5.6. Тобольск, как место ссылки, выбрала сама царская семья
Рассмотрим, какими мотивами мог руководствоваться царь при выборе Тобольска в качестве места ссылки.
5.6.1. Православно-монархические мотивы
Тобольск - это древняя столица Сибири. Еще в 18 веке о Тобольске говорили как о "третьей столице" России. Тобольск — крупнейший православный центр царской империи. Кафедра в Тобольске стала первой православной епархией в Сибири (Сибирская епархия) и включила в себя все сибирские земли, присоединенные к России. Она была учреждена на Московском Соборе патриархом Филаретом и его царственным сыном Михаилом Федоровичем в сентябре 1620 года. В 1667 году на Большом Московском соборе, в Тобольске была учреждена митрополия, так как епархия все росла, став самой обширной и мощной православной епархией в тогдашней Русской Церкви.
Инфраструктура Тобольской православной епархии в 1912 г. состояла из: церквей - 520, часовен - 404; монастырей - 6 (2 женских), 1 женская община; духовная семинария - 1, духовных училища - 2, епархиальное женское училище -1, церковных школ - 376; библиотек при церквях - 309; больниц - 3, богаделен – 1.
Царь, прекрасно зная не только историю Руси, но и историю православной церкви, понимал, что для более высокой безопасности своего неопределенного пребывания в ссылке, необходимо ехать в неприступную цитадель монархизма и православия – в Тобольск, где ему со стороны населения будут проявлены верноподданнические чувства и он не ошибся. В Тобольске его принимали по-разному, но чаще всего с искренней радостью и волнением.
Аргумент, конечно же, основательный, но не определяющий – повторяю, аналогичных городов в России и православных епархий, может быть менее мощных, чем Тобольская, было предостаточно, например, епархии Ростовская, Суздальская, Новгородская, Тверская, Тамбовская, епархии Крутицкая и Коломенская, крупнейшие епархии после Тобольской - Екатеринбургская и Верхотурская епархия (были рядышком – Екатеринобург, Омск, Томск, Тюмень). В 1917в царской империи было 68 епархий. Выбирай, не хочу, но выбран Тобольск.
Вторым определяющим моментом для выбора царем Тобольска стал епископ Гермоген (в миру Георгий Ефремович Долганов или Долганёв) — епископ Православной российской церкви, Епископ Тобольский и Сибирский. Преосвященный Гермоген один из немногих архиереев, который сохранил верность Государю Императору Николаю II. Епископ Гермоген был духовником царской семьи в Тобольске. Его мученическая смерть предшествовала смерти Царской Семьи.
Гермоген был махровейшим националистом-монархистом.
Политическая позиция епископа Ермогена выражалась в неприятии не только революции, но и любых отличных от монархической позиций и доктрин. Осенью 1905 года епископ Ермоген благословил деятельность созданной в Саратове Народно-монархической партии. В мае 1907 года он призывал в проповедях вступать в число членов Православного всероссийского братского союза русского народа (ПВБСРН). Членами партии могли стать только православные, а ее почетным покровителем и председателем объявлялся сам епископ Гермоген, который на деле был руководителем партии.
Имя Гермогена тесно связано с русским радикалом, иермонахом-черносотенцем (впоследствии расстригой) Илиодором, протеже Григория Распутина. Увлечение черносотенными идеями привело Илиодора к конфликту и его решили перевести в Новгородскую семинарию, но он отказался ехать в Новгород и попросился в Почаевскую лавру. Здесь он продолжил активно участвовать в деятельности «Союза русского народа», а также в черносотенной печати — «Почаевском листке», «Вече» и др. Устраивал митинги, на которые сходились значительные толпы народа; вёл крайне резкую агитацию против евреев и инородцев вообще, против интеллигенции, с постоянными призывами к погромам; постоянно нападал на высших должностных лиц на государственной и на церковной службе. Прибегая к демагогическим приёмам, говорил об интересах страдающего крестьянства, Илиодор приобрёл значительную популярность у населения (в основном крестьянского). По утверждению некоторых авторов, был причастен к организации одного из покушений на Распутина, которое осуществила Хиония Гусева. Однако Распутину удалось выжить. 26 января 1914 года был арестован и обвинен в кощунстве, богохульстве, оскорблении его величества и образовании преступного сообщества. Опасаясь уголовного преследования, Илиодор 19 июля 1914 года бежал за границу через Финляндию. Выпустил разоблачительную книгу «Святой чёрт (записки о Распутина)». В июне 1916 года переехал в США.
