Танец в скульптуре ар деко: Как культура и ритм создали образы вечности

0 74
П.Колин. «Жозефина Беккер». Литография. 1927

Танец всегда был неотъемлемой частью человеческой культуры, и в первой половине XX века он занял центральное место в европейском искусстве. 

В частности, в скульптуре ар деко, танец стал символом духа времени, в котором соединились новые эстетические идеи и эмоциональные порывы. Этот стиль, возникший между мировыми войнами, оставил глубокий след в формировании образов и символов искусства.

Как-то раз кто-то сказал, что танец — это "поэзия в движении". Если это так, то танец ар деко примерил на себя костюм скульптуры, совершая свои изысканные па с притягательностью и грацией. 

Танец становится не просто частью сюжета, а сам по себе становится скульптурой, которая, как восковая фигура, застывает в ритмичном движении. Образы танца, будучи неразрывно связаны с духом времени, обретали характер не только формального, но и глубоко символического содержания.

В первой трети XX века Париж стал центром танцевального искусства. 

В очаровательных варьете и ночных клубах отбрасывались моральные условности, и танец становился способом самовыражения. Модные танцы, такие как джаз и канкан, были как яркие катализаторы культурного взрыва, внося нотки азарта и экзотики в повседневную жизнь. В этом контексте не удивительно, что танец стал основным классом в программе искусства ар деко.

Однако не всегда танец и скульптура удачно сочетались. Так, стало привычным бросать камни в огород скульпторов, которым ставили в вину отсутствие строгости и большее внимание к поверхностным эффектам. Но зачем учиться готовить, если можно просто заказывать пиццу? Этот совет, возможно, также приложим к художникам, которые вытаскивали из танцев лишь визуальное. Тем не менее, многие скульпторы обратили свои взгляды на танец не только как на визуальный элемент, но и как на выражение философии времени.

Пъер Дорель. «Farandole». 1920-е гг. Бронза. Франция

Лой Фуллер — одна из первых, кто привнес в танец элементы визуального театра, открыв новую эру танцевального искусства. Со светящимися таинственными крыльями и сложной хореографией, её танцы были как метафора свободы, так и отражением пластики и динамики нового века. Ее работа сильно повлияла на скульпторов, которые, восхищенные её талантом, переводили завихрения её танца в бронзу и мармур.

На смену Фуллер пришла Изадора Дункан, которая революционизировала восприятие танца, сделав его более близким к природе. Её работа напоминала полёт колибри — легкое и безмятежное слияние с природой и временем. Художники, включая Л.Бакста и Родена, находили вдохновение в ее образе, создавая скульптуры, отображающие свободу и раскрепощенность нового танцевального языка.

Неизменно, как и сами танцоры, скульптуры, связанные с доставкой танца, претерпели изменения. Многомерность и нестандартные позы становились привлекательными. Образы бегущих девушек в легких туниках, отражающие греческие идеалы, вскоре заменили строгие классические формы. Вместо этого кумиром нового времени стала "танцующая диана", которая выбивалась из строгих канонов. Каждый новый «человек-танцор» становился символом духа времени, несущим с собой позитивные надежды на будущее.

Янсон-Манизер. «Балерина Т.М.Вечеслова 6 роли Эсмеральдеи 6 балете Ч.Пуми «Эсмералода». 1937 г. Фарфор, надглазурная роспись. Россия. ЛФЗ. 5.Грегори. Скулптура «Taney». 1929 z. Керамика. Эмаль. О.Портцело. Танец «Бабочки». 1920-е zz. Д.Чипарус. Танец «Казачок». 1920-е zz. Кость, бронза, камень. Германия, Берлин. Кость, бронза, камень. Франция.

Проведя параллели между скульптурой и танцем, художники ар деко создали уникальный стиль, который отразил всю полноту нового века. Геометрические формы и плавные линии создают эффект величия и динамизма. Каждая фигура, будь то натруженный танцор или благородная танцовщица, пронзена ритмом и жизнью. Эмоциональная насыщенность становится неправильной и абстрактной, что также отражает дух времени.

Дягилевские сезоны принесли новое дыхание танцевальному искусству и, как ни странно, отразили некую дионисийскую атмосферу. Танцы русских балетов сочетали в себе страсть и свободу, а скульпторы, такие как Роден и Бурдель, находили в них источники вдохновения. Каждое движение, каждая поза становились основой для творческого самовыражения, позволяя скульпторам создавать целые галереи полотен и форм.

Однако, к концу 1920-х годов, в танцевальной скульптуре начали ощущаться упрощенные и механизированные формы. С увеличением механистичности, исчезала лиричность — что-то важное утрачивается. Скульпторы теряются между истерией рукотворных форм и нарочитым упрощением. 

И вновь — где эмоциональная теплота?

Д.Чипарус. «Русский танец». 1920-е 22. Кость, бронза, камень. Франция, Париж. Й.Лореицль. «Фигура танцовщицы». 1927 г. Фаянс. Ж.Декомп. «Танец». 1920-е гг. Полихромная роспись. Абстрия, Вена. Фирма Ф. Голодшайдера. Кость, бронза, камень. Франция.

Подходя к финалу этой эпохи, было очевидно, что танец продолжал оставаться неотъемлемой частью художественного языка — он уже сделал шаг вперед, войдя в совокупность новых форм и идей. Таким образом, скульптура ар деко, вбирая в себя танец, становится символом вечности, стремления к жизни и отражением креативной энергии целого столетия.

О танце в скульптуре ар деко: как культура и ритм создали образы вечности.

Бедняга Трамп. Последний Герой Америки. Реквием в прозе

Упоротые в голову Неоконы во главе с полоумным Стариком Джо разогнали разваливающуюся государственную колымагу США до точки невозврата.Добрый Молодец Трамп якобы вдарил по ...

Деукраинизация как неизбежность

Первые, весьма противоречивые и крайне неконкретные заявления Трампа по украинскому вопросу породили в российском обществе очередную волну дискуссии: сольют США Украину или не сольют, с...

Проект «Пятая колонна»: проклявшая Россию «художница» вернулась нищая и больная, чтобы жить на мамину пенсию

Как же громко они хлопали дверью в надежде, что за рубежом их будут носить на руках. Когда Марфа Шварц, решившая, что она «художница», уезжала, она разразилась тирадой, которую растираж...