Первый революционер - сатана

61 2632

Шабаш  инфернальных сил на улицах столицы и других российских городов всё больше напоминает  Библейский сюжет, где либеральная идея овладевает массами, возжелавшими свободы и справедливости властей. Откуда же берёт свои корни феномен революции в социуме, какую роль в этом играет пример падших ангелов и как их идеи сегодня реализуются на практике?

Русский философ В. Лосский писал: "начало зла коренится в свободе твари. Вот почему оно непростительно: зло рождается только от свободы существа, которое его творит..." 

Поскольку всё познаётся в сравнении, вспомним сначала мотивы восстания против властей первого "либерала-революционера", а по совместительству и отца лжи - диавола.

Но как произошло грехопадение денницы?

Пророк Исаия так описывает его падение: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов на краю севера; взойду на высоты облачные; буду подобен Всевышнему» (Исаия. 14, 12-15).

Всем сотворенным ангелам была дарована свобода: или пребывать с Богом, или удаляться от него. В момент сотворения ангелы не имели окончательного совершенства и призваны были к его достижению через постоянное общение с Богом, что, в свою очередь, обеспечивало для них неизреченное блаженство. 

Но один из ближайших к Богу Херувим-денница соблазнился своей близостью к Всевышнему и своей ролью посредника между Богом и ближайшими к Нему ангелами. В нем вспыхнула гордость пред ангелами, сознание своего превосходства, поскольку через него другие ангелы получали свет и благодать от Бога.

Денница увлек за собою бесчисленное множество ангелов, им соблазненных. О трагедии, что произошла на Небе, мы читаем в Откровении св. Иоанна Богослова: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».

И сегодня мы видим, как все без исключения лидеры оппозиции, гордые идейной близостью к своему идолу - мировому "гегемону", в конечном итоге, мотивируют свои призывы к смене государственной власти попранной справедливостью и ущемлением свобод, обещая своим адептам и сторонникам райские кущи, аналогично лукавому: "будете как боги" (Быт. 3.5) 

Закономерен вопрос: кому конкретно от этого в итоге станет лучше?

Теперь давайте попробуем разобраться,  что же такое "свобода"?

- Наука говорит, что любое наше действие детерминировано (принцип причинности);                                                                                                                - Свободное действие ничем не детерминировано;                                            - Наше поведение обусловлено генетически, средой, ситуацией, конъюнктурой;                                                                                                              - Если да - свободы нет.                                                                                              - А если наше действие ничем не вызвано, то оно не может быть совершено...

Следовательно  вопрос: "что такое свобода?" переходит в разряд риторических и манипулятивных, поскольку абсолютная свобода для простого грешного человека - химера,  ибо она доступна исключительно Творцу.

Человек же, согласно христианской доктрине, с момента грехопадения Адама и Евы, свободен лишь в выборе между добром и злом.

А теперь давайте попробуем разобраться, что такое "справедливость"? 

В Евангелии нет толкования этого понятия, поэтому поставим вопрос иначе: что люди понимают под «справедливостью»? Для ответа на этот вопрос понаблюдаем за людьми и разделим их на условные группы: 

1-я группа людей использует это понятие для выражения своих эмоций. По существу, этим они декларируют свое право выступать в роли судей, и решать, как событиям следует развиваться. Особенностью этой группы, является то, что своё право судить они декларируют робко, а главной причиной такого их поведения является недостаточная глубина понимания явлений, с которыми они сталкиваются. Другими словами, эти люди обращаются к идее справедливости, поскольку не имеют ещё глубокого понимания идеи любви. Если такой человек будет развиваться духовно, то со временем он найдет замену идее справедливости и откажется от неё.

2-я группа людей находится в гораздо более худшем положении, чем первая. Эти люди, в отличие от первых, уже успели пройти определённый путь развития и зашли в тупик, они полностью остановились в своём духовном развитии и весь мир им видится враждебным. В качестве ответной реакции на мнимую враждебность мира, они проявляют постоянный критицизм, недовольство, гнев, и единственным оправданием такого поведения для них является мнимая неправильность в развитии событий и поведении других людей, которые они называют несправедливостью, в первую очередь по отношению к себе. Таким образом, для этой группы идея справедливости является необходимым инструментом для оправдания своего неверного отношения к жизни. В отличие от первых, они твёрдо убеждены в своём вправе судить всё и всех.

3-я группа – паразиты, сознательно и злонамеренно культивирующие понятие справедливости для манипулирования первыми двумя группами людей.

Как видим, справедливость удел тех, кто либо «недоучился», либо «заблудился», либо просто привык жить за счёт других, т.е. – удел людей малодушных, неспособных принять на веру всю глубину и дальновидность Божьего промысла. Так где же корень этого явления?

К справедливости взывают, когда есть недовольство, а недовольство порождается только одним – страхом. Как известно, в основе любого страха лежит страх перед смертью.

Преподобный Исаак Сирин писал: «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой – милосердие, любовь и прощение»

Итак, к чему же в итоге призывают "наши" рэволюционэры? Кровь, хаос и  беспредел, аналогичные любому постреволюционному периоду в любом государстве. 

Однако, в послании св. апостола Павла к римлянам прямо сказано: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению."

Что "в переводе" на язык обывателя эпохи гуманизма означает буквально следующее - мы имеем ровно такую власть, которую сами только и заслуживаем, т.е. нам справедливо воздаётся по делам нашим. Здесь достаточно просто вспомнить, насколько мы сами бываем "справедливы" с теми, кто от нас зависит и потому подчинён.

Таким образом, христианская доктрина доходчиво разъясняет причину наших бед, в которых мы склонны обычно обвинять кого угодно, кроме самих себя.

Недаром святитель Николай Сербский говорил: «Когда человек теряет любовь, он начинает искать справедливость»... 

И напоследок краткая притча из известной книги архимандрита Тихона (Шевкунова) "Несвятые святые":

                                              о глупых горожанах

В одном заевшемся, обленившемся византийском городе жители настолько забыли всякий стыд, что с самодовольством творили любые беззакония и даже не думали слушаться своего старого доброго епископа, как тот ни умолял их исправиться. Горожане лишь посмеивались над старцем и отмахивались от него как от надоедливой мухи.

В конце концов старый епископ умер. А на его место пришел молодой архиерей и начал жить так, что содрогнулись даже видавшие виды жители этого города. Вот тут-то они вспомнили своего доброго и кроткого старца-епископа.

Наконец, не выдержав постоянных поборов, оскорблений, рукоприкладства и самых невероятных бесчинств нового архиерея, граждане города как один взмолились:

— Господи, ну почему именно к нам Ты послал такое чудовище?

Молиться они как следует не умели, но все же после их долгих воплей Господь явился одному горожанину и ответил: «Искал для вас хуже, но не нашел!»

Осталось привести пример государства, рядовые граждане которого стали жить лучше в результате революции...


«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...

Обсудить
  • "Как делить будем? Поровну, или по справедливости?" ))) А по "вульгарной" этимологии справедливость - ведание света (духовного излучения).
  • Читайте что оворили древние о первом "революционере" на ЦСЯ и русском языке. Се ѹбо Сотона, старѣє бѣ въ чину, иже подъ нимъ, приставникъ бѣ земному чину и земли блюдениє приимъ. И ѿ Бога єстествомъ не лукавъ бѣ исперва, но благъ сыи; не могыи же тьрпѣти честь, юже єму Творець вдасть. И самовластною волею соврати ѿ єстества и вздвижесѧ помысломъ на створшаго и Бога, супротивитисѧ єму мыслѧ, да первыи ѿступникъ бысть, къ своєи пагубѣ привлечесѧ и ѿпадъ благодати и въ злѣ бысть, своимъ похотѣньємъ тма бысть и ѿвержесѧ въ студъ єго. И спаде множьство, иже бѧху подъ нимъ нареченыи чинъ ангельскыи, и погубиша власть силы, не имуть же ѹже мощи ни владѣти кымь, ѹже ѿпадъше сана своєго. Ꙗко же во Иовѣ пишеть: пущеньємъ божиимъ коснушасѧ єго ранами; и паки во иєѹангелєи пишеть, ꙗ ко ни надъ свинь ꙗ ми вла(л.19г)сти не имуть, аще не на строи кыи ѿ Бога пустими будуть. Пущенью же Божию бывшю, тогда могуть, преобразуютьсѧ и пременѧютьсѧ, мѧтежемь мечьты творѧще. Ему же єсть быти, то ни ангели вѣдѧть, ни спадъшеи съ небесе. Ꙗ влѧють же ли, коли ангели то посылаєми ѿ Бога ꙗ влѧють, прорещи имъ велѧщю своимъ ѹгоденикомъ. Да тѣмъ, єлико же глаголють ангели, єсть и будеть. Проричють же ли бѣсове волъшебникомъ, и чародѣємъ, и обавникомъ проричющимъ, то не все въпрѧмь бываєть. Овогда бо далече бывающа ꙗ вѣдѧть, другоици же по смотрению рекуть, иногда же, прелщающе невѣрны ꙗ , обавлѧють, на погыбель влекуще, лстми и козньми мѧтуще ѹмъ имъ и лжами смущають. Аще бо истинну когда рекуть, то конець рѣчи то ꙗ въ зло свлащаєтьсѧ и творити велѧще лжу. Да тѣмь не подобаєть вѣровати тому, но ꙗ вѣ ѹбо сь єсть, ꙗ ко по ѿпадении ангеломъ тѣмъ нѣсть ѹже пока ꙗ ниꙗ, тако же и человѣкомъ по смерти. Спадъшии тыи Сотона грѣши помысла своєго и наречесѧ (л.20а) супротивникъ Божии. Въ него же мѣсто постави Господь старѣишыну архистратига Михаила. Спадъшии же чинъ нарекошасѧ дѣмони; ѿ нихъ же ѿꙗ Господь Богъ славу, и честь, и свѣтлость, бывшую на нихъ прєже, и преложи ꙗ въ духъ теменъ, и по вздуху обладати имъ повелѣ. Сатана, бывший старейшиной в чине, стал начальником земного чина [бесов] и получил власть над землёй. Изначала, созданный Богом, [Сатана] был не лукавым, а благим, но он не смог стерпеть той участи, которая выпала ему от Творца. Он самовластной волей извратил свою природу, восстал помыслом на Бога Творца, воспротивился Ему в мысли и, став первым отступником, пришёл к своей погибели и отпал от блага во зло, из-за своеволия стал тьмой и был с позором отвергнут. И пало множество его подчинённых из упомянутого ангельского чина и потеряли власть, ибо воинство, отпавшее от своего назначения, не имеет силы владеть кем-либо169. Ибо и в книге Иова сказано, что по попущению Божию они покрыли его язвами (см.: Иов. 1:12); и в Евангелии снова написано, что даже над свиньями они не имеют власти, если то не предначертано от Бога (см.: Мф. 8:31–32). Когда же бывает попущение Божие, тогда они усиливаются, преображаются и видоизменяются, возбуждая мятежные мысли170. Того же, что должно быть, не ведают ни ангелы, ни падшие с небес. Если же будущее бывает открыто, то ангелами, посланными от Бога171, который велит им провозвестить его Своим угодникам. И то, что говорят ангелы, [действительно] сбывается. То же, что бесы «пророчествуют» волшебникам, чародеям, колдунам и прорицателям, то не всё прямо сбывается. Иногда они знают, что случится в далёком будущем, и иной раз, по промыслу, об этом говорят. Иногда же они обвораживают маловеров и, увлекая их к погибели, смущают их кознями и соблазнами, обольщают ложью их ум. Даже если иногда они говорят истину, то итог их слов все равно ведёт к злу, заставляя лгать. Потому не следует им верить, ибо очевидно, что после падения бесам уже нет покаяния, как и людям после смерти. Падший Сатана согрешил в помысле своём и стал называться сопротивником Божиим172. Вместо него Господь поставил старшим архистратига Михаила. Падший чин [ангелов] стал называться бесами; Господь отнял у них славу и честь, отнял и свет, бывший на них раньше, и обратил их в духов тьмы; Он позволил им обладать воздушной стихией173. Въ спадъшаго же мѣста чина і҃-го ѹмысли Богъ створити человѣка, да свѣтлость и вѣньци спадъшихъ предати имать Богъ правовѣрнымъ, и нарицаєтьсѧ чинъ і҃-и человѣколюбьзныи. Но ꙗ ко же ѹказываєть ны божественоє писаниє, глаголюще: иже пострадаша за имѧ своєго Владыкы – свѧтии пророци, апостоли, свѧтители и преподобнии, и ликъ мученичьскыи, – то ти ѹлучиша обѣтованиє ѿ Спаса. О нихъ же великии Павелъ глаголеть: «аще многа томлениꙗ и искушениꙗ свѧтии приꙗша, но и чюдесъ дѣлатели сподобишасѧ быти». Ли въ ракахъ лежаще, мюро источають, ли костию, ли власы или платиною ризъ своихъ бѣсы изгонѧть. Но си ѹбо быша послушьствовани вѣрою, но не при ꙗ ша, рече Павелъ, обѣщаниꙗ, но токмо вѣрою обѣтованиє ѹлучиша славы то ꙗ неизреченныа вѣнца при ꙗ ти, ꙗ ко же и свидѣтелству(л.20б)єть Павелъ, глаголѧ: «Богу о насъ нѣчто больше прозрѧщю, да не безъ насъ свершатьсѧ». Богу ѹбо наипаче о человѣчьстѣмъ родѣ промышлѧющю и ожидающю послѣденихъ, да того ради грѣшници трепещють дьне того, въ онъ же имать судити Богъ, да геонѣ і мукамъ страшнымъ предани будуть. Праведеници же радуютьсѧ о дьни томъ страшнѣмъ и судебнѣмъ, имже приимуть обѣтованиє, и жьдуть свершеньа, да свершени суще ѿ Владыкы Хріста, во ангельскыи чинъ вступльше, Господу предъстануть. Вместо десятого [ангельского] чина Он задумал сотворить человека, чтобы свет и венцы падших передать правоверным, и называется десятый чин человеколюбивым174. Ибо, как учит нас Божественное Писание, те, кто пострадал за Имя своего Господа – святые пророки, апостолы, преподобные, праведники и [весь] лик мученический, – те получили обетование от Спасителя. О них же сказал и великий Павел: «Хотя много страданий и искушений приняли святые, но они же сподобились дара творить чудеса». Или, находясь в раках, миро источают, или костьми и власами или полотном своих риз бесов изгоняют. Но все они были послушны в вере, однако не получили обещанного, говорит Павел, но лишь по вере получили обетование принять венцы неизреченной славы, ибо, по свидетельству Павла, «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:40). Так как Бог больше всего заботится о человеческом роде и ждёт последних [грешников], потому-то грешники трепещут дня суда Божия, ибо они будут преданы геенне и страшным мукам. Праведники же радуются об этом страшном и судном дне, когда они получат обетованное, достигнут совершенства и станут совершенными через Владыку Христа, вступят в ангельский чин и предстанут пред Господом175. Но ꙗ ко же писаниє рече: «и бысть вечеръ, и бысть заѹтра – день є҃-и». Въ є҃-и день рече Богъ: «да изведуть воды рыбы и плѣжющаꙗ, и птиць – душю живу по роду – парѧща ꙗ по вздуху подъ твердью небесною по роду ихъ». Гдѣ ѹбо бысть Божиє повелѣньє, ту абиє изведоша воды скоро по роду ихъ. Смотри же ѹбо, почто Творець разгласиє створи о травѣ и о скотѣхъ ѿ єдино ꙗ землѧ исходѧщихъ. Егда бо травѣ и садовию повелѣ быти, рече Владыка: «да прозѧбнеть на земли»; о скотѣхъ же рече и о звѣрехъ: «да изведеть землѧ душю живу по роду ихъ». Вижь ѹбо, ꙗ ко ѿ єдино ꙗ землѧ всѣмъ исходѧщимъ, но разгласно слово створи Владыка. Понеже прозѧбающаꙗ (л.20в) плодовиє по всѧ лѣта прозѧбнути имъ повелѣ Владыка и пребывати имъ въ земьли, ꙗ ко въ матернихъ ꙗ дрѣхъ, лиственымъ падениємъ ѹмирающе или стебленымъ исшениємъ, ѿ тоꙗ же землѧ имъ поражатисѧ паки велѧ. Животна ꙗ же одиною ѿ неꙗ изведена, и ктому же не ѿ не ꙗ ражаютьсѧ, но сами ѿ собе. В Писании сказано: «И был вечер, и было утро: день пятый» (Быт. 1:23) В пятый день сказал Бог: «Да произведёт вода рыб и пресмыкающихся по роду, птиц – душу живую, – парящих по воздуху под твердью небесной, по роду их» (Быт. 1:20). Как только Бог повелел, вода тут же быстро произвела их по роду176. Обрати внимание на то, что Творец разными словами творил траву и животных, вышедших из единой земли. Когда Владыка повелел быть траве и деревьям, Он сказал: «Да произрастёт на земле...», а о скоте и зверях – «Да произведёт земля душу живую по роду их». Посмотри: хотя из единой земли всё исходит, но разное слово произнёс Владыка. Тому, что производит плоды и всегда будет их производить, Владыка повелел пребывать в земле, словно в материнской утробе, умирать опаданием листьев или высыханием ветвей и снова возрождаться от той же земли. Животные же лишь однажды произведены из земли и больше от неё не рождаются, но сами от себя177. Тогда ѹбо кити велиции родишасѧ, иже подобни островомъ, другыꙗ же дробныꙗ и всѧ исполнѧющи: море, рѣкы, и єзера, и блата. И то все єдиного часа по Господеню словеси вода изведе. О чюдо дива достоино! Како взможе воденоє єстество, мѧкъко сѧ разлиꙗ ї бездушно єстество, како ѹбо изведе бещисленыи родъ тъ, въ немже кость и тѣло бысть? О чюдо велиє! Вода чресъ єстество изведе родъ птиць парѧщь и плѣжюща ꙗ по земли. Тогда родились громадные, как острова, киты178 и другая мелкая [рыба], населяющая все – море, реки, озера и болота179. И всё это, по слову Господню, вода произвела в одно время. О чудо дивное! Как смогла водная стихия, легко растекающаяся и бездушная, произвести бесчисленный род [животных], имеющих кости и плоть?!180 О чудо великое! Вода сверхъестественным образом произвела род парящих птиц и род пресмыкающихся по земле. Смотри же ѹбо, жестосердыи жидовине, како ти роди Дѣваꙗ Младенець, таково же существомъ суще, ꙗ ко же єсть и родивши є, тако же ѹбо плоть и кость понесе єстества человѣческа, ѿ Дѣвицѣ приимъ, но божества въ собѣ силу неисписанну носѧ? Смотри же, жестокосердный жидовин: отчего же не родить Деве Младенца – такого же по природе, как и родившая Его181; такую же плоть и кость имевшего, принявшего от Девы человеческую природу, однако носившего в Себе неизреченную силу Божества?182 Мы же на предълежащеє взвратимсѧ. Приꙗ бо небо звѣзденоє ѹкрашениє, при ꙗ же и землѧ ѹкра(л.20г)шениє своимъ прозѧбениємъ бещїслены ꙗ цвѣты носѧще. Посемь же ѹбо Творець ѹкрашаєть воды, глаголѧ: «да изведуть воды плѣжюща ꙗ , духъ живъ по роду; и всѧкъ народъ плавающъ ли по верху водъ, ли по глубинамъ; и птица парѧща ꙗ по аєру». Приде же ѹбо то по божественому повелѣнию, и абиє вода работаєть Творчю повелѣнию: ту и морѧ исполнишасѧ всѧчьскаго роду, рѣкы же съ дѣиствы, и озера, и блата по єстеству ражають. Не бы же праздена ни єдина вода, аще изгрѣзиласѧ єсть съ каломъ. Егда же изиде ѹбо божествена ꙗ та сила скорѣе молньи, и ту абиє по всеи вселенѣи и животъ ражаєть вода. Не бы же праздена тогда ни тина, ни калъ, понєже суть водива бысть, и по єстеству своєму изведе жабы, пругы, комары, мышцю и всѧкъ родъ жюжелныи. Птица же ѹбо, аще и ѿ воды суще, но по суху лѣтающе кормѧтьсѧ; тако ѹбо повелѣно имъ єсть Господемь пищу приимати, того радма и нозѣ преданѣ єи єста. Нъ поне ѹбо птицю и рыбу ѿ воды изведе Господь, (л.21а) и обою тою рыбы и птица сужичьство єдино єсть: ꙗ ко же бо плаваєть птица сквозѣ вздухъ, тако и рыбы сквозѣ воду; но ꙗ ко же бо и рыбы въ водахъ плавають, перьємъ порѣвающесѧ и ошибию правѧщесѧ, тако же и птица то же сужичьство имѣють, крилома пернатыма поревающисѧ и ошибию правѧщесѧ, лѣтить, амо же хощеть. Но кто ѹбо взможеть тогда сущии родъ рыбныи, и птичь, и гаденыи исписати, иже Божьємъ повелѣньємъ изведе вода? Аще кто окушаєтьсѧ тѣхъ ищести или ꙗ сно изглаголати, то ѹже можеть окушатисѧ и звѣзды небесныꙗа ищисти человѣкъ тъ, ли съсѹдомъ чрьплѧ премѣрити море. Но токмо мало ѿ нихъ скажемъ, иже нраву нашєму ѹподобьлени суть. Вернёмся, однако, к нашему предмету. Небо украсилось звёздами, земля же украсилась растительностью с её бесчисленными цветами. После этого Творец украшает воды, говоря: «Да произведут воды пресмыкающихся, душу живую по роду; и всякого рода плавающих по поверхности вод или в глубине; и птиц, парящих по воздуху» (Быт. 1:20–21). И стало так по Божественному повелению, и тут же вода слушается повеления Творца: тут и моря наполнились всякого рода [созданий], и реки, озера и болота бурно рождают по естеству. Не была в бездействии никакая вода, даже смешанная с грязью. Как только быстрее молнии изошла Божественная сила, тут же по всей вселенной вода рождает живое. Не были в бездействии ни тина, ни грязь, ибо и в них есть вода, и в согласии со своей природой произвели жаб, саранчу, комаров, слепней и всякого рода жуков183. Птицы же, хотя и произведены от воды, но кормятся, летая над сушей; так им от Господа положено принимать пищу, для чего им и даны ноги. Поскольку и рыб и птиц Господь произвёл от воды, то у тех и у других есть много общего: как птица плавает сквозь воздух, так и рыба сквозь воду; как рыбы плывут в воде, отталкиваясь плавниками и правя хвостом, так и у птицы есть нечто похожее – отталкиваясь оперёнными крыльями и правя хвостом, она летит куда хочет184. Кто сможет описать все виды рыб, птиц и пресмыкающихся, которые Божиим повеление произвела вода? Если кто-то возьмётся всех их перечислить и ясно назвать, тот человек [сможет] и звезды небесные пересчитать, и море измерить черпаком. Мы же поговорим только о некоторых из них, чьи [повадки] похожи на наш характер. Есть ѹбо птица именемъ алконостъ. Имѣеть же гнѣздо си на брезѣ пѣска вскраи морѧ и ту износить ꙗ ица сво ꙗ . Времѧ же чадомъ єꙗ изити въ зимныи годъ бываєть. Но єгда почютить времѧ излѣсти чадомъ є ꙗ , и взимлюща ꙗ їца своꙗ , носить на среду (л.21б) морѧ и пущаєть въ глубину. Тогда ѹбо море многами волнами и бурѧми къ брегу приражаєтьсѧ, но єгда ѹбо сносить алконостъ ꙗ ицѧ на єдино мѣсто и насѧдеть на нихъ наверху воды, а ꙗ ицемъ єго въ глубинѣ сущемъ, и море непоколѣблемо пребудеть за з҃ дьневъ, донелѣже алконостова чада излупѧтьсѧ въ глубинѣ; вышедушимъ изъ морѧ познають родителѧ сво ꙗ . Вижь же ты великаго Живодавца и всемогущаго благаго Бога, ꙗ ко о бесловесныхъ промышьлѧєть и ѹставлѧєть великоє гордоє море; колма же паче человѣка ради что не имать створити Господь, иже по образу своєму створи? Помѧнемъ ѹбо Иону, иже въ глубинахъ морьскихъ въ чревѣ китовѣ г҃ дьни и г҃ нощи бысть, прообразуꙗ воскрсеньєе спасеноє. Помѧнемъ же и Петра верховнаго, ходившаго по водамъ, тако же и Мартиниана мниха, на рыбѣ преєхавша морьскую ширину. Помѧнемь Павла рекша: «любѧщимъ Бога все преспѣєтьсѧ въ благоє». Ꙗко же Давидъ рече: «взвеличишасѧ дѣла твоꙗ , Господи, и всѧ прємудростью сотворилъ єси». Есть птица по имени алконост185. Она свивает гнездо на песчаном берегу на краю моря и тут откладывает свои яйца. Её птенцы вылупляются в зимнее время года. Когда она почует, что её птенцам пора вылупляться, то она берет свои яйца, выносит на середину моря и пускает их в глубину. В это время море бывает бурным и бьётся волнами о берег, но как только алконост отнесёт яйца на одно место и сядет над ними наверху на воде (сами яйца находятся на глубине), то на море бывает затишье в течение семи дней, пока алконостовы птенцы не вылупятся в глубине [моря]; выйдя из воды, они узнают своих родителей. Посмотри на великого Создателя жизни – всемогущего благого Бога, как он заботится о неразумной [твари] и усмиряет великое и гордое море; чего же только не сделает Господь ради человека, которого сотворил по образу Своему. Вспомним Иону (см. Ион. 2:1–11), который также был в морской глубине в чреве кита три дня и три ночи, прообразуя воскресение Спасителя (см. Ион. 2:1–11)186. Вспомним же и Петра, верховного [апостола], ходившего по воде (см. Мф. 14:29), а также инока Мартимиана, переехавшего на рыбе морскую пучину187. Вспомним Павла, сказавшего: «Любящим Бога всё содействует ко благу» (Рим. 8:28). Так же и Давид сказал: «Как велики дела твои, Господи! Всё сотворил Ты премудро!» (Пс. 103:24) Есть же ѹбо рыба, єи же имѧ многоножица. (л.21в) Естество же и нравъ єꙗ єсть: къ какому ѹбо камени придеть морьску, то и такова ꙗ витьсѧ – къ зелену зелена, къ бѣлу бѣла, къ инаку инака. Да того ради, не очютивши, рыбы ины ꙗ въ челюсти єи впадуть, мнѧще ю камень сущь, понєже плоти єꙗ премѣнѧющисѧ. Тако ѹбо и нѣции суть живущии съ погаными погани, а съ кресть ꙗ ными кресть ꙗ не, и съ невѣрными невѣрнии. Есть рыба, которую зовут многоножкой188. Её природа и повадка таковы: она становится того же [цвета], что и камень, к которому она подплывает – у зелёного зелёной, у белого белой, у другого другой. Потому-то другие рыбы, не почуяв разницы, попадают ей в пасть, принимая её за камень, ибо тело её изменчиво. Так и иные [люди] живут: с язычниками они язычники, с христианами – христиане, с иноверными – иноверные. Есть ѹбо ина птица, нарецаємаꙗ жегъзулѧ. Есть ѹбо птица та злонрава сущи: єгда ѹбо народить ꙗ ица, то во инѣхъ птиць гнѣзда ꙗ ица сво ꙗ износить, сама же своєму гнѣзду не сохранитель єсть, но инымъ птицамъ ѿроды сво ꙗ подаваєть. За несытость чрева своєго не имать присно потрудитисѧ ѹ гнѣзда своєго, но злокозннымъ глаголаниємь зовущи призываєть подружьє на смѣшеньє своє. Тои ѹбо птицѣ ѹподобистесѧ вы, оканнии жидове: приємше, акы ѿроды, свѧтыхъ книгъ, ѹченьꙗ ѿвергостесѧ и предасте свѧта ꙗ писаньꙗ въ страны ꙗ зыкомъ. Ко(л.21г)єго роду ѹбо бѣша д҃ єѹангелисти, иже вдохновеньємъ Свѧтаго Духа и чюдеса Божьꙗ исписаша, и апостольска ꙗ дѣꙗ ньꙗ сказаша? Но и Павлова посланьꙗ къ єврѣомъ не при ꙗ сте, за прелюбодѣꙗ ньє и за гордыню вашу не потрудистесѧ о свѧтыхъ писаниихъ тѣхъ. Свѧтии же ѹбо ти апостоли по пѧтидесѧтныхъ дьнехъ воскресеньꙗ, акы ꙗ ица въ гнѣзда, слово спасеноє во иныѧ ꙗ зыкы вложиша. Мы же ѹбо не ѿ своихь отець и прадѣдъ слово спасеноє при ꙗ хомъ, но ѿ свѧтыхъ апостолъ и ѿ ваше ꙗ брать ꙗ въ чинъ ангельскыи зовуще глаголемъ: свѧтъ, свѧтъ, свѧтъ Господь въ Троици неразлучно! Есть ещё такая птица, называемая кукушка. У этой птицы злая повадка: когда ей пора класть яйца, то она откладывает их в гнёзда других птиц, сама же в своём гнезде их не высиживает, но подбрасывает своих птенцов другим птицам. Из-за ненасытности своего чрева она не хочет потрудиться у своего гнезда и только злокозненными криками призывает самца к спариванию. Ей-то и уподобились вы, окаянные иудеи: вы отвернулись, как от птенцов, от учения святых книг и передали священное Писание языческим народам189. Из какого народа были четыре евангелиста, которые вдохновением Святого Духа описали чудеса Божии и рассказали о деяниях апостолов? И Павлова Послания к евреям вы не признали из-за своего прелюбодейства и из-за гордыни не потрудились [понять] эти святые писания. Святые же апостолы по прошествии пятидесяти дней после Воскресения, подобно птице, кладущей яйца в гнезда, слово Спасителя отдали чужим народам190. Мы же слово Спасителя приняли не от своих отцов и дедов, а от ваших братьев – святых апостолов и по чину ангельскому взываем и говорим: «Свят, свят, свят Господь в Троице нераздельный!». Есть же ѹбо ина рыба, зовемаꙗ мюрома. Нечиста єсть дѣиствомъ и зѣло скверна. Егда ѹбо настанеть нерестъ є ꙗ , тогда ѹбо ищеть ѣдовитоѣ змиѣ на смѣшениє. Прилучи же сѧ въ то времѧ змии въ день єꙗ ради потребы, ѹзрѣвше же ю мирона, и такъ смѣшаєтьсѧ съ нею, да того ради нечиста єсть ѿ всѣхъ рыбъ. Рыба та, понєже сужичьство своє оставльши, смѣшаєтьсѧ съ ꙗ довитымъ гадомъ, тѣмъ же и нечиста. Есть въ человѣцѣхъ бесерменьскии ꙗ зыкъ: понеже (л.22а) єресию Бохмита своєго обѧти суще, оставлѧють подружь ꙗ сво ꙗ и сами сѧ ѹбо содомъскы смѣшають, того ради чистѧть свои оходы паче лица и сердца. Ещё есть рыба, называемая мурена191. Она нечиста делами и весьма скверна. Когда наступает время нереста, она ищет для совокупления ядовитую змею. Улучив момент, когда той настаёт время совокупления, мурена находит её и соединяется с ней, из-за чего эта рыба является нечистой среди всех рыб. Эта рыба, оставив свою пару, соединяется с ядовитым гадом, потому и нечиста. И среди людей есть басурманский народ: будучи заражены ересью своего Магомета, они оставляют своих жён и содомски соединяются друг с другом. Из-за этого они моют анальные части лучше, чем лицо и грудь192. Суть ины рыбы, нарѣцаємыꙗ фокни. Есть нравъ и обычаи ихъ: єгда чада ихъ что пережѧствѧтьсѧ, то паки въ матерню ѹтробу вомкнутьсѧ. Таци бо нравы суть злыхъ человѣкъ: єгда льстию и неправдою своєю окушаютьсѧ совратити человѣка съ пути праведенаго и, обличаєми ѿ нихъ, паки скрывають ꙗ дъ свои. Есть ещё рыбы, называемые тюленями193. У их детёнышей есть такая повадка: от испуга они снова влезают в материнскую утробу. Таков же и нрав злых людей: когда соблазнами и ложью они стараются совратить человека с пути праведного и бывают обличаемы ими, то они прячут свой яд. Есть ѹбо ина птица въ велицѣи Индѣи, нарѣцамаꙗ фюниксъ, о неи же Давидъ пророкъ въ ча҃-мь псалмѣ рече: «праведеникъ ꙗ ко фюниксъ процвететь». И та ѹбо птица єдиногнѣзденица єсть, не имѣєть ни подружь ꙗ своєго, ни чадъ, но сама токмо въ своємъ гнѣздѣ пребываєть. Пищу же творить си. Лѣтаючи въ кѣдры Ливана и тамо ѹбо лѣтаючи, исполнѧєть крилѣ свои араматъ, и тако всегда благовонна єсть. Но єгда състарѣєтьсѧ, взлѣтить на высоту и взимаєть ѿ огнѧ небеснаго и тако сходѧщи зажигаєть гнѣздо своє и ту же и сама сга(л.22б)раєть. Но и паки въ попелѣ гнѣзда своєго опѧть наражаєтьсѧ червемь, и въ томъ черви бываєть птица та же и потомъ тои же нравъ и то же єстество имать. То си ѹбо птица фюниксъ предлежить образъ вѣрующимъ истинною къ Богу: аще бо и мучениꙗ за Хріста при ꙗ ша, то болшюю пищю ра ꙗ обрѣтоша и въ благоѹханиꙗ пища вдворишасѧ. Смотри ѹбо, ꙗ ко нѣсть человѣку взѧти славы, аще не будеть искушенъ въ брани, такъ и свѧтиі мученици, бравшесѧ съ мучителемъ, славы и вѣнца при ꙗ ша. Ини же брань при ꙗ ша со алкотою и жажею и єже нагомъ тѣломъ противитисѧ вздуху. Друзи же – цари, и властели, и суди ꙗ – самовольство ѿмѣтывають, законъ Божии приимше, снабдѧть. Не гордынею вѣнчающесѧ, не самовольство творѧще, но, ꙗко иго работно вземъше на вы ꙗ сво ꙗ , то, акы печать, приимше слово божественоє, схранѧють. Виждь ѹбо: аще кто не вѣнчасѧ кровью мученически, то чадо пустыни бываєть, или ѹбо въ монастыри пребывающе мертви сѧ миру ꙗ влѧють, или кто царскою вѣнча ꙗ сѧ плащаницею пре(л.22в)одѣва ꙗ сѧ, но, самовольства ѿмѣта ꙗ сѧ, законъ Божии хранѧ, равно творить. Но вы ѹбо, ока ꙗ ннии жидове и скверннии бесурмене, видѧще чюдеса и благодать Господеню, ѹмъ свои погубисте и очи свои смѣжисте, слышасте пророкы, и ѿ свѧтыхъ писании ѹшы свои заткоша; но по всєму ѹподобистесѧ земному щенѧти: ни ѹшию имате слышати, ни очию имате видѣти, но токмо животь имате, и тъ же золъ. Есть также птица, которую в Индии зовут феникс194 и о которой пророк Давид сказал в 91 псалме: «Праведник цветёт, как феникс195» (Пс. 91:13). Эта птица живёт одна в гнезде, не имея ни пары, ни птенцов. Свою пищу она добывает так. Летая в кедровые рощи Ливана, она напояет свои крылья ароматами и потому всегда бывает благоуханной. Когда же она состарится, то поднимается на небесную высоту и берет небесный огонь; спустившись, она поджигает своё гнездо и сгорает вместе с ним. Но в пепле своего гнезда она снова возрождается в виде гусеницы, и в этой гусенице заключена та же птица с той же природой и повадками. Эта птица феникс показывает нам образ истинно верующих в Бога: принимая мучения за Христа, они обретают лучшую пищу рая и поселяются в райском благоухании. Смотри: как нет у человека славы, если не будет испытан в сражении, так и святые мученики в борьбе с мучителем приняли венцы славы. Одни боролись с голодом и жаждой, а также нагим телом противились холоду. Другие же – цари, властители и судьи – свою волю подавляют и, получив закон Божий, блюдут его. Они венчаются [на царство] не из гордости, не для того, чтобы следовать своей воле, но, словно взвалив на плечи рабское иго, они, как печать, получив слово Божие, блюдут его. Смотри: тот, кто не венчался кровью мученической, тот бывает пустынножителем, или, уходя в монастырь, умирает для мира196, или, венчаясь на царство и облекаясь в мантию, отрекается от своей воли, – те одинаково исполняют закон Божий. Но вы, окаянные иудеи и скверные басурмане!197 Видя чудеса и благодать Господню, вы разум свой погубили и очи свои смежили, слышали пророков, но заткнули уши от святого Писания, во всём уподобившись жалкому щенку: ни ушами вы не слышите, ни глазами вы не видите; только и есть у вас жизнь, да и та негодная198. Мы же на предлежащеє возвратимсѧ. Ꙗко же писаниє рече, «створи Господь всѧку душю животныхъ, ꙗ же изведоша воды, и всѧку птицю пернатую по роду. Видѣвъ же Господь Богъ и благослови ꙗ, глаголѧ: «раститесѧ и множитесѧ, исполните воды, и птица да ѹмножатьсѧ по земли. И бысть вечеръ, и бысть заѹтра, день є҃199 ». Рече Іоанъ Златоѹстыї въ глаголѣхъ: «впрашаю же тѧ, жидовине, почто єгда Господь Солнце и Мѣсѧць створи, и не благослови; и єгда древеса и траву, не благослови; єгда же повелѣ изити парѧщєму, и лазѧщєму, и нирающєму, и плѣжюще, и тъ благослови? Почто же се или что вина: ово благослови, ово же не благослови? Внимаї ѹбо: не того ли ради, имже звѣ(л.22г)зды, єлико же ихъ бѣ исперва створено и акы же суть створены, такъ же и пребывають? Ни чисменъ ихъ можеть прибывати, ни величьства, то тѣмъ не бѣашеть имъ требѣ благословениє. Ѿ воды же изведеныа благослови тѣмъ, зане множитисѧ имъ повелѣ і взрастъ приимати. Аще не бы Владычне благословеньє, то въскорѣ изгыбнули быша, понєже и сами сѧ ловѧче снѣдають; ї рыба и птичь пожирають, ѿ человѣкъ же и рыбамъ, птицамъ паче изгыбель бываєть. Но и ту самую страсть имѣють же рыбы, въ собѣ сами сѧ губѧче, и задушеньємъ рѣчнымъ и озернымъ наипаче измирають. Та же ѹбо страсть и птицамъ приходить: сами сѧ губѧть, и ѿ человѣкъ ловимы бывають, въ зимныи же годъ ищють си теплыхъ мѣстъ и лѣтѧть чрезъ море, и овогда возмѧтениє бываєть силными бурѧми, и та потопають. Иногда ѿ студени, другоици же ѿ судождевныхъ мокротъ рамено измирають. Да того радма Господь, проведыи страсть ихъ, благослови ꙗ , Солнце же, и Мѣсѧць, и проча ꙗ звѣзды въ єдино времѧ (л.23а) створениꙗ своєго пребывають. Но ꙗ ко же рѣхомъ, провѣдыи Господь страсть тѣхъ и множатисѧ имъ повелѣ. И ти гнѣзда своꙗ исполнѧють своихъ ѿродовъ, другы ꙗ же и на мѣсѧць ѿраживають птенець; рыбы же ѹбо ни гнѣзда творѧть, ни тружаютьсѧ, кормѧще своꙗ ѿроды, но вода поденимаєть изверженую їкру и рыбами животворить, да того ради ѹмножена єсть и бещисменъ родъ тои». Однако возвратимся к своему предмету. Как сказано в Писании, «И сотворил Господь всякую душу живую, которую произвели воды, и всякую птицу пернатую по роду. Взглянув на них, Господь благословил их, говоря: „растите и умножайтесь, и наполняйте воды, и птицы пусть умножаются на земле”. И был вечер, и было утро: день пятый» (Быт. 1:21–23). 200Иоанн Златоуст сказал в «Словах»: «Спрошу тебя, жидовин: почему Господь, сотворив Солнце и месяц, не благословил [их]? И растения с травой не благословил? Когда же повелел выйти летающим и лазающим, ныряющим и пресмыкающимся, то благословил? По какой причине одно благословил, а другое не благословил? Внимай сему: не потому ли, что звёзды, сколько их было изначально сотворено и какими они сотворены, такими они и остаются? Ни число их не может увеличиться, ни размеры; поэтому им и не требовалось благословения. Тех же, кто был произведён водой, Он благословил, ибо повелел им умножаться и расти. Если бы не было благословения Владыки, то они бы вскоре все сгинули, поскольку они, охотясь, друг друга поедают; и рыбы, и птицы поедают [друг друга], а ещё больше рыбы и птицы гибнут от человека. Несчастье губить самих себя есть у рыб, [которые, кроме того], вымирают, задохнувшись в реке или озере. Это же несчастье есть и у птиц – губить самих себя. И человек их ловит, и в зимнее время года они ищут тёплые места и летают через море; иногда поднимаются сильные бури, и они тонут. Иногда они [погибают] от холода, иногда жестоко вымирают от сильных дождей. Поэтому, предвидя несчастья [этих созданий], Господь благословил их. Солнце же, Месяц и прочие звёзды пребывают [такими], как во время своего сотворения. Но как мы сказали, Господь, предвидя их страдания, повелел им умножаться. И вот одни наполняют гнезда своими птенцами, другие каждый месяц родят птенцов; рыбы же гнёзд не делают и не трудятся для прокормления своего потомства, но вода поднимает изверженную икру и животворит [из неё] рыб, благодаря чему умножается этот бесчисленный род. Въ ѕ҃ ѹбо день рече Богъ: «да изведеть землѧ душю живу – д҃-роногыꙗ звѣри, ї скоты, и гады земны ꙗ по роду ихъ». І бысть ѹбо тако, ꙗко же повелѣ Господь: изведе землѧ духъ животныи по роду ихъ. Потребна ꙗ же и непотребна ꙗ , ꙗ довитымъ же и несвирѣпымъ, то и тѣмъ повелѣ быти. Други ꙗ же и пакости творѧща намъ звѣри, и птица, и гади створена быша, но смотри ѹбо, ꙗ ко не бѣзъ лѣпоты створи си Владыка: потребна ꙗ же ѹбо ѿ тѣхъ преда намъ, непотребна ꙗ же ꙗко нѣкако страшило на ны ѹстави. Егда бо совращеныи тои родъ жидовьскыи совращаєтьсѧ, то не преда ли ихъ Господь ꙗ довитымь тѣмь змиꙗмъ (л.23б) ѹꙗдати ꙗ и ѿ тѣхъ ѹмирають? Взирающе ѿ тѣхъ на знамениє и притѣкающе къ Богу, цѣли бывають. Посєму же ѹбо разумѣємъ: ꙗ ко же и дѣти о что пережѧствѧщесѧ и въ родительска нѣдра прибѣгають, тако ѹбо ꙗ довиты ꙗ си ꙗ намъ Богъ страшило положи, да къ Господьни благодати прибѣгающе, ѿ тѣхъ вреда їзбавлѧющесѧ. Оуказываєть бо ны писаниє, глаголѧ: єгда Богъ створи Адама и повелѣ всѧкому животному прити предъ Адама, да что прозоветь ꙗ, и пакы рече: «страхъ и трепетъ твои да будеть на всѣхъ сихъ». Си же всѧ створена ꙗ , акы законъ приимша ѿ Бога, бо ꙗ хуть бо сѧ Адама. Егда же ли паки согрѣшихомъ, то мало ѿ тѣхъ на работу преда ны Господь. Но и донынѣ не остави Господь рабъ своихъ, въ молитвахъ живущихъ предъ Господомь: Ноꙗ ѹбо въ ковчезѣ суща съ нимже свирѣпии ти и неѹкротими животи бѧху, по сихъ же ї Данилу въ ровѣ львьстемь єго же ти лви ѹстыдѣшасѧ, но и Герасиму мниху неукротимыи звѣрь послужи. Но ꙗко же рече божественыи Павель: «люб ѧ щимъ Бога поспѣєтсѧ». В шестой день сказал Господь: «Да произведёт земля душу живую – четвероногих зверей и скотов, и гадов по роду их» (Быт. 1:24). И стало так, как повелел Господь: земля произвела животных. Полезным и бесполезным, ядовитым и не свирепым – всем Он повелел быть. Звери и птицы, и гады, наносящие нам всяческий вред, также были сотворены, однако смотри: не без умысла сотворил их Владыка: полезных из них Он отдал нам, а неполезные же оставлены нам в качестве некоего устрашения. Когда развращённый род иудейский совратился, то не предал ли их Господь ядовитым змеям, чтобы те их жалили и они умирали?201 Видящие это знамение и прибегающие к Богу остаются невредимыми. Отсюда понятно: как дети, чего-то испугавшись, прячутся в объятиях родителей, так и нам Бог дал некое ядовитое устрашение, чтобы мы, прибегая к Господней благодати, оставались невредимы. Писание говорит нам: когда Бог сотворил Адама и повелел всем животным прийти к Адаму, чтобы он дал им имена, то Он снова сказал: «Страх и трепет да будет на всех них» (см. Быт. 2:19–20). И вот все создания, приняв [это] от Бога как закон, боятся Адама. Когда же мы опять согрешили, то только малую [их часть] Господь отдал нам для работ. Но и доныне не оставил Господь своих рабов, живущих в молитве пред Ним: и с Ноем в ковчеге были свирепые и неукротимые животные (см. Быт. 7:1–5), после того и львы устрашились Даниила во львином рву (см. Дан. 6:16–23), и иноку Герасиму служил дикий зверь202. Как сказал божественный Павел, «любящим Бога все споспешествует» (Рим. 8:28). Смотри же ѹбо, како ти Богъ сугубь почте землю: первоє повелѣ єи изнести сѣмена (л.23в) и сады, таче си повелеваєть изнести животныиꙗ , глаголѧ: «да изведеть землѧ душю живу». Виждь ѹбо причтениє душевно крови и кровноє къ плоти, а плотноє къ земли: тако ѹбо прєже землѧ изнесе плоть, и ѿ плоти кровь, и ѿ крови душю, ꙗ ко скотиꙗ душа землѧ єсть; ꙗ ко же рече писаниє, и всєму животу тому душа кровь єсть. Кровь же, състынувши, плотью сѧ створить, плоть же, состынувшисѧ, въ землю сѧ створить, и тако погибають душа скоть ꙗ . Но рече Богъ: «да їзведеть землѧ душю». Того ради рече Господь души скотиї ѿ землѧ быти, да разлучьє положить души скотьи ї души человѣчстѣи. Посмотри, как дважды почтил Бог землю: во-первых, повелел ей произвести семена и растения, во-вторых, повелел произвести животных, говоря: «Да произведёт земля душу живую» (Быт.1:24). Смотри, как присоединена душа к крови, кровь к плоти, а плоть к земле: так как сначала земля произвела плоть, плоть – кровь, кровь – душу, то душа животных есть земля; ибо в Писании сказано, что у всякого животного душа в крови203. Кровь, остывшая в теле, становится плотью; остывшая плоть превращается в землю, и так погибает душа животных. «И сказал Бог: „Да произведёт земля душу”» (Быт. 1:24). Господь для того повелел душе животных быть от земли, чтобы отличить её от души человеческой. Землѧ же обросла бѧше плодомъ и приѹготовала пищю д҃-роногому животу. Да того ради повелѣ Господь четвероногому животу быти, понєже напреди паствину єму ѹготова. Тако и прєже водъ рыбамъ и птицамъ не повелѣ быти. Тако и хытрыи онъ нашъ Господь, коєгождо рода пищю ѹготовивъ напреди, и тако роду повелеваше быти. Землѧ ѹбо, рече, ѹкрашена и ѹпестрена бысть, море же и рѣкы животныхъ приꙗ ша, птица же ѹтворены бѧху, и землѧ по повелѣнь(л.23г)ю д҃-ронога ꙗ изведе, и множьство всѧкого роду много бѧше. Человѣкъ же точью не бѧше, не бещестьємъ же, но почестьємъ, домъ ѹбо єму напреди ѹготови. Ничто же ѹбо безъ мѣры и безъ лѣпоты створи Владыка, но все на потребу. Вижь ѹбо: первоє Богъ сътвори траву и сѣмена, то тогда д҃-ронога ꙗ и птица, ими же сѧ питають. Створи же ѹбо преже піщю, иже питають, ти потомъ иже сѧ питають, сътвори ѹбо напреди требованьє, ти потомъ ꙗже приємлють. Тако же ѹбо Господь и при написании книжнѣмъ створи: вариша ѹбо пророци и проповѣдаша о Хрістѣ, ти потомъ прииде, о Немъ же свидѣтельствоваху. Тако же ѹбо Владыка и єстество человѣчскоє почтити хотѧ, всѧ єму на потребу ѹготова напреди, ти потомъ хощеть створити человѣка. Смотри же ѹбо и вижь: єгда небо и землю творѧше Господь, токмо повелѣньємъ створи ю; єгда лї твердь повелѣниємъ бысть, єгда ли постави свѣтилника и бещисмены ꙗ ты звѣзды, токмо повелѣньємъ сотвори ꙗ . Рече же: «да прозѧбнеть землѧ», и бысть тако; и посемь рече: (л.24а) «да изведуть воды», и изведоша; земли же повелѣ всѧ четверонога ꙗ извести, и изведе. Къ человѣчьску же створению приде Владыка – о дивноє чюдо – требова съвѣтника! І обавлѧєть Сына, ꙗ вѣ же творить Свѧтыи Духъ. Рече Богъ: «сотворимъ человѣка». Слышы же, жидовине, слова силу, ꙗ ко бѣ съ німъ Сынъ, єго же мы проповѣдаємъ, бѣ же и Свѧтыи Духъ, єму же мы кланѧємсѧ. Виждь милости Владычнѧ: акы дверьцами преклоншю ти велить видѣти, кто єсть иже съ нимъ исперва содѣиствовалъ – но вижь ѹбо Отца, и Сына, и Свѧтаго Духа, вкупѣ славима и все творѧща. Посмотри ѹбо, како рече Владыка: «створимъ человѣка». Како ѹбо речемъ о неизглаголанѣмъ, Его же горѣ съ страхомъ трепещють ангели и долнии ѹжасомъ колѣблютьсѧ страхомъ силы трьсобьственаго божества, безначална суща. Земля же покрылась плодами и приготовила пищу четвероногим животным. Поэтому Господь повелел быть четвероногим животным только тогда, когда приготовил им пищу. Так же и рыбам и птицам Он не повелел быть прежде [сотворения] воды. Так наш искусный Господь для каждого рода [животных] сначала приготовил пищу, а потом привёл их к бытию. Земля была разнообразно украшена, море и реки наполнились рыбами, были созданы птицы, земля по повелению [Божию] произвела четвероногих, и великое множество всякого рода [живых существ] пришло к бытию. И только человека ещё не было, но не [из-за] неуважения, а [ради] чести, чтобы сначала приготовить ему дом. Ничего без меры и смысла не творит Владыка, но всё нужное. Смотри: сначала Бог создал траву и семена, а потом четвероногих и птиц, которые ими питаются204. Сначала создал пищу, чтобы питаться, а потом тех, кто питается, сначала создал потребное, а потом тех, кому это потребно. Так же Господь поступил и в Священном Писании: пророки предварили Господа, проповедуя Христа, а потом пришёл Тот, о Котором они свидетельствовали. Так и Владыка, желая почтить человека, сначала предуготовил для него всё потребное и [только] потом будет творить самого человека. Смотри и разумей: когда Господь творил небо и землю, то Он сотворил их только [одним] повелением; когда твердь возникла по повелению или когда Он устанавливал оба светила и бесчисленные звёзды, то одним повелением Он сотворил их. Он сказал: «Да произрастит земля», – и стало так; и после сказал: «Да произведут воды», – и произвели; земле повелел произвести всех четвероногих, и она произвела [их]. Когда же Владыка
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
    • oZerit
    • 15 августа 2019 г. 19:02
    :thumbsup: :exclamation: Однако, про власть в оригинале фраза несколько иная: НЕСТЬ власть, аще не от Бога - НЕ власть, если не от Бога. И - комментарий про справедливость, которую оппы так обожествляют:
  • 1. Человек сотворен по образу и подобию... Значит, и внешний вид, и возможностьи у нас божественные. Но чего-то не хватает ... Наверное. веры 2. СПРАВедливость - это поведение в соответсвии с правом. Вопрос - что же это за право ?