Понятие информации до сих пор не получило адекватного осмысления и определения, хотя появилось в научном дискурсе почти сто лет назад. При этом мы живём, как нам говорят, в информационном обществе, но исследователи никак не могут понять, что же такое информация и какова ее сущность.
Одни говорят, что информация — это субъективный феномен, другие — что объективный. Одни склоняются к тому, что информация — это всего лишь свойство самоорганизующихся информационных систем (живых организмов), другие — к тому, что информация существует самостоятельно и независимо, как некий отдельный слой реальности. Одни утверждают, что понятие информации неопределимо, другие — что информация — это вообще всё, и чуть ли не отождествляют её с абсолютным духом. В общем — полное отсутствие ясности:
«Я полагаю, что невозможно провести различие между реальностью и информацией, нашим знанием о реальности. ... Возможно, это говорит о том, что реальность и информация - две стороны одной медали, что они в глубоком смысле неразличимы». (Нобелевский лауреат 2022 года по физике Антон Цайлингер)
Это не первый раз, когда современная наука показывает свою полнейшую беспомощность. Каждый раз, когда учёные сталкиваются с явлениями, имеющими идеальную природу, они лишь разводят руками и говорят: «мы не знаем, что это такое». «Никто не знает, что такое сознание», «никто не знает, что такое жизнь», «никто не знает, что такое информация», «никто не знает, что такое число», «никто не знает, что такое законы природы»...
Причина всех этих неудач заключается вовсе не в какой-то запредельной загадочности мироздания, а в том, что парадигма, в которой работает современная наука, изначально ложна: натурализм и материализм никогда не смогут объяснить сущность нематериальных предметов. А поскольку учёные всё равно продолжают искать объяснения там, где их нет, то современную научную деятельность можно охарактеризовать как бесконечные попытки объяснить единицу суммой нулей.
И, разумеется, никто из учёных никогда не признается в том, что научный подход в самой своей основе неверен, ведь от этого зависит их финансирование. Поэтому, им очень даже выгодна ситуация, когда приходится тратить усилия на такие якобы необъяснимые вещи вроде жизни, сознания или информации. Чем дольше сущность этих вещей не будет объяснена, тем дольше ученые смогут обеспечивать своё существование за счет получения грантов - истину поменяли на выгоду.
Итак, поскольку научное сообщество находится в плену ложной парадигмы и не заинтересовано в выходе из этой парадигмы, то нам, как независимым исследователям, придется самим приступить к определению сущности информации.
Постановка проблемы
Будем держать в уме, что сущность информации нам нужна для понимания сущности жизни. Нам известно, что живые существа используют информацию при взаимодействии между собой, со средой обитания и для построении собственного тела (так называемая наследственная информация).
Поэтому нас будет интересовать в первую очередь место информации во взаимодействии между субъектом и объектом и, во-вторых, место информации в процессе «самоорганизации» живого существа.
В наиболее общем смысле, информация — это некоторые сведения. Но, как справедливо замечает один автор, определение информации как сведений есть всего лишь толкование на обыденном синонимичном уровне, а не научная дефиниция. … с таким же успехом понятие «сведения» можно растолковать как информацию» [Ю.Н. Столяров. "Сущность информации". с. 8].
Поэтому нужно идти дальше и уточнять. Сведения предполагают того, кто их передаёт и того, кто их получает. Т.е. сведения передаются в виде сообщения. Это сообщение может иметь разную форму (например, может произноситься на разных языках, может иметь вид текста или рисунка), но главное в нём — это содержание. Поэтому, информация — это содержание сообщения.
Содержание сообщения
Что это за содержание и откуда оно берется?
Во взаимодействии физических объектов нет никакого содержания. Мы знаем, что объекты могут передавать один другому энергию, импульс, тепло, колебания, химические соединения и прочее. Но мы при этом никогда не говорим, что передается какое-то содержание. Было бы странным говорить, что при взаимодействии огня и воды от огня воде передаётся содержание в форме тепла. Когда мы набираем воду из водопровода, мы конечно можем сказать, что водопровод передаёт стакану своё содержание (в форме воды).
Но мы так не говорим, потому что в физических вещах форма и содержание совпадают. Если что-то имеет химическую форму воды, то это и есть вода. Если что-то имеет форму электромагнитного излучения, то это и есть электромагнитное излучение. Физические вещи не означают ничего, кроме самих себя. Именно поэтому натуралистическая наука и утверждает, что объекты материальной природы не имеют никакого смысла, потому что она их рассматривает вне контекста информации, т.е. вне той значимости, которую они имеют для живых существ.
Однако, в случае с живой природой, объекты и явления начинают нести какую-то информацию. Для живых существ вещи и процессы материального мира всегда имеют какую-то значимость. Например, свет передаёт нам информацию о форме объектов и таким образом, разная интенсивность света начинает для нас что-то значить. Для нашего восприятия свет несет сообщение, имеющее содержание, имеющее смысл. Для нас свет — это не просто электромагнитное излучение, теперь он значит что-то другое, обретает какое-то новое содержание.
И таким образом в живой природе происходит разделение формы физических явлений и их содержания: физические явления уже не просто являются сами собой, но превращаются в знаки каких-то других вещей и явлений. Свойства объектов начинают что-то значить. Поэтому живые существа относятся к процессам в неживой природе как к сообщениям, имеющим смысловое содержание, т.е. как к информации.
Что именно является содержанием сообщения, скажем позже. А пока нужно пристальнее всмотреться в суть процесса передачи сообщения.
Передающая и принимающая сторона
Поскольку информация — это сообщение, то условием появления информации является взаимодействие между двумя сторонами — передающей и принимающей. Информация — это всегда сведения от кого-то и для кого-то.
Эти сведения возникают на границе между передающей и принимающей стороной.
На этой границе между двумя сторонами (между субъектом и объектом) происходит преобразование тех или иных объективных фактов — в сообщение, а сообщения — в ту или иную субъективную деятельность (интерпретацию сообщения).
Из того, что информация всегда предполагает две стороны, вытекает следующий важный момент. Каждая из сторон информационного взаимодействия должна представлять собой информационную систему, т.е. должна уметь либо создавать информацию, либо принимать ее. Любая информация предполагает кодирование при ее создании и декодирование при ее прочтении. Стало быть, передающая сторона должна уметь закодировать содержание своего сообщения, а принимающая сторона должна уметь это сообщение прочитать и правильно интерпретировать.
Из этого следует то, что информация не может возникнуть сама по себе, без информационной системы. Но, что гораздо более важно, из этого следует, что обе стороны должны пользоваться единой системой знаков; семантика информации, которой обмениваются стороны, должна быть одной и той же для обеих сторон. А это значит, что обе системы — кодирующая и декодирующая — должны быть построены по одному принципу.
В самом деле: если передающая сторона кодирует сообщение, то предполагается, что это сообщение сможет быть прочитано, иначе информация не имеет никакого смысла. Если принимающая сторона не умеет декодировать сигнал, то он не является для нее сигналом, а значит, не несет никакой информации. Например, у нашего организма нет способности декодировать радиоволны, поэтому они не несут для нас информации. Зато такая способность есть у радиоприемника, но радиоприёмник предполагает существование радиопередатчика, который кодирует информацию таким образом, что приёмник может ее принять.
То есть, по сути, передающая и принимающая сторона (которые мы здесь обозначили как две информационных системы) на самом деле представляют собой одну единую информационную систему, ведь они происходят из единого первопринципа, который содержит в себе правила их конструирования и функционирования, а также задаёт семантику их информационного взаимодействия.
Этот первопринцип можно обозначить термином «модель». Модель является тем образцом, по которому функционирует вся информационная система. И кроме того, модель является тем активным агентом, который формирует две информационные подсистемы (передающую и принимающую сторону). Поэтому, по своей функции, это — формирующая модель.
Модель является тем активным агентом, который формирует две информационные подсистемы (передающую и принимающую сторону)
В технических информационных системах правила кодирования/декодирования задаёт человек. Например, в системе радиовещания передающей стороной является радиопередатчик, принимающей — радиоприёмник. Носителем информации является электромагнитное излучение (радиоволны). Человек является формирующей моделью этой системы: формулирует стандарты кодирования радиосигнала (т.е. семантику информации) и строит саму систему из материальных компонентов по определённым принципам.
В технических информационных системах правила кодирования/декодирования задаёт человек.
Естественные системы
Давайте теперь приложим эту схему к естественным информационным системам, т.е. к живым организмам.
Возьмем систему восприятия. Если организм может получать информацию о внешнем мире, то это значит, что передающей стороной сообщения является внешний мир, носителем информации является, допустим, свет, а принимающей стороной является организм (который принимает информацию через систему восприятия).
Чтобы передача и приём информации состоялись, кодирование и декодирование должно быть построено по единым принципам. Значит, и материальные объекты, и живые субъекты — это единая информационная система, которая строится по единой модели. Формирующая модель, которая строит эту систему - целое, которое охватывает как субъективное, так и объективное и содержит в себе принципы построения этих двух сторон и принципы их информационного взаимодействия.
То есть, не только система зрительного восприятия живых существ построена именно так, чтобы организм имел возможность получать определённое объективное содержание через свет. Но и внешний мир построен именно так, чтобы свет играл роль носителя информации для живых существ. То же самое можно сказать и про остальные типы восприятия.
А из этого следует, что система восприятия живых существ возникла вовсе не случайно и вовсе не эволюционировала путём перебора, но основана на тех же предзаданных принципах, на которых основан и внешний мир. Если бы у внешнего мира и нашей системы восприятия не было единого источника, то никакой информации о внешнем мире получить было бы невозможно. Тут одно из двух: либо мы действительно получаем информацию о внешнем мире, и тогда мы должны констатировать существование единой оформляющей модели, которая формирует и внешний мир, и нашу способность восприятия, либо мы не получаем информацию, а галлюцинируем.
Так, академик Л.С. Берг († 1950) писал: «Основной постулат, с которым естествоиспытатель подходит к пониманию природы, это тот, что в природе вообще есть смысл, что ее возможно осмыслить и понять, что между законами мышления и познания, с одной стороны, и строем природы, с другой, есть некая предопределенная гармония. Без этого молчаливого допущения невозможно никакое естествознание».
Разумеется, когда мы говорим, что система восприятия не эволюционировала, мы не утверждаем, что она не может изменяться и совершенствоваться. Речь о том, что принципы, лежащие в основе системы восприятия не могут возникнуть эволюционным путём.
Это, опять же, наглядно видно на наших технических информационных системах. Не бывает так, что какая-то радиостанция решила использовать какой-то новый способ кодирования радиосигнала, и теперь всем производителям радиоприёмников приходится «эволюционировать» и методом перебора находить новый способ приёма информации. Нет, вся информационная система строится сразу же целиком: передатчики и приёмники производятся по заранее известному стандарту; у всей информационной системы есть единая модель. Изменяться и «эволюционировать» могут конструкции приёмников, но стандарт обработки информации остаётся неизменным.
То же самое и с организмами: живые существа не ищут методом перебора, какие излучения нужно воспринимать и как их дешифровать. Найти методом перебора, как нужно декодировать видимый свет, чтобы получить информацию о форме внешнего предмета, невозможно. Принципы, лежащие в основе системы восприятия сразу, с самого начала их возникновения, находятся в однозначном соответствии с принципами существования физических объектов.
Если содержанием сообщения является внешняя форма вещи, а носителем информации является свет, то значит, информационная система строится таким образом, что в ней учитываются как свойства вещей, так и роль света. И органы зрения изначально настроены на то, чтобы декодировать из света именно информацию о форме вещей (потому что через свет можно получать и разную другую информацию).
Теперь возьмем ДНК. Она содержит наследственную информацию о строении организма (хотя, надо сказать, что науке до сих пор доподлинно неизвестно, чем именно определяется морфогенез, т.е. где и как закодирована информация о форме тела? Но допустим, что тоже в ДНК). Поскольку информация предполагает две стороны, между которыми происходит передача сообщения, то и наследственная информация должна иметь передающую и принимающую сторону.
Допустим, что передающая сторона — это существующий организм (родитель), а принимающая — это его потомок, еще не существующий. Тогда возникает вопрос: а откуда у родителя взялась его собственная наследственная информация, а также откуда ему известны принципы ее кодирования? Если она взялась от предыдущего родителя, тогда тот же самый вопрос можно задать и в его отношении.
В итоге, пройдя всю цепочку родителей, мы приходим к некоему гипотетическому первопредку, однако вопрос происхождения информации так и остаётся у нас нерешенным. Ведь первопредок тоже должен откуда-то получить информацию о строении собственного тела, а также правила обработки этой информации. Кто же является ее «отправителем»? Учёные сегодня выдвигают такие гипотезы, которые у здравомыслящих людей могут вызвать только смех.
Считать отправителем информационного сообщения естественный отбор, который не является ни субъектом, ни какой-то физической или биологической системой, а лишь абстрактным понятием, это уже полное безумие. Тогда что же является источником информации в ДНК?
Мы выяснили, что строение органов восприятия в живых организмах находится в однозначном соответствии с формами вещей и способом получения от них информации (через свет, запахи, и прочее). Но это значит, что форма и строение всего организма должны быть строго предопределены, ведь органы восприятия являются частью организма. То есть, форма и строение живых организмов представляют собой единое целое с той средой, в которой они обитают. А раз так, то источником информации для построения организма может быть только формирующая модель, которая формирует как состав природной среды, так и форму и строение живых организмов.
Субъект и объект
Формирующая модель, с одной стороны, оформляет неживую материю при помощи физических законов, создавая необходимую для жизни материальную основу, а с другой стороны, закладывает в эту материальную основу необходимую информацию (генетическую программу) для самостоятельного формирования живой материи и живых организмов, а также необходимые принципы декодирования информации.
Мы сразу видим разницу между формированием неживой и живой природы. Неживая природа «жестко» подчиняется физическим законам, которые ее формируют. Тогда как живая природа формируется не «напрямую», а через посредство генетической программы. Спрашивается: почему это так? Почему живые существа не могут быть сформированы непосредственно через действия физических законов (как это, собственно, и представляют материалисты)? Почему живое не может возникнуть через простую молекулярную самосборку? Почему нужна именно самосборка по программе?
Потому что законов физики недостаточно для постановки целей и целесообразного поведения - нужен замысел, план, алгоритм и семантика, с помощью которой они передаются адресатам.
В неживой природе способность быть субъектом сведена к минимуму, поэтому неживая природа есть "чистый объект". Она оформляется физическими законами. В живой же природе разные организмы являют собой разную степень субъектности: любой организм — это, хотя бы в минимальной степени, субъект. Быть субъектом означает иметь причину своей активности внутри себя.
Эта способность быть субъектом и обеспечивается тем, что организм взаимодействует с миром не непосредственно, как физический объект, а через посредство информации. Живая система как бы отделяет себя от окружающей среды границей и взаимодействует с этой средой через границу. На этой границе и происходит преобразование физических процессов в информационные, и обратно.
Таким образом, если неживые вещи взаимодействуют по внешним принудительно действующим законам, то живой организм взаимодействует с вещами уже не только по внешним законам, но и получает свои внутренние законы, которые позволяют ему действовать изнутри себя.
Итак, если бы живые организмы возникли в результате самосборки неживых химических элементов, как предполагает материализм, то они не были бы субъектами, а значит, не были бы живыми организмами. Объективное не существует в отрыве от субъективного; без субъекта нет объекта. А значит, субъектность в природе должна присутствовать изначально.
Смысл
В начале мы определили информацию как содержание сообщения. Теперь выясним, что именно является содержанием сообщения.
Возьмем для примера информацию в книге. Буквы в книге означают слова. Значит ли это, что содержанием сообщения, которое мы получаем из книги, являются те слова, которые хотел нам сказать автор? Так сказать, конечно, можно, но это будет только половина правды. Ведь автор хотел не просто сказать нам те или иные слова, но хотел через эти слова выразить какую-то мысль, какую-то идею, какой-то смысл. Поэтому, хотя комбинации букв в книге и означают слова, сами слова, в свою очередь, являются выражением смысла. Слова — это лишь форма, в которой выражен смысл.
Можно сказать, что слова тоже передают нам какую-то информацию, какое-то сообщение. Но тогда и к этому сообщению возникает тот же вопрос: что является его содержанием? В любом случае, мы в итоге приходим к смыслу, как содержанию сообщения.
Точно так же, если мы возьмем свет, который передаёт нам информацию о внешнем мире, то содержанием сообщения, которое мы получаем, является не просто форма внешних вещей, но то, что эта форма выражает, т.е. смысл этих вещей. Мы видели, что форма материальных предметов (как неживых, так и живых) является проявлением формирующей модели, субстанции, бытия. А это значит, что эта модель является не только оформляющим принципом для материи, не только бытием вещей, но и тем внутренним содержанием, которое проявляется во внешней форме вещей. Это содержание постигается исключительно умом, мыслью, и потому называется смыслом.
В сирийском языке «смысл» и «прозрение» — одно и то же слово (sukkala). «Смысл» – внеположенная сущность феномена, поэтому он возникает в том случае, когда осмысляемое ставится в соответствие с чем-то внешним, находящимся за пределами осмысляемого предмета, т.е. с "контекстом". Любой смысл обладает содержательной определенностью лишь в силу того, что он находится в определенном соотношении со всеми другими смыслами, раскрывающими его содержание. «Объективный смысл» той или иной вещи — это то «место», которую данная вещь занимает в системе мироздания.
Итак, если содержанием сообщения, которое организмы получают через органы восприятия, является смысл, то отсюда следует, что информация — это один из видов выражения смысла. Отсюда определение: "информация — это смысл, выраженный в материально-знаковой форме".
Понятно, что смысл, о котором у нас идет речь, это не просто мысль в чьей-то голове, а глобальный, объективно существующий смысл; это смысл бытия, который лежит в основе всего сущего. Каждая вещь имеет свой объективный смысл, и вместе все эти смыслы образуют глобальный смысл всего мироздания. Любая информация, которую мы получаем из внешнего мира, включена в контекст глобального смысла и выражает собой какую-то его частичку. Конечно, у разных людей может быть разная интерпретация этого глобального смысла, но в любом случае, мы всегда используем информацию для того, чтобы получить более полное и целостное знание о мире, т.е. знание его смысла.
И вот, там, где есть жизнь, там обязательно присутствует смысл. Живые существа всегда общаются друг с другом и с окружающими вещами на основе смысла. Даже если какие-то существа не понимают смысла своих действий и своего существования, смысл, который в них заложен, всё равно присутствует как бы на «заднем плане» их деятельности.
Такое общение и объединение всего живого и неживого на основе смысла возможно благодаря информации, которая выступает посредником в общении частей мира между собой и проявляет тот смысл, который незримо присутствует во всех природных явлениях. Через информацию происходит объединение всего и всех друг с другом и с тем глобальным смыслом, который лежит в основе всего.
Обретение формы
Теперь обратим внимание на те границы, через которые переходит смысл, чтобы как-то проявить себя. Он превращается в форму вещей. Мы уже сказали, что форма вещей является выражением их смысла. В самом деле, смысл чаши — быть способной вмещать и удерживать в себе жидкость. Соответственно, чтобы иметь этот смысл, чаша должна иметь форму вместилища, форму чаши. Стало быть, форма чаши выражает ее смысл. Таким образом, внешняя сторона предмета — его материальная форма — является выражением его внутренней сущности, смысла.
Смысл живых организмов кодируется в ДНК, т.е. переводится в знаковую форму. В организме этот код дешифруется и преобразуется во внешнюю форму организмов.
Внешняя форма вещей превращается в различную интенсивность отраженного света. Свет в органах зрения живых существ превращается в комбинации нервных импульсов. И т.д.
То есть, каждый раз смысл переводится в какую-то форму его выражения. Смысл помещается в ту или иную материальную форму; происходит его ин-формирование — помещение в форму. То есть, мы можем слово «информация» трактовать как отглагольное существительное: информация — это ин-формация, т.е. помещение содержания в какую-то форму. В некоторых дисциплинах есть похожая процедура помещения в форму, которая обозначается термином формализация, когда некое содержание представляется в виде системы знаков, связанных между собой определённой логикой.
То есть, в материальном мире на всех уровнях происходят процессы такой формализации, или ин-формации смысла. Исходный бытийный смысл разделяется на форму и содержание — на внешнее и внутреннее, на материальный знак и обозначаемое этим знаком смысловое содержание.
И вот в этом моменте преобразования содержания в форму или в знак заключено самое важное. Преобразование смысла происходит по определённой логике, и главная тайна информации заключается в том, откуда берется эта логика — логика преобразования смысла в различные формы, его выражающие.
Все другие вопросы, которыми занята современная наука — является ли информация субъективной или объективной, существует она независимо от вещей или является лишь свойством — это всё детские вопросы, на которые мы уже сейчас можем легко ответить.
Перед нами же встаёт гораздо более глубокий вопрос: почему ин-формация происходит именно по таким принципам? Почему смысл приобретает именно такие формы, т.е. почему мир именно таков? Почему мы через органы восприятия получаем именно такую информацию, т.е. почему мы видим именно то, что видим? Почему наш язык — это именно такой язык? В конечном счете это вопрос: на что опираются правила семантики любой информации в мире? Что задаёт правила кодирования смысла? Что является принципом, или сущностью информации?
Недаром Эйнштейн († 1955) ещё в прошлом веке прямо заявлял: «Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества».
В наших технических информационных системах всё очевидно: правила семантики задаёт человек, который конструирует эти системы. И человек может задавать семантику, в принципе, совершенно произвольно (хотя чаще всего форма знаковых систем так или иначе связана с их смыслом).
Но можно ли сказать, что естественная семантика имеет произвольный или случайный характер? Нет, так сказать нельзя. Семантика естественной информации укоренена в бытии, происходит из бытия. Хотя бытие и является свободно определившей себя субстанцией, оно определило себя в соответствии со своей природой. А значит, и в выражении (проявлении) бытия не может быть ничего случайного. Поэтому те формы, которые обретает смысл в материи, неслучайны. Законы преобразования смысла являются проявлением глубочайшей сути бытия.
Весь материальный мир — это проявление, воплощение и выражение лежащего в его основе бытия и смысла. Если форма вещей выражает их смысл, т.е. имеет определённое содержание, то и метод построения этой формы тоже должен представлять собой проявление аналогичного аспекта.
Но прежде нам нужно выяснить, как возможно усвоение смысла, содержащегося в информации; как возможно понимание?
В материальном мире, где одно существо отделено от другого пространством, временем и материей, нужно что-то, что пересекало бы границы вещей и живых существ и объединяло бы всё существующее на основе его смысла. Эту задачу выполняет информация.
Тогда возникает вопрос: если информация появляется только в материальном мире, а в смысловой сфере ее нет, то откуда она берется? Ведь всё, что есть в материи, потенциально содержится в бытии. Информация не может появиться из ниоткуда, а должна иметь в бытии, в формирующей модели, какой-то свой коррелят.
Понимание смысла
Что такое понимание? Если вслушаться в этимологию этого слова, то понимание — это «по-имание», помещение внешнего предмета в себя (из той же основы происходят слова «поймать» и «поиметь»). Только понимание — это не физическое помещение предмета в себя (как в случае поедания), а усвоение смысла предмета. Мы можем целесообразно взаимодействовать с материальными вещами, потому что так или иначе понимаем их, т.е. имеем в себе их смысл.
Понимание — это не обязательно сложная интеллектуальная деятельность. Мы можем взять феномен понимания максимально общо. Любое живое существо, даже простейшее, обладает своей степенью понимания, потому что оно всегда оценивает поступающую к нему информацию: оно различает внешние воздействия, отличает приятные воздействия от неприятных; стремится к одним и избегает других.
У него могут быть какие-то представления, образы внешнего мира, переживания, которые соответствуют внешним предметам — это всё тоже какое-то понимание, какое-то приобщение к смыслу окружающих вещей. Любое живое существо действует целесообразно, а значит, в той или иной степени осмысленно (ведь цель — это один из аспектов смысла). Стало быть, любое существо понимает смысл в той степени, в которой ему это необходимо для реализации своего предназначения.
Таким образом, если материальная вещь — это физическое, объективное воплощение смысла, то понятая вещь — это психическое, субъективное проявление того же самого смысла. То есть, смысл проявляет себя не только как физический объект, но и как психическое переживание этого объекта, его субъективная интерпретация.
Таким образом, наряду со смысловой сферой и сферой материальных вещей мы должны выделить в структуре мира еще одну сферу — сферу психического. Если материальная сфера — это проявление смысла в виде материальных объектов, то психическая сфера — это проявление того же самого смысла в виде субъективных идей, представлений, переживаний, и прочего. Их разница в том, что содержание материальной сферы развёртывается в пространстве и времени, а содержание психической сферы развёртывается только во времени; психические содержания внепространственны (и потому нематериальны).
В самом деле, когда свет попадает в наши глаза и преобразуется в нервные импульсы в мозге — это ведь не значит, что он превратился во что-то идеальное. Нервные импульсы — это такие же объективные материальные процессы. А значит, любое содержание психики берется не из материи, не из объективного материального мира; идея берется из смысловой сферы; это результат деятельности нашей души. Но, разумеется, деятельность нашей души как-то связана с материальными процессами в теле, и скоро мы поймём, как именно.
Ранее мы сказали, что содержание информации, содержание тех сообщений, которые мы получаем через органы чувств — это смысл вещи, проявляющий себя в материальных формах. Таким образом, понять полученную информацию — это значит поместить этот смысл в себя. Стало быть, отношение между материальным и психическим не причинное, а координационное.
Абстрактность информации
Итак, в чём же заключается сущность информации? Что есть информация по своей сути?
По своей сути, информация — это не вещь и не свойство, но способ пребывания смысла в материи. И здесь важно добавить: информация — это способ пребывание смысла в материи при исключении самого смысла из рассмотрения. Что означает это уточнение?
Когда мы говорим об информации, то всегда подразумеваем, что какие-то объекты или процессы несут определённое содержание, но при этом выносим это содержание за скобки, не рассматриваем его, а сосредоточиваем своё внимание исключительно на данных объектах или процессах как самостоятельном материальном предмете. Так мы получаем понятие информации.
Например, когда мне дают документ, я понимаю, что этот документ содержит информацию, а значит, выражает какой-то смысл. Документ и есть информация — т.е. смысл, выраженный в материально-знаковой форме. Имея на руках документ, я знаю, что у меня есть информация, что я могу ей оперировать. При этом я могу даже не вникать в смысл этой информации, но я обязательно подразумеваю, что этот смысл есть. Это и значит, что информация — это выраженный смысл, взятый в отрыве от этого смысла.
Другой пример. Когда учёные говорят, что организмы получают сигналы из окружающей среды, то произнося это, учёные абстрагируются от содержания этих сигналов (от их смысла) и рассматривают только сами сигналы, само материально-знаковое выражение, абстрагируясь от предмета выражения.
Всё это означает, что информация — это лишь абстракция, а не отдельное самостоятельное звено в структуре мира. Современные философы и учёные не могут понять сущность информации именно потому, что они рассматривают абстракцию как самостоятельную сущность (в философии это называется гипостазирование абстракции).
Информация обязательно предполагает свою основу, которая и делает информацию информацией. Этой основой является смысл. А информация — это способ пребывания смысла в бытии.
Все существующее обладает качеством, не содержащимся в элементах, из которых оно состоит. Источник качеств всякого существования лежит за рамками существования. Так как само существование — тоже качество, получается, источник существования… не существует в нашем понимании, но при этом существует каким-то иным образом.
Любой объект состоит из образующих его частей. Он обладает качеством, которого нет у образующих его элементов. Когда элементы собраны вместе, качество возникает. Когда лежат отдельно, качество пропадает. Сваленные горой детали автомобиля не образуют автомобиля. Собранные детали образуют автомобиль, новое качество и сущность.
Любой химический элемент имеет определенные качества. Эти качества не присутствует в его составных элементах, но появляются при соединении этих элементов. Любое качество в прямом смысле возникает из ниоткуда (эмерджентность). Сущности автомобиля нет ни в одной его части, но совокупность этих частей рождает эту сущность.
Этот эффект близок к информации. Она не имеет никакого качества, но при этом является причиной всех качеств. Информация — абсолютное бытие. Отсутствие информации — абсолютное небытие. Это две онтологические противоположности, составляющие при этом единое целое.
Поставить вопрос о природе информации невозможно, ибо эта сущность не улавливается в нашем бытии. Не удается даже приблизительно помыслить ее. Все возникающие образы — суть носители информации, сама же информация не мыслится. У мысли нет лица, ибо мысль и есть лицо, но формы его не улавливаемы. Образуя пространство, энергию, материю и время, информация одновременно не является ничем из перечисленного.
Информация в отрыве от своих носителей не существует, но при этом существует. Это суть Божественного бытия, бывшего прежде всякого существования.
Информация как бы «выдыхается» Богом, как художник «выдыхает» из себя эпоху своими произведениями. Она — вечное, отраженное в нашем мире в его временных материальных формах. Она прошивает весь мир, не являясь ничем из того, что есть мир (пространство, время, энергия и материя). Но благодаря информации существует все перечисленное и в итоге сам мир.
Мир — это как бы овеществлённое слово Бога. Взяв это слово в отрыве от его содержания, его можно назвать информацией о Боге. От создания мира невидимые свойства Бога — Его вечная сила и Божественная природа — вполне могут быть поняты через рассматривание того, что Он сотворил:
Послание к Римлянам — "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны". (Рим.1:20)
Литература:
1. Корогодин В. И., Корогодина В. Л. 2000. "Информация как основа жизни". Дубна, Феникс.
2. Столяров, Юрий Николаевич. "Сущность информации"; Междунар. акад. информатизации., Гос. публ. науч.-техн. б-ка - Москва : ГПНТБ России, 2000. - 106, [1] с. : ил.; 20 см.; ISBN 5-85638-057-6
3. Таран Роман Александрович/скрытый смысл/ "Сущность информации".
4. https://vk.com/projecti
5. Нобелевская премия за метафизическую реальность: "Иллюзии современного мира" https://integral-russia.ru/202...
Оценили 16 человек
29 кармы