• РЕГИСТРАЦИЯ
Гуамоко
19 сентября 15:16 2104 26 58.92

Конно, людно и оружно. Личный опыт знакомства с "Mount&Blade: Warband"

Моё

Здравствуйте, мои драгоценные читатели!

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию ни единого раза не злободневный и до мозга костей субъективный обзор компьютерной игрушки "Mount&Blade: Warband". Игрушка ни капли не новая, так что совсем не исключаю, что некоторые из вас её уже знают и любят. Потому основной акцент в разборе не столько на общих особенностях игры, сколько на личных от неё ощущениях и связанных с этим мыслях.

И да, понимаю, что ряд отзывов неизбежно будет в стиле "эти игрушки - для даунов" или "чем бы полезным занялся, раз лишнее время есть". На это могу возразить вот что. Во-первых, видеоидеоигры - они бывают разные. Есть тупые до полного изумления - и соответствующе влияющие на свою аудиторию. Есть в целом безобидные, но и особого толка в себе не содержащие. А есть и такие, которые, с одной стороны, не заставят намертво в них залипнуть, отнимая драгоценное время у чего-нибудь конструктивного, а с другой - не дадут мозгам застояться и превратиться в студень. Их я, пожалуй, назвал бы играми хорошими. И в ситуациях, когда вдруг образовался непредвиденный досуг, когда организоваться куда-нибудь в музей или филармонию уже нет времени, все книги, до которых реально дотянуться, уже прочитаны, а просто погулять - так слишком уж собачья погода, ей-ей, лучше уж погонять какую-нибудь игрушку из последней категории, чем бездумно потреблять тележвачку или тянуться к стакану. Болезненного геймерства, отнимающего всё свободное время, сам не одобряю, да и далеко не все продукты игродельной промышленности признаю достойными потребления, но, право слово, в целом не так уж этот способ времяпрепровождения безнадёжен.

"Mount&Blade: Warband" по жанру представляет собой Action/RPG с конкретными такими элементами стратегии, а по сути является симулятором средневекового ловца удачи за хвост. Сюжет отсутствует в принципе - что хотите, то и делайте. Игровой мир же представляет собой территорию некогда могучей империи Кальрадия, павшей под ударами варваров и ныне разделившейся четыре королевства, одно ханство и один султанат.

Графика по нынешним меркам - прямо скажем, никакая. Да и ко времени выхода игры она уже была вусмерть устаревшей. Но иначе было никак - игра в реальном времени моделирует военно-политическую и экономическую жизнь целого региона, а это дело весьма ресурсоёмкое.

В целом игра предоставляет возможность "идти к успеху" любым способом. Самый очевидный - силовой. То есть, возглавив отряд наёмников, ратными подвигами добиться, чтобы кто-нибудь из королей пожелал сделать вас своими вассалом, получить от него деревеньку на кормление - и оттуда уже делать карьеру феодала. Ну, или не лезть в этот дворянский гадюшник, а продолжать развиваться в качестве вольного наёмника - тут уж как кому нравится. Но этим сценарием дело не ограничивается. Также можно сделать карьеру своего рода "спортсмена" - почти всегда в каком-то из городов проходит рыцарский турнир с неплохим призовым фондом. Можно освоить профессию купца и возить какой-нибудь товар оттуда, где он дешёвый, туда, где за него неплохо заплатят. К примеру, весьма исторично гонять специи с востока на запад. Можно, поднакопив немного первоначального капитала, открыть свою мануфактуру по производству чего-нибудь рентабельного в данной местности. А ещё всё перечисленное можно делать одновременно, в любых комбинациях и пропорциях. Но это будет не так уж просто, если переборщить - можно угодить в цейтнот, плавно перетекающий в цугцванг. Особенно на уровнях сложности повыше, где случайно встреченная шайка разбойников является уже не легкоусвояемым источником диетических трофеев, а более чем серьёзной проблемой. Убить не убьют - игра лично для вас предусматривает в самом худшем случае попадание в плен, - но убыток может выйти катастрофический.

