Нетрудно заметить, что наша культура буквально одержима идеями развития, эволюции, прогресса. Вся политика и экономика зациклены на «устойчивом развитии», наука двигает вперед технический «прогресс» и «доказывает», что человек является результатом биологического развития - «эволюции».
На уровне частной жизни мы считаем, что главное в жизни человека — это «личностный рост», «личностное развитие», и даже от духовных практик мы ждём какой-то «эффективности», которая поспособствует нашему развитию не только в духовной сфере, но и в сфере отношений, бизнеса.
Но проблема в том, что взгляд на действительность как на что-то развивающееся, эволюционирующее и прогрессирующее является следствием мировоззренческой парадигмы, которая господствует в умах людей западной культуры. Эта парадигма является своеобразными розовыми очками, через которые западный человек смотрит на мир.
В какой-то крайне короткий период истории (а именно, при переходе от эпохи Традиции к эпохе Модерна) произошло переформатирование культурного сознания. Объективный процесс ухудшения и деградации бытия, вдруг стал пониматься как прогресс, как поступательное движение к более развитому состоянию. Эволюционная парадигма захватила даже самые сильные и трезвые умы величайших философов, повлияв на логику их рассуждений, так что те стали видеть в глобальных социальных и исторических процессах прогресс и эволюцию.
В эпоху Традиции слово «проодос» означало «выхождение», «исхождение», «шествие вперед», «излияние». Что же мы видим в наше время? Πρόοδος теперь переводится с греческого, как «прогресс». Подумать только: выхождение и истечение (смысл которых подразумевает уменьшение исходной полноты и убыль) превратились в прогресс, в так сказать, «прибыль»...
И важно то, что такое изменение смысла произошло не просто у данного конкретного слова, а всё то состояние нашего мира, которое этой категорией обозначалось, стало оцениваться совершенно иначе. Движение от полноты бытия к распаду стало пониматься наоборот, как движение от пустоты к полноте, от абстрактного к конкретному, от низших форм материи к более высоким.
То есть, с традиционной точки зрения природа, внешний мир находится в отпадении от идеального состояния, от идеи. Но начиная с эпохи Модерна это состояние трактуется как прогресс. Перед такой глобальной подменой смысла меркнут любые конспирологические теории о фальсификации истории. Что там какие-то исторические факты, когда был подменён смысл всей действительности?
Если такая подмена действительно имела место, то это значит, что когда мы сегодня слышим о том, что «прогресс не остановить» и что «человечество движется по пути развития», мы должны, возвращая словам их действительный смысл, понимать, что на самом деле человечество находится в процессе активного отпадения и неуклонно движется от бытия к небытию.
Но — не будем делать поспешных выводов на основании одного единственного факта. Давайте проанализируем саму идею развития, выясним подлинный смысл этого понятия, отсечем от него все чуждые смысловые напластования и разберемся в том, как связаны между собой понятие развития и понятие отпадения.
Выполнив эту задачу, мы сможем понять, движется ли человечество по пути прогресса, или же оно действительно «отпадает» от бытия, является ли человечество частью развивающегося Абсолюта или же оно отпало от Абсолюта.
Как мы себе обычно представляем развитие? Мы чувствуем некий потенциал, который можем реализовать и ставим себе ту или иную цель, достигая которую, мы этот потенциал реализуем.
Допустим, у меня есть музыкальные способности. Обнаружив их в себе, я представляю себя как нереализованного, потенциального музыканта, и чтобы самореализоваться, я занимаюсь музыкой и делаю карьеру. Тем самым я развиваюсь и реализую себя как музыкант. Я как потенциальный музыкант (музыкант в возможности) становлюсь актуальным музыкантом (музыкантом в действительности).
Такое понимание развития — это развитие как реализация. Реализация — это воплощение, осуществление идеи, смысла или замысла. Таким образом, постепенное воплощение идеи музыканта во мне, или реализация мной идеи музыканта и есть развитие меня как музыканта.
Итак, развитие как реализация идеи — это главное и основное понимание развития.
Кроме этого, нужно отметить, что развитое, реализованное состояние мы отождествляем с более совершенным состоянием. Когда мы чего-то достигаем, то считаем, что в чем-то реализовали себя и стали более совершенным в своих умениях. Само слово "совершенный" говорит о достижении полноты, верха.
Однако, у идеи развития есть еще один аспект, который, судя по всему, стал доминирующим в культуре Модерна и Постмодерна. Это понимание развития, как перехода к более дифференцированному состоянию — развитие, как усложнение.
Так, у зародыша живого существа органы еще не дифференцированы, а у взрослой особи полностью развиты, дифференцированы и легко различимы.
К примеру, если мы говорим, о физическом развитии взрослого человека, то очевидно, что дифференциация органов у него уже произошла и теперь, выполняя физические упражнения человек именно реализует потенциальные возможности своих органов, укрепляя их и увеличивая их силу. Никакого усложнения организма и появления новых органов здесь не происходит, но при этом человек физически развивается.
Очевидно, современные исследователи, цитируя закон развития, сформулированный Гегелем и Соловьевым, игнорируют в нем принципиально важные вещи.
1) Развитие «системы» не сводится лишь к дифференциации и усложнению. Развитие — это в первую очередь реализация определенной идеи, смысла или сущности, и более развитым является не более сложное, а то, что наиболее адекватно реализует свою идею.
2) Развитие предполагает цель, и дифференциация сама по себе не может составлять цель развития. Бесконечное усложнение не означает бесконечного совершенствования.
Кроме того, как мы уже отметили, мы отождествляем более развитое состояние с совершенством. И если мы понимаем развитие только как усложнение, то всякое усложнение без цели мы начинаем оценивать как усовершенствование.
И незаметно для себя мы начинаем считать, что более простое значит менее совершенное, значит — худшее. А то, что более сложно, то более совершенно, а значит более сложное лучше. Именно так и происходит в нашей культуре: мы оцениваем наши знания и технические достижения именно с той позиции, что они крайне сложные и дифференцированные, а значит, более совершенные, чем знания и достижения древних людей, строивших пирамиды.
Однако, зародыш вовсе не является первоначалом и первопричиной организма. Первопричина организма — это то целое, которое находится за его пределами и является его потенциалом. Эта первопричина (любовь) идеальна, а не материальна.
Сегодня мы видим, что человечество уже прощупывает почву в плане возможности поселиться в виртуальном мире. Современные мечты футурологов о том, чтобы создать такую виртуальную реальность, куда можно клонировать сознание человека в виде копии и поселить его в цифровом мире, направлены именно в эту сторону: создать синтез естественного и искусственного.
Почему так происходит? Почему человек пытается реализовать эту идею? Потому что существует логическая возможность синтеза творца и творения, а человечество в принципе пытается осуществить все те логические возможности, которые перед ним открываются.
На данном этапе своего существования человек осознаёт себя как творца, он осознаёт свой потенциал в создании виртуальных миров, и одновременно с этим в нём зарождается и развивается идея выйти за границы своей природы и поместить себя в искусственной природе.
Научно технический прогресс для простого обывателя закономерно начал переходить лишь в область увеличения комфорта, удовольствий и удовлетворения любопытства, ставших его главными драйверами.
Однако, уровня промышленного развития Римской Империи по выплавке металлов Европа достигла лишь к XVII-XVIII веку. В Древнем Риме была канализация, а в Европе она появилась лишь к середине XIX века и далеко не везде. По количеству кораблей и количеству скота Римская империя была крупнее Европы. Города Рим, Александрия, Константинополь – были городами миллионниками. В Лондоне население достигло миллиона лишь к XVIII веку.
Поэтому ни в одной исторической книжке вы не найдёте информации о том, что масштаб экономики Римской империи был достигнут снова в Европе и средиземноморье лишь в XVI-XVIII веках. Даже «либерализм и демократия» в XVIII веке были смертельными врагами. Поженить этих «ужа с ежом» смогли только американцы в XIX-м веке.
Биология свидетельствует: на Земле преобладаю отнюдь не самые сложные создания. Животные, обладающие нервной системой, составляют чуть более сотой доли всей биомассы Земли. От этой доли лишь сотая часть приходится на высших позвоночных. А из них на наших "родственников", приматов, остается несколько процентов.
Одних червей на Земле в десять раз больше по весу, чем людей. Абсолютное преобладание и процветание растений и микробов указывает на них как избранников естественного отбора.
На нашей планете обитает около: 4,5 тысяч видов животных, 20 тысяч видов рыб, 100 тысяч видов грибов, 350 тысяч видов растений, 2 миллиона видов насекомых. Их генетические коды и молекулярные составы практически идентичны.
Жуки представляют собой самый биологически разнообразный отряд животных, насчитывающий более 380 000 описанных видов. Хотя существует богатая летопись ископаемых жуков, мы не наблюдаем никаких свидетельств эволюции насекомых в жуков. Самая старая из известных окаменелостей жуков была найдена в Германии и, что неудивительно, окаменелость состоит из 100%-х жуков.
Если бы Дарвин оказался прав и естественный отбор управлял эволюцией, то человек должен был трансформироваться: сначала в обезьяну, потом в более примитивное млекопитающее и т.д., пока не достигнет вершины выживаемости – бактерии.
Человек – неудачно «спроектированное» животное. У него нет когтей, клыков, меха, крыльев, маскировочных средств. Это – одно из немногих животных, самки которых рожают в муках и часто погибают от родов. У него много чего нет, и чтобы выжить, ему приходится придумывать заменители. Например, технику, огонь, оружие, одежду.
Наши дети развиваются медленнее, чем даже черепашьи. Из-за прямохождения и нагрузки на позвоночник мы – единственные из всех живых организмов – страдаем ревматизмом, грыжами и остеохондрозом.
Самое неприспособленное к жизни существо на Земле – это вершина творения? Вы когда-нибудь видели, чтобы мухи пользовались кондиционером, а белые медведи – обогревателем?
Простейшие прокариоты куда более приспособлены. Они могут питаться чем угодно, выживать в широком диапазоне температур. Они живут на морском дне, на вершинах гор и даже внутри других организмов. Какой им смысл переходить в более развитые формы?
В новой работе, опубликованной в престижном научном журнале Journal of Mathematical Biology, математик Уильям Бейзнер и генетик Джон Санфорд установили, что в большей части случаев, выживаемость организма подпадает под угрозу по причине постепенных мутационных разрушений (деградации), где эффект накопительных мутаций подавляет способность организма воспроизводиться, что приводит к вымиранию.
Новая теорема объясняет, почему все процессы, которые в последние тысячелетия наблюдаются в природе, ведут к деградации живого и его постепенному вымиранию, а не к расцвету и увеличению общей приспособленности.
Человеческая популяция не является исключением: пожалуй, только достижения медицины способны затормозить наступление очевидного эволюционного финала. Но, к сожалению, ненадолго: в начале ХХ-го века медицина насчитывала 985 заболеваний, в конце XX-го века около 9500, в классификаторе МКБ-10 – 35000, в МКБ-11 - 55000 заболеваний. Уже геометрический рост...
2500 лет назад Платон, наслаждался роскошью человеческого общения и пением птиц, неспешно прогуливаясь под сенью кипарисов по берегу Эгейского моря со своими учениками, попивал молодое вино с козьим сыром и вел диалоги о вечном.
Сегодня, мы стучим по клавиатуре, не видя глаз друг друга, дышим смогом, едим пластиковую еду с добавками саранчи, пьем очищенную химией воду и контрафактный алкоголь, получаем суррогаты образования и развлечений on-line, вплоть до секса и виртуальной реальности..
Разве мы стали умнее, добрее, краше, здоровее, счастливее и вообще качественно лучше? Где прогресс?
Технологии сделали нас ленивыми, недалёкими и больными. А это уже называется иным словом... Платон, кстати, прожил 80 лет без всяких антибиотиков.
Кроме святых, никто из смертных с тех пор так и не сумел изречь ничего радикально более мудрого, чем Платон, Аристотель или Сократ - мы с придыханием лишь продолжаем их цитировать...
Литература:
1. Таран Роман Александрович, "Эволюция, развитие, прогресс". 2. Юрий С., "Прогресс", https://cont.ws/@jurasik/11791... 3. https://biolar.ru/?tag=палеонтология 4. "The fundamental theorem of natural selection with mutations" — https://link.springer.com/article/10.1007/s00285-017-1190-x
Оценил 21 человек
41 кармы