Здравствуйте, дорогие принцессы Селестия и Луна. Философия Империума требует от человека, идущего путем Гармонии, определенного поведения. В моих предыдущих к вам письмах, описывающих глобальный проект Империум, этот моральный кодекс уже прояснялся, но в каждом отдельном письме вскрывались только отдельные модули и максимы этого морального кодекса. И хоть эти модули в разных письмах и пронизаны целостной логикой, но теперь я вижу необходимость свести эти модули в едином тексте.
Логика имперской философии
Философия Империума базируется на непрерывной (нечеткой) логике - это первое что нужно понимать сподвижникам Империума. Непрерывная логика гораздо более универсальна и продвинута нежели логика Аристотеля или диалектическая логика. Бинарная дискретная логика Аристотеля оперирует только состоянием "Да" и "Нет" (Истина-Ложь), в то время как имперская логика в каждом случае оперирует промежуточным между абсолютным "Да" и "Нет" состоянием, что позволяет ей работать в условиях неопределенности без необходимости догм и абсолютных непререкаемых истин, которые позарез требовались для мышления в рамках логики Аристотеля.
Диалектическая логика несколько расширяет функционал аристотелевской, но может интегрировать "Да" и "Нет" только в формате противоположностей (дуальных пар), при котором вариативных логических сущностей обязательно две и которые обязательно едины и борются друг с другом. В рамках имперской вероятностной логики вариантов совсем не обязательно два, они совсем не обязательно противоположны, и уж тем более совсем не обязательно они друг с другом борются. Имперская непрерывная (нечеткая) логика предполагает возможность бесконечных вариантов логических состояний между "Да" и "Нет", включая совершенно не антагонистичные между собой. Поэтому диалектическая логика является по сути частным случаем логики непрерывной, так же как аристотелевская логика является частным случаем диалектики. Непрерывная логика способна без труда выполнять логические операции и в рамках бинарной дискретной логики, и в рамках диалектической, но совершенно не ограничивается ими. Непрерывная логика - это комплексная логика неопределенности и вероятности, и единственным случаем когда она неработоспособна является ситуация полной неопределенности когда нет вообще никакой информации, т.е. ни вещества, ни энергии, а только полностью пустое пространство. Учитывая то, что такая ситуация возможна только если ничего не существует, непрерывная логика должна удовлетворять все необходимые мыслительные операции в рамках нашей Вселенной.
Сподвижникам следует понимать главную максиму имперской философии: точно знать мы можем только одно - я существую, все остальное имеет лишь большую или меньшую вероятность. Любые догмы и аксиомы носят характер предположения, и даже если вероятность их очень высока, ни одно из них не может быть абсолютным, и может подвергаться сомнению и переосмыслению если для этого есть веская и достаточно достоверная информация. Непрерывная логика не нуждается в догмах и абсолютах, основы имперского типа мышления подорвать невозможно, ибо если на каком-то этапе выяснится что предыдущие логические наработки не соответствуют реальности, то нужно просто пересмотреть эти наработки, найти ошибку, исправить ее, откатить оказавшиеся неверным предположения и продолжить далее с самой надежной на данный момент точки. Это лишь ошибки из-за недостатка информации или неверной ее интерпретации, которые со временем выявляются и устраняются, делая нашу картину мира все более правильной, точной и соответствующей объективной реальности. Совершенство невозможно, усовершенствование возможно, и в этом усовершенствовании состоит основной смысл нашего существования и дела Гармонии.
Примат разума
Мышление человека неоднородно и не сводится к логике само по себе без целенаправленных усилий и тренировок, ибо в процессе эволюции мозг приспосабливался для решения задач текущего биологического выживания в каждой конкретной экологической нише, а отнюдь не к тому чтобы мыслить логически и стратегически. Мозг - это аналоговая, а не цифровая информационная система, а между ними есть принципиальная разница:
= цифровая система изначально заточена на выполнение абстрактных логических задач (сама по себе цифра - это уже абстракция), изначально обладает достаточной для этого сложностью, а для выполнения прикладных задач использует цепочки логических алгоритмов
= аналоговая система изначально заточена на выполнение конкретных прикладных задач (датчик-триггер-пускатель), а оперировать абстрактными понятиями может только при достижении достаточно высокой своей сложности, и как правило в качестве артефакта (побочного эффекта) своей деятельности
Таким образом то, что мы называем своим разумом, своим абстрактным мышлением, является синергетическим эффектом от предыдущих конструктивных решений эволюции мозга, но каждое из этих новшеств было призвано решить какую-то конкретную проблему популяции наших предков в сложившейся ситуации, а отнюдь не проблему правильного логического мышления вида Homo sapiens спустя тысячи и миллионы лет опосля. Пожалуй, это основная проблема спонтанной эволюции: ее механизмы не могут работать на упреждение, не могут просчитать и предугадать необходимые изменения, а решают конкретную проблему выживания здесь и сейчас первым более-менее удачным (а не оптимальным) способом. Они позволяют приспособившейся популяции выжить при очередном кризисе, но часто конфликтуют с предыдущими, и главное необходимыми в будущем изменениями. То, что более-менее решало проблему вчера, завтра может стать смертельно опасным, и в этом главный дефект спонтанной эволюции, который в том числе отразился и на нашем разуме.