В начале игры вам будет предложен выбор, в столице какого из королевств начать игру - и на первых порах вам придётся действовать если не в интересах выбранной фракции, то уж точно ей не во вред. То есть, на практике-то вы можете поступить, как хотите, но набираемые в ваш отряд рекруты - сплошь патриоты, и воевать против законного правителя своей страны они не любят. От этого у них портится настроение. И если оно испортится до определённых пределов, бойцы начнут дезертировать. А бегать по Кальрадии в одиночку - занятие для мазохистов. Фракции на выбор представляются следующие: королевства Свад, Родок, Вегир, Норд, а также Хергитское ханство и Сарранидский султанат.

Свады - это такие усреднённые западные европейцы эпохи где-то так перед Столетней войной. То есть, на дворе у нас эпоха расцвета рыцарства - и, соответственно, рыцари основной ударной силой королевства и являются. Рыцари, скажем прямо, круты. Разнести вдребезги могут почти всё, а управу на них найти очень непросто. Но не спешите радоваться. Во-первых, рыцарей вам придётся растить самостоятельно из обыкновенных крестьян с вилами и косами. Процесс небыстрый и сопряжённый с кучей рисков. А во-вторых, рыцарь очень дорог в содержании и обслуживании. Если же вы всё-таки запасётесь терпением и организуете себе источник дохода, закрывающий их потребности, то достаточно быстро вам станет ясно, почему многие поклонники Mount&Blade играть за свадов не любят. Немного надоедает, знаете ли, когда любая проблема решается отправкой в атаку кавалерии.

Родоки - это что-то похожее на Венецию или Геную того же времени. В отличие от свадов, конница у них отсутствует, как класс. Зато со средствами противодействия чужой коннице у них полный порядок. Решается проблема просто - выстраивается линия пикинёров, за ними - линия арбалетчиков. А дальше - просто стоять и ждать, пока супостат сам разобьёт себе лоб. Однако, не стоит эту тактику переоценивать - на открытой местности свадская конница имеет обыкновение больно наказывать родоков за самонадеянность. Да и другие методы на них есть. В целом, у родоков имеется сильнейший перекос в сторону обороны, из-за чего отправка их, например, на штурм чьего-то замка очень легко оборачивается большими потерями. Что бывает весьма обидно. Но в своей родной гористой местности родоки очень круты. И, кстати, для ориентированного на торговлю персонажа начинать игру именно у них весьма комфортно.

Вегиры - это усреднённая Восточная Европа. Да, в основе своей - славянская, и даже на Русь определённые намёки можно усмотреть. Признаться, из этих соображений я за них играть и начал. Правда, уже потом, выбившись в феодалы, по образу деятельности понял, что никакие они не русаки, а очень даже ляхи. В целом же у вегиров в среде поклонников игры имеется репутация этаких сбалансированных середнячков, умеющих всё на четвёрочку. Вот только я с этим не согласен. Вегирский лучник стреляет намного лучше, чем на четвёрочку, причём, в отличие от некоторых с арбалетами, в очень хорошем темпе. Также вегиры любого рода войск очень душевно отмахиваются от житейских невзгод двуручными топорами. Но щит они почему-то считают прикольным украшением на спину, из-за чего вегирский пехотинец быстро погибает, пусть и успев расправиться с одним-двумя супостатами. А без прикрытия пехотой лучники, основная сила вегиров, долго не живут. В целом я бы сказал, что если свады - для любителей раскатывать всё и вся железным кулаком, а родоки - для тех, кому нравится выстраивать оборонительные редуты, то вегиры - это вариант для любителей агрессивной, но гибкой атакующей тактики. Ждать супостатов, выстроившись где-нибудь на холме - это не их вариант, но и безоглядно бросаться в атаку будет чревато. Оптимальный вариант для них - это аккуратно выбирать, когда какое соединение вводить в бой. Потрепали врага стрелами - пора атаковать пехотой, пехота начала вязнуть - ударить с тыла конницей. При прочих равных - работает на ура, но если выполнить какую-то часть плана не вовремя - может получиться пиррова победа. А за ней уже - или досадное поражение, или отход за подкреплениями. Пока же вегиры набирают подкрепления, их противники продвигаются вглубь территории. Если же кроме военной составляющей, то у вегиров лучше всего открывать производство. Дорого - жуть, зато отдача очень хорошая.

