«Каждый принимает конец своего кругозора за конец света».(Шопенгауэр)
«Смерть не может уничтожить большего, чем дано было рождением, - следовательно, не может она уничтожить того, благодаря чему только и стало возможным самое рождение. Она является событием во времени, но то, что объемлет время, не захвачено его потоком - а значит, не может умереть».
Что для человека реальность? Мозаика, сформированная мозгом из ощущений, которые ему принесли наши пять чувств. Мозг создает из них сложную картинку, именуемую реальностью — образы, переживания и прочее. Насколько созданная нашим мозгом картинка соответствует тому, что вне нас — вопрос открытый.
Человек похож на кочерыжку капусты, укутанную листьями. Кочерыжка может знать о мире лишь ту информацию, что пропустили листья. Мы знаем только то, что пропускают наши пять чувств. Чего они не пропускают, того мы знать не можем. С помощью математического аппарата можно продвинуться за рамки чувственного, но в конечном итоге чувства определяют границы дозволенного.
Если все свои ощущения, которые человек называет миром, данным ему в ощущениях, есть творение его разума, исчезновение человека означает исчезновение создаваемой его мозгом картинки (ведь именно эту картинку люди называют миром). Если даже реальность вокруг нас есть именно такая, каковой мы ее ощущаем, и после нашей смерти она продолжит существовать — это ничего не меняет.
Ясно, что психическая жизнь, жизнь "Я", не тождественна биологической жизни моего организма. В состояниях комы, при тяжелых повреждениях мозга - психическая жизнь может отсутствовать полностью, но с точки зрения биологии организм продолжает жить.
А если бы в состоянии отсутствия психической жизни нам удалось неограниченно долго поддерживать жизнь биологическую - мы отнюдь не получили бы желаемого бессмертия. Жизнь "Я" невозможно отождествить даже с жизнью мозга - поскольку кома, бессознательное состояние - вполне совместимы с биологически деятельным, "живым" состоянием нашего мозга.
С другой стороны, очевидно, что далеко не все процессы в моем мозге или организме, находят какой-то отклик в моем субъективном внутреннем мире. Следовательно, сохранение этих процессов априори не является необходимым условием сохранения моего "Я".
Отсюда логически вытекает, что бессмертие следует понимать не как неограниченное продление биологического существования, а как неограниченное по времени существование конкретного индивидуального "Я", конкретной личности.
Итак, либо "Я" - это фикция, либо наша душа, по крайней мере, частично, "погружена в Вечность", существует за пределами чувственно переживаемого "сейчас", а значит - бессмертна. По существу, мы бессмертны в обоих случаях. Если мое "Я" фиктивно, то это означат, что я, по сути, не существую вовсе и, следовательно, как нечто "несуществующее", не могу умереть.
Человеку привычно считать, что действительность такая же, как он ее видит. Но эта уверенность ни на чем не основана. Мы просто слепо верим в это: хронология - с 07:00 до 08:30
Абсолютно ВСЕ наши представления об окружающем мире сосредоточены в сильно затемнённой, в прямом и переносном смысле области – черепной коробке: биоэлектрические импульсы от глаз, ушей, рецепторов обоняния, вкуса и прочей перцепции, поступают по «проводам» в виде нервных клеток в ответственные за их обработку зоны нашего мозга.
Самих же глаз, ушей и ноздрей, как таковых, у мозга нет: пользуясь компьютерной метафорой - это лишь «периферийные устройства ввода-вывода» информации, которые посредством «электрических проводников» - нейронов, например, посредством зрительного нерва, соединены с соответствующими функциональными зонами мозга.
Таким образом ВСЁ, что попадает в поле нашего зрения, слуха, обоняния и осязания, для мозга сводится ТОЛЬКО к электро-информационной картинке «на маленьком экране» в темноте черепной коробки. Никаких иных способов интерпретации окружающей реальности у нас не существует!
Постоянно формирующиеся в мозге синаптические связи, суть - процесс получения субъективного опыта, как метода обработки данных, поступающих всё таким же "биоэлектрическим" путём.
Достаточно подключить к зрительному нерву USB – интерфейс и мы увидим ТОЛЬКО ту «реальность», которую будет транслировать в наш мозг компьютер.
К сожалению, обойти этот единственный способ нашего восприятия мира, даже теоретически невозможно: хронология ~ c 04:50.
Поэтому весь наш опыт - это опыт жизни нашей души. То, что никак не соприкасается с нашей душой, - не может быть и предметом нашего опыта. Заметим, что уже сама возможность помыслить прошлое и будущее - как нечто отличное от настоящего, уже указывает на сверхвременную природу нашей души. А сверхвременность - это синоним бессмертия.
В самом деле, моя душа, понимаемая, как реальная, "эмпирическая" личность, - это отнюдь не то, что имеет место " здесь и сейчас", в данный момент - некое мгновенное состояние переживаний, а это и мое прошлое, и мое возможное будущее - вся последовательность уже прожитых и только предполагаемых моментов моей жизни, взятая в единстве.
Получается, наша "земная жизнь" – это комплекс впечатлений, состоящих из потоков информации, а при переходе в "жизнь не земную" (не материальную), мы ничего не теряем, кроме способа интерпретации этих информационных потоков. Следовательно, мозг, как интерфейс между материальным и идеальным, больше не требуется. Функция интерфейса не нужна.
1. Науке неизвестно, что такое «материя» – только умозрительные абстрактные философские конструкции;
2. Все наши субъективные представления о материи опять же, суть - меняющаяся виртуальная «картинка» строго в мозгу;
3. При замене во внутренней картине мира понятия «материя» на понятие «не материя», ничего не изменится, кроме одного из информационных (нематериальных) факторов – интерпретации окружающей реальности.
Профессор сэр John Carew Eccles, нейрофизиолог из Австралии, получивший в 1963 году Нобелевскую Премию за успехи в области физиологии мозга, на лекции в университете города Осака сказал: «Я располагаю экспериментально подтвержденным доказательством того, что работа сознания не может быть объяснена посредством мозга». Со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека».
Наука не в состоянии объяснить сознание, как атрибут материи и как «внутренний аспект» деятельности мозга, поскольку существуют такие его проявления, которые невозможно истолковать физическими, химическими или физиологическими процессами: - качественность (квалиа); - индивидуальность («Я»); - творчество; - целесообразность; - свобода. Качественность присуща чувственным (сенсорным) психическим феноменам. Наши ощущения обладают модально специфическими качествами - цвет, запах, высота звука, ощущение тепла, холода и т.п. Таким образом, разницу между ощущениями невозможно свести лишь к количественным различиям.
Натуралистически невозможно также объяснить и свободу воли человека и целесообразность его поведения исходя из физических представлений. В природе процессы либо жестко детерминированы, либо случайны. Свобода несовместима с детерминизмом, а целесообразность – со случайностью. Отсюда можно сделать вывод, что способ функционирования сознания принципиально отличен от способа функционирования природных объектов.
С точки зрения современной физики невозможно в полном объеме объяснить так называемые "паранормальные явления". Некоторые из них: проскопия (восприятие будущего), ретроскопия (восприятие прошлого), а также экстрасенсорное восприятие удаленных объектов – указывают на нелокальность сознания в пространстве и времени, что само по себе указывает на некоторую независимость сознания от мозга.
Итак, изложенные аргументы показывают, что сознание нельзя объяснить ни с позиций функционализма – как функцию мозга, ни с позиций панпсихизма – как внутренний аспект материи мозга. Сознание действительно тесно связано с мозгом, но эта связь, видимо, не является причинно-следственной.
Сегодня эти тезисы практически дословно повторяет наша современница Т.В. Черниговская - учёный в области нейронаук и психолингвистики и теории сознания, (доктор наук, профессор СПбГУ). Хронология - (с 29:00 ~)
Современные объективные методы исследований, с помощью которых картируют мозг – энцефалограммы, эмиссионно-позитронная томография и магнитный резонанс, наглядно демонстрируют, что в мозгу душевно больных пациентов, страдающих галлюцинациями, действительно происходит обработка зрительной, слуховой и обонятельной информации. То есть человек с галлюцинацией видит и слышит то, на что реагирует в своей картине мира, а приборы фиксируют стандартную обработку сенсорных сигналов извне организма.
Этот факт косвенно свидетельствует о том, что душа этих людей в момент галлюцинаций пребывает в каком-то ином мире, который не менее реален, чем воспринимаемый нами. Другими словами, шизофрения - аномальная способность человеческой души пребывать одновременно в двух различных мирах, реальность которых зависит только от её выбора.
Вишенка на торте: термины «душевная болезнь» и «душевнобольной» в 2003 г. были подвергнуты критике Европейским судом по правам человека против Российской Федерации по причине того, что они «не поддаются точному определению». А в Международной классификации болезней (МКБ-10) теперь вместо термина «психическая болезнь», употребляется термин «психическое расстройство».
Если духовное начало существует независимо от физического мозга, не является продуктом его деятельности, а его связь с материей заключается лишь в способности нашего сознания селективно воспринимать альтернативные квантовые состояния мозга, то, очевидно, наша душа вполне может пережить разрушение человеческого организма.
По крайней мере, ясно, что физическая смерть сама по себе не уничтожает возможность воскреснуть - ведь эта возможность не зависит от моей эмпирической жизни - она существовала и до ее начала, следовательно, не может исчезнуть в силу её прекращения.
Известно, что всё существующее обладает качеством, не содержащимся в элементах, из которых оно состоит. Источник качеств всякого существования лежит за рамками существования. Земная жизнь - тоже набор качеств. В религиозной концепции - тела, души и духа; в научной - ДНК, репликации и мутации/репарации.
Любой объект или феномен состоит из образующих его частей. Он обладает качеством, которого нет у образующих его элементов. Когда элементы собраны вместе, качество возникает. Когда лежат отдельно, качество пропадает. Сваленные горой детали автомобиля не образуют автомобиля. Собранные детали образуют автомобиль, новое качество и сущность. Сущности автомобиля нет ни в одной его части, но совокупность этих частей рождает эту сущность.
Любой химический элемент имеет определенные качества. Эти качества не присутствует в его составных элементах, но появляются при соединении этих элементов. Любое качество в прямом смысле возникает из ниоткуда.
Этот эффект близок к информации. Она не имеет никакого качества, но при этом является причиной всех качеств. Информация — абсолютное бытие. Отсутствие информации — абсолютное небытие. «Что же такое наш мир»? — на этот вопрос так же невозможно ответить, как и на вопрос «что такое реальность»?
Из совокупности сказанного следует: природа нашего мира имеет информационную сущность. Все, что нас окружает: весь видимый и невидимый мир — информация в том или ином виде. Пространственно-временная материально-энергетическая вселенная есть информация, «закрученная» в энергию и далее в материю. Ее отражение наблюдается в известных и неизвестных нам законах природы.
Следовательно:
- бытие нашей души не зависит от материи, ибо она не является её частью, как информация не является частью компьютера, не включённого в «одухотворяющую» его электрическую сеть, так же, как от калькулятора не зависит объективный факт того, что 2х2=4.
- живая клетка отличается от клетки только умершей, ключевым свойством - управляющими информационными процессами, а химической и физической разницы между ними нет, пока процессы распада ещё не начались - все элементы одинаковы, а жизни уже нет;
- похоже, что "загробная жизнь", отличается от "жизни земной", прежде всего нашим субъективным впечатлением о месте локализации сознания. Что при "этой" жизни - информационная "картинка", что при "той" - она же, но только со своей "неземной" спецификой.
Подобное теоретическое начало лежит в основе идеологии стратегического общественного движения трансгуманистов - "Россия 2045". Его отличие в том, что это движение носит вульгарно-материалистический характер, а потому даже логически порочно.
Однако, самое ценное для человека - его сознание, ибо никто не согласился бы жить вечно, если вся его вечная жизнь протекала бы в бессознательном состоянии, пусть он был бы при этом накормлен, одет и окружен заботой окружающих. Но биологи почему-то заявляют, что главная цель человека, как и любого биологического существа – выживание, хотя эта цель заведомо недостижима и противостоит человеческой культуре, показывающей, что ценности и идеалы, принятые сознанием, зачастую дороже жизни.
Таким образом, единственная "реальность" - это информация и ничего, кроме информации. ВСЁ остальное - конструкции сотканные из этого "материала" нашим сознанием на 100%. Сознание не оперирует материальными объектами, звуками или запахами, а только их информационными образами (феномен квалиа).
"Информация как бы «выдыхается» Богом, как художник «выдыхает» из себя эпоху своими произведениями. Она - вечное, отраженное в нашем мире в его временных материальных формах. Она прошивает весь мир, не являясь ничем из того, что есть мир (пространство, время, энергия и материя). Но благодаря информации существует все перечисленное и в итоге сам мир".
К огорчению материалистов, внутри нашей черепной коробки нет никакой ментальной репрезентации, как её нет и в суперкомпьютере – материя, при всём желании не обладает ни субъективностью ни ментальностью.
Невозможно познать то, что сложнее нас. Познавая самого себя, мы тем самым усложняемся. Поэтому мы никогда не сможем познать себя. Природа познаваема. Наше тело — часть природы. Наша плоть может быть познана нами. Следовательно, мы сложнее её. А это значит, что моё тело — не я, а только познаваемая часть меня. Насколько это может служить доказательством существования души, судить нам самим.
«Жизнь» – активная, целесообразно организованная форма материи, способная противостоять распаду за счёт совершения целенаправленных действий, посредством самостоятельной интерпретации и репарации информации, хранящейся в ДНК.
«Информация» в переводе с латинского означает "введение в форму". «Информация» — сведения, независимые от формы их представления - нематериальная сущность, имеющая интерпретируемое смысловое содержание; поскольку результаты вполне материальных информационных взаимодействий НЕ подчиняются фундаментальным законам сохранения вещества и энергии - один объект приобретает некую субстанцию, а другой её не теряет. Информация не может существовать вне взаимодействия объектов и не теряется ни одним из них в процессе этого взаимодействия.
Взаимодействие между объектами, в процессе которого один приобретает некоторую субстанцию, а другой ее не теряет, называется информационным взаимодействием. При этом передаваемая субстанция называется "информацией".
"Я" - это некая бесконечная по объему информация (поскольку в противном случае эта информация могла бы быть скопирована и размножена и мы столкнулись бы с парадоксом "удвоенного" "Я".
"Мышление" - процесс сравнения имеющейся у субъекта информации с информацией поступившей к нему вновь.
"Сознание" – процесс формирования образа реальности субъекта в форме его понятий и представлений на основе познанных закономерностей.
"Бытие" есть область действия закона. "Небытие" — область бездействия закона, абсолютное НИЧТО. Его нельзя понимать неосвоенным бесконечным темным и пустым пространством, без конца и края. За границами бытия пространства не существует. Пространство только там, где действуют законы. Оно может быть совершенно пустое, но если оно наполнено законами — это бытие. А сущность ЛЮБОГО закона — информация.
Представление о человеческом мышлении как об устройстве обработки информации (ОИ) в настоящее время доминирует в человеческом сознании как среди обычных людей, так и среди ученых. Но это, в конце концов, просто еще одна метафора, вымысел, который мы выдаем за действительность, чтобы объяснить то, что на самом деле не понимаем.
Одно из предсказаний, которое в том или ином виде высказывали футуролог Рэй Курцвейл, физик Стивен Хокинг и многие другие, заключается в том, что если сознание человека подобно программе, то скоро должны появиться технологии, которые позволят загрузить его на компьютер, тем самым многократно усилив интеллектуальные способности и сделав возможным бессмертие.
К счастью, материалистическая концепция обработки информации имеет мало общего с действительностью, так что нам не стоит волноваться о том, что сознание, это всего лишь программа на подобии той, что записана в ДНК. Говорят, что в текстах ДНК есть омонимы.
В отличие от машины человек обходится неконкретными понятиями, намёками, расплывчатыми образами. Недостающее он берёт «оттуда». Наш интеллект способен принимать решения при недостатке информации. Но информация просто так, как мешок картошки, не передаётся. Она формируется в голове получателя иначе. Невозможно передать то, чего нет. А информацию можно хранить, передать и даже продать. Значит, нематериальное есть.
Резюмируя, допустимо предположить, что нематериальная по своей сути информация (в отличие от своих материальных носителей), является главным атрибутом любой формы жизни за счёт основанных на её передаче процессов управления биообъектом. Этот факт подтверждает даже "центральная догма молекулярной биологии". Парадокс, но поскольку информация нематериальна, существование загробной формы жизни никак не противоречит научным данным...
«Я полагаю, что невозможно провести различие между реальностью и информацией, нашим знанием о реальности. ... Возможно, это говорит о том, что реальность и информация - две стороны одной медали, что они в глубоком смысле неразличимы». (Нобелевский лауреат 2022 по физике Антон Цайлингер)
"В начале было Слово..." (Ин.1:1) Что на языке научных смыслов означает: в начале было "информационное сообщение", наполнившее бытие законами. «Человек рождается для смерти, а умирает для жизни».
Литература:
1. Корогодин В. И., Корогодина В. Л.«Информация как основа жизни». – Дубна: Издательский центр «Феникс», 2000.
2. https://vk.com/projecti
3. Е.М. Иванов, "Человек и Абсолют", Философское введение в религиозную антропологию.
4. Иванов Е.М. "Философия бессмертия". Саратов. «Научная книга», 2001. 80 с. ISBN 5-93888-014-9. (новая редакция, июль 2013 г.)
5. Брагина Н.И., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.,1988.
6. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980.
Оценили 36 человек
51 кармы