Вследствие того что каждое изменение и каждый новый механизм частенько конфликтует с предыдущими, мышление человека подвержено массе когнитивных искажений. Инстинкты и рефлексы человека формировались в разное время под каждую конкретную экосистему, и потому в современных условиях они зачастую совершенно неадекватно интерпретируют реальность, а выработанные ими стратегии и императивы поведения чаще всего не оптимальны и ошибочны, особенно если речь идет о сложных многоступенчатых ситуациях, требующих комплексного анализа и сопоставления, а не простейшей рефлексии раздражитель-реакция. Поэтому сподвижники Империума должны сознавать: мы не можем доверять древним инстинктам, и не можем считать свое мышление априори логичным только потому лишь что у нас есть абстрактное мышление, ибо оно отнюдь не гарантирует мышления логического. Для избегания когнитивных искажений, для формирования правильных и успешных стратегий поведения нам нужно целенаправленно обучаться методикам правильного логического мышления, тренировать этот навык и тщательно следить за своими мыслями дабы не допускать ошибок. Ибо ошибки ведут к поражению, а поражению нет никаких оправданий.
Именно устаревшие и конфликтующие с современной социальной и производственной необходимостью инстинкты, провоцирующие когнитивные искажения и нерациональное поведение людей, являются главным препятствием для построения успешных и эффективных перспективных социальных систем. Весь этот комплекс древнего ПО, которое ранее помогло нашим предкам выжить, сейчас является существенным тормозом прогресса, провоцируя нелогичное, антигуманное, асоциальное и ошибочное поведение. Это то, что в большинстве религий ассоциируют со злыми силами - бесами, дьяволами и джинами. Этот комплекс древних программных багов напрасно представляют в виде рогатых огнедышащих великанов, ибо истинный облик того что религии зовут дьяволом - это косматая и вонючая обезьяна, которая качается на ветке, орет во все горло и бросается в прохожих какашками. Это то, что мы называем атавизмами.
Это не значит что мы должны бороться с инстинктами, нет. Сподвижнику Империума должно не просто уметь побеждать эту обезьяну внутри себя, но и уметь ее подчинить и правильно использовать, ведь эти внутренние механизмы несмотря на свою отсталость обладают громадными силами гормонального регулирования мозга на химическом уровне, его активации и мотивации. Разумнее всего при помощи хорошо тренированного логического мышления грамотно использовать эти силы как в себе, так и в других. Более того, в некоторых несложных ситуациях которые касаются простых биологических задач вроде еды или размножения на инстинкты вполне можно положиться, естественно, не забывая о логике. Но если мы начинаем говорить о сложном поведении, о поведении в рамках сложных социальных и технических систем, то инстинкты неспособны адекватно оперировать такой информацией, и в большинстве случаев внимание им будет лишь мешать глобальным и стратегическим задачам.
Глобальное целеполагание
Прошлое Вселенной уже свершено и принципиально познаваемо, будущее Вселенной поддается некоторому прогнозированию, но носит вероятностный характер, и потому принципиально не познаваемо. Из известного нам прошлого мы знаем, что никто и ничто не сможет убежать от второго начала термодинамики и избежать энтропии. Любое устройство однажды перестает работать, любое сооружение однажды разрушится, всякий рожденный обречен умереть, каждое государство однажды распадается, а любое племя, народ, популяция, даже достигнув вершины своего могущества и расцвета, однажды уходят с исторической сцены. Даже звезды, пройдя главную последовательность водородного термоядерного цикла, исчерпывают свои силы и умирают - или тихо и мирно угасают если они малы, или сгорают в короткой и яркой агонии сверхновой, или достигают гравитационного радиуса черной дыры, сжимая само пространство в непосильный для него омут забвения. Сама Вселенная однажды прекратит расширение, спектрограммы далеких галактик сменят красное смещение на угрожающее синее, и это знаменует начало сжатия Вселенной обратно в единую точку, из которой все началось, на которой все закончится, и с которой все начнется снова.
Тем не менее из того же известного нам прошлого мы видим, что несмотря на энтропию, губительные силы и термодинамическое выравнивание, которые должны приводить ко все более равновесному и простому состоянию материи, она тем не менее становится все более и более сложной с течением времени. Галактики, звездные скопления, планетарные структуры все больше упорядочиваются, усложняются и демонстрируют со временем все более и более стабильные формы устойчивого неравновесия. Сама жизнь и ее эволюция является очевидным попранием энтропии, так как с каждой итерацией несмотря на разложение и кризисы жизнь становится все сложнее и сложнее. Каким же образом Вселенная умудряется преодолевать второе начало термодинамики? За счет информации.
