Среди предметов для коллекционирования существуют немногие вещи, чья ценность была определена уже современниками. К таким принадлежностям относится советский агитационный фарфор. Этот уникальный жанр стал средством массовой пропаганды, однако его выпустили в ограниченных тиражах. Фарфор, предназначенный для украшения домов, доставался лишь самым удачливым коллекционерам. Это подчеркивает, что его происхождение, расцвет и упадок перекликались с одним из самых насыщенных периодов российской истории.
Агитационный фарфор представляет собой уникальный феномен, не имеющий аналогов в мировом искусстве. Легкий, изысканный и нарядный, он обладал необычайной идеологической нагрузкой, которой ни до, ни после первой половины XX века не была наделена керамическая продукция. Возможно, единственными примерами из мировой практики могут быть небольшие фаянсовые изделия, созданные во время буржуазной революции во Франции в 1789 году, или фарфоровые памятные вещи, появившиеся после Отечественной войны 1812 года. Однако эти редкие попытки адаптировать фарфор под идеологические нужды были лишь каплей в море по сравнению с возможностями, которые предоставляло это искусство.
Перед революцией 1917 года никто не ожидал резкого взлета российского фарфорового производства. Художественные поиски новых смыслов и форм были фактически приостановлены. Императорский фарфоровый завод продолжал производить исключительно академичные изделия. Дизайн и качество его продукции были проверены временем и одобрены царской семьей, которая была главным заказчиком фарфора. Бесконечные реплики образцов старины обеспечивали успешные продажи, но они не отвечали на вызовы времени.
На Международной выставке в Париже в 1900 году российский фарфор дебютировал с позором. Подражание западным образцам и застойные тенденции проявились в полной мере. Эти "подражательные" изделия, несмотря на их значительно меньшую ценность тогда, сегодня имеют немалую стоимость на антикварном рынке. В то время, когда в искусстве формировались мощные тенденции, каноничный императорский фарфор выглядел как пережиток прошлого. Художники нового направления пытались изменить ситуацию: "мирискуссники" предлагали свои услуги для разработки новых коллекций, актуальных для своего времени. Однако их призывы не были услышаны, и традиционные формы продолжили доминировать.
Трудно представить, но в самой гуще революционных преобразований 1917 - 1918 годов, когда страну охватили неразбериха и разруха, молодая советская власть обратила свой взор к фарфору. Этот материал, казалось бы, не имел никакого отношения к сложным политическим и социальным изменениям, но именно он стал одним из символов времени. В ходе «мобилизации промышленности» фарфоровый завод в Петрограде, известный как керамическая лаборатория, начал менять свою специализацию и привлекать внимание к художественному производству. Государственный фарфоровый завод на какое-то время стал не просто местом изготовления посуды, но и площадкой, где зарождались новые идеи. У фарфора того времени возникла новая функция: он должен был не только украсить жизнь людей, но и стать эффективным средством агитации, напоминая о революционном духе.
Какую роль играл этот фарфор в формировании новой культуры?
Почему именно он стал такой важной частью агитационного процесса?
На складах завода скопилось множество нерасписанных изделий, и в условиях тотального дефицита белое поле фарфора представляло собой идеальное полотно для создания агитационных лозунгов. Здесь была задействована смелая идея, что каждый предмет быта может нести в себе идею перемен. Художественный руководитель завода С. В. Чехонин, талантливый мастер и график, стал одним из инициаторов этого движения. Именно в августе 1918 года под его руководством началась масштабная программа «монументальной пропаганды». Завод получил государственный заказ на создание бюстов таких выдающихся личностей, как Карл Маркс и Карл Либкнехт, а также утилитарно-декоративных предметов с революционными лозунгами. Бюсты этих исторических личностей создавались знаменитыми скульпторами, такими как В. Кузнецов и Н. Данько. С каждым новым изделием крупных мастеров архитектуры и скульптуры, фарфор наполнялся смыслом – он становился частью государственной стратегии. Одним из самых ярких примеров агитационного фарфора стала тарелка «РСФСР», которая стала «лицом» этого движения. Этот эскиз был представлен в 1918 году и саму тарелку выполнили лишь через несколько лет, однако она уже тогда стала символом новой эпохи, собирая в себя лозунги, полные идеологического посыла: «Пролетарии всех стран — соединяйтесь!» и «Кто не работает, тот не ест!». В 1919 году В. В. Кузнецов создаёт фигуру «Красногвардейца», ставшую важной вехой в истории советского фарфора.
Этот образ стал не просто декоративным элементом, но и знаковым выражением идей нового строя. Вместо привычных сентиментальных произведений на сцене появляется фарфоровая пластика, отражающая постоянно меняющийся мир. Работы таких мастеров, как Наталья Данько, дополняли эволюцию фарфорового искусства новыми путем.
