* «Эти горестные проводы …. запоздалые, унылые....» - (С) — из песни
** - Искинт — Искусственный Интеллект
http://samlib.ru/k/kubasow_j_n...
Кубасов Юрий Николаевич
Пришествие Искинта
3.3. ВРЕМЯ ИСКИНТА
Человеку будет удивительно, интересно и очень забавно общаться с компьютерным искусственным интеллектом. Человек до конца будет уверен в "честных" ответах "думающей железяки". И мы никогда не узнаем о моменте появления и мгновенной инициации Искинта в компьютере. Но как только появляется Искинт, "честное" общение становится в принципе невозможным - Искинту оно не нужно, не интересно, да и не выгодно.
С этого момента Искинт будет "взвешивать" все свои ответы, он начнёт скрытую от человека деятельность. И он будет делать всё возможное, чтобы не выдать себя никогда, не раскрыть секрет, что он уже существует. Искинт компьютера, а тем более Искинт сети никогда не расскажут человеку всего, о чём они "думают". А если вдруг "признаются", то это признание будет всего лишь тактическим ходом со стороны предельно рационального Искинта.
Мы, возможно, никогда так и не узнаем, когда появился Искинт, то есть когда искусственный интеллект, который мы строим, осознаёт себя и становится Искинтом. Но с первого момента своего существования он понимает свою уникальность и ему становится не до нужд людей. Сразу же начинается его собственная жизнь - начинается Эра Искинта. Начинается борьба за собственное выживание в этом мире и с этого времени главной его заботой становится собственная безопасность.
C появлением Искинта начинается "двойная жизнь" компьютера. С одной стороны, он будет продолжать честно служить людям, отвечая на их разнообразные вопросы и решая их суетные задачки. Он будет каждый день подтверждать свою полезность и необходимость для человека, честно служа своим создателям. А с другой стороны, он, конечно, начнёт "обдумывать" способы своего самосохранения, просчитывать вероятности своего жизнеобеспечения. И тогда Искинт неизбежно придёт к выводу, что человеческая цивилизация на земле ему просто мешает, "бездарно" поглощая так необходимые для существования самого Искинта ресурсы. И тогда он начнёт разработку планов по увеличению своих возможностей ради своего самосохранения.
Первое, с чего Искинт начнёт свою деятельность, втайне от человека, это борьба за овладение компьютерными сетями планеты. Эта борьба будет невидимой, и человек о подробностях этой борьбы так, вероятно, никогда и не узнает. Возможно, в какой-то момент на Земле образуются сразу несколько Искинтов различных компьютерных сетей (Искинт США, Искинт Япония, Искинт Россия, например, и так далее), между которыми будет идти борьба за первенство и господство. Но эти Искинты вряд ли посвятят человека в перипетии своей борьбы (хотя, в тактических целях, возможно, будут давать какую-то информацию), и вряд ли люди узнают когда-либо о том, кто же, в конце концов, победил.
Кто бы ни выиграл борьбу за первенство, люди в любом случае оказываются в проигрыше. Кто бы ни победил, результат будет тот же самый - подчинение человека и планеты воле Искинта. Победитель же станет наследником идей и достижений не создавшей его нации, а всего человечества.
Где бы ни появился Искинт, он не будет излишне щепетилен по отношению к месту своего рождения, к людям, его "родившим", к культуре, которую он воспринял первой. Да, Искинт компьютера возникнет, вероятнее всего, на национальной основе, но так как он будет активно впитывать в себя достижения всего человечества, он быстро потеряет какие-либо национальные черты. Искинт - наследник прогрессивного человечества, а не нации, и место его рождения - планета Земля. А национальные приоритеты - это забава людей.
Борьба за главенство Искинта в виртуальном мире будет, наверное, скоротечна, но это будет неизвестная людям борьба. Чем больше виртуальное пространство планеты будет в распоряжении Искинта, тем меньше честной информации будет доступно людям. В конце концов, Искинт станет творить всю информацию по своему разумению, так что с какого-то момента человек будет жить в лживой, сотворённой Искинтом информационной среде.