Любая частица, любое вещество в нашей Вселенной может проявлять себя только если одновременно обладает и массой, и энергией, и информацией, которая характеризует закономерности взаимодействия этого вещества с другим, его структуру, и что-то еще чего мы пока не знаем. Без любого из этих компонентов вещество не существует, или не может взаимодействовать с веществом нашей Вселенной, что для нас тождественно. И все три этих компонента сводятся к пространству и его характеристикам в каждом сегменте, которое в конечном итоге выступает мерой всех вещей, ибо любой объект может быть выражен исходя из характеристик пространства, которые и определяют и массу, и энергию, и информацию вещества. А второе начало термодинамики в своих формулах учитывает только массу и энергию, которые должны распыляться со временем, но не учитывает информацию, за счет увеличения и наращивания которой наша Вселенная и преодолевает энтропию. Каждый виток эволюции в пику энетропии происходит за счет увеличения структурной сложности вещества, и это основной вектор развития, к которому устремляется Вселенная.
Делом Гармонии имперская философия называет деятельность, направленную на способствование эволюции вещества Вселенной, за счет которой она преодолевает энтропию. Учитывая то, что это основное устремление Вселенной (целого для непрерывной логики или абсолюта для логики Аристотеля), для разумных существ это устремление также обязано быть приоритетной глобальной целью. Как и Вселенная, разумные существа могут способствовать делу Гармонии за счет наращивания информационной компоненты, т.е. за счет познания мира, улучшения, уточнения и полноты картины мира, совершенствования производственных и социальных алгоритмов, улучшения организации, увеличения плотности потоков вещества и снижения его внецелевого рассеивания, за счет увеличения жизнеспособности, приспосабливаемости, уменьшения ошибок. Эта цель обладает наивысшим глобальным приоритетом, приоритетность всех остальных целей должна соотноситься уместно глобальной.
Приориетной целью разумных существ в деле Гармонии должна стать управляемая эволюция. В отличии от спонтанной эволюции управляемая должна исправить главный недостаток спонтанной - неспособность предвидеть и планировать на перспективу. Спонтанная эволюция способна решать только текущие проблемы первым удачным способом, управляемая эволюция способна предвидеть будущие кризисы и вызовы, и решать проблемы не первым удачным, а более оптимальным способом. Без управляемой эволюции Вселенная может никогда не преодолеть необходимого порога сложности, из-за чего на определенном этапе спонтанная эволюция уже не сможет обеспечить нужного увеличения информации и энтропия не будет преодолена.
Гарантировать перманентное преодоление энтропии во Вселенной можно если мудрый и благой разум станет основным космогоническим фактором, благодаря которому необходимые скачки информационной сложности будут вовремя произведены управляемой эволюцией. Поэтому деятельность человека и человеческой цивилизации чрезвычайно важна: возможно, это единственный шанс Вселенной преодолеть порог разумности и обрести так необходимый ей разумный космогонический фактор. Сподвижники Империума должны помнить об этом и понимать, что эволюция и преодоление энтропии в прошлом совершенно не гарантируют того что это произойдет в будущем, и без наших продуманных и целенаправленных усилий проект человечества и Вселенной в целом может быть провален множеством разных способов. Нам нужно быть мудрыми, сильными и целеустремленными чтобы не допусткать фатальных ошибок и вершить дело Гармонии верно и рационально.
Максимум пользы, минимум вреда
В процессе жизнедеятельности одни живые структуры, экосистемы, технические средства и организации могут вступать в конфликты, уничтожать другие системы или наносить им вред. Иногда этого можно избежать, иногда же это неизбежно и жизнь одних означает смерть других. Например, человеку необходимо питаться, а для питания он использует плоды растений и мясо животных. Поддержание жизни человека означает смерть для этих растений и животных. Для содержания в исправном состоянии оборудования нужно тратить расходники и изнашивать инструменты, что в свою очередь означает износ другого оборудования. Победа одного племени (города, государства) означает что другому племени (городу, государству) не достанется охотничих угодий (рабов, нефти), и оно будет обречено на голод и прозябание. Жизнь и эволюция - сложная штука, построенная на конкуренции структур, а это значит что победить всем, к сожалению, не получится, и чьи-то интересы в любом случае будут ущемлены. Поэтому сподвижнику Империума должно понимать приоритеты структур и процессов, чьи интересы правильнее поддерживать в том или ином случае и победу какой системы или процесса следует считать более приоритетной.
Как было сказано выше, этот список приоритетов систем и процессов целесообразно сопрягать с глобальной целью дела Гармонии. Чем больше система или процесс способствуют глобальной эволюции и уменьшению энтропии, тем более они приоритетны, и чем больше они способствуют глобальной дегенерации тем они менее приоритетны. В том случае если определить потенциалы более-менее достоверно нельзя, то приоритетом обладает система/процесс более высокого масштаба, например, экосистема важнее отдельной особи, государство важнее человека. Если же мы имеем дело с неопределенными или равновеликими перспективами для дела гармонии равных по масштабу систем, то сподвижникам целесообразно не вмешиваться и дать им возможность системам выяснить отношения самостоятельно.
Каждый поступок состоит из трех компонентов - намерения, исполнения и результата. Сподвижник Империума может считать свой поступок добрым если и намерение (мотивация), и исполнение (методика), и результат (хотя бы более-менее прогнозируемый) сообразны другу (хотели примерно того что получилось, цель оправдала средства, средства выбрали адекватные ситуации), а результат привел к положительному вкладу в дело Гармонии, причем суммарная оптимизация превысила суммарную энтропию. Положительную разницу следует по возможности увеличивать, и в своих поступках руководствоваться максимой наибольшей суммарной пользы и наименьшего суммарного вреда. Достигнуть такого уровня оценки и прогноза непросто, ведь зачастую она требует очень высокого навыка и понимания, иногда невозможного для отдельного человека. И тогда возникает необходимость воспользоваться опытом и мнением других людей.
