Бытие, как таковое и вне его антуража (проявленных феноменов), не объясняется ни квантовой запутанностью, ни механикой Ньютона, ни даже теорией эволюции видов. От простого к сложному в любом многообразии идти невозможно - жизнь может быть описана словом, а может остаться вне всякого описания, утратив лишь понятийный аппарат.
Можно идти от хаоса к структурированию словом окружающего мира (от бессловесного золотого века, который упоминается в индийских ведах, авестийских трактатах и классической греческой философии). Вот тогда время и приобретает противоречия, хотя бы, между конечностью и кажущейся бесконечностью собственного сюжета. Единство сознания и бытия предполагает взаимно обусловленное влияние: изменение сознания отражается во внешнем, при отсутствии внутреннего сопротивления внешнее становится внутренним, не ославляя зазора. Хайдеггеровский Dasein завершается описанием, оторванным от подлинного "я-бытия". Именно внутренний конфликт рождает правильные вопросы, его отсутствие растворяет человека во внешнем без остатка. В чем растворится человек, если на место слова придет цифра?
Внутренний свидетель каждого - совесть, не может быть проявлена цифрой. Сущность смерти - состояние ожидания, состояние безвременья невозможно выразить рядом цифр, как и вечность не поддается формуле.
На ноябрьском заседании РАН в докладе «Природоподобные технологии — новые возможности и новые вызовы» — члена-корреспондента РАН М.В. Ковальчука озвучено опасение, что антропоморфные (человекоподобные технологии) не должны подменять человека. Я бы добавила, что они не должны подменять человека в самом человеке - алгоритмизация мышления современного человека уподобляет (приближает) живой интеллект к искусственному. Именно этот момент - точка сингулярности (после которой возникнет гибрид человека и машины) - и может стать точкой невозврата, когда "живые не узнают, что они мертвы". Именно цифровизация сознания, а от нее не уйти при подобном сценарии, способна погрузить человеческое "я" в полную бессловесность при сохранении алгоритмов воспроизведения обстоятельств жизни. Такой результат окажется следствием внешнего машинного, которое станет внутренним "содержанием", описанным любым математическим (искусственным) языком программирования. Стоит задаться главным вопросом. Возможно ли свобода в оцифрованном сознании, если это сознание ограничено собственным, вторичным по отношению к слову, математическим интеллектом-алгоритмом (искусственным). Вспоминается Николай Гумилев:
Я тот, кто спит, и кроет глубина
Его невыразимое прозванье:
А вы, вы только слабый отсвет сна,
Бегущего на дне его сознанья!
Почему-то жизнь в искусственном теле и представляется "слабым отсветом сна". Все уже описано и нет ничего, что не существовало бы в языке Адама.
Оценили 0 человек
0 кармы