Славянское божество Сварог одно из самых загадочных. В первую очередь потому, что наши предки оставили о нем слишком мало сведений. В науке сейчас можно выделить три взгляда на Сварога:
1. Сварог — небесный кузнец, связанный с солнцем и огнем.
2. Сварог — просто синоним бога неба Стрибога. Б. А. Рыбаков так и пишет: Славянский Стрибог расшифровывается при помощи индийского "paterbhagos" -- "бог-отец"; синонимичное Сварог объясняется из индийского "Swarga" — "небо"
3. Бога Сварога вообще не было.
От этих теорий расходятся по популярной и около-научной литературе представления о Свароге в силу фантазии автора.
Беда в том что Сварог в русских источниках встречается всего один раз. Но зато как! Это упоминание дает нам надежную точку опоры для исследований. В Повести временных лет под 1114 г. приводится обширный отрывок из византийской хроники. Сам по себе для нашей темы он неинтересен, так как представляет собой пересказ ''Истории Египта'' Манефона и славян вообще не касается. Кто сомневается, тот пусть читает фундаментальный труд М. А Коростовцева ''Религия Древнего Египта''. ''... затем Феоста", которого и Сварогом называли египтяне... сын его, по имени Солнце, которого называют Даждь-богом... Солнце царь, сын Сварогов, то есть Даждь-бог''.
Сварог здесь надежно соответствуют греческому богу-кузнецу Гефесту, а бог солнца Даждьбог назван его сыном. Следует помнить, что средневековые ученые люди знали про античную мифологию, пожалуй, даже меньше, чем современный школьник, прочитавший изложение мифов Куна. Их знания укладывались в простую схему: Зевс — бог, молний, Гефест — бог-кузнец, Аполлон — бог солнца. И ничего более. Вот русский летописец, внес для своего современного писателя понятные мифологические соответствия из славянской мифологии, а заодно и блеснул на века свой ученостью.
Вот и всё, что известно. Еще известно, что средневековые русские крестьяне под овинами разжигали огонь и молились ему, называя Сварожичем, и что балтийские славяне называли бога Радегоста Сварожичем. Не густо. Остается только сравнительный анализ индоевропейских