Предрассудки о религии — это устойчивый образ в обществе, собравший в себя ряд принятых за истину определений. Это некий паттерн поведения для нашего мозга, срабатывающий, когда мы слышим нечто, связанное с религией. Какие мысли у вас возникают от слов религия, священник, поп, ислам, шариат, джихад, иудеи, евреи, язычники? У многих людей ряд этих слов вызовет резко контрастные эмоции, т.к. к чему-то человек привык относиться положительно, к другому нейтрально, а к третьему и вовсе негативно. Ключевое слово здесь — «привык». Именно привычка подразумевает следование ей без понимания, по какой причине она образовалась. И были ли те причины верными.
Следует понимать, что предрассудок — это не одно и то же, что стереотип. Например, нельзя обобщать стереотип только лишь негативной его оценкой, поскольку оценка зависит от контекста. Стереотипы могут иметь как положительную окраску, так и отрицательную, и это зависит от наших идеалов, относительно которых мы оцениваем вообще всё, с чем сталкиваемся. Есть вполне безобидные, хоть и не совсем верные стереотипы.
Например, стереотипы «женщины хорошо готовят», «немцы очень аккуратные» не несут никакой негативной оценки, но являются обобщением и зачастую могут быть неправдой.
Я буду говорить именно о предрассудках, т.е. установках, имеющих заведомо ложное негативное суждение. Предрассудки повышают градус агрессии в обществе, т.к. люди хотят как минимум вербально противостоять тому, с чем не согласны и к чему настроены враждебно.
1. Религия — зло, потому что призвана управлять сознанием людей
В контексте предрассудка это заявление подразумевает, что люди, находясь под влиянием религии, подобны бездумным и безвольным объектам манипулирования. Особенно активна эта позиция у воинствующих атеистов, считающих, что религия как таковая есть только лишь политическое образование, готовое в определённый момент подводить людей к нужному ей решению. Например, делать выгодный ей политический выбор, бросаться в войны «за веру» и, в конце концов, нести последние деньги в храмы. Это было бы очень сладкой правдой для противников религии, но, к их сожалению, правдой не является.
Психология людей такова, что ею можно манипулировать, используя самые разные темы. За наше сознание борется всё, что нас окружает. Всё! Реклама в интернете и на улицах города постоянно пытается зацепить нас многообразием «выгодных предложений», навязывает представления о статусе через дорогую продукцию, ставя это во главу угла. Популярные фильмы и музыка сужают картину мира до инстинктивного поведения животного: секс, агрессия и самоутверждение через внешность. Это становится ценностями в обществе, создаётся убеждение, что без этих ценностей человек будет несчастен и неполноценен. За наше сознание борются книги, общение с друзьями и даже простое созерцание природы.
Мы находимся в мире предложений, и у нас есть право выбрать то, что нам нужно и отказаться от ненужного.
Религия сегодня — это один из вариантов выбора. Забегая вперёд скажу, что религия отличается от секты тем, что она не навязывается. Религия увещевает, секта навязывает.
2. Все войны из-за религии
Предлагаю корректнее сформулировать эту фразу — чаще всего религия в войне становится инструментом, а не причиной. В руках нечестивцев любая вещь или мысль может стать оружием. Как вы можете огнём обогреть человека или убить его, так же вы можете религией спасти или, извратив её, убить.
Отправить человека на смерть можно внушив ему убеждение, что он борется за некие высокие идеалы, при утверждении которых военным путём он получит награду. Но, нужно сказать, что оружием становились совершенно разные и даже порой противоположные друг другу идеи: будь то христианство, ислам, коммунизм или национал-социализм. Вычленять именно религию в длинном перечне причин ведения войн как самую распространённую является грубым нарушением. И, опять же, возвращаясь к предыдущему пункту, скажу, что сознанием масс можно управлять при помощи любой идеи.
Правители, которые отправляли людей на войну, внушая им религиозный посыл, совершали чудовищный, кощунственный акт эксплуатации религии в своих целях. И снова в этом случае считать религию причиной войн некорректно. Если бы в мире не было религии, войны были бы и без неё, ведь всегда будет проблема голода, ресурсов, территории, политики.
Питирим Александрович Сорокин (1889 — 1968), русский, американский социолог и культуролог писал: «Во всех странах минимум войн и максимум мира падает в точности на периоды высшего объединения и усвоения основных ценностей и ее распростра- нения на все группы и государства, находящиеся в общении. Так это было в Греции в 6-ом и 2-ом веках, в Риме в 4-ом веке до Р.Х. и в течение первых двух веков после Р.Х, Этим же объясняется сравнительно низкий показатель войн в Европе до 13-го века, когда христианская система ценностей была единой для всей Европы. В деталях это можно проследить на истории каждой отдельной страны, и, в частности, в моей «Динамике Общества и Культуры» собраны данные об Англии, Франции, России, Австрии, Италии, Испании, Нидерландах и Польше-Литве.»
Мы знаем и об именно религиозных войнах: крестовые походы в XI-XIII вв., гуситские войны 1419-1434 гг., гугенотские войны во Франции 1562-1598 гг. И, конечно же, известная нам сегодня война в Сирии против ИГИЛ (запрещена в Российской Федерации), выступающая за установление своего Халифата и отличающаяся особой жестокостью.
Но не является ли убийство людей запретным делом с точки зрения религии? Вот, что говорят нам священые писания об отношении к людям.
Евангелие от Матфея 5:21-25 об убийствах:
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;»
Это нагорная проповедь Иисуса Христа.
Коран о различиях между людьми:
Сура 49, аят 13: «О люди! Поистине, Мы сотворили вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Воистину, самыми великодушными (благородными) пред Богом среди вас [людей] являются те, кто наиболее набожен. Воистину, Он Всезнающ и в полной мере осведомлен [обо всем и вся]».
Коран об отношении к многобожникам, немусульманам в Суре 9, аяты 6-7:
«А если кто-то из многобожников (язычников) просит у тебя убежища, то приюти его, пока не услышит он Слово Господне. Потом доставь его в безопасное для него место. Это потому, что они — люди, не знающие [истины].»
Об отношении христианства и ислама к людям будут отдельные статьи, поскольку эта тема велика.
3. Религия тормозит науку
Одно из распространённых мнений — религия тормозит науку. У неверующих людей существует одна интересная фобия — это страх общества, построенного на традиционной и религиозной системе ценностей. А ещё большее неприятие вызывают такие понятия, как «религиозные догмы», которые обязывают, например, соблюдать молитву и пост. Слово «пост» рисует в умах людей мрачные сводчатые потолки монашеских келий, подобных камерам узников, в которых сидят истощённые, хмурые «религиозники», ожидая окончания поста под средневековое радио «Радонеж». А за стенами кельи стоят отряды попов, вооружённых факелами и вилами, готовые тот час отправиться уничтожать научные книги и самих учёных.
Представили? Всё не так страшно, поверьте.
Нужно признать, что в истории бывали случаи религиозной казни учёных, уничтожение научных трудов и оспаривание научных открытий. Но обо всём по порядку.
Храмы древних восточных религий являлись так же школами, лабораториями и обсерваториями. Анатомия и математика активно изучалась представителями религии. Пифагор, помимо того, что был математиком, так же был и организатором религиозного ордена. Помимо античных примеров есть множество примеров того, что христианские монастыри являлись центрами образования.
Один из наиболее известных примеров о столкновении религии и науки — это позиция относительно вращения Земли. Идею того, что Земля является центром Вселенной, принадлежит Птолемею. Эту идею поддержали и христиане как передовую научную мысль, что, кстати, говорит о положительном интересе христиан к науке. Затем был научный труд польского священника Николая Коперника «О вращении небесных сфер», а спустя 70 лет появилась новая теория Джордано Бруно. Он объявил себя «учителем более совершенного богословия, сыном неба и матери-земли», что являлось еретической позицией к церкви именно с точки зрения богословия, а не науки. В результате такой богословской позиции пострадал Бруно.
На развитие науки отрицательное влияние оказывает не религия, а вмешательство политики и идеологии. Хотя мы и знаем примеры именно религиозного вторжения в развитие науки, нужно внести поправку — порой необходимо сравнивать деятельность религиозных организаций с их священным первоисточником, чтобы убедиться в правильности или неправильности их решений.
4. Нужно просто верить, потому что религию придумали люди
Наверняка вы ни единожды слышали такое мнение, а, возможно, и сами являетесь приверженцем этой позиции.
На первый взгляд разделение религии и веры может показаться логичным, ведь вера чиста и «не загнана в рамки» религии, где лукавые священнослужители набивают свои карманы джипами и дорогими часами. Такое представление о священнослужителях обычно сформировано при участии СМИ и мнений других людей, а не личным изучением вопроса.
Почему же такое мнение ошибочно? Слово религия означает воссоединение.
