Нацистский фарфор , часть 2

0 138

Одной из центральных тем фарфоровой пластики, вызывающей гордость Аллах-Мюнхен, стали фигурки военных, изображавшие как знаменитых исторических личностей, так и собирательные образы представителей различных военных подразделений.

Прусский офицер

В рамках нацистской идеологии акцент на воспитание идеального солдата через образцы прошлого стал особенно актуален уже с начала 1930-х годов. В это время декоративные фигурки солдат, украшающие мебель, камин и другие помещения, начали активно появляться в ассортименте разнообразных немецких мануфактур, включая такие известные, как Мейсен, Нимфенбург, Эльтесте Порцелафабрик, Худлер и другие, а также в стекольном производстве, например, Розенталь. Мануфактура Аллаха также присоединилась к этому тренду, направив лучшие силы на изготовление «фарфоровых солдатиков».

Практически все «военные» изделия были созданы по эскизам и моделям выдающегося мастера мануфактуры Теодора Кэрнера, а в некоторых случаях — его ученика Рихарда Фёрстера. Кэрнер отвечал за всадников, в то время как Фёрстер занимался пехотинцами. Стоит отметить, что после 1942-1943 годов больше не встречается упоминаний о моделях Кэрнера, что дает основание полагать, что Фёрстер стал единственным автором фигурок как всадников, так и пехотинцев. Три фигурки из серии пехотинцев (1943-1944) были созданы Адольфом Рёрунгом, чье имя значится в каталоге 1938-1939 годов в сопровождении фигурки лошади и птиц (дрозда и зеленушки).

Прусский офицер

Тема «конного памятника», популярная в фарфоровой пластике с XVIII века (например, в Мейсене и Нимфенбурге), в нацистской Германии обретала триумфальное и героическое значение, унаследовав традиции древнегреческой культуры. Эта тема была особенно любима Кэрнером, который в послевоенном каталоге своих произведений упоминал: «Изображение всадников в костюмах своего времени — это одна из любимых областей моего творчества». Гиммлер также не раз подчеркивал, что кавалерийские фигурки — это лучшее, что было создано главным художником его любимого фарфорового завода. Одна из картин Кэрнера с изображением конного связного была даже приобретена Имперской канцелярией и выставлена на Большой выставке немецкого искусства в 1941 году.

Т.Кэрнер, ранее работавший в Нимфенбурге и на Розентале, создал для Аллаха модели фигур всех гусаров, а также драгуна, кирасира, пандура (словенский пехотинец) и знаменитого «Старого Фрица».

Главными персонажами пластики Кэрнера стали прусский король Фридрих Великий и его лучшие воины.

«Старый Фриц» — это любовное прозвище, данное этим королем его солдатами при жизни, стало названием фарфоровой статуэтки, созданной Кэрнером. В «мифологии» Третьего рейха Фридрих Великий символизировал идеальные немецкие добродетели правителя: любовь к родине, народу и культуре. В 1932 году И. Геббельс назвал его «первым нацистом», а сам Гитлер считал себя его духовным сыном.

В кабинете фюрера висела картина А. Менцеля с изображением Фридриха, а под стеклянным колпаком стояла его фарфоровая статуэтка (продукция Эльтесте Порцеланфабрик, Фолькштадт). Такие аналогии активно проводились и в массовой культуре, как, например, на сохранившемся рекламном плакате Эльтесте, где изображен Фридрих Великий с бюстами его и Гитлера, представленными как преемники великого короля-военачальника.

Популяризация образа великого короля началась еще в конце 1920-х годов: художественные и документальные фильмы, гравюры и фарфоровые статуэтки, которые изготавливались как по новым моделям, так и по образцам XVIII века. Использование моделей того века наблюдается на мануфактурах Мейсена, Фюрстенберга и Розентале (по образцам Луиса Туайлона), а также у менее известных фабрик: Кохендорфер в Остерроде и Аккерман и Фрице в Рудольштадте. Королевская фарфоровая мануфактура в Берлине даже воспроизводила предметы, которыми пользовался сам король.

Одной из характерных черт кэрнеровских моделей стало нетрадиционное изображение всадника не на шагающем коне, а на стоящем спокойно. Король пристально смотрит вперед и чуть вправо, будто наблюдает за ходом битвы, его взгляд сосредоточен и целеустремлен, но внешнее спокойствие лишь подчеркивает воинственный дух этого исторического монарха. В качестве примеров можно привести гравюру Д. Чодовики и ксилографию А. Менцеля из биографии Куглера.

Фигура Фридриха от Аллахской мануфактуры пользовалась высоким спросом среди высокопоставленных эсэсовцев. Известно, что в 1939 году Т.Кэрнер изготовил 36 фигур (32 белых и 4 цветные), а уже на следующий год фюрер заказал 100 таких фигур без росписи.

Офицеры Фридриха — это собирательные образы прусских воинов, но в числе фигур находятся также известные личностей военной истории, такие как готовый к бою «гусарский офицер фон Цитен» (Ханс Иоахим фон Цитен, 1699–1786), «Малаховский гусар» (Пауль Иозеф фон Малаховский, погибший в 1774 году) и «Офицер кирасиров Зёйдлиц» (Фридрих Вильгельм фон Зёйдлиц, умер в 1728 году). Фигура последнего, вероятно, вызывала особый интерес у лидеров рейха, включая самого Гитлера, её изображали и другие мануфактуры. Она стала одной из самых популярных моделей и часто упоминалась — она украшает обложку каталога 1937 года и дважды отмечена в помещениях, включая раскрашенные и нераскрашенные варианты. Производство этой фигурки продолжалось вплоть до 1945 года, и она была одной из самых дорогих: белая стоила 75 рейхсмарок, а цветная — 170. В 1938 году было произведено почти 100 экземпляров, а в 1939-м — уже 129.

Образцы униформы времен Фридриха Великого Т.Кэрнер изучал по литографиям А. Менцеля, которые служили ему детализированным аналогом словаря. Это можно увидеть, внимательно рассмотрев изображение гусара фон Цигена.

Кроме литографий и гравюр, в Аллахе, как и в Нимфенбурге, где раньше работал Кэрнер, использовались также произведения прошлого, в частности, изделия XVIII века известного фарфориста Ф.А. Бустелли, который создал множество моделей охотников на лошадях. Его работы пользовались высоким признанием среди лидеров Третьего рейха. Ориентация на эти произведения эпохи рококо проявилась, прежде всего, в декоративной форме цоколя, украшенного рокайльными завитками, напоминая о времени, когда жил герой миниатюры, — эпохе расцвета немецкого фарфора.

Фигуры пехотинцев Р. Фёрстера, призванные отражать достоинства немецких ландскнехтов, прусских солдат и австрийских воинов, оставались основными изделиями мануфактуры до 1941 года, когда снизился объем производства из-за возникающих экономических трудностей.

Среди таких фигурок можно отметить «Рыцаря Максимилиана» (последнего националистически настроенного правителя Германской империи, императора Максимилиана I в «мифологии» Третьего рейха), «Ландскнехт» и «Бранденбургского мушкетера ок. 1700 года» (оба в униформе нового времени), а также «Бутлера-драгун эры Валленштейна» — символ бесстрашия и верности кайзеру. Следующей темой после Фридриха стали войны за независимость и борьба с Наполеоном (1806-1812): «Драгун 1806 года», «Гренадер баварских линейных войск (Троммлер) 1809 года» и «Большой германский рыцарь», символизирующий объединение Германии с Австрией.

К числу редких произведений мануфактуры на военную тематику относятся фигуры известных немецких полководцев-рыцарей, заказанные Гиммлером в июне 1944 — начале 1945 года: «Принц Евгений» (европейский полководец и дипломат), «Фрундсберг» (Георг фон Фрундсберг, отец немецких ландскнехтов), «Гёте фон Берлихинген» (деятель времен Крестьянской войны) и «Рыцарь Франц» (герой немецкой Реформации, борец за секуляризацию). Эти имена были присвоены новым дивизионам СС, созданным летом 1943 года, в целях укрепления духа и веры в победу.

Такой парад разнообразных родов войск и эпох стал своеобразной иллюстрацией исторического становления военной униформы, которая сама по себе стала символом гитлеровской Германии. В нацистском обществе униформа носилась практический всеми и символизировала строгую иерархию, разделяя общество на касты или сословия. Обмундирование носили партийные деятели, государственные служащие, чиновники, солдаты и крестьяне. По униформе можно было определить принадлежность человека к определенной организации (спортивной, молодежной, женской и так далее). Таким образом, мастера стремились максимально точно передать детали костюма и обмундирования в фарфоровой пластике при создании фигурок.

Второй важной темой, на которую ориентировался аллахский фарфор, стали так называемые «образы нацистского движения», включая фигуры военных той эпохи.

"Знаменосец" Т. Кэрнер, 1934 г.г

Одним из наиболее значимых изделий в этой категории является «СС-знаменосец», который стал прямой аллюзией на мифологические события «Пивного путча» 9 ноября 1923 года. В нацистской идеологии «Кровавому знамени» путина придан статус реликвии, вызывающей особое почтение и являющейся символом новой властной структуры. Фарфоровая фигурка знаменосца, созданная Т. Кэрнером в 1934 году, имела псевдорелигиозное значение почти культивируемого культа. Из поздних каталогов известно, что ее никогда не продавали, она могла быть только призом СС, и выставлять ее в витринах магазинов строго запрещалось (известен случай с владельцем магазина в Познани, Вартенбергом, который вызвал гнев Гиммлера, разместив эту фигурку на показ).

Фигура знаменосца Кэрнера изображает его в парадной форме СС, со стальным шлемом и геральдическим знаком в форме сердца на груди. В его правой руке находится древко знамения — оно не изображает реликвию напрямую, лишь намекает на нее. В отличие от «исторических фигур», «СС-знаменосец» имеет строгое прямоугольное основание, лишенное каких-либо исторических реминисценций, что подчеркивает его современность. Все это создает очевидные отсылки к античной и ренессансной пластике, придавая фигуре серьезность и внутреннее достоинство.

«Офицер конных войск Третьего рейха»

Еще одним известным изделием мануфактуры является «Офицер конных войск Третьего рейха», который, возможно, был создан Р. Фёрстером (что означает, что он был выполнен только после 1942 года). Эта фигурка также демонстрирует преемственность традиций.

«Офицер полиции»

В коллекции появились и другие фигуры представителей нацистской армии, такие как «Офицер Люфтваффе», «Пилот», «Офицер полиции» и «Рабочий».

К числу фигур, связанных с символикой нацистского движения, стоит выделить «Фехтовальщик», созданный О. Обермайером.

«Фехтовальщик», созданный О. Обермайером

Гитлер уделял большое внимание физическому развитию нации и спортивной подготовке молодежи. В «Майн кампф» он сформулировал «обязанности государства», включая «поощрение молодежи к занятиям спортом и подготовку их до беспрецедентного уровня». В государственной политике наблюдалось стремление к стиранию границ между спортом и военной подготовкой. Идеальная нация должна была быть крепкой, здоровой и физически развитой. Спорт формировал в человеке дисциплину, чувство командной работы и волю к победе. Отсутствие физической подготовки делало карьеру в СС невозможной.

Неудивительно, что для изображения спортсмена мануфактура выбрала фехтование. Один из членов правительства — шеф Главного управления имперской безопасности генерал Рейнхард Гейдрих был известным фехтовальщиком и многократным победителем турниров. Его образ стал идеальным примером для подражания в вопросах физического воспитания и пользовался огромной популярностью в нацистской культуре. Примечательно, что на одном из портретов Гейдриха присутствует фигурка фехтовальщика, возможно, врученная ему как приз.

Тем не менее, аллахский «Фехтовальщик» — это не портрет Гейдриха, а идеализированный образ совершенного спортсмена, к которому предлагалось стремиться германской молодежи. На фигурке спортсмен представлен не в момент борьбы, а в расслабленной позе, отдыхающей после соревнования. Его спортивные брюки и аккуратно уложенные волосы создают образ современного атлета, а обнаженный торс вызывает ассоциации с идеальными фигурами древнегреческих богов. Интересно, что фигурки спортсменов (известны также «Чемпион» и «Метатель диска») являются единственными изделиями мануфактуры, выполненными в технике бисквита — матовой белоснежной поверхности, имитирующей мрамор. Таким образом, спортивные фигуры Аллаха увязываются с античной пластикой. Как и «Знаменосец», фигуры спортсменов тоже не предназначались для продажи, а были призами на соревнованиях.

Барабанщик отряда "Гитлерюгент"

Серию «фигур нацистского движения» дополняют образы различных служащих Третьего рейха (созданные Т. Кэрнером), а также членов Гитлерюгенда и Союза немецких девушек (работы Р. Фёрстера). Все они изображены в униформе, указывающей на их статус и роль в обществе. Образы представителей разнообразных социальных слоев также трактовались как наглядные символы нации, ведь именно они составляли опору государства, которому предстояло достичь мирового господства.

Фигуры из серии "Крестьянский пары"

Такие фигурки часто продавались свободно, с гораздо большими тиражами. Они должны были быть недорогими, доступными для рядовых граждан всех социальных групп. Более редкими считались раскрашенные версии, так как согласно каталогам, такая отделка удорожала изделия почти вдвое, что делало их менее доступными.

Почему моряки не ловили рыбу в дальнем пути?
  • Drozd
  • Вчера 13:53
  • В топе

В период Великих географических открытий и освоения Нового Света в XV-XVII веках морякам из Европы часто приходилось голодать в пути. Не имея возможности пополнить провиант на берегу, люди массово...

Почему американцы стелят везде ковролин и он у них всегда чистый, хотя дома ходят в уличной обуви

Анекдот в тему:Заходит прораб на строящийся объект, хватается за голову и орёт на рабочих:- Вы обалдели? Такие щели в полах сделали?- Ну ты ж всё равно ковролином всё затянешь?- А если ...