Одно из самых известных произведений немецкого философа и социолога Макса Вебера «Политика как призвание и профессия» было написано в 1919 году и представляло собой реакцию на существующее положение дел в Германии после революции 1918 года. Предыдущие наши обзоры философской литературы были посвящены Славою Жижеку, а также М.Хардту и А.Негри .
Любая революция это набор ожиданий или требований, которые не способны были разрешиться в ходе предыдущего существования системы и которые должны быть решены после революции. Среди работ Макса Вебера есть такие, которые посвящены проблемам социологии политики, труда и экономики, власти.
Макс Вебер. Что такое политика?
В начале своей работы, которая была названа «Политика как призвание и профессия» Вебер дает общее определение понятия «политика». Он определяет политику, как « понятие, которое имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству.» В дальнейшем Вебер, для более подробного анализа интересующей его проблемы сужает представление понятие и выделяет конкретный аспект изучения «говорит в данном случае только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни–государством.»
В итоге Вебер определяет политику, как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.»Основными задачами, которые Вебер попытался решить в работе было современное на тот момент определение политики, власти, господства и государства. Германия потерпела поражение в Первой мировой войне и в обществе был высок запрос на реванш, восстановление, которое, впоследствии, приведёт Гитлера к власти. А в 1919 году создавалась теоретическая база этому приходу.
Вебер говорит о том, что государство нельзя определить социологически в связи с содержанием его деятельности. По мнению Вебера, государство способно решать множество задач, носящих различный характер. Но вся проблема заключается в том, что нет такой задачи, которая полностью и исключительно бы была присуща государству. Однако дать социологическое определение государству все таки возможно, но только если «исходить из специфически применяемого им, как и всяким политическим союзом, средства – физического насилия.» Вебер считает, что физическое насилие является специфическим средством государства, что лишь государство способно применять это насилии, и только тогда оно будет считаться легитимным.Таким образом, Вебер приходит к выводу, что государство — «есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство».
То есть люди, которые находятся под господством должны подчиняться тем людям, которые претендуют на это господство.Исследованием понятий власти и господства, насилия и законности занимались и другие филососфы, социологи. Наиболее значительными теоретическими трудами являются «Капитал» Карла Маркса, а также «Государство и политическая форма» Карла Шмидта.
Что такое легитимность?
Внутренним основанием для оправдания господства служит легитимность, которую Вебер понимает, как процесс утверждения законности или правомочности власти в обществе. М. Вебер выделил три типа легитимности власти: традиционный, харизматический и легальный.
1. Традиционный тип легитимности заключается в вере людей в нормы и традиции, которые исторически сложились в данном обществе.
2. Харизматический тип легитимности основывается на преданности и личном доверии людей, вызванное наличием определенных качеств вождя (мужество, героизм, честность и т.д.) у какого-нибудь человека.
3. Легальный тип легитимности основан на правилах и законах, установленных и действующих в данном обществе.Далее в своей работе Вебер акцентируется на двух ключевых понятиях, применяемых по отношению к людям, осуществляющим легитимное насилие — «призвание» и «профессия».
Во всех культурах исторически сложилось так, что управлением занималась узкая группа людей, получившая с XIX века наименование «элита». Именно эти люди были приближены к монарху, если в государстве действовала монархия, либо они находились на ключевых позициях в демократиях, с точки зрения Алексиса де Токвилля. В эпоху легитимности и стремления к правовому государству, гуманизму в конце концов, различные исследователи пытались дать оценку деятельности элиты и включить её в легальные политические институты. И если Маркс практически не занимался исследованием элит, в основном, определяя их роль, как эксплуататорскую, то В.Парето вывел целую теорию элит, которая является актуальной до сих пор.
Политики по призванию
Макс Вебер определил место элит в своём исследовании, как политики по призванию. Ключевой особенностью элит является то, что они не воспроизводятся естественным путём, а поэтому нуждаются в новых людях, которые могут быть из разных слоёв населения. Политики по призванию, фактически, с рождения являются лидерами, явно или открыто демонстрируют свои особенности и таланты стратегического мышления и управления.
Политики по призванию это состояние духа, которое не зависит от образования, часто старается пренебречь законом и традициями. Политики по призванию способны создавать свою идеологию, а если быть точнее, мифологию, окружая собственное имя ореолом тех добродетелей, которые пользуются уважением общества...
Оценили 3 человека
5 кармы