Как образовывалась религия, можно кратко прочитать в прошлой статье. Во времена, когда беззаконие и нравственный упадок общества доходил до пикового состояния, появлялся пророк. Стоит вспомнить Иисуса или Мухаммеда. Пророки как правило представляли собой лучших из людей, они были бесконечно благородны, справедливы, добры и заботливы, и не было причин упрекнуть их. Пророки проповедовали о том, что было дано им свыше. И проповеди пророков шли вразрез с мироустройством современности. То есть быть пророком означало стать гонимым и идти сквозь тернии непонимания, ненависти и лишений. Тем не менее пророки обретали вокруг себя последователей и, когда адептов веры становилось больше и больше, необходима была единая система верования, чтобы у тысяч верующих не было тысячи различных трактовок о Боге и роли его посланников в нашем мире. И тогда верующие объединялись в общность по вере, и появлялась религия.
Вера без религии чаще всего не имеет определённой формы. Если человек хочет просто верить в Бога, то это говорит о том, что такая вера будет лишь верой в личное представление о Боге. И так же будет странным принимать веру в Бога, например, основываясь на Библии, но при этом выступать против самого христианства как религии. Позвольте тогда уточнить, не религия ли донесла до наших дней Библию и Коран?
На первый взгляд, нет ничего плохого в том, чтобы «просто верить». Однако такая позиция таит в себе высокий риск заблуждений. Что может дать собственное представление о Боге? Может ли оно дать детальный свод морально-нравственных норм, которые не позволят обществу деградировать? Может ли своё представление о Боге зажечь сердца сотен тысяч людей? Что будет, когда столкнуться 10 разных представлений о Боге? На эти вопросы ответить достаточно просто, так как представление человека о Боге, не подкреплённое религией, не может дать единое мнение хотя бы о взаимоотношениях между людьми, не говоря уже о более глубинных вещах.
Религия — это не волшебная пилюля, которая в миг делает человека святым, но это путь, который ведёт человека. И по немощи нашей мы на этом пути спотыкаемся, нам порой хочется свернуть с него или пойти назад, и чтобы понять, в том ли направлении идёт религиозный человек, мы можем сверить его путь с компасом — священным писанием.
Когда мы говорим о некоем пути, то создаётся ощущение, что это нечто такое, где нас сейчас нет, и где мы можем оказаться, если захотим. Это не так. Любой человек в данный момент в эту самую секунду находится на определённом пути, отрицает он это или нет. И человек, верящий в существование Бога и отрицающий религию, тоже находится на своём пути. Так с чем же может сверять свой путь человек, который «просто верит»? Как давать объективную оценку своим действиям прямо сейчас? Если у человека нет религии, то его компасом в пути будут:
Личные переживания, эмоции
Цели на жизненном пути
Накопленные знания, полученные с жизненным опытом
К слову, к третьему пункту относится именно сформированные с течением жизни представления о морали и нравственности. Здесь возникает проблема — у каждого человека свой опыт и свои представления о морали и нравственности, о добре и зле. И это естественно! Однако глупо брать за мерило вещей только лишь личные представления, ведь для мирного и доброго существования группы людей необходимо нечто такое, что стоит выше всех представлений о жизни — тот самый непоколебимый Высший закон. Закон, который универсален для всех.
5. Религия — это попы на джипах с дорогими часами
В медийном пространстве есть известные люди, несомненно умные и эрудированные, которые совершают подлую подмену понятий. Они, как правило, осуждают религии, подкрепляя это тем, что съест народ. А съест он то, с чем явно не согласен: поп на джипе, постройка храмов, зарабаток на свечках, пьяные священники. И так же в пример могут приводиться люди, называющие себя христианами, но абсолютно не следующими, собственно, самому христианскому учению. Это ловкая манипуляция на чувстве справедливости людей, и приводит она к заблуждению.
Имам Абу Хамид Аль-Газали сказал: «Скорее нам следует познавать людей через истину, а не истину через людей».
В религиях есть мерило всех вещей и деяний — это священные писания. Каждое действие христианина можно соотнести с Библией, а мусульманина — с Кораном, и сделать вывод, прав человек или нет. Но люди обычно довольствуются обрывками знаний, которые вложили в их головы мнения таких же невежественных людей. Логично и правильно было бы перед осуждением религии изучить саму религию, понять, чему она учит и что ставит в запретное, узнать нюансы и детали этого учения, и затем на основе своих собственных знаний делать суждения о намерениях религии.
В новостные сводки попадают шокирующие новости про то, как пьяный священник устроил ДТП на дорогой машине или кадры дорогих часов на руке патриарха. Но нигде в новостных сводках вы не увидите освещение таких новостей, как открытие детских домов церковными деятелями, благотворительная работа, помощь нуждающимся и немощным и т.д. Таких добрых дел существует множество, но в них нет ничего сенсационного, добро по видимому скучно, поэтому рассказывать о нём неинтересно. Кроме того, священнослужители следуют написанному в Евангелии от Матфея 6:1-4:
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.»
6. Религиозный человек — это слабый и безвольный человек
Слушать подобные заявление довольно забавно, а слышал я их предостаточно. Итак, бытует мнение, что если человек не реагирует агрессией на агрессию, то этот человек слаб. Здесь кроется одна деталь, которую упорно не хотят видеть авторы подобных заявлений. А деталь эта состоит в том, что есть разница между «стерпеть» и «простить».
Подумайте, было бы проявлением силы простить своих обидчиков, полюбить их и через любовь и прощение найти выход из ситуации? Каждый ли из нас способен простить даже просто грубое слово в наш адрес, я не говорю уже о систематическом плохом отношении к нам? Люди боятся прощать и даже не думают о прощении по причине того, что не видят в этом выхода, а сам факт прощения кажется им проявлением слабости. Однако проявление слабости — это терпеть. Прощение же — проявление силы духа, а сильный духом способен свести к минимуму зло вокргуг себя. Конечно, сильным духом могут быть и язычник, и атеист, но здесь уже встаёт вопрос о природе этого духа. Дьявол тоже может предложить силу под своей личиной, только какова будет расплата за эту силу?
Поддаваться агрессии в ответ на агрессию является знаком того, что человек не вполне контролирует свои эмоции и свои мысли, что так же является слабостью. Надо понимать, что такое бесконтрольное состояние будет проявляться во многих ситуациях и может стоить даже жизни своей или чужой.
По логике вещей, если на единицу зла ответить нулем зла (добром), то зло не увеличится , а то и вовсе ваш ноль умножится на единицу зла и в итоге сведёт его к нулю.
7. Все религиозные люди — фанатики
Если честно, даже не хочется подробно комментировать такое заявления, поскольку оно абсурдно. Фанатизм может проявляться во всём, начиная от коллекционирования марок и заканчивая совершением молитвы.
Можно быть как фанатично добрым, так и фанатично злым. Фанатизм — это такое свойство, которое проявляется в любом контексте и присуще индивидуальной склонностью человека к выражению крайних форм чего-либо.
Американский философ Джордж Сантаяна ёмко высказался об этой проблеме: «Фанатизм состоит в удвоении усилий, когда забыта цель».
Существует огромная разница между поклонением Богу и фанатичным поклонением Богу. Во втором случае «Фанатику диавол всегда кажется страшным и сильным, он верит в него более, чем в Бога», как сказал священник Г. Чистяков.
Кстати, явление религиозного фанатизма особенно порицается представителями религии и духовенства, поскольку фанатизм склонен к консервированию какой-то конкретной идеи и стремлением подчинить этой идее всех несогласных, забывая о базовых началах своей религии. Так, к слову, и зарождаются секты, откалываясь от основного учения. От фанатиков страдают и сами верующие. Самое известное сегодня проявление религиозного фанатизма — это исламский фундаментализм. Чтобы понять ложность фундаментальны учений, достаточно привести в пример несколько цитат из Корана:
Сура 2, аят 256: «Нет принуждения в религии.»
Сура 5, аят 32: «…кто убьет душу не за душу и не за преступление [кто совершит подобный тяжкий грех, наказанием за который предусмотрена смертная казнь], тот [по степени греха] подобен убийце всего человечества. А вот кто оживит одну душу [спасет другого от смерти, предотвратит убийство; духовно или физически исцелит, вылечит], тот подобен оживившему все человечество! К ним [предшествующим народам и поколениям] приходило [много] Наших посланников со знамениями [подтверждавшими истинность и правдивость их миссий], однако же многие люди и после этого расточительны на земле.»
Сура 7, аят 56: «Не вершите грех на Земле, после того как все исправилось (наладилось, поправилось, примирилось. Молите Его с трепетом и с сильным желанием. Милость Всевышнего близка к благородным людям.»
Итак, я постарался кратко разобрать распространённые предрассудки о религии. Мне хотелось бы довести эту цифру до 10, чтобы было круглое число, но анализ заблуждений сложился именно в цифру семь. Если вы знаете о других предрассудках или вам есть, что добавить к рассмотренным мной, пишите в комментариях.
Всего хорошего!
Используемая литература:
1. П.А. Сорокин. Причины войны и условия мира.
2. В.С. Никольский, Основы религиоведения. М., 2005. С 49-51.
Оригинал статьи: http://joeblind.ru/7-predrassu...
Оценили 16 человек
21 кармы