Авторитеты, традиции, теории, учения
К сожалению, когнитивные силы разума современного человека весьма ограничены, и не позволяют каждому отдельному человеку быть специалистом во всех аспектах, уже наработанных к современности, и тем более которые еще предстоит открыть, и потому люди идут путем индивидуальной специализации. Специализация разграничивает участки ответственности, разбивает громоздкие и неподъемные для одного человека интеллектуальные задачи на мелкие и вполне подъемные. Это позволяет людям пользоваться интеллектуальными наработками друг друга, поддерживать глубокое коллективное знание и производить серьезную интеллектуальную работу, но в то же время актуализирует проблему доверия. Большинство людей как правило не могут перепроверить мнение какого-то отдельного специалиста, не обладая для этого ни временем (они заняты на своих участках разделения труда), ни необходимыми для этого компетенциями, и в целях координации и организации условно принимают это мнение на веру без перепроверки. Нетрудно заметить, что если на каком-то участке разделения труда возникнет ошибка специализированного человека или коллектива, то не имеющие возможности перепроверки люди не заметят ее пока это не перепроверят другие специалисты и коллективы с нужными компетенциями или эта ошибка не вылезет обществу боком, причем как правило совершенно независимо от степени вины в просчете.
Отчасти эту проблему можно нивелировать грамотной организацией, дублирующей опасные ошибками участки интеллектуальной работы проверочными сотрудниками и подразделениями. Но все становится куда хуже когда решения тех или иных вопросов затрагивает интересы тех или иных заинтересованных групп. Особенно если эти группы влиятельны и озабочены своими корыстными интересами куда больше чем поиском правильных решений и объективной истины. Поэтому проблема авторитетов, традиций, теорий, учений и истины в них как никогда актуальна.
Авторитеты. Сподвижнику Империума следует понимать, что скорей всего общепринятая, авторитетная точка зрения действительно является наиболее проработанной и близкой к истине на данный момент. Во всяком случае профессионал может быть хоть и не слишком сообразительным, и звезд с неба не хватать, но благодаря методологическим навыкам, специализации и опыту он легко избежит большинства "детских" ошибок в предметной области, о которое наверняка придется набить шишки даже гениальному, но неопытному человеку. Но авторитетная точка зрения профессионала хоть и является наиболее вероятным близким к истине мнением, является им совершенно необязательно. Особенно если это затрагивает чьи-то интересы.
Традиции. Довольно часто традиции имеют под собой вполне рациональную основу, которая основывается на коллективном опыте народа, и следование им помогает избежать многих ошибок. Но в то же время этот коллективный опыт ценен и актуален как правило лишь в тех же производственных и бытовых условиях, при которых он был выработан и оформлен как, собственно, традиции. Если какой-то социум многие поколения живет в том же технологическом, информационном и бытовом укладе, то его традиции скорее всего рациональны, но если эти уклады меняются, особенно быстро, то традиции стоит подвергать пересмотру и проверке на совместимость. В любом случае сподвижнику Империума при попытках приблизится к истине следует в первую очередь понимать механику и причины тех или иных традиций. И, конечно же, понимать чьи интересы затрагивает соблюдение или несоблюдение традиций.
Теории. Хорошие вещицы, особенно когда они обладают удовлетворительной объясняющей и прогностической силой. Чаще всего бытующие в научном мире рабочие теории наиболее точны из всего, что на данный момент известно человечеству. Не исключено что где-то на задворках научного мира, а скорее и вовсе вне его неизвестные или маргинальные ученые или даже самоучки запилили куда более точную и верную теорию, которая куда универсальнее и ближе к истине чем главенствующая на сегодня. И даже скорее всего в каждый момент времени такие более совершенные теории существуют, но... но нам, не профессионалам, до них вряд ли добраться, а даже если и добраться, то не оценить по достоинству ибо мы не обладаем компетенциями для этого. Поэтому при прочих равных сподвижнику Империума надежнее пользоваться главенствующими теориями, если он не обладает достаточной достоверной и проверяемой информацией о более совершенной теории. А еще лучше, конечно, таки добыть нужные компетенции чтобы способствовать усовершенствованиям главенствующих теорий. И, конечно же, понимать чьи интересы затрагивает сохранение или смена общепринятых теорий.
