебались. Сама История затаила дыхание: «А может быть, у большевиков получится? Может, удастся обустроить жизнь Человечества на новых, разумных и добрых началах?». Никогда ещё не была столь острою нужда в правдивом слове литератора, кинорежиссёра, художника – но молчат великие Музы. Молчат именно, когда надобно кричать. Судьбу великого противостояния решал не «последний батальон», а последний солдат того батальона. И ещё никогда не была столь весомою значимость Творческих Личностей – захоти, хоть один из них сказать слово Правды. Может, это спасло бы дело. Но увы… табуны несостоявшиеся Диккенсов и Бальзаков паслись на одном лугу антикоммунизма. Гонорары считали да ломали голову над важнейшим вопросом современности: «Форд», или «Опель» в кредит взять? А вместо гневного крика Муз, одно чавканье.

Дальше была агония... Террор маккартистов, соединённый с банальным подкупом, убил всемирное искусство и литературу. Убил, как общественный инструмент поиска Истины и Справедливости, новых путей Истории, творческого преображения общества. Убил, вообще, все свойства искусства, как Жизненной Правды. Милосердно оставив оному лишь «красивость» да сугубо коммерческие функции, к самому искусству никакого касательства не имеющие. Только в Советском Союзе, средь удушливых клубов славословия партийным вождям теплился ещё огонёк Истины. Но 24 августа 1991 погас и он... Искусство погибло. Пашню её сплошным ковром затянули ядовитые и уродливые побеги поп-культуры. 

Прибалты обвинили Россию в том, что та хитростью лишает их рыбы: Ответ России порадовал

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Соседушкам нашим совсем нет покоя. Имперцы (мы) настолько распоясались, что отбирают последнее. Можно сказать, что лишают народного достояния. ...

У России есть бомба ужасной разрушительной силы. Сводка СВО за 10 сентября

Речь идет о так называемой «вакуумной» авиационной бомбе ОДАБ-9000, мощность которой составляет примерно 44 тонны в тротиловом эквиваленте. Об этом сверхмощном боеприпасе рассказал изда...

Лекарства из России больше не поступают. Загнивание Европы из метафоры переходит в реальность

Здравствуйте, мои дорогие читатели. В эфире Le Figaro выступал известный французский социолог Эммануэль Тодд. Он буквально констатировал крах Европы и сделал ряд очень интересных выводо...

Обсудить
  • автор не ври Чаплин не был евреем :smirk:
  • Опять же оно не очень понятно, причем здесь ЕВРЕИ!! Да, люди такой национальности на виду. И как активная часть буржуазного и социалистического общества принимали участие во всех их процессах. Но как это связано напрямую с капиталистической политикой жестких действий, а также с жестким репрессивным периодом в СССР?