Битва при "Матильде". Реконструкция событий

43 1434

В большинстве случаев, если не сказать - всегда, любая запутанная ситуация становится проще и понятнее, если взглянуть на неё в ретроспективе, проследить, что, когда и в какой последовательности произошло. Так я и предлагаю поступить с нашумевшим скандалом вокруг "Матильды". 

Должен сразу предупредить, что из приведенной ниже реконструкции не получилось того строгого и делового аналитического текста, который изначально планировался. В этой истории нашлось место весьма солидным объемам головотяпства и банальной дурости, при описании которых я просто физически не смог удержаться от желания поёрничать. В итоге, получилось то, что получилось.

Итак, представляю вашему вниманию трагикомическую пьесу "Битва при Матильде" в четырех актах с двумя интермедиями.


 

Действующие лица

Алексей Учитель - режиссер, представитель так называемой "творческой интеллигенции", напрочь оторвавшейся от действительности в силу существующей системы господдержки кинематографа, при которой выделение денег "творцу" практически никак не зависит от того, сдалось ли кому-то его "творчество" за пределами узкой тусовки ему подобных.

Митрополит Иларион - председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, богослов, церковный историк и композитор.

Движение "Царский крест" - НКО, рассчитанная на работу с настроенной монархически православной общественностью.

Наталья Поклонская - депутат Госдумы, в прошлом - первый генеральный прокурор воссоединившегося с Россией Крыма. Обладает склонностью упорно и бескомпромиссно переть буром в тех вопросах, которыми занимается, что весьма полезно для работника прокуратуры, но создает эффект слона в посудной лавке в политике. 

Фонд кино - организация представителей так называемой "творческой интеллигенции", занимающаяся перераспределением выделенных государством на кинематограф средств среди себе подобных и себя любимых.

Никита Михалков - режиссер. Все сказанное об Алексее Учителе справедливо и в его адрес. Отличается отчётливо-монархическими убеждениями, а также тем, что наёмный топ-менеджер его киностудии председательствует в экспертном совете Фонда кино.

Мыкола и Панас - древние укры, сотрудники отдела СБУ по ведению информационной войны с клятыми москалями. 

Мирон Кравченко - древний укр, глава виртуальной организации "Христианское государство". 


Акт I. 

2014 год. На сцене - митрополит Иларион и Алексей Учитель.

Учитель: Батюшка, а я фильм хочу снять! 

Иларион: Так и Бог в помощь? 

Учитель: Нет, батюшка, вы не поняли. Я про императора Николая II хочу фильм снять! Сильный такой фильм, с борьбой страстей против чувства долга, с актуальными постмодернистскими отсылками и с сись... Ну, то есть, понятный современному зрителю. Я вот тут и примерный проект накропал, чтобы вы почитали. Благословите, а? 

Иларион: (вполголоса) Господи, ниспошли мне сил это вынести. (громко) Хорошо, давайте почитаю (берет у Учителя папку, открывает и начинает читать). Свят-свят-свят!

Учитель: О, я смотрю, вас зацепило! Сильно, правда? 

Иларион: Эм... Да как бы сказать... Сын мой, вы уверены, что хотите снять этот фильм? Насчет чувства долга - идея, конечно, неплохая, но здесь... эм... есть что хорошенько обдумать и доработать. Подумайте о том, как воспримут зрители ряд, скажем так, откровенных эпизодов. 

Учитель: Спасибо большое, батюшка! Я учту! Кстати, я слышал, вы музыку пишете? Можно сделать её саундтреком к фильму. Что скажете?

Иларион: (бледнеет) Я, наверное, не готов прямо сейчас ответить на этот вопрос. Позвоните где-нибудь на недельке? На следующей... Или если позже - тоже ничего страшного. Ладно, мне пора, всего вам доброго. Храни вас Господь. (удаляется

Учитель: И вам не хворать, батюшка! (вполголоса) Прекрасно! Поддержкой православных, можно считать, уже заручился. И совет батюшка дал неожиданно хороший. Кто бы мог подумать, что он, аж целый митрополит, так хорошо понимает, как быдлу нравятся откровенные сцены? Добавлю еще парочку - и можно документы на грант подавать. А там всё на мази будет!