В феврале 1908 года саратовский епископ Гермоген пригласил неуживчивого и опального монаха Илиодора в свою епархию, в тихий город Царицын. Все они хорошо знали друг друга. Их объединяли общие интересы в сфере богословских и церковных вопросов, миссионерства, проповеди. Гермоген с Илиодором нашли друг в друге родственные души и теперь уже вдвоем продолжили свою право-монархическую православную антисемитскую пропаганду.
Однако эта сладкая парочка национал-монархистов будет неполной без Распутина, который осенью 1909 года с Гермогеном навестили Илиодора в Царицыне (рис.27). Так в свой круг они приняли и Григория Распутина. Так сложилась между ними дружба (концентрированно здесь).
Гермогена с Распутиным познакомил епископ духовник царской семьи Феофан в 1908 г. Они приехали как-то вместе к Гермогену в Ярославское подворье, в Петрограде. Спустя некоторое время Гормоген заметил в Распутине наклонности похотливого характера. Своей похотливостью он увлекал женщин и пользовался среди них исключительным успехом. Гормоген пытался исправить Распутина. Читал над ним в храме молитву запрещения. Приказывал ему отречься от тех действий, которые так губительно действовали на высшее общество и в конечном результате отражались на жизни государства. Все было тщетно.
Ради борьбы с «блудливым старцем» и «бесовым сыном», Гермоген объединился с Илиодором против Распутина, хотя Распутин всячески поддерживал и опекал Илиодора. Они выступили против Распутина не потому, что это требовала политическая конъюнктура того момента. Они искренне разочаровываются в нём как православные христиане и как националисты-монархисты. Они утвердились в своем мнении, что Григорий Распутин — еретик, извращающий учение Христа, что он, хлыстовец, развратник и сластолюбец, и что он обманом втерся в доверие к императрице. А поскольку и царь, и царица — православные монархи, то еретик Григорий Распутин может погубить империю, этот хитрый заговорщик против святынь церкви и гнусный растлитель душ и телес человеческих. Очень и очень опасно! Для перевоспитания Распутина Гермоген предложил Илиодору пригласить Распутина к себе на квартиру и если Распутин будет упорствовать – кастрировать (оскопить!) его, ибо Распутин развратник, приближённый к царице; надо обезопасить империю, отрезав еретику яйца.
На квартире епископа (концентрированно здесь) 16 декабря 1911 года Гермоген, Илиодор с козельским мещанином Д. А. Знобишиным, известным под кличкой «юродивый Митя Козельский», а также их друг, Иван Родионов, донской казак, черносотенный писатель, репортер газеты «Новое время» стали обличать Распутина. Илиодор перечислил множество злых деяний Распутина. «Григорий! – сказал Илиодор в заключение. – Я тебя защищал, я тебя погублю, а с тобою и всех, которые с тобою!» Все время, пока говорил Илиодор, Распутин стоял бледный, дрожащий, кусая ногти и растерявшись от страха. Гермоген воздел крест и спросил Распутина, «бесова сына», готов ли он признаться, что все сказанное Илиодором – правда. «Да, – проговорил Распутин замогильным голосом со спазмами в горле: – Правда, правда, все правда!» После этого Гермоген схватил Распутина и начал бить его по голове крестом, приговаривая: «Дьявол! Именем Божьим запрещаю тебе прикасаться к женскому полу. Запрещаю тебе входить в царский дом, иметь дело с царицей. Разбойник ты!» Затем перед иконой Гермоген приказал Распутину никогда больше не входить во дворец без разрешения его самого или Илиодора. Бледный как смерть, Распутин поцеловал икону и дал обещание. В результате Распутин был вынужден поклясться, что покинет царский дворец. Кастрация старца не состоялась.
Но сладкая парочка националистов-монархистов не на того напала. Оскорбленный Распутин накатал императору и императрице телеграмму на сладкую парочку монархистов, что мол, епископ Гермоген и иеромонах Илиодор якобы пытались лишить его жизни, «убивали, говорит, прямо на дому», еле ноги унес.
Узнав о произошедшем, императрица вознегодовала и предложила расстричь Илиодора, но Николай II решил не доводить дело до крайностей. 3 января 1912 г. Гермоген уволен императором от присутствия в Синоде с предписанием выехать во вверенную ему епархию. Закончилось все тем, что Синод постановил епископа Гермогена за неповиновение отстранить от управления Саратовской епархией и назначить ему пребывание в Жировицком монастыре Гродненской епархии, без права посещения Петербурга, Москвы и Саратова, а иеромонаха Илиодора из Царицына переместить во Флорищеву пустынь Владимирской епархии в число братиии под надзор полиции.
Отчаявшись, 7 января 1912 г. Гермоген отправил императору телеграмму, в которой писал, что всю жизнь свою верой и правдой служил церкви и престолу, и вот на склоне лет с позором, словно преступник, изгоняется из столицы. «Готов ехать куда угодно, но прежде прими меня, я открою тебе одну тайну», — запросто, обращаясь на «ты» к императору, писал Гермоген. Скорее всего, тайной этой могло стать мнимое сожительство императрицы с Распутиным. Обер-прокурор Священного Синода Саблер 17-го января 1912 г. днем, получил от Николая II телеграмму Гермогена с резкою собственноручною надписью, что приема дано не будет и что Гермоген должен быть немедленно удален из Петербурга и ему назначено пребывание где-нибудь подальше от Центра - «…Надеюсь, что Святейший синод сумеет настоять на немедленном отъезде епископа Гермогена и восстановить нарушенный порядок и спокойствие». Все симпатии царя были на стороне Распутина, на которого — как было доложено царю — «напали, как нападают разбойники в лесу, заманивши предварительно свою жертву в западню».
И вот только теперь мы подошли к главному выводу, продравшись сквозь засеки прошлого на равнину ясности. Из всего изложенного следует неприятный вывод - Николай II, этот ныне «святой страстотерпец церкви православной», неистовый богомолец, церковник-император, помазанник божий на земле русской, который должен был и по чину, и по душе, и по вере отстаивать не только церковные устои православия, но и право всех священнослужителей на изобличение антихристов всяческих марок и мастей – принимает сторону Гришки Распутина, этого псевдо христианина, хлыста, «бесовского сына». Николай II поддержал представителя секты, а не священнослужителей церкви православной, более того, он фактически пошел на поводу своей супруги, ставя личные интересы семьи выше государственных. Своими действиями в отношении Гормогена и Илиодора (лиши их прежде сана, а потом наказывай) он дискредитировал роль православной церкви, которая являлась самой мощной скрепой (в тот период) царской империи. В конфликте с Гормогеном и Илиодором Николай II проявил свою мягкотелость и безответственность, как государя, показав царский «пофигизм» по отношению к строительству и укреплению собственного государства, идущий на поводу мнений и оценок приблудившегося к царскому двору проходимца Распутина, да и собственной царствующей супруги.
Пять прошедших лет, с 1912 г. до отречения в 1917 г., определенно внесли коррективы в мировоззрение Николая II, который понял, что Гермоген был прав, полностью прав во всех своих действиях, и прежде всего в противостоянии революционным настроениям. Он связывается с Гермогеном, который помогает подыскать для императора сносное жилье в Тобольске. В течение всего пребывания царя в Тобольске, епископ Гермоген установил негласную связь с царской семьей и постоянно духовно поддерживал ее. 25 декабря 1917 г., после литургии в первый день Рождества, в Покровском соборе Тобольска в присутствии царской семьи было провозглашено им многолетие с титулованием императора и императрицы «величествами», а царских детей — «высочествами». Местные власти возбудили по этому поводу следствие.
Изменился и сам Гормоген. Уже в Тобольске, он по иному стал смотреть на Распутина и впоследствии осознал свои ошибки по отношению к нему, покаялся перед ним и примирился со старцем Григорием (неисповедимы извивы церковных душ). Таким образом, священномученик Гермоген примирился с мучеником Григорием, а также и с Николаем II; они испросили друг у друга прощение в Тобольске перед мученической смертью обоих (ну, это их личное дело было).
Гормоген словно проторил дорожку смерти для Николая II. Его после ареста большевики отправили в Екатеринбург, а затем на строительство укреплений вблизи села Покровского, родины Распутина. Впоследствии его вместе со священником села Каменского Екатеринбургской епархии Пётром Карелиным перевели на пароход «Ока», который направлялся к Тобольску. На пути к этому городу священнослужители были утоплены большевиками в реке Туре, как был утоплен расстрелянный Распутин в Неве. Не отнять, ни прибавить – гримасы истории.
Итак, первый мотив - Царь выбирает Тобольск прежде всего как старейший, патриархально-монархический и православный город и центр в царской России, в котором главенствует его последний духовник епископ Гермоген.
концентрация смыслов в продолжении…
Оценили 2 человека
3 кармы