Короткий миг под названием "перестройка" для современников (в том числе меня) означал немалый этап в жизни в несколько лет, который закончился крушением СССР и социализма. Тот, кто этот этап не пережил, то не поймет. Перестройка, гласность, демократизация общества обрушила на нас массу новой информации (многое оказалась банальной ложью) и свободу на альтернативное от советской идеологии мнение. В общем, мы вдруг узнали из тогдашних СМИ, что живем в самой поганой стране, населенной наркоманами и проститутками и еще этими, как их... ах да, неформалами, то есть панками, рокерами, металистами. А еще у нас у нас оказалось ну очень темное прошлое. Еще мы проиграли Западу, потому что у нас десять сортов колбасы, а у них сто.
А еще в то время появилось новое кино, которое народ прозвал "чернухой". По сути, это была одна из форм антисоветской пропаганды, и запустили эту волну Горбачев и тогдашнее советское руководство. Тогда на нас буквально обрушился вас чернушных антисоветских фильмов, где советские люди были показаны буквально нелюдями. И мы в это верили, потому что за десятилетия привыкли, что СМИ нас обманывать не могут (что журналисты - это те же проститутки мы просто забыли). "Маленькая Вера", "Француз", "Друг", "Авария - дочь мента", "День любви".... кто жил в то время может сам продолжить поток тогдашнего антисоветского шлака, который разлагал наши мозги. Это я еще фильмы правоверного коммуниста Говорухина не вспомнил.
Фильм украинского режиссера (фильм снят в Ужгороде) Николая Засеева (после получения Украиной независимости поменял фамилию на более украинскую Засеев-Руденко) "Дорога в ад", снятый в 1988 г. был одним из первых таких фильмов. Сюжет фильма для нас, живущих ныне, вроде бы банальный - борьба правоохранительных органов против организованной преступности и схватка двух простых честных людей против мафии. Но всё дело в том, что никакой организованной преступности, или мафии, в СССР не было. Весь фильм - фантазия от начала до конца. Сейчас при просмотре этого фильма мне вспоминается цитата из фильма (того же времени, 1989 г.) "Дежа вю": - Да откуда здесь мафия? Ты как приехал из Чикаго, только и слышу - мафия, мафия... Хотелось, чтобы она у нас была, но для этого надо много работать...". Мафия в фильме напоминает то ли детский сад, то ли кружок самодеятельности. Ну не знали в 1988 г. как выглядит настоящая мафия. Поэтому привели в качестве пособия западные боевики (как раз началась эра видеосалонов). Наркомафия в фильме сейчас поражает своей гуманностью - фактически никого не убили! Это еще отзвуки советских представлений о преступности - в то время преступники были опасны, но не вооружены, и убийство в преступной среде в то время не приветствовалось (опасались и сторонились). Я это помню, блатные ("тюремщики", как их тогда называли) уважением среди людей не пользовались, скорее, вызывали неприятие и брезгливость. Но потом Союз рухнул, рухнула мораль и появилась настоящая мафия. И реальность оказалась страшнее перестроечных фильмов.
Фильм прекрасно передает дух перестройки. Это была борьба и протест против закоснелого советского чиновничества - номенклатуры. Общество показывалось как безмолвное стадо (на самом деле не так - инициативные граждане и члены партии никогда не молчали), но перестроечное кино и СМИ эпохи гласности заставляли нас в это верить. "А почему вы молчали?" - вопрошает герой Бориса Щербакова, когда узнал о судьбе гениального ученого, по воле партократа, оказавшего в аптеке. Люди в то советское время не молчали, но так нас рисовали - молчащими рабами. что было, то было.
Но чем привлекает фильм "Дорога в ад"? Негатива в фильме хватает, но добро в лице милиции и главных героев побеждает. Победа добра в фильмах того времени редкая редкость (например, в вышедшем в этот же год на экраны телевизоров фильм "Белые вороны" мафия и коррумпированная милиция побеждала и главные герои погибали). Это крепкий детективный триллер, который захватывает и не отпускает до конца фильма. И мощный актерский состав, который фактически сделал из средненького детектива увлекательное зрелище. Судите сами: Людмила Гурченко, Владимир Коренев, Игорь Старыгин, Борис Щербаков, Александр Соловьев. Появились в фильме и звезды других жанров, как Марис Лиепа и Махмуд Эсамбаев. Последнему на редкость удачно удалось сыграть преступного упыря, этакого Носферату преступного мира (уж не знаю, смотрел ли мэтр фильм Мурнау?).
На моей памяти фильм по телевидению показывали всего дважды. Я сам посмотрел фильм в 1989 г. и более его не видел. Но он крепко засел в моей памяти, как отличный детектив. Я недавно его пересмотрел и снова остался доволен. Отличный фильм. Ну и ностальгия, разумеется. Так что, кто не видел (силу возраста), привет из Перестройки, а кто видел, просьба не кукситься - такое было наше время. Кстати, начало фильма - типичная телепередача того времени. Что было, то было.
Оценили 15 человек
23 кармы