Интермедия первая

2014 год. На сцене - экспертный совет Фонда кино и Никита Михалков. 

Председатель экспертного совета: На повестке дня у нас вопрос, касающийся выделения гранта на съемки фильма Алексея Учителя "Матильда". Что скажете, дамы и господа? 

Первый эксперт: Что могу сказать? Актуально и современно, но есть у меня какое-то нехорошее предчувствие. 

Второй эксперт: Согласен с коллегой. Публика - дура, и многое может не понять. Вот если добавить больше... 

Первый эксперт: Да нет же! Вот добавлять точно не надо! 

Михалков: А ну не кричать! Про что, говорите, фильмец? Про батюшку-царя? О-о-о! Я думаю, на это грант выделить надо. Такой фильм должен быть снят. Впрочем, если кто считает иначе, то тому ничего не будет. Ни грантов, ни съемочных площадок, ни пиара. Вы же меня понимаете? 

Первый эксперт: (вполголоса) Прочитал бы проект фильма сначала. Или не барское это занятие? 

Председатель экспертного совета: Дамы и господа, предлагаю на этом закончить с дискуссиями и приступить к голосованию. Кто против Никиты Сергеевича и батюшки-царя? Никого? А кто за выделение Учителю средств на фильм "Матильда"?

(Михалков бодро вскидывает руку, эксперты понуро присоединяются)

Председатель экспертного совета: Что же, вопрос решен. Фильму "Матильда" - единогласное "да".


Акт II

2016 год. На сцене - митрополит Иларион и Алексей Учитель.

Учитель: Батюшка, здравствуйте! 

Иларион: (вполголоса) Боже, опять... (громко) Здравствуйте, сын мой. 

Учитель: Помните, мы с вами про фильм говорили? Так вот, он готов! И я хочу вам первому его показать! 

(Садятся и смотрят фильм. С экрана время от времени долетают звуки "Я! Я! Дас ист фантастиш!". Митрополит Иларион часто крестится, а последние сцены досматривает, закрыв лицо руками)

Иларион: (страдальчески) Что я только что посмотрел? 

Учитель: Мой фильм. Вам нравится? Как вам сцена где она... а потом он... и потом они... Мне кажется, это - одна из лучших моих находок. Можно сказать, новое слово в кинематографе, оригинальный и крайне символичный взгляд на события. Впрочем, что я все болтаю? Что вы скажете? 

Иларион: Честно? 

Учитель: Разумеется.

Иларион: Я о вашем фильме не могу сказать ничего хорошего. 

Учитель: (опешив) Вообще?

Иларион: Абсолютно.

Учитель: И даже когда...

Иларион: Тем более. 

Учитель: И вы не разрешите написать на афишах "с благословения митрополита Илариона"?

Иларион: Исключено. И более того, я своего мнения о фильме в прессе скрывать не стану, о чем вас сразу хочу честно предупредить. 

Учитель: Ах так? А я тогда... я тогда... я тогда не стану скрывать своё мнение о существующей у нас православной тоталитарной цензуре! Вот как! И сразу вас честно об этом предупреждаю! 

Иларион: (устало) Да Господь вам судья. 


Акт III

2016 год. Штаб-квартира "Царского креста", председатель докладывает собравшимся в зале активистам движения.

Председатель движения: Дамы и господа, у меня для вас пренеприятнейшее известие. На нас всем наплевать.

Голос из зала: Да они все нехристи просто! 

Председатель движения: Безусловно. Но такое положение дел надо исправить. И для начала следует заявить о себе. Даром что как раз появился удобный случай: митрополит Иларион заявил, что ему не нравится фильм "Матильда". 

Голос из зала: А что за фильм? 

Председатель движения: Не знаю, не видел. Но это и не важно. Важно - дать всем понять,что мы такого не потерпим. И как можно громче. Чтобы все услышали и сделали вывод: "Царский крест" - не хухры-мухры, а серьёзная организация.

Голос из зала: (робко) А может, лучше не обращать внимания? Вдруг фильм и впрямь дряной, а мы ему тем самым рекламу сделаем? Это же получится против всего, за что мы выступаем. 

Председатель движения: (с мрачным пафосом в голосе) Иногда ради свершений в будущем следует пойти на жертвы в настоящем. Мы не сможем нормально бороться за наше дело, если не будем известной узнаваемой организацией. Значит, нам нужен пиар. Уверен, Государь понял бы нас и простил. Так что с понедельника - все на протест.

(в зал входит Наталья Поклонская)

Поклонская: Всем привет! Немного задержалась на заседании Думы, никак не могла освободиться пораньше - там несколько депутатов были неправы. Что обсуждаем? 

Голос из зала: Да Учитель дурной фильм про царя Николая снял.

Поклонская: (в ярости) Что-о-о-о?!!! На святого Государя хулу возводить?! Да я им сейчас! (потрясая кулаками, удаляется из зала)

Председатель движения: Так. И кто же такой умный её позвал? 

Голос из зала: Так она же единомышленница наша. 

Председатель движения: Конечно, единомышленница. И наша. И даже няша. (переходит на крик) Вы что, совсем сдурели? Это же Поклонская! Она весь наш пиар на себя перетянет! (успокаивается) Ладно, сделанного не воротишь. Действуем по плану, а там посмотрим, какой случай подвернется. 


Интермедия вторая

2017 год. Киев. Отдел по информационной войне с москалями СБУ. На сцене - Мыкола и Панас, смотрят телевизор.

Панас: Ты диви, Мыкола, що у москалей деется!

Мыкола: А що?

Панас: Кину про свово москальского царя ругают.

Мыкола: И що? 

Панас: (задумчиво) И нищо. Громко ругают просто. Особенно вона, няша-мяша ихняя. 

Мыкола: У-у-у, шоб ей пусто было! 

Панас: У-у-у, шоб ей сала не исть! 

Мыкола: У-у-у, шоб ее свои же москали зьили!

Панас: У-у-у, шоб ее... (удивленно) Ух ты, шоб ее! Мыкола, тыж хений! 

Мыкола: Ни. Ляшко хений, а я - натурал. 

Панас: Да я ж не в эуропэйском смысле! Вумный ты хлопец, гутарю. Этож идея - шоб няшу-мяшу клятую москали сами зьили! 

Мыкола: Идея гарная! А як? 

Панас: А провокационно, як с бурятскими разведчиками. Зашлем им козачка, тот прикинется, шо за них, и давай зрадить по всим фронтам. А виновата як будто няша-мяша. Тильки кому б поручить? 

Мыкола: А хоть бы моему куму! Мырон кличут. Хлопец гарный, с чубом и зигуе. Готовый ж дыверсант! 

Панас: Чуб придется на другу сторону причесать, бо палевно трошки. Но що зигуе - це то, що треба. Зови кума, ынструхтировать будем.


Акт IV

2017 год. Москва. На сцене - все действующие лица. Идёт митинг.

Активисты "Царского креста": Бо-о-оже, Царя-а-а-а храни-и-и-и!

Поклонская: Не позволю про царя такие фильмы снимать! Это вам - не тили-тили!

Активисты "Царского креста": Вдруг как в сказке скрипну-у-ула дверь, всё мне ясно стало-о-о теперь...

Учитель: Вот! Вот! Смотрите! Подавляют свободу художественного самовыражения! Это же самый настоящий православный джихад! Мракобесы сплошные! Сиськофобы!

Михалков: Это форменное безобразие! Как Фонд кино вообще одобрил этот кошмарный фильм, я вас спрашиваю?!

(Внезапно из толпы митингующих выходят Мыкола и Панас, выливают на машину бензин, поджигают и встают возле нее в пафосных позах. Под звуки "имперского марша" выходит Мирон Кравченко и встает между ними)

Кравченко: Хаудуюдэньки були. Мы - тэрорыстическая организацця Исла... То бишь, Моска... А, точно! Христианское государство! Мы - жуткие и страшные злодеи, и мы поддерживаем кляту москальску няшу-мяшу. А если не отснимете свою кину взад, то мои побратимы Мыкола и Панас будут жечь машины, покрышки и вообще жечь. Поняли? Главное - мы за кляту москальску няшу-мяшу. Усё, бывайте. Хероям сала! 

(Кравченко, Мыкола и Панас удаляются, вполголоса напевая "Ще не вмерла, но вже попахивае". Повисает гнетущая тишина.)

Председатель "Царского креста": (опомнившись, второпях) Внимание! Слушайте все! От лица движения "Царский крест", которое не хухры-мухры, а серьезная организация, я официально заявляю: эти, на укров похожие - не наши! (вполголоса) Уф! Ну, хоть немного попиаримся.

(Немая сцена. Занавес.)



Ну, и пара слов без ерничества. Ну, почти без оного. 

За последние дни я услышал больше версий о том, кто и на чьи шиши с самого начала был заговорщиком-провокатором, чем за весь остальной год. Просуммировать их все - так можно подумать, что мы стали свидетелями эпичной борьбы нанайских мальчиков, в которой все силы мирового зла, нехорошестей и вредных привычек увлеченно били физиономию самим себе. 

Что же, без внешнего вмешательства здесь не обошлось. Но оно произошло уже на последних этапах действа, и было исполнено, прямо скажем, бездарно. Не стоит его переоценивать. И уж тем более - назначать корнем всех бед. 

Реальные наши проблемы заключаются в том, что такие у нас творческие деятели и такие у нас НКО. Первые у нас напрочь оторвались от народа, поскольку финансово абсолютно никак не зависят от мнения масс по поводу их поделок. Потому они и творят регулярно полную фигню, а народный негатив объясняют серостью "быдла" и его неспособностью понять "настоящее искусство". А проблема вторых в том, что при возникновении возможности засветиться они в принципе не станут думать о последствиях. Главное - чтобы название их конторки было на слуху, а там - хоть трава не расти. Этакие прямо дети Герострата. 

И вот именно эти проблемы необходимо решать. Иначе при их взаимопересечении могут весьма некрасивые штуки получаться. Яркий пример чему мы все и имели несчастье пронаблюдать. 

И да. Это - моя последняя публикация на тему "Матильды", и больше я эту тему затрагивать не намерен. Чего и вам желаю.

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • :smile:  а ведь все скорее всего примерно так и было:)))))))
  • Ща подождите... тут теперь вокруг комедии Сталина танцы намечаются!!! Выборы ж!!!
  • Озвучу своё имхо (см.аватарку).Данный фильм не является ни проблемой, ни тем более "трагедией" без поднятой вокруг него шумихи. Но шум возник. А, соответственно: Cui prodest?  - Фонд кино освоил кусочек бюджета - Учитель свои денежки уже отбивает с прибылью (см. предпоказ во Владике, например) - Поклонская на слуху, а плохой пиар - тоже пиар (это непреложный закон, к сожалению) - РПЦ с одной стороны вяло (весьма) тормозит экстремистов, с другой (в лице отдельных членов) активно двигает "идею в массы". И этот proffit осуществлен еще ДО выхода фильма на экран. Вангую неплохой такой сговор. Что же касается художественных особенностей фильма, то как здравомыслящий (надеюсь) человек, я не могу о них судить не посмотрев "фильму". Возможно мне понравится сюжет, костюмы да и откровенные сцены вполне (ну вот нравятся мне женщины, уж извините). А возможно, плюну в экран и уйду недосмотрев и назвав сию "продукцию" препошлейшей халтурой (как было, в частности с фильмом "Гоголь"). В общем, здравомыслия вам, граждане.
  • Да хватит уже эту "матильду", как мяч раздора, перебрасывать и подхватывать!