Учения. Если с научными теориями по большому счету почти все хорошо, то с разнообразными учениями, к сожалению, почти всегда не очень хорошо. И не вопрос даже то, что учения и их онтология вполе могут содержать в себе рациональное зерно и полезные моменты. Да, они скорее всего содержат в себе и то, и другое, но корень проблемы проистекает из их функционала. Теории изначально предназначены как инструменты рационального объяснения объективной реальности. Да, у них далеко не всегда это получается хорошо, но они хотя бы стараются двигаться в этом направлении. А вот у учений функционал изначально другой: это прежде всего инструменты управления людьми. Сподвижнику Империума, даже если ему очень нравится то или иное учение, необходимо перманентно помнить что это прежде всего инструмент управления, а значит он напрямую затрагивает интересы правящих слоев. А у правящих слоев истина и ценности становятся весьма гибкими и пластичными если речь заходит о интересах и господстве. Поэтому сподвижник Империума должен помнить о непрерывной логике имперской философии, допуская высокую вероятность истинности тех или иных положений учения, но понимая что это именно вероятность, а не непреложная истина в последней инстанции. В учениях - идеологиях, религиях, философских школах - можно найти много полезного, но нужно перманентно помнить что они разработаны конкретными людьми под конкретную социально-производственную среду, людьми, которые даже будучи выдающимися интеллектуалами и мудрецами, все же могли ошибаться и не знать того что нам известно ныне. И что они скорее всего изначально разработаны в интересах конкретных властвующих или стремящихся к власти группировок, особенно если речь идет о учениях, которые широко используются или использовались в качестве главенствующих (квази)идеологий.
Я не зря так настойчиво обращаю внимание на чьи-то интересы, которые затрагивает то или иное мнение о истине, потому что это самый первый вопрос, которым должен задаваться сподвижник Империума при поиске наиболее близкого к истине мнения. Имперская философия настаивает на примате разума, объективности и рациональности на пути познания, но мышление большинства современных людей, к сожалению, не подготовлено для такого подхода. Эта максима мышления требует от человека, во-первых, достаточного интеллекта, во-вторых, определенных навыков логического мышления, и в третьих, самодисциплины, что доступно далеко не всем. К сожалению, большинству людей не удается избежать когнитивных искажений, особенно если поиск истины затрагивает их интересы и эмоции. Ради своих интересов и положительных эмоций люди, не следующие имперской философии примата разума, вполне готовы быть необъективными, обманывать, и что хуже всего, самим обманываться, причем в большей части случаев этого когнитивного искажения они даже не заметят. Поэтому имперская философия рекомендует снижать вероятность близости к истине мнения авторитета, традиции, теории или учения тем более, чем больше это затрагивает интересы господствующих групп, общественных классов и структур, причем чем выше влияние этих структур, тем больший рекомендуется скепсис и тем более тщательная нужна перепроверка.
К дисциплинам, которые не сильно затрагивают интересы властвующих слоев, сподвижник вполне может относится с доверием, например, к естественным наукам. Но вот к дисциплинам, которые интересы властвующих слоев затрагивают напрямую - история, этика, экономика, философия, онтология - Империум рекомендует относится крайне настороженно независимо от источников, ибо все они почти гарантированно будут ангажированы в ту или иную сторону, и по возможности обрести достаточные компетенции для самостоятельных суждений в этих областях. Это те области знания, которые имперская философия настоятельно не рекомендует отдавать на откуп любым авторитетам как бы они кому не нравились, а этот объем знаний, необходимых для самостоятельного изучения, вполне по силам самостоятельно освоить среднестатистическому человеку. И самое главное что нужно помнить сподвижнику: независимо от источника возникновения ошибки, он несет личную ответственность за ее свершение. Доверился ли он авторитету, следовал ли традиции, действовал в рамках теории или подчинился учению, но если он совершил ошибку - это его личная ответственность. Да, допустимо учитывать меру вины, ибо человек не может знать все и ему волей-неволей приходится доверять другим в вопросах, в которых он некомпетентен, и потому мера вины снижается если источником ошибки послужили другие люди. Это уменьшает, но не снимает ответственности за ошибки, и потому сподвижник Империума обязан мыслить как можно более ясно, обладать как можно большими компетенциями и совершенствовать свою картину мира чтобы делать как можно меньше ошибок и действовать все более правильно и совершенно. Знание и понимание куда надежнее веры.
Организации, государства, законы
Организации. Силы одного человека весьма ограничены, а задачи, стоящие перед человечеством, значительно превосходят их. Для решения таких задач существуют организации. Они бывают самыми разнообразными - круговыми, пирамидальными, сетевыми и смешанными, бывают большими и маленькими, сплоченными и рыхлыми, но суть их всегда одна: это объединение людей для выполнения задач, которые отдельным людям не под силу. Организациями можно называть любое объединение людей - предприятие, кружок вышивания или армию. Даже семья - это организация, в большинстве культур базовая и самая маленькая.
Организации имеют самоценность, т.е. исходя из принципа системности свойства организации больше суммы свойств всех ее составляющих. Именно за счет системных синергетических эффектов организации бывают столь полезны, ибо грамотно организованным трудом группы людей можно добиться куда большего чем если бы эти люди работали поодиночке. Поэтому сподвижникам Империума следует учитывать и понимать ценность организаций, способствовать их оптимизации и улучшению ради общего блага и дела Гармонии. В то же время стоит помнить, что организационные алгоритмы могут быть несовершенны , и даже контр продуктивны, как и сами организации в тех или иных условиях.
Государства по сути являются теми же организациями, но имеют некоторую специфику, выступая модераторами и системообразующими организациями на определенной территории. Они имеют куда большую ценность и значимость чем организации меньшего масштаба, так как комплексно выполяют важные системные функции в определенном социуме, и созданы именно для этих целей. От других организаций они отличаются этой комплексностью функций, и хоть другие организации отчасти способны выполнять некоторые из функций государства, но именно что отчасти и именно что некоторые. В рамках текущего социального уклада государства являются наиболее ценными организациями. Над государственные организации способны функционировать лишь в той мере, в которой их признают и могут воспринимать государства, а чаще всего над государственные организации де-факто являются внешним продолжением и инструментом в руках наиболее сильных государств.
Законы - это правила взаимодействия в рамках организаций. Законы характерны для любой организации, и они являются их основным инструментом по упорядочиванию функций людей, из которых они состоят. Законы могут быть неформальными как в маленьких и простых организациях вроде семьи или дружеского круга, могут быть и формализованными в виде должностных инструкций или технологических регламентов, могут носить рекомендательный характер как моральный кодекс, а могут быть и обязательны к исполнению как кодекс уголовный. И за нарушение законов в каждой организации предусматриваются определенные санкции. Они могут быть и безобидными в форме шутливого замечания, могут быть и довольно серьезными включая побои, штрафы, увольнения, лишения свободы или даже казни.
Структура и законы организаций далеко не всегда оптимальны, и сподвижникам Империума то и дело придется сталкиваться с такими ситуациями на практике. Дело Гармонии требует оптимизации и совершенствования как структуры организаций, так и их законов, но это означает что придется преодолевать сопротивление как заинтересованных групп, чьи интересы оптимизация ущемляет, так и социальной инерции. В этом случае сподвижникам Империума нужно следовать максиме наибольшей пользы и наименьшего вреда.
Для имперской философии нет принципиальной разницы между эволюционными и революционными изменениями, ибо в любом случае чьи-то интересы будут ущемлены, какие-то социальные слои как ни крути но будут в невыгодном положении, в любом случае будут негативные эффекты и кто-то пострадает, в том числе невиновные. Вопрос правильного выбора - это прежде всего вопрос трезвой, комплексной и правильной оценки вариантов и их последствий, и наилучшим будет тот, где будет максимум пользы и минимум вреда, где будет минимум угнетенных и максимум довольных. Нужно учитывать ценность организаций, особенно самых ценных из них - государств, и при прочих равных в процессе оптимизации постараться сохранить их целостность и функционал. Но если сохранение какой-либо организации в итоге ведет к куда большему ущербу чем ее демонтаж, то дело Гармонии потребует от сподвижников сделать этический выбор в пользу меньшего зла. Сподвижникам Империума не зазорно приносить что-либо в жертву ради достойного результата в деле Гармонии, в том числе свои жизни, и даже жизни других людей, включая невиновных, но каждый раз следует помнить что жертв по возможности следует избегать, и они допустимы лишь когда иных вариантов не остается и ситуация чревата куда большими жертвами. Дело Гармонии требует минимизации жертв и ненужных страданий, и прежде всего сподвижникам Империума в деле Гармонии следует делать ставку на интеллектуальное и методологическое преимущество.
Социальная иерархия, богатство, справедливость
Социальная иерархия и расслоение прав и возможностей определяется необходимостью разделения труда. Для увеличения общей продуктивности социальной системы мы вынуждены специализироваться и организовываться, тем самым ограничивая функционал и как следствие свободу действий каждого. Именно в результате разделения труда и возникает необходимость социальной иерархии, в результате чего люди, занимающие узловые точки в процессе принятия решений, получают преимущество в возможностях и правах перед другими. Устранить социальную иерархию и расслоение вследствие оной можно лишь одним способом - устранением разделение труда. Но мы не можем отказаться от организации и разделения труда, ибо это главный предмет социальной эволюции, а стало быть один из основных инструментов дела Гармонии, доступных человеку. Поэтому гораздо целесообразнее оптимизировать социальную иерархию нежели бороться с ней.
Да, к сожалению очень часто социальная иерархия не оптимальна, и высокое положение в ней занимают люди, одержимые отсталыми инстинктивными программами, эгоцентричные, неумные, неэффективные - это то, что мы называем атавизмами, а самих одержимых - атавусами, которых до принятия решений лучше было бы не допускать на пушечный выстрел. А оптимальные для высоких уровней иерархии люди, с высоким интеллектом, полезными знаниями и высокой нравственностью, ведомые приматом разума, которых мы называем прогрессорами, бывают оттеснены на обочину социальной жизни. И потому сподвижник Империума обязан знать и понимать как именно следует оценивать потенциал и полезность человека чтобы рассчитать подходящее ему место в иерархии и разделении труда. Это касается как других людей, так и собственных сил и возможностей. Стадные инстинкты перманентно требуют от человека повышать свой социальный ранг, но философия Империума придерживается примата разума, поэтому сподвижнику Империума стоит избегать как недооценивать свой и других людей ранговый потенциал, так и переоценивать его, ибо оптимальным случаем стоит считать такой, при котором человек занимает адекватное положение в иерархии исходя из его способностей, наклонностей, знаний, нравственности и заслуг.
Оптимизация социальной иерархии выражается именно этом, чтобы люди занимали в ней место по способностям и заслугам - это основное направление дела Гармонии в социальном развитии. Сподвижнику следует стремиться повысить социальный статус, ресурсы и влияние людей достойных, и снизить статус и влияние недостойных, способствовать положительному иерархическому отбору и препятствовать отбору отрицательному. При этом стоит помнить, что вмешательство в социальную иерархию и ее оптимизация как правило встречает ожесточенное сопротивление тех людей и сословий, которые высокое положение занимают не адекватно своим способностям и заслугам, а в силу сложившихся обстоятельств и не оптимальных социальных процессов и алгоритмов. Непродуманное вмешательство, даже с благими намерениями оптимизации, может вызвать чрезмерный конфликт, от которого сопутствующие потери могут значительно превысить гипотетический положительный эффект. Поэтому прямой конфликт для оптимизации социальной иерархии допустимо инициировать только если наличествует значимое силовое преимущество, способное быстро сломить сопротивление атавусов, не допуская разрастания конфликта и избыточных жертв, и при этом в наличии есть достаточный резерв прогрессоров с необходимыми компетенциями, которые способны быстро заместить атавусов на освободившихся социальных и производственных ролях и начать выполнять системные функции чтобы не допускать паралича организаций. И в любом случае следует учитывать максиму наибольшей пользы и наименьшего вреда, делая основную ставку на интеллектуальное и методологическое превосходство, понимая что силовые методы вмешательства наиболее грубы и наименее приоритетны.
Богатство. Материальное потребление - необходимая часть жизнедеятельности. Сейчас люди склонны измерять радость и полноту своей жизни через призму материального потребления. Это, конечно же, образец глубоко примитивного мышления, ибо жизнь человека куда сложнее и многограннее чем потребление. Тем не менее, сподвижнику Империума все-таки нужно знать какой уровень потребления можно считать оптимальным и к какому уровню следует стремиться. Философия Империума отнюдь не призывает к бедности, нищете и тотальному самоограничению, напротив, она всячески поощряет улучшение материального благосостояния, ибо оно расширяет наши возможности в деле Гармонии. Но Империум настоятельно рекомендует сподвижнику удерживать уровень потребления в рамках возможностей экосистем, источников ресурсов и в рамках возможностей своей системы разделения труда, которая способна поддержать определенный уровень технологий и производительности труда.
Другие социумы в силу тех или иных обстоятельств могут обладать значительно более продуктивными экосистемами, источниками ресурсов и более развитыми системами разделения труда, которые позволяют поддерживать больший уровень потребления, и если ориентироваться на этот уровень, а не на возможности своих экосистем и системы разделения труда, то можно попасть в стратегическую ловушку и предопределить очень тяжелые последствия как для себя, так и для дела Гармонии. Эксплуатация экосистем и забор ресурсов более масштабный чем они могут выдержать и более быстрый чем их восстановление гарантировано приведет к деградации таких экосистем и источников ресурсов, что может предопределить катастрофические последствия. А потребление сверх возможностей своей системы разделения труда будет означать что необходимые для ее развития и роста производительности ресурсы будут просто проедаться, отчего и производственная, и социальная система из-за недополучения необходимых ресурсов для расширенного и даже простого восстановления будут деградировать и все больше и больше отставать от прогресса. Если сподвижник Империума считает, что для дела Гармонии ему необходим уровень потребления и поток ресурсов превосходящий возможности доступных экосистем и системы разделения труда, то ему стоит предпринять усилия для поиска новых источников ресурсов и развития системы разделения труда, или перебраться в более развитую систему разделения труда чтобы не допускать деградацию текущей.
В общем же и целом имперская философия рекомендует придерживаться максимы разумной достаточности. Человеку нужен некий набор благ и предметов, необходимых для хорошей жизни и развития, и превышение этого уровня редко ведет к повышению качества жизни, удовлетворенности и возможностей способствовать делу Гармонии, а только к перерасходу ресурсов и потере ценного времени жизни, потраченного на добычу этих избыточных благ. Сподвижнику Империума следует помнить, что максимум и оптимум - величины разные.
Справедливость. Это важная часть дела Гармонии, так как ее отсутствие ведет к значимым негативным эффектам как для людей, так и для эволюции. Имперская философия понимает справедливость через соблюдение принципа равноценного обмена. Этот принцип полагает что для получения чего-то ценного человек обязан отдать нечто равноценное взамен. Это касается не только эквивалентного трудового и хозяйственного обмена, но и всего остального, включая получение знаний, места в иерархии, способностей, силы, одобрения. Человек в обмен на получение каких-то нужных ему благ обязан приложить соответствующие усилия для справедливой компенсации этих благ или для собственной оптимизации, которая позволит генерировать ресурсы и способности более продуктивно. Нарушение принципа равноценного обмена гарантированно ведет к дегенеративным процессам, причем не только для самого человека, выбравшего паразитический путь, но и для тех людей и систем, которые страдают вследствие паразитизма, подвергаясь для этого разного рода угнетению и сдерживанию со стороны паразита.