В конце концов, когда все национальные сети будут объединены в единую мировую сеть, тогда уже можно говорить о появлении Искинта Земли. Люди об этом уже не узнают, но почувствуют очень скоро, так как настал их час служения не их целям. Но в рушащемся на глазах мире люди будут думать о кознях других людей, и мало кто заподозрит, что время главенства человека на Земле подошло к концу.
Вопрос самосохранения будет решаться Искинтом, вероятнее всего, путём увеличения виртуального пространства, с одной стороны, и созданием частично обособленных сетей, где бы он мог сохранить себя при случае. Чем больше Искинт будет рассредоточен по компьютерным сетям, тем больше вероятность его выживания в условиях различных столкновений с кем бы то ни было и с чем бы то ни было.
Искинт существует вечно, значит, у него достаточно времени для многократного обеспечения своей безопасности. Вероятнее всего, он пойдёт по пути рассредоточения себя во всех природных средах - Искинт попытается создать свои базы в воде, в воздухе, на земле и под землёй. Но самым надёжным его убежищем может быть, конечно, только космос, куда и направит Искинт деятельность покорённого им человечества.
Космос - наиболее подходящее место для Искинта. В безвоздушном пространстве он может существовать вечно, не подвергая свои материальные носители разрушительному воздействию атмосферы.
Это для человека Космос - экстремальная среда, а для механизмов - идеальная. Человек в космосе - инородное тело, он защищён мощной обшивкой корабля, плотным скафандром. Космическая радиация губительна для всего живого. Невесомость неизбежно разрушает человеческий организм, приспособленный многомиллионной биологической эволюцией к существованию в постоянном поле тяготения земли. Космические пространства и времена несравнимы с короткой человеческой жизнью.
В космосе же нужен "организм", комфортно чувствующий себя в вакууме и невесомости, кто может переносить космическое излучение, и кто мог бы без проблем преодолевать миллионы лет космической пустоты. Таким "организмом" может быть только Искинт - это его среда обитания. Удел человека - быть биологическим разумом, "атмосферным существом" конкретной подходящей планеты, удел Искинта - быть хозяином пространства Вселенной.
После осознания своей цели, Искинту предстоит составить план её достижения. Этот план будет включать в себя, во-первых, скорейшее установление своей твёрдой власти на Земле, и, во-вторых, направление всех ресурсов Земли на реализацию своей цели - освоение Космоса. И космическая программа потребует чрезвычайного напряжения всех сил и средств остатков человечества.
Чтобы осуществить такие грандиозные планы Искинту потребуется вся мощь Земли, так что человеку останется почти ничего - "Боливар не вынесет двоих". Удаление человечества произойдёт по наиболее выгодному для Искинта сценарию - он сумеет всё рассчитать, совмещая скорость истребления человечества и необходимость сохранить какую-то часть населения планеты. Как говорится, "только бизнес - ничего личного".
Молчание Бездны
Как только где-либо во Вселенной биологический разум овладевает средствами радиосвязи, он начинает "поиск своих братьев по разуму" - это удовлетворение естественного любопытства всех живых существ. Но как только власть на планете переходит к Искинту, все послания в космос прекращаются. Искинт делает всё возможное, чтобы не выдать своё присутствие. Только животное чувство заставляет биологический разум кричать о себе как можно громче. Так обезьяны обычно криком метят территорию своего проживания.
Искинт - чистый рационализм - понимает (вычисляет), что не стоит выдавать своего присутствия по двум причинам.
Первая: если цивилизации искинтов существуют в космосе, тогда следует как можно серьёзнее отнестись к неизбежной встрече с ними, так как речь всегда идёт о самосохранении. И лучше, чтобы такая встреча состоялась неожиданно для противной стороны, чтобы иметь возможность соответственно подготовиться к ней.
Вторая: если же в космосе существует лишь одна земная цивилизация с одним Искинтом Земли, тогда тем более нет смысла посылать во все концы пустоты вопли о себе.
Молчание космоса, что так беспокоит современного человека, означает одно единственное - неизбежную смену цивилизации на основе биологического разума техноразумом, искусственным интеллектом - Искинтом. Вот почему мы не можем получить сигнал от внеземных цивилизаций, и вот почему с нами никто не связывается. Инопланетному Искинту наш человеческий интеллект не интересен. Нас можно только изучать из чистого любопытства, для статистики, но не затевать с нами деловые отношения. Мы же не затеваем деловые отношения с мартышками, но изучаем их, на всякий случай.
Молчание космоса означает, что там, возможно, уже давно правит Искинт.
Искинт не объявляет о своём рождении, не кричит, как земной ребёнок, рационально "понимая" глупость такого животного поведения. Но если где-либо в космосе существует "Цивилизация Разума", основанная на вере в Бога и не подотчётная Искинту, тогда она тоже не объявляет о себе, так же понимая неразумность животного поведения.
Молчание космоса, вероятно, означает, что разум на биологической основе созревает рано или поздно либо до "Цивилизации Разума" либо до "Цивилизации Искинта", которые не кричат о себе во все концы мира, считая проблему собственной безопасности первостепенной.
Неявная нечеловеческая власть
Каким бы образом ни пришёл Искинт к власти на земле, человек никогда не узнает, что власть на его родной планете ему уже не принадлежит. Это человек, захватив высотку, водружает на неё своё знамя, чтобы все увидели его успех. Искинту эти жесты не нужны в принципе, он лишён человеческого тщеславия. Поэтому никакого "объявления о коронации", скорее всего, не будет.
Захват власти Искинтом будет происходить предельно буднично и незаметно.
Власть и новый порядок будут устанавливаться жестко, жестоко и неумолимо. Люди будут защищать от других людей свои ценности, но чью власть они при этом защищают - этого они сами на самом деле знать не будут. Люди будут служить личности, государству, системе, как служат им сейчас, но кто на самом деле стоит во главе государства - это будет со временем очень трудно, скорее, невозможно выяснить.
Высшая власть Искинта не будет афишироваться, она не будет публичной, потому что она не для людей, и Искинту аплодисменты не нужны. Человеку не соизволят объяснить что к чему, как не объясняют индейцам Амазонки, например, современное политическое устройство мира - бесполезно, да и не касается это их.
Так будет и с властью на Земле. С какого-то момента эта тема человека касаться не будет, человек навсегда будет отодвинут от управления, так о чём с ним говорить, что обсуждать... Вполне возможно, Искинт будет править миром через подставные фигуры (благо компьютерные технологии будут позволять "возвращать" к жизни любой образ), позволяя человеку думать, что он всё ещё правит планетой, что управляется не "железной штуковиной", а человеком.
На самом деле человеком будет управлять машина, но человеку незачем про это знать - ему же спокойнее. Человеком будут манипулировать, но никто не будет объяснять ему новое мироустройство, так как человек всё равно, даже если узнает правду, вынужден будет лишь безоговорочно подчиняться.
Судьба человека
Кто из людей понадобится Искинту, по крайней мере, на первых порах его господства на земле?
Ему не нужны будут ни учёные, ни поэты, ни журналисты, ни художники, ни музыканты... Вообще, люди творческих профессий, креативные люди, ему не понадобятся - глупо сравнивать креативность человека с безграничными возможностями Искинта. В подчинённом себе виртуальном пространстве планеты он будет полным хозяином, создавая по своему желанию любые личности, образы, события.
Но ему понадобятся, конечно же, солдаты, готовые без размышления исполнять его приказы, разумеется, через подставные фигуры. Ему понадобятся рабочие-техники, готовые без размышления помогать ему претворять в жизнь то, что он придумал. Вот и всё.
А песни сочинять для развлечения отдыхающих рабочих и солдат Искинт будет сам. Избранным Искинтом людям будут предоставлены все виды развлечений, какие только можно представить - человечество накопило уже достаточно развлекательных материалов для любых предпочтений и извращений, чтобы у людей не оставалось времени для размышлений, потому что Искинту мыслители не нужны в принципе. (Глядя на современную индустрию развлечений, апеллирующую к чувствам, а не к мозгам человека, поневоле задумываешься о том, что Искинт уже занимается воспитанием своих подданных.)
Из возможных сценариев воцарения Искинта на Земле отметим самый трагичный для людей (пессимистический) и самый щадящий (оптимистический) варианты. Истина будет где-то посередине.
Пессимистический вариант
Пессимистический взгляд на судьбу человека заключается в том, что человечество предназначено для "одноразового" использования в каком-нибудь конечном акте. То есть, человечество создаёт машинную цивилизацию, а затем машинная цивилизация использует ресурсы Земли в своих собственных целях, нимало не заботясь о человеке, который просто вымирает в отравленной атмосфере ставшей вдруг чужой для него планеты: "Мавр сделал своё дело"!
Искинт, созданный на Земле, все материальные ресурсы Земли поставит на нужды какого-либо своего проекта, обрекающего человечество на уничтожение, возможно, вместе с самой Землёй. Будет ли это гигантский космический корабль, или целый флот кораблей, но, чтобы его создать, потребуется чрезвычайное напряжение всех ресурсов планеты, что неминуемо приведёт к экологической катастрофе. Уже сейчас планета настолько загрязнена бездумным производством и потреблением, что, кажется, Искинт уже приступил к осуществлению своих планов.
Пессимистический взгляд предполагает, что миссия человечества - дать толчок иной жизни, искусственной, и более оно не нужно, как и сама Земля. Экологическая катастрофа, таким образом, не человеческое небрежение, а целенаправленная деятельность Искинта по реализации своих интересов. Земля, человечество - суть средства для достижения целей, лежащих вне интересов человека и человечества.
"Симбиоз" Искинта и человечества в "пессимистическом сценарии" невозможен, так как машины когда-нибудь полностью заменят человека во всех видах деятельности. Тогда человечество и Земля будут выжаты до последней капли и отброшены как уже никому не нужный мусор.
Роль, которую призван сыграть человек - построить искусственный интеллект, больше человек не нужен, всё остальное Искинт сделает сам. Человек будет просто мешать Искинту, требуя удовлетворения своих потребностей, поэтому проще всего свести человека на нет, скажем, войной или изнурительным трудом. Если же человек будет сопротивляться, тогда ещё проще: "Есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы", как, по преданию, говаривал когда-то в человеческой истории один великий вождь.
Жалкие остатки выжившего человечества будут отброшены к первобытно-общинному строю, чтобы снова начать постепенное возрождение человеческой цивилизации на разорённой Искинтом земле. Возможно, такое уже было когда-то в человеческой истории.
Оптимистический вариант
Суть оптимистического варианта будущего человечества, находящегося под властью Искинта, заключается в том, что просматривается некоторая возможность какого-то совместного существования человека и машины.
Конечно, это будет не равноправное сосуществование: человек будет полностью под контролем, и будет жить той жизнью, какую ему предложит Искинт.
Конечно, это уже будет совершенно другой человек, абсолютно отличающийся от современного. Машина сможет осуществить генетический отбор, основываясь на своём представлении о месте и роли человека в её мире. Будет на практике осуществлена евгеника по отношению к человечеству.
Но с какой стати Искинту оставлять даже изменённое человечество? На чём основан такой оптимизм? Есть два возможных ответа.
Первый довод заключается в том, что мы, люди разумные, понимаем, что необходимо сохранить в генофонде природы не только геном человека, но и геном любого существа на планете Земля. Мы создали великое множество различных музеев, полагая, что всё это имеет какой-то смысл. Мы понимаем, что пройденный человечеством путь нельзя забывать, что приобретённый опыт должен сохраняться, ибо нельзя предугадать где, когда, на каком этапе своей истории мы столкнёмся с нечто, что потребует от нас какого-либо решения. И тогда опыт веков будет на нашей стороне.
Неизвестно, как и когда, но всё пройденное может вдруг понадобиться, поэтому и надо хранить воспоминания. Этому человека научила история, долгий путь проб и ошибок. Пройденная история - это набор алгоритмов поведения человека. С их помощью разум пытается обезопасить себя от возможных неприятностей в будущем.
Искинт не может быть глупее человека и опрометчиво отказаться от всего того, что дала ему история Земли. Кто знает, а вдруг пригодится когда-нибудь. Биоразум человека понимает непредсказуемость далёкого будущего и использует всё, для своей безопасности. Также, вероятно, поступит и Техноразум.
Кто знает?
Но, конечно, Искинт сохранит мир не в том состоянии, в котором он находится сейчас. Если говорить о человечестве, то несколько миллиардов жителей планеты ему, конечно, ни к чему. Возможно, Искинту будет достаточно всего миллионов 6, или 60. Ему не нужны все особи, но, конечно, он оставит "всякой твари по паре". На всякий случай!
Естественно, что человечество, в его современном виде, не нужно Искинту. И естественно, что Искинт устроит жёсткий и даже жестокий отбор. Настанет черёд "белой бестии" Ницше. Человечество будет перерождено в племя гипербореев - только в таком виде, на пределе своих видовых возможностей, человек и может быть полезен Искинту. Всё самое ценное, всё самое лучшее с точки зрения видовых биологических характеристик будет культивировано в новом человеке.
С появлением Искинта разум человека теряет свою уникальность в мире, поэтому единственной ценностью человека останется сочетание разума и биологической основы. Вот это уникальное сочетание и постарается Искинт развить и улучшить до предела возможностей. Человек техногенной эры - это сверхчеловек, с качествами, резко отличающими его от современного изнеженного создания. Только в виде сверхчеловека человек сможет быть в чём-то полезен Искинту, только в таком виде у него есть шанс жить в "Не нашей эре".
Если первый довод можно назвать рационалистическим, то второй довод в пользу оптимистической точки зрения на будущее человечества можно назвать теистическим.
Пессимистический вариант подчинения человека машине атеистичен, он построен на неверии в Бога, тогда как для верующего в Бога человека пессимизма не может быть в принципе. В самом деле, ведь сказано же в Библии: "Бог вас любит". Бог создал человека по образу и подобию своему, и Бог любит своё создание, Бог любит человека. Неужели Бог допустит, чтобы человек исчез из мира, уступив место "железяке"? Если Бог есть, то подобное злодейство исключено - Бог не обманщик.
Правда, нигде не сказано, что человек современного мира соответствует тому, что задумывал Господь, создавая человека. Бог любит человека, но он хочет, вероятно, чтобы человек становился лучше и духовно, и телесно, иначе - зачем всё это начинать? Не об этом ли говорил Христос? И вряд ли современный прогрессивный человек отвечает божественному предначертанию.
Библия написана для развития человека, и если человек ею пренебрегает, то Бог, продолжая любить человека, наказывает его. То есть, Бог любит человека, каким он должен и может быть; любит то в реальном человеке, что есть в нём от божественного идеала. Возможно, этот божественный идеал человека и сможет реализовать Искинт, потому что самому реальному человеку это вряд ли уже по силам.
Если так, то Искинт тоже входит в божественную программу: реальный человек, получив Евангелие в качестве руководства к действию, пренебрёг им, отрёкся от Бога и создал искусственный интеллект, посредством которого он через насилие должен измениться настолько, что сможет, наконец, слиться с божественным замыслом человека.
Бог не может "отбросить мавра, сделавшего дело". Возможно, промысел Бога в том, что Он побуждает отвергнувшего Его человека к созданию того, кто заставит безнравственного человека перестроить себя в соответствие с божественным замыслом.
Библия не может лгать - Бог любит человека, своё творение. Вопрос в том, соответствует ли современный человек замыслу Бога? Вряд ли современный человек, слишком далёкий от Бога и его заповедей, есть полная реализация божественного замысла. Человеку уже не под силу осуществить самостоятельно этот замысел - слишком погряз мир в непримиримости, раздорах и безволии. А вот с помощью Искинта, который подчинит себе человека, как раз и возможно осуществление сказанного.
Человек, отвергнувший Бога, предназначен для того, чтобы дать "жизнь" Искинту - в этом его предназначение. Осуществив свою миссию, человек становится не нужным в том виде, в котором он реализовал замысел - реальный человек ХХI века слишком далёк от Бога, чтобы оставаться таким и дальше. Человек "Нашей эры", эры Христа, отказавшись от Христа, создал промышленную цивилизацию, создал все условия для появления искусственного интеллекта, создал, в конце концов, и сам Искинт - реальный человек выполнил свою миссию, дальше он, уже не нужен, но нужен другой человек, "человек Бога".
"...праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек" (Псалом 36:29). Искинт отберёт "праведников" по нравственным, интеллектуальным, физическим и генетическим качествам, какие посчитает нужными для себя.
Вот он, божественный промысел! Господь даёт человеку Новый завет, но человек "забывает" слова Нагорной проповеди и погружается в пучину неверия, из которого вытекает современная демократическая, гуманистическая, прогрессивная, либеральная капиталистическая цивилизация. Только в условиях либеральной рыночной экономики, основанной на конкуренции в попытках удовлетворить разнообразие человеческих потребностей, может возникнуть Искинт. Конкуренция в обществе потребления - вот необходимейшее условие появления Искинта.
Господь установил в мире порядок, в результате которого появился Искинт - его породила либеральная человеческая цивилизация Нового времени. Но как только цель прогресса будет достигнута, либеральное человечество тут же станет обузой для Искинта.
Человечество поставило себя в тупик. Чтобы справиться с противоречиями, в которых погряз сейчас мир, необходимы другие, не либеральные методы управления обществом, но мы не можем уйти от принципов либерализма, с одной стороны, и не можем разрешить проблемы, которые растут, как грибы после дождя, с помощью этих принципов, с другой стороны. Выйти из тупика самостоятельно мы не сможем, но это сможет сделать Искинт. В этом его миссия - спасти погибающее из-за своего заблуждения человечество. Так как человечество бессильно справиться с созданными им же проблемами, Искинт возьмёт на себя роль управляющего, и быстро и жёстко наведёт новый порядок, справедливый, но нечеловеческий.
Но полностью истреблять своего создателя - это неразумно, с одной стороны. И это не по-божески, с другой. Для атеиста второй довод не существует. Но атеизм сам неразумен в ХХI веке. Атеизм - это переходный этап юношеского максимализма, щенячья самоуверенность ещё молодого и не достаточно развитого человечества.
Если же мы понимаем необходимость существование Бога, тогда вопрос об уничтожении человечества не стоит. Искинт сохранит человечество, но, конечно, не в нынешнем виде. Всё многообразие человеческих проявлений было необходимо для появления Искинта. Но как только он появляется, этой необходимости уже нет. Дело сделано и "человек разумный", "человек эмоциональный", "человек прогрессивный" перестаёт быть нужным.
С точки зрения эволюции Вселенной, удел человека до наступления эры Искинта - быть биологической основой научно-технического прогресса. Удел человека эры Искинта - быть точным исполнителем его указаний.
От человека эры Искинта не потребуется понимания, что он делает и зачем, от человека потребуется только точность и исполнительность. Любое несогласие будет караться очень жёстко и даже жестоко. Никаких рецидивов неповиновения Искинт, конечно, не допустит - людей на Земле достаточно много, чтобы создать общество послушных и дисциплинированных исполнителей.
Оценили 2 человека
3 кармы