Немецкая реформаторская церковь в Санкт-Петербурге

1 11896

Отделившись в 1858 г. от французов, немцы-реформаты – тогда числом в 3000 человек – вскоре получили на берегу Мойки участок для постройки собственной церкви.

Автором проекта, выдержанного в романском стиле, был Г.Э. Боссе, а осуществлял его Д.И. Гримм.

Здание с высокой двухъярусной колокольней было заложено 8 сентября 1862 г. Отличавшаяся "простотой и гармонией линий“ постройка из красного кирпича с белыми деталями была освящена 24 октября 1865 г..

На первом этаже находились школа и квартира пастора, на втором – двусветный храм, перекрытый балками. Свет проникал в него через высокие окна с витражами рижской мастерской Э. Байермана, на хорах стоял орган, галереи покоились на чугунных колоннах.

Кафедра и алтарь были сделаны из цельного дуба. В таком виде кирха простояла недолго, 14 декабря 1872 г. случился пожар, который сильно ее повредил.

Восстанавливая здание, К. К. Рахау внес небольшие изменения: повысил колокольню, поднял потолок и изменил расположение органа. 20 октября 1874 г., в день 150-летия реформатского прихода, храм был снова освящен.

На рубеже XIX–XX веков церковный зал украсили витражи, сделанные в Риге. В 1884 г. внутри была поставлена мраморная фигура Христа работы академика Р. Р. Баха. При кирхе действовали школа и приют.

Всего в столице перед революцией проживало около 4000 немцев-реформатов. После революции многие прихожане покинули Россию.

Храм был закрыт в 1929 г. и отдан под общежитие; в 1932–1939 гг. он по проекту П.М. Гринберга и Г.С. Райца перестроен с использованием прежних стен в конструктивистское здание "Дворца культуры работников связи".

Тут довольно любопытно сравнить с тем, что стало...

(фото большие, открывайте в новом окне)

В  "Энциклопедическом словаре Петербурга" перестройка здания Немецкой реформатской церкви в ДК работников связи определена как пример архитектурной неудачи. Здание поражает своей общей некрасивостью, громоздкостью, неуместностью, именно в том месте, где почти каждый дом - шедевр архитектуры. Оно лезет в глаза, мешает обзору, заслоняя перспективу набережной Мойки и даже Исаакиевский собор.

Здание было предложено рассматривать как постройку в конструктивистском стиле, и в 2001 году дом был включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность".

Беспредел вместо законов войны

Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

Мем о релокантах

Вы наверняка обратили внимание, что далеко не все поуехавшие приживаются на новых местах, все чаще критикуют местные порядки. Мне запомнился один диалог, скопированный, видимо, из Фейсбука. Примерно т...

Ужасы Евровидения. Странная украинка бьется яйцами с трансом-ведущим/ей

Нет, все-таки хорошо, что мы во всем этом больше не участвуем. Просто оторопь берет, глядя на то, что сейчас происходит на всех этих евровидениях и олимпиадах. Не пойму, то ли это цирк уродов, то ...

Обсудить
  • Если в ДК эту высокую часть сровнять по уровню с остальным зданием, то будет выглядеть лучше. Хотя у меня напрочь отсутствует художественный вкус :)