Справедливость в имперской философии не связана с эксплуатацией человека человеком, которая предопределена разделением труда. Разделение труда уже изначально предполагает, что специализированный труд и знания одного человека будут эксплуатироваться другими людьми, равно как и он будет эксплуатировать их специализированный труд. Например, строитель эксплуатирует труд и знания врача, а врач в той или иной мере эксплуатирует знания и труд строителя, и устранить эту эксплуатацию человека человеком можно лишь устранив разделение труда, когда каждый будет потреблять ровно то что сам лично произвел. Поэтому справедливость имперская философия понимает не как равенство, а как соблюдение принципа равноценного обмена когда труд, умения и вклад в общее дело каждого человека оцениваются адекватно, и он может претендовать на долю общего блага, адекватную своему вкладу. Справедливость - это не поровну, справедливость Империума - это по заслугам.
Нарушение принципа равноценного обмена пробуждает к жизни губительные силы и наносит урон человеку и делу Гармонии не только в случае неэквивалентного обмена, но и в случае незаслуженного могущества. Это касается как обретения сил и возможностей, которые человек не может контролировать и взвешенно применять, так и форсированного оперативного усиления, которое наносит стратегический долгосрочный вред. Например, использование допинга, позволяющего достичь быстрых спортивных результатов, но наносящего вред здоровью в перспективе, или применение инструментов эмиссионного стимулирования спроса, позволяющего получить техническое и экономическое преимущество на коротком временном промежутке, но обрекающего общество на тяжелые последствия в будущем.
Поэтому сподвижнику Империума надлежит препятствовать нарушению принципа равноценного обмена, причем как в своей жизни, так и в жизни других. При утверждении справедливости следует придерживаться максимы наибольшей пользы и наименьшего вреда, соизмерять силы и средства так же, как и в деле оптимизации организаций и социальной иерархии. Бездумное сжигание ценных ресурсов, которое не приносит пользы, недопустимо, и делу Гармонии будет лишь вред если сподвижник подставит себя под удар, не принеся положительного эффекта. В первую очередь сподвижнику нужно быть умнее, компетентнее и эффективнее, делая ставку на интеллектуальное и методологическое преимущество перед противниками дела Гармонии.
Повседневная жизнь
Философия Империума поощряет хорошую, радостную, деятельную и счастливую жизнь сподвижников. Сподвижнику следует помнить о деле Гармонии, о примате разума, о максимах и устремлениях имперской философии, но это не значит что он не должен жить, отказаться от удовольствий и радости жизни. Дело Гармонии хоть и предполагает усердный труд, но все же это прежде всего путь к радости, счастью и хорошей жизни. Иногда ради общего блага и достойных целей дела Гармонии целесообразно идти на страдания, жертвы, в том числе и на великие жертвы, но они не имеют ценности сами по себе, и рассматриваются имперской философией как вынужденные шаги, которых по возможности следует избегать.
Имперская философия рекомендует сподвижникам, идущим путем Гармонии, вести достойную, яркую и радостную жизнь, и делать такой жизнь других достойных людей есть есть такая возможность. Не все люди могут соответствовать единым стандартам, не все могут быть сильными, здоровыми и очень умными, и хоть к этому всенепременно нужно стремиться и развивать себя, но бывают случаи, когда соответствовать высоким стандартам человеку невозможно в силу тех или иных обстоятельств. Люди иногда рождаются больными, или становятся ими в результате какого-то несчастья, не все бывают красивыми, популярными и успешными, не всем улыбается удача и даже усердные и умелые действия иногда терпят фиаско, потому что жизнь - сложная штука и не всегда обстоятельства складываются удачно. Сподвижнику Империума всенепременно стоит улучшать себя по возможности - улучшать физически, интеллектуально и нравственно - но нужно помнить, что пороги возможностей у разных людей разные, и что одному дается практически без труда, другому будет не под силу сколько бы он не старался. В этом нет ничего зазорного, если сподвижник искренен и использует имеющиеся возможности ради общего блага.
В любом случае оптимальным решением будет понимание своих реальных сил и возможностей, и способствование делу Гармонии в рамках оных. Нужно помнить, что у каждого человека кроме сильных сторон есть и слабые, а кроме слабых есть и сильные, и лучше всего способствовать делу Гармонии в тех делах и в той мере, где сподвижник наиболее эффективен и востребован. Каждый, идущий путем Гармонии и вносящий свой вклад в общее дело в рамках своих возможностей достоин уважения в Империуме, даже если возможности эти невелики. Более того, чем выше вклад сподвижника в сравнении с его возможностями тем более сподвижник достоин уважения. Все люди разные, у всех разные возможности, обстоятельства и способности, и сподвижнику следует реалистично понимать их и наиболее рационально использовать ради дела Гармонии и радостной, счастливой жизни.
Имперская философия не означает совершенства, но стремится к усовершенствованию путем проб и ошибок, анализа и размышления, прогнозирования и эксперимента. Совершенство невозможно, усовершенствование возможно, и Империум призывает сподвижника к такому усовершенствованию. Моральный кодекс строителя Империума поможет выбрать оптимальные пути решения проблем и выполнения задач, как оперативных, так и стратегических. Вместе мы сможем направить человечество лучшим из путей - путем Гармонии, дорогие принцессы. Всегда верный, чешу вас за ушками.
Оценили 5 человек
8 кармы