О деградации детской литературы, Владимире Ленине и Гарри Поттере

6 779

Технический прогресс не стоит на месте. Вполне закономерно, что бумажные носители вытесняются цифровыми форматами. Однако, при всей доступности электронных библиотек, чтение книг сегодня уже не столь популярно, как во времена СССР. В первую очередь это относится к детской литературе.

Вместе с тем, качество современной детской литературы оставляет желать лучшего. Основой популярных изданий является жанр фэнтези, причём преимущественно зарубежных авторов. Востребованы также американские и японские истории в картинках - комиксы.

Всё это чтиво, как правило, носит развлекательный характер и погружает маленького читателя в вымышленный мир нереальных персонажей. Зачастую главные герои обладают весьма спорными и противоречивыми качествами, их пороки не изобличаются, а поступки нельзя назвать образцом примерного поведения.

Многие произведения не учат честности, справедливости, верности, взаимовыручке, доброте, состраданию, а напротив. Отсутствует в них и этической вывод. Понятия о добре и зле, хорошем и плохом размыты и подменены.

Авторы не ставят задачу научить ребёнка мыслить, анализировать и развиваться. Всё сводится к тому, чтобы шокировать, напугать, удивить, развлечь и отключить от реальной действительности.

После уничтожения Советского Союза в страну нескончаемым потоком хлынула западная примитивная беллетристика, которая пропагандирует иные ценности, чем те, на которых зиждилось наше общество. Не отстают и отечественные писатели, старясь соответствовать мировому тренду и внося свою лепту в деградацию детской литературы. Подобный контент преобладает и активно насаждается через различные виды рекламы и интернет.

Дети, особенно маленькие, очень восприимчивы к новой информации, искренне верят в написанное, в то, что видят, слышат и стараются подражать любимым персонажам. Поэтому, на мой взгляд, качество детской литературы имеет большое значение.

Не имея еще окончательно сформированного собственного мнения, дети легко становятся жертвой книжных дельцов, которые, в погоне за прибылью, без зазрения совести эксплуатируют детскую тягу ко всему сказочному, слепой вере в чудеса, беззаботному времяпровождению и искусственно создают на это спрос.

Например, книги о мальчике-волшебнике Гарри Поттере пользуются популярностью у подростков. Но несут ли они такую художественную ценность, чтобы их включать в школьную программу и изучать наравне с произведениями Пушкина, Толстого, Чехова, Достоевского? А именно с таким предложением официально выступают некоторые наши "слуги народа".

Давайте в этом вопросе обратимся к советскому опыту. Не буду рассматривать всем известные русские народные сказки и произведения классиков, а остановлюсь на такой выдающейся личности, как Владимир Ильич Ленин. Неожиданно?

Сегодня историческая роль Ленина вызывает ожесточённые споры, его имя очерняется и предаётся забвению. Уверен, история всех рассудит и всё расставит по своим местам. Я же хочу напомнить, что в СССР существовал целый пласт литературы "детям о Ленине". Примечательно, что это было вовсе не про "культ личности" и "святую безгрешность" в привычном сегодня понимании, как может показаться на первый взгляд.

Через рассказы о Ленине, советским детям в доступной форме объясняли государственное устройство и исторические события, способы и формы решения насущных проблем в стране, воспитывали патриотизм и гордость за свою Родину, прививали бережливость и рачительность, заботу и справедливость, бесстрашие и ответственность, доброту и честность, уважение к старшим и внимательность к младшим, одним словом, все те положительные черты, которыми и должен характеризоваться любой человек и гражданин.

Конечно, в Советском Союзе было множество и другой детской литературы, которая, на мой взгляд, более чем актуальна и сегодня, ведь она воспитывает ребенка и учит становиться лучше.

К сожалению эти книги незаслуженно забыты, не переиздаются и в угоду политической конъюнктуре исключены из педагогического процесса. Результат мы с вами наблюдаем воочию.

Закончить свою статью я хочу цитатой из рассказа Аркадия Гайдара "Чук и Гек": "Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной.Источник.

Читайте и смотрите ПО-ЖИВОМУ - здесь много интересного:

Блеск и нищета Прибалтики: от царских времён и СССР до наших дней

4 способа ограбить соседа: почему одни страны богатые, а другие бедные

Удар и союзники
  • pretty
  • Сегодня 12:18
  • В топе

ДМИТРИЙ  ЕВСТАФЬЕВСегодня довольно жесткий пост. Много обсуждалось, какова будет реакция наших союзников на удар «Орешником» по Днепру, не испугаются ли они, не ухудшит ли это наши отношения с Ки...

Пять минут хорошего настроения. Часть 7

— Дорогой, почему утром, позавтракав, ты не вытираешь стол от крошек?— Потому что боюсь тебя разбудить и поэтому не хочу греметь тряпкой.— Батюшка, вчера моя жена исповедовалась вам, он...

ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ «ЮЖМАША»?

  ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ «ЮЖМАША»?Вопрос не праздный – Южмаш нам самим нужен, жителям Новой России. Азовсталь уже угробили, царство ему небесное… Такими производствами «не швыряются», стро...

Обсудить
  • Всё это да,хорошо,воспитание,и пр.Это большинство понимает.Но вопрос,Пратчетт то покойный(Книга с левой стороны на первом фото)чем вам не угодил.Писал он скорее книги для взрослых,или подростков далеко за 14-ть.(Если у нас тут после перевода их позиционируют как детские,так это тупость издателей.)Как правильно сатира на наш мир,политику,мифы и многое другое.А вообще сейчас у детей другое сознание,они про Ленина читать будут,если он будет срезая головы капиталистам двух метровой катаной,парить в небе,в лучах городских прожекторов.Уже та,старая ,подача материала не годится для них ,в большинстве случаев.И с этим уже ничего скорее всего не поделать,хотя читают некоторые,и не плохую литературу,но их значительно меньше чем раньше.Формат мира поменялся.Имхо.
  • "Поэтому, на мой взгляд, качество детской литературы имеет большое значение." - сейчас качественную литературу для детей пишут, но ее издавать не хотят.