Она создала таких персонажей, как «Партизан в походе» и «Матрос со знаменем», превращая каждую скульптуру в элемент пропаганды. На заводе также работали другие талантливые художники, как например М. Адамович и Р. Вильде, которые каждый вносили свой вклад в развитие новой стилистики. Однако несмотря на высокий дух и амбициозные планы, количество произведённого фарфора оставалось ограниченным. Ограниченные мощности завода не позволяли выпускать больше трехсот экземпляров в серии, что делало каждое изделие настоящим произведением искусства. Разве не удивительно, что великие шедевры могли попасть на выставки за границей, в то время как рабочие и крестьяне так и не получили доступ к ним?
Как считает А. Луначарский, фарфор должен был стать настоящим представителем молодой Страны Советов за рубежом, открывая новые горизонты для советской культуры. А мысли В. И. Ленина о том, что когда экономика укрепится, этот фарфор станет доступен каждому, подчеркивают высокие ожидания от данного движения. Фарфор, как символ, инструмент и средство выражения, будил в умах людей надежду на лучшее будущее, а его создание стало важной частью культурного наследия, которое стоит изучать и помнить.
Елена Данько, талантливый художник и сестра известного скульптора Натальи Данько, вспоминает о Петрограде тех дней. Этот город погружённый в мрак и холод, с изношенными улицами и безмолвными зданиями, был не чем иным, как отражением времени. В окнах домов светились звёзды, оставшиеся от недавних пуль, а на проспекте 25 Октября ярко блистали выставленные на показ фарфоровые изделия, притягивая взгляды прохожих. Красные звезды, серп и молот, украшенные цветами, создавали уникальные образы, представляя новую эпоху, которая только начинала формироваться. На белоснежных блюдах находились забавные фигурки красногвардейцев и матросов, а также настольные шахматы, наполненные жизнью и символикой времени.
Каждый из нас, кто хоть раз видел этот фарфор, может представить ту атмосферу. Пролетарии лишь могли любоваться теми чудесами искусства, в то время как истинные ценители искусства - зарубежные коллекционеры - безумно стремились заполучить эти шедевры. Начиная с 1920 года, советский художественный фарфор с успехом представлялся на выставках в таких городах, как Рига, Берлин, Лондон, Париж и других. Эти выставки стали венцом успеха фарфора, который вскоре превратился в высокоинвестиционную статью: коллекционеры устраивали настоящие сражения за каждую уникальную вещь, что тоже свидетельствовало о высоком художественном уровне данных произведений.
Появление интересных фактов только добавляет остроты к этой теме. Журнал «Эхо» в 1922 году писал о аукционе в Стокгольме, где фарфоровая тарелка с изображением В. Ленина достигла невообразимо высокой цены. Это далеко не случайный момент оказалось — коллекционеры активно стремились заполучить предметы, привязанные к известным фигурам истории. И действительно, Лениниана стала целым направлением, которое привлекало внимание не только коллекционеров, но и художников, стремившихся работать с этими образами.
Кроме того, в журнале «Среди коллекционеров» было упомянуто, как приезды иностранцев заметно повысили интерес к русским художественным изделиям. Цена на фарфор возросла почти вдвое и стремительно возрастал интерес как к новым работам, так и к старинным. 1925 год стал знаковым, когда советский фарфор был представлен на Всемирной выставке в Париже, где его работы удостоились самых высоких наград, включая золотую медаль.
Мастера, такие как Д. Иванов, Н. Данько и другие, привлекали коллекционеров своими театральными фигурками. Например, работа «Балерина Т.П. Капсавиной» в образе Жар-птицы и «Танцовщик М.Фокина» в роли Ивана-Царевича покоряли сердца зрителей. Позже, в конце 1920-х годов, коллекционеров начали интересовать работы с национальными мотивами, появляются скульптуры «Гармонист» и «Плясунья» — это было связано с поисками новой эстетики, глубоко вдохновлённой традициями.
Сегодня советский агитационный фарфор занимает значимое место в коллекциях музеев как в России, так и за границей. Он вызывает живой интерес у коллекционеров, а работы таких мастеров, как С. Чехонин, Н. Данько, А. Щекотихина-Потоцкая и многих других, ценятся очень высоко. Интересно, что даже работы менее известных авторов могут иметь большую оценку из-за их раритетности.
Не стоит забывать и о других фарфоровых заводах, таких как Дулёвский или Дмитровский. Несмотря на то, что их изделия часто уступают качеству работ ГФЗ, они по-прежнему имеют своё уникальное обаяние. Каждый новый предмет агитационного фарфора, попадающий на аукционы, становится настоящим событием, а рост цен и внезапные подделки только подчеркивают растущую популярность этого искусства.
Что же ждать дальше?
Заметна ли тенденция к возвращению интереса и к новым оригинальным направлениям в искусстве? Остаётся только наблюдать и быть готовыми к новым открытиям в мире художественного фарфора.
Оценили 0 человек
0 кармы