"Аэлита" (СССР, 1924)

9 1779

В 19-20 вв. Марс считался обитаемой планетой, где существует развитая цивилизация. Вплоть до автоматических космических аппаратов "Марс" (СССР) и "Маринер" (США), запущенных в начале 60-х, люди с надеждой смотрели на Марс, ожидая найти братьев по разуму. Разумеется эти надежды нашли свое отражение на бумаге, а потом на кинопленке. О фантастических романах и рассказах о Марсе и марсианах можно написать целые тома. Но вот первое воплощение Марса на экране было создано в СССР... в 1924 году. В стране, где всего 2 года назад закончилась гражданская война и которая только-только восставала из колоссального социального потрясения был снят первый в истории России научно-фантастический фильм.

Фильм был снят патриархом российского кино Я. Протазановым, который только недавно, в 1923 г., вернулся в советскую Россию. Съемки фантастического фильма и в то время было делом больших денег. Но вот таких денег у Протазанова не было. И нам остается только удивляться, как ему вообще удалось столь убедительно (на тот момент) показать не только космический полет, но марсианскую цивилизацию. Обращение к марсианской теме не должно вызывать удивления - в то время люди были убеждены, что марсиане есть и что на Марсе есть рукотворные каналы. В 1923 г. опубликован роман А. Толстого "Аэлита". Не знаю как сейчас, но в советское время роман был суперпопулярен, издавался огромными тиражами и перечитывался помногу раз. В общем, это была и есть классика жанра. Но в 1924 г. всё было не так однозначно - роман был свеженький и революция на Марсе не победила, чем многие читатели были недовольны. Одновременно в выходом романа Толстого в СССР был издан перевод третьей книги американского писателя Берроуза о Джоне Картере под названием "Владыка Марса" в блестящем переводе Э. Бродерсена (я его читал и считаю лучшим). В следующем 1924 г. выходят в свет переводы первого, второго и четвертого романа Берроуза о Марсе. Так что идея витала в воздухе и неудивительно, что Протазанов эту идею ухватил.

Фильм распадается на две неровных части - земную и марсианскую. Первая часть - бытовая драма с ревностью (и стрельбой), жуликами и сыщиком-любителем (первая комическая роль И. Ильинского - прославленного советского актера и вообще его первая роль в кино). Это еще тот вопрос, зачем Протазанов не перенес действие фильма на Марс, а заставил зрителя наблюдать за ревнивым инженером Лосем и его женой Наташей, жуликом Эрлихом, сменой облика и незадачливым детективом-любителем? Я считаю, что виновато классическое образование режиссера. Сам полет на Марс - это событие эпическое. А эпос для гимназиста - это античные произведения. Вот Протазанов и выдал сначала драму, достойную Софокла и Эврипида. Впрочем, первая часть вышла не то что не интересная, просто не оправдывала заявленных ожиданий зрителей. В провинции, где показывался фильм местные прокатчики самовольно разделили фильм на две серии, где зритель, разочарованный первой серией просто не пошел смотреть вторую.

Как бы там не было, но зритель шел не для того, чтобы посмотреть на семейные страсти и детектив. Зритель шел, чтобы увидеть Марс. И что самое удивительное - зритель Марс увидел! Зритель увидел древнюю, неземную цивилизацию на другой планете. До сих пор никто, даже в помощью современных спецэффектов и компьютерной графики даже близко не сумел так убедительно показать Марс. И мы прекрасно понимаем, что Марс Протазанова сделан из дерева, ниточек и картона, но это реально волшебный, завораживающий Марс. Но когда мы смотрим фильм нам это в голову не приходит - мы видим настоящий Марс. Как бы мы сейчас сказали, дизайн костюмов марсиан и марсианские декорации были созданы в стиле популярного в то время стиля констуктивизма, что создало реально неземной облик марсиан. Марсианский дизайн фильма до сих пор остается непревзойденным. В фильме есть даже спецэффекты! Правда, длятся они всего две секунды, но могу думать, что складывающийся трехмерный чертеж у марсианского инженера в то время вызывал восторг у зрителя. А вот воплотить марсианское лучевое оружие у создателей фильма не получилось (это на то время было непосильной задачей), поэтому бластеры выглядят как фонарики, каковыми и являются. 

Финал фильма (раскрывать не буду) отвечает и на вопрос о длительном драматическом вступлении - не надо мечтать о Марсе, забивать голову ревностью и другой ерундой, а жить в СССР и строить новую жизнь. Работы хватит на всех и надолго. Однако и тогда и позднее советская критика встретила фильм в штыки. И этим похоронила сам жанр научной фантастики в советском кино. Следующий фантастический фильм "Космический рейс" вышел только в 1935 г.

Если говорить об актерах, то тут уже книги писать нужно. Игоря Ильинского представлять не надо - фильмы "Волга-Волга" и "Карнавальная ночь" видели все. Юлия Солнцева (Аэлита) в 1961 г. стала первой женщиной, получившей приз на Каннском за режиссуру. Роль красноармейца Гусева сыграл блистательный Николай Баталов (дядя знаменитого актера Алексея Баталова). Роль инженера Лося сыграл Николай Церетелли, точнее Сеид Мир Худояр-хан, прямой потомок бухарский эмиров. Стоит особо упомянуть о героической жизни Александры Перегонец (Ихошка), которая оказалась в немецкой оккупации в Крыму, вступила в подполье и сражалась с оккупантами. В 1944 г. подполье было раскрыто фашистами и Александру Перегонец немецкие ублюдки расстреляли.

Стоит ли смотреть фильм? Да! Это немой фильм, но он не устарел. Даже удивительно, но это так. Фильм с интересом смотрится до сих пор.

Режиссер Я. Протазанов

В ролях:

Юлия Солнцева — Аэлита

Николай Баталов — красноармеец Гусев

Игорь Ильинский — Кравцов, сыщик

Николай Церетели — инженер Лось / Спиридонов

Вера Орлова — Маша, невеста Гусева

Валентина Куинджи — Наташа Лось

Константин Эггерт — Тускуб, владыка Марса

Павел Поль — Эрлих

Юрий Завадский — Гор, хранитель энергии Марса

Александра Перегонец — Ихошка, фрейлина Аэлиты

Иосиф Толчанов — бородатый марсианский астроном

Наум Рогожин — английский офицер

Владимир Уральский — солдат

Софья Левитина — председательница домкома


30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Во всём виноват Залужный. Запад, британские олигархи и Зеленский пытаются снять с себя ответственность за подрыв "Северных потоков"
  • Andreas
  • Вчера 20:11
  • В топе

Все фирмы, причастные к строительству газопровода, страховали риски в британских компаниях. Теперь Великобритания отказывается выплачивать компенсации, аргументируя диверсию "военными действи...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее
  • voenkorr
  • Сегодня 10:07
  • В топе

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • Само время тех лет вызывает что-то светлое, настоящее. Не знаю почему, ощущение большее, чем от 60 годов.
  • А если посмотреть на небо вооружённым глазом... То мы увидим одну звёздочку... две... три звёздочки. А лучше - пять звёздочек! :joy:
  • Наши писатели далеко вперёд заглядывали. :collision: :raised_hand: