В процессе занятий профориентацией с сельскими школьниками стало очевидно: большинство наших детей не умеют трудиться. А человек, не умеющий трудится, безнравственен.
Проявилась глубина проблем сегодняшней школы. Российская школа стоит на перепутье. Где та нить, потянув за которую можно начать последовательно развязывать клубок проблем российской школы? Тема сложна и объёмна. Для начала попытаемся понять, каковы цели школы и просвещения в целом?
Воспитание или обучение? Или и то и другое? Если да, то каково их соотношение.Из ответа на этот вопрос следует, чему учить и как учить: перечень предметов, их содержание и объём.
Спросим у В.И.Даля, друга А.С.Пушкина: «Что такое просвещение?»«Просвещение - свет науки и разума, согреваемый чистою нравственностью;научное образование, при ясном сознании долга своего и цели жизни.»(Владимир Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» т. 2, стр. 613, М., «Русский язык», 1979)
Или как обучали в киевской гимназии в 1912 году: «Директор с треском распечатал плотный конверт, вынул из него бумагу с темой сочинения, присланной из учебного округа, взял мел и тщательно написал на доске: «Истинное просвещение соединяет нравственное развитие с умственным.»» (Константин Паустовский «Книга о жизни». Книга 2.)
Спросим у советской школы. «Просвещение — знания, образованность, их распространение.» (С.И.Ожегов «Словарь русского языка» стр. 618, М., «Русский язык» 1991).
Сегодняшнее понимание: «Просвещение - распространение знания, образование.» (БРЭС Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» стр. 256, М., «Дрофа» 2003)
Можно поставить диагноз сегодняшней школе: она потеряла половину двуединой цели просвещения - нравственность.
«Нравственный — противоположный телесному, плотскому: духовный, душевный. Нравственный быт человека выше быта вещественного. // относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий общее с ним духовное начало: к умственному относятся истина и ложь; к нравственному - добро и зло.//Добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом, честного и чистого сердцем гражданина.» Владимир Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» т. 2, стр.552, М., «Русский язык», 1979
«Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этим качествами.» С.И.Ожегов «Словарь русского языка» стр. 420, М., «Русский язык» 1991.
Нравственность формируется в коллективе и в процессе труда. Пассивно: на уроках, и прежде всего на уроках литературы, истории и обществознания. Активно: в общении с окружающими детьми на уроках физкультуры и труда (технологии), на переменах, в общении с учителями.
Труд - это совместное выполнение поставленных задач, способное объединить общей целью. Оно даёт возможность приобрести опыт взаимодействия, взаимопомощи, солидарности, справедливости.
Утрата нравственных ориентиров связана с желанием вырастить человека, отвечающего потребностям капиталистического, читай потребительского, строя. У русского человека бога отняли, а коммунизма не дали.
Где обретать нравственные ориентиры? Реклама в телевизоре зовёт в «светлое будущее» удовлетворения самых причудливых потребностей. И только школа, учителя, семья могут противопоставить этому нравственные ценности. Могут. Но делают ли? Литература отбивает у детей всякую охоту читать после встреч князя Андрея с дубом. История настолько наукообразна и неинтересна, что если нет живого и заинтересованного учителя, переводящего с русского на русский текст учебников, дети ничего не выносят из курса этого предмета. Перегружены избыточной информацией биология и химия, становящиеся натуральным кошмаром для тех детей, которым ну никак не интересны решения сложных задач по генетике и всевозможным химическим реакциям. Вот так и превращаются восторженные первоклашки, которым нравится учиться, в учеников, которых тянут на положительную оценку не любознательность, а учителя. Причём чем дольше ребята учатся, тем им не интереснее.
Понятно, что человек должен быть всесторонне просвещён, должен иметь научные представления о мире и о себе, но ведь всё должно иметь разумные пределы! Должны быть мера и соразмерность возрасту, интересам и целям как обучения, так и самого учащегося. Претензий к учебному процессу и школе в целом много, но их перечисление не продуктивно, надо не только указывать на недостатки, но и предлагать пути решения.
А такие пути есть, и не нужно изобретать колесо, всё уже изобретено, есть прочная основа, на которой следует построить современное просвещение. Из школ должны выходить разные люди, обладающие общими необходимыми качествами: справедливость, патриотизм, доброта, любознательность, умение трудиться. Кто привьёт им эти качества? Конечно же, мы — взрослые и опытные люди.
Возьмём для примера нашу сельскую школу.
У сельской школы есть преимущества и недостатки. Сельские школы малокомплектны, детей немного, порой в старших классах остаются буквально 2-3 человека. Поэтому учителя имеют возможность уделять внимание каждому ученику, очень плотно заниматься, практически индивидуально. Но минусов больше. Мало не только учеников. Остро стоит вопрос наличия педагогов. Трудно директору школы найти как предметников, так и учителей начальных классов, потому что привлечь их нечем: жилья не дают, оклады мизерные, жить в деревне или сельском поселении не каждый готов, потому что это требует определённых навыков, либо помощи со стороны администрации, которая порой не обладает ни возможностями, ни полномочиями. Опять же специфика сельского населения: много семей неполных и неблагополучных, живущих более чем скромно. В деревне понятия о достатке вообще сильно отличаются от городских, и уровень бедности не сопоставим. Школа, как может, старается подставить плечо, но сил и средств мало.
В нашей школе учителей, конечно, тоже не хватает, кадровый вопрос стоит остро. Но, слава Богу, есть трудовик, вокруг которого дети вьются постоянно. Вместе с этим замечательным человеком они занимаются очень полезным делом — ремонтом всего, что требует ремонта в школе; учатся пользоваться имеющимися в школе инструментами, укрепляют, закрепляют, приспосабливают, приделывают и т. д. Мужчины, которые умеют (почти) все, что нужно сделать в доме. Девочки в это время на тех же уроках технологии становятся кулинарками, портнихами, хозяйками. Вам не кажется, что гендерные проблемы, столь животрепещущие в мире, обойдут стороной наше небольшое сельское поселение. Прививаются не только трудовые навыки, но и правильные роли с правильным распределением сфер ответственности для дальнейшей гармоничной жизни: хозяин и хозяйка. Они и детям сумеют передать то, чему научились.
Помимо учителя труда есть ещё преподаватель физкультуры. По его словам, он бесконечно устал от общения с детьми, но по делам… Регулярные занятия в секциях в школе, выезды на соревнования, сдачи норм ГТО. Но это ещё не всё. Школа у нас небольшая, поэтому ученики из разных классов часто пересекаются на спортивных занятиях, знают друг друга, знают от кого каких результатов и в каком виде спорта можно ожидать. Мало того, после уроков учитель физкультуры даёт возможность всем желающим поиграть в волейбол. Даже учителя не отказываются, если позволяют загруженность, возраст и здоровье. Замечательно, по-моему, что состав команд постоянно меняется. Всё по справедливости, доброжелательно и без обид.
И ещё одно важное обстоятельство. Окружающая жизнь толкает детей к стереотипу «казаться, а не быть». Важно вовремя ставить правильные нравственные вопросы перед теми, кто попадает на эту удочку. И это не из последних задач литературы, которая может и должна помочь найти ответы на вопросы. Главное, чтобы умный человек (читай учитель) помог их сформулировать и захотеть найти эти ответы, и не только у графа Толстого и, тем более, не у Фонвизина. Эти авторы хороши для зрелых людей, а сегодня есть немало умных и даже мудрых писателей, интересных для молодёжи. Это живые примеры, которые можно сделать основами методик и рекомендаций.
Но самое главное — холодная голова и горячее сердце учителя и воспитателя. А мы унижаем наших педагогов тем, что их труд называем «предоставлением образовательных услуг».
В качестве заключительного слова.
Мы не только можем, но и должны дать нашим детям возможность жить красиво и хорошо. Для этого нужно, чтобы они поняли, что «красиво» - это внутри человека и вокруг человека, в точности по Антону Павловичу, а «хорошо» — это когда душа поёт и дело спорится, а люди вокруг благодарны. Для воплощения этой мечты предстоит пройти нелёгкий путь, который до нас уже проходили А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и другие не столь известные, но прекрасные педагоги. Необходимо разработать такую программу обучения, чтобы детям становилось чем дальше — тем интереснее. Нужно на уроках труда или технологии научить их быть умелыми и не ленивыми. На уроках физкультуры можно не только развивать детей физически, но и нравственно: сочувствие, взаимопомощь, справедливость - это ли не основы школьного спорта? И каждый урок или внеурочные занятия — это умение жить, трудиться и отдыхать среди одноклассников, умение строить отношения не только в классном коллективе, но и на уровне школы, вместе с учителями и родителями.
Школа ждёт перемен.
Александр Бросин, Марина Одноколенко
Оценили 2 человека
3 кармы