Норды - это самые натуральные викинги. Которые на фоне других фракций, соответствующих примерно XII веку, выглядят до жути неисторично. Но, видимо, разработчикам это показалось прикольным. Норды - вторая, после родоков, фракция без кавалерии. И из-за этого противник от них без проблем может удрать. Однако, если бой всё-таки завязался, то крови они попьют изрядно. Бьют они слабее, чем вегиры, но тоже больно, щитами при этом не пренебрегают. Лучники у них так себе, зато дешёвые. На открытой местности они предсказуемо слабы, зато при штурме и обороне крепостей очень и очень опасны. А ещё нордская пехота при сближении с противником начинает швыряться топорами, что ломает строй противника и может стать летальным сюрпризом для игрока, самонадеянно решившего встретить атакующую волну в первых рядах. Чем это великолепие компенсируется? Полной экономической бестолковостью. Города и деревни нордов раскиданы редко и на большую территорию, а вменяемый товарооборот есть только из одного города, из которого на восток едет рыба в обмен на специи. Так что или норды приступают к завоеваниям - или терпят поражение, как фракция.

Хергиты - это такие монголо-татары. Если у родоков и нордов нет кавалерии, то у хергитов нет пехоты - если, конечно, не считать за таковую необученных рекрутов, ещё не успевших обзавестись конём. Хергиты - единственная фракция, у которой есть конные лучники. Собственно, большую часть войска они и составляют. Это делает хергитскую армию очень мобильной, что приятно стратегически. Но тактически они довольно-таки унылы - спектр приёмов ограничивается "носиться вокруг противника и стрелять". Родоки таким образом избиваются крайне жестоко. Со свадами придётся попотеть, но может получиться - степная лошадка от рыцарской уходит легко. А вот с вегирами фокус не проходит - стрелять они сами умеют, и намного более метко, поскольку не несутся в этот момент во весь опор. Плюс, вегирская лошадка степную догоняет без проблем, а в ближнем бою кавалеристы у них позубастее. Вот и приходится заваливать мясом. А в штурме и обороне крепостей хергиты - это тихий ужас. Без коней вояки из них просто безобразные, и потому наказывают их все, кому не лень. Зато экономически им очень везёт - именно от хергитов везут на запад специи.

Сарраниды изображают из себя арабов. Что при этом забавно - любой сарранидский город является великолепным рынком сбыта для родокского винца. Видимо, аналога Мухаммеда в этом мире не было. А особую пикантность этому нюансу придаёт то, что разработчики игры, вообще-то, турки. Что же до чисто игровых характеристик, то разработчики, видимо, хотели сделать фракцию с сочетанием лёгкой пехоты и тяжёлой кавалерии, но удалось им это как-то сомнительно. Сарранидская пехота по факту годится только на то, чтобы сидеть в гарнизонах крепостей, поскольку в поле её избивают все, кому не лень. У свадов пехотинцы, конечно, тоже скорее вспомогательные, но не до такой же степени, в самом деле.

На этом описание игровых нюансов закончу, поскольку кому интересно - те сами всё смогут узнать, а кому не интересно - тем и не интересно. Так что перескажу напоследок небольшую игровую байку из своего опыта.

* * *

Долго и успешно пахал наёмником, пока, наконец, по истечению срока очередного контракта король не предложил трудоустроиться у него на постоянной основе, пополнив ряды его вассалов. Предложению из простого головореза Гуамоко стать благородным сэром Гуамоколатокинтом я обрадовался, тщательно выбрал герб из числа предложенных (пожалев в глубине души о невозможности загрузить свою картинку - больно уж хотелось красный стяг с серпом и молотом) и поскакал обследовать дарованные государём владения.

Владения оказались занюханной нищей деревушкой в приграничье. Это меня, впрочем, не смутило - было бы странно, в конце концов, если бы каждому новоиспечённому шевалье тут же подносили на блюдечке благоустроенный замок с кондиционером и джакузи. А что деревушка нищая - так то ведь поправимо, не так ли? В общем, вбухал я в свой феод сумасшедшие средства, но всё-таки добился от него неплохой отдачи.

И тут - война. Надёжа-государь практически тут же позвал меня со своими головорезами в общее войско, пообещав сильно осерчать, если ослушаюсь, али опоздаю. Отправился я воевать, и воевал геройски. Только пока я отдавал долг феодальному отечеству, злые вороги мою деревеньку коварно разграбили и сожгли. В порядке, значит, подрыва нашей экономики. Что же, делать нечего. Есть долг перед королём, а есть и долг перед подданными. Поскольку феодал я, али хвост собачий? Вернулся на побывку и всё более-менее восстановил.

А тут король снова кличет - извольте, сэр Гуамоко, прибыть со своей бандой на оборону нашей обожаемой столицы. Ну, столица - дело такое, её отстоять надо обязательно. Прибываю, вижу супостатские полчища. Да такие, при виде которых другие прибывшие феодалы тут же разворачиваются и драпают. Но кто-то же должен с этим что-то сделать - так почему не я? Каким-то чудом проскакиваю в осаждённый город, возглавляю оборону, кладу при этом почти всё своё воинство, кроме необученных голодранцев из резерва - но всё-таки отбиваюсь. А там и его величество с подмогой подтянулся, разогнал осаждающих. Только угадайте с одного раза, каким путём разогнанные домой пробиваться решили? Правильно, через мою многострадальную деревеньку. Пришлось всё опять восстанавливать, да и войско заново набирать.

И так, в различных вариациях, ещё раза четыре. На пятый же раз я психанул и заявил величеству, что вассалить на него мне более не интересно, а деревенькой своей он может подавиться. А то вздумал - сам жирует, а дыры бедным сэром Гуамоко затыкает. И впредь, прежде чем радостно приносить вассальную присягу по первому же зову, я стал аккуратно смотреть, что за некондицию мне пытаются впарить под видом феода и насколько велика вероятность, что какой-нибудь гад сожжёт его при первом же конфликте.

А ещё я отчасти понял, почему средневековые феодалы часто вопреки вассальным клятвам имели своих сюзеренов в виду. И что хоть за такой фортель величество меня противу логики на дыбу не отправил, игрушка, в общем-то, во многом историчная.


Штабс-капеллан

БЕСЕДка - для всех кому есть, что сказать, предложить, обсудить

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Еще статьи от автора Гуамоко
    Гуамоко Трёп
    12 октября 15:43 650 48.14

    Пятничное трепло - 4

    Здравствуйте, мои драгоценные читатели! Снова на дворе пятница, а значит - время для еженедельной колонки "Пятничное трепло" на веб-страницах журнала "Трёп". Если вдруг кто забыл, колонка представляет собой помесь гонзо, стенд-апа и просто болтовни обо всём, что придёт мне в голову. Международное оборзение Индия последовательна в решении з...
    Гуамоко Трёп
    5 октября 16:16 1388 64.67

    Пятничное трепло - 3

    Здравствуйте, мои драгоценные читатели! С вами снова филин Гуамоко и его еженедельная колонка "Пятничное трепло" - в которой я несу всё подряд на самые разные темы к вящей славе... м-м-м... Отдельный привет Славе, короче XD А что творится в мире? Нобелевскую премию мира в этом году вручили борцам с сексуальным насилием в качестве оружия в...
    Гуамоко Здравомыслие.
    4 октября 16:54 2309 83.65

    О языковом и генетическом родстве народов для самых маленьких

    Здравствуйте, мои драгоценные читатели! В последнее время ваш покорный слуга стал замечать прелюбопытнейший тренд в том, как энтузиасты-профаны изгаляются над историей, проявляющийся в участившихся попытках нетрадиционно классифицировать разные народы и археологические культуры, связанные с одним языковым семейством. Особенно же примечательна мотивационная составляюща...
    ПРОМО
    AntonBlagin
    Вчера 12:57 6015 107.31

    В эфире Мурманск: "ЭФИРА для кого-то нет, но он ЕСТЬ!"

    Считайте это предисловием к серьёзной теме. Потом разговор пойдёт совсем о другом (о "ВЫСШИХ МАТЕРИЯХ"!).10 октября 2018 года произошёл вопиющий случай. Некий Сергей Морозенко опубликовал на сайте "Крамола" опус на тему "Фальшивая история человечества. Блокада Ленинграда. Буржуйки".  Сергей Морозенко Смысл написанного им следующий: "Несмотря ...
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика