В 1716 году был построен Путевой дворец Петра I, автор проекта которого неизвестен. В это же время в Стрельне возводится церковь Преображения, а вокруг дворца создаются оранжереи. Вскоре в 1719-1720 годах дворец по приказу императора перестраивается.
На берегу реки Стрелки был разбит питомник с декоративными деревьями и кустарниками, реку перегородили плотиной и был создан пруд, названный позже Орловским. Русло реки Стрелки увеличили на 400 метров и в устье начали строить пристань. По берегам соорудили теплицы, а на возвышенных местах – государевы огороды.
Позже в 1750 году под руководством Франческо Бартоломео Растрелли была проведена реконструкция Петровского Дворца. Под сруб подвели каменный фундамент, восстановили балкон и двенадцать залов, а постройке придали симметричный вид. В 1786 году при Екатерине II дворец перешел к военному ведомству и некоторое время в нем располагался госпиталь.
В 1837-1840-х годах реставрация проводилась под руководством архитектора Христиана Мейера, сумевшего придать строению первоначальный облик.
Дворец Петра Великого почти никогда не пустовал и потому хорошо сохранился. В 1951 году был найден план постройки 1749 года и по нему архитекторам удалось создать облик дворца того времени. Некоторое время в восстановленном здании находился Детский сад. Сейчас Дворец Петра в Стрельне находится под охраной государства, это памятник архитектуры 18 века и здесь расположен музей. Среди его коллекций – лоскутное одеяло, сшитое Екатериной I, медный подсвечник и повседневный костюм императора, парадный портрет молодого Петра и бронзовый барельеф императора, выполненный по модели Карло Растрелли. Интересен походный сундук Александра III с личными вещами, умывальным столиком и кроватью. Рядом с дворцом — фруктовый сад и огород с тремя сортами картофеля, пчельник с деревянными, стеклянными и соломенными ульями. В летнее время по парку проводятся экскурсии.
Но главная мечта императора была создать на берегу Финского залива восьмое чудо света — загородную резиденцию с дворцом и садом, фонтанами и гротами.
Строительство Дворца и парка в Стрельне.
Для создания дворцово-паркового ансамбля были приглашены известные архитекторы. Начинал проектирование дворца Бартоломео Карло Растрелли, отец Франческо Растрелли, но затем его отстранили от работы и проект был выполнен французским архитектором Жан-Батист Леблоном. В 1719 году он умер от оспы и работу над проектом продолжил итальянский архитектор Николо Микетти. Он обещал Петру I устроить здесь «то, чего еще не бывало на свете». Петр I лично присутствовал при закладке дворца и хотел, чтобы дворцово-парковый ансамбль был лучше Версальского. Н. Микетти решил строить дворец по своему проекту, а каналы и аллеи в основном создаются по замыслу Батиста Леблона. Для работы были привлечены сотни опытных мастеров и рабочих, но уже в следующем году строительство замедляется. Стало ясно, что без насосов фонтаны в Стрельне не создать, а в Петергофе самой природой были созданы для этого условия и Петр I отдает предпочтение своей Северной Версалии, сделав ее парадной загородной резиденцией. В 1723 году Микетти уезжает на родину и строительство продолжается под руководством его учеников, талантливых русских зодчих Михаила Земцова, Тимофея Усова и Петра Еропкина.
Петр I был занят важными государственными делами, а после его смерти возведение дворца и вовсе замедлилось. Были построены стены и перекрытия и в черни строение было завершено к 1726 году. Некоторое время еще обустраивались гроты и террасы, но к 1730 году строительство было законсервировано. Дворец был накрыт временной кровлей, окна и двери забиты досками.
Через 10 лет строение сильно пострадало от пожара. Чтобы восстановить и достроить дворец и реализовать замыслы Петра I, в 1743-1750 годах дочь императора Елизавета Петровна привлекает к строительству придворного архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Дворец был заново отстроен, строение приобрело пышный вид – его украсили два высоких флигеля, арки и колонны.
Величественный корпус Дворца поднялся на возвышенности недалеко от береговой гряды. Два крыла соединены торжественной тройной аркадой. Группы парных колонн и высокая крыша, фигурный фронтон в центре создают облик, напоминающий венецианские палаццо эпохи ренессанса. Перед Дворцом был разбит один из первых в России регулярный парк, пересекающийся каналами.
Константиновский дворец.
В 1797 году Павел I подарил усадьбу своему младшему сыну Константину и с тех пор дворцово-парковый ансамбль называют Константиновским.
Русские правители в Стрельне проводили мало времени, отдавая предпочтение другим загородным резиденциям и поэтому со временем Константиновский дворец ветшал и в нем обрушилась одна из террас. Ее восстановлением занимался архитектор Андрей Воронихин, который не только перестроил террасу, но и создал каменные гроты и облицевал их морскими камнями и ракушками, а дворец и парк соединил широкими лестницами. После пожара 1803 года итальянский архитектор Луиджи Руска перепланировал бельэтаж и некоторые залы постройки. В 1837-1839 годах Константиновский дворец полностью отстроили, а крышу покрыли листовым железом.
Константиновский дворец в 20 веке.
После Октябрьской революции многие ценности и предметы искусства, книги и документы были распределены по другим музеям и архивам, а некоторые просто уничтожены. Дворец опустел, а в 30-е годы здесь была устроена детская трудовая колония и затем санаторий. Во время Великой Отечественной войны Дворец был почти полностью разрушен, от него оставался один остов. В 1995 году был установлен памятный знак, рассказывающий, что на оккупированную фашистами территорию, высадился морской десант Балтийского флота, принявший неравный бой. Во время сражения старинная Спасо-Преображенская церковь сгорела и на ее месте сейчас установлен крест.
По окончании войны в 1949 году Константиновский дворец восстанавливался по старым чертежам и новому проекту под руководством архитекторов А. Корягина и Ф. Олейника. В Константиновском Дворце расположились геофизическое и радиотехническое отделения, а также библиотека и военно-морская кафедра Ленинградского Арктического Училища. После закрытия училища в нем размещались различные фирмы и строение снова пришло в упадок. Никто не решался браться за восстановление комплекса и казалось, что возродить его невозможно.
Константиновский дворец — восстановление.
В 2000 году Константиновский парк перешел в ведение администрации Президента России и здесь начались работы по восстановлению комплекса. Курировал проект лично Президент России Владимир Путин. За полтора года была проделана колоссальная работа. По сохранившимся чертежам реставраторам удалось восстановить фасады и интерьеры дворца. Были воссозданы покои князей и музыкальный салон, кабинет, в котором князь Константин Константинович сочинял стихи и подписывался К.Р – Константин Романов. Заросший и разрушенный парк также был благоустроен. Обмелевшие каналы и водоемы очистили и углубили для приема яхт и судов, дорожки покрыли каменной крошкой, а перед южным фасадом установили памятник Петру I. Были реализованы замыслы, существовавшие только в проектах — построены мосты и фонтаны, которые планировались создать первоначально.
В музее организованы две постоянно действующие выставки. Первая посвящена военно-морской славе России. Сюда из Военно-морского музея были привезены модели кораблей и знамена, картины морской тематики и мундиры различных эпох. Вторая выставка посвящена государственной символике и рассказывает о гербах и знаменах, знаках отличия и наградах.
Открытие Константиновского парка состоялось в день празднования 300-летия Санкт-Петербурга в 2003 году.
Стрельна — название.
Первый владелец и генерал-губернатор этой территории, принадлежавшей Швеции, Иоганн Шютте основал на высоком берегу усадьбу с прудом и водяной мельницей, пристанью и садом и назвал ее по немецкой моде Стралл на Хофф (Strall na Goff). Это название со временем превратилось в Стрелингоф, а когда эти земли отошли России, появилось русское название Стрельна.
Стрельна — легенды и мифы.
Рассказывают, что после войны при восстановлении Путевого Дворца Петра I под полом нашли саркофаг с изображением гербов, а внутри в жидкости хранилось тело, одетое в старинную воинскую форму. Предполагают, что это был основатель Стрельны.
Считают, что именно в Стрельне на Государевых огородах Петр I сам впервые посадил два мешка картофеля, привезенные из Голландии.
Вторую жену Петра Екатерину в России недолюбливали, особенно в первые годы ее появления, поэтому император не афишировал свое венчание и считается, что оно прошло в Спасо-Преображенской церкви в Стрельне.
Говорят, что молодой поэт Михаил Лермонтов впервые увидел море в Стрельне и воодушевленный морским пейзажем написал стихотворение «Белеет парус одинокий».
Интересные факты.
Архитектор Константиновского Дворца Николо Микетти, уехав в 1723 году в Италию за скульптурами, так и не вернулся в Россию. И только в 70-х годах 20 века в архивах Рима были найдены чертежи Дворца в Стрельне. Оказалось, что итальянский архитектор увез с собой проект и поэтому историки архитектуры 250 лет не могли точно определить, кто является автором проекта – Леблон, Микетти или К. Растрелли.
Свое имя Константиновский Дворец приобрел в 1797 году, когда его хозяином стал сын Павла I Константин Павлович, а после его смерти дворец перешел сыну Николая I Константину, который в свою очередь подарил его сыну Константину Константиновичу. Интересно, что владельцами Мраморного Дворца в Санкт-Петербурге были тоже эти правители, но официально Константиновским называется Дворец в Стрельне.
В музей Константиновского Дворца в Стрельне передана коллекция произведений живописи и прикладного искусства, собранная Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской за 30 лет и выкупленная бизнесменом Алишером Усмановым. Это картины Николая Рериха и Карла Брюллова, Валентина Серова и Ильи Репина, Ивана Билибина и Александра Бенуа. А среди изделий Императорского фарфорового завода – знаменитый Орловский сервис и фарфоровая табакерка в золотой оправе, подаренные Екатериной II своему фавориту графу Григорию Орлову. По словам Галины Вишневской, с уходом из жизни Мстислава Ростроповича кончился и заработок, а содержание таких ценностей требует огромных затрат на охрану и страховку. Усманов заплатил за коллекцию более 72 миллионов долларов. Решающим фактором продажи ценностей одному человеку была гарантия передачи ее государству
Восстановление дворцово-паркового комплекса в Стрельне велось в основном за счет спонсоров. Свой вклад внесли такие компании как РАО ЕЭС и Славнефть, Транснефть и Роснефть, Банк Москвы и банк Еврофинанс.
Константиновский Дворец в Стрельне имеет статус Государственного комплекса «Дворец конгрессов» и резиденции Президента России. Стрельна – это деловой центр, но в тоже время это и историко-культурный центр, в котором представлено русское изобразительное и декоративно — прикладное искусство 18-20 веков
Оценили 3 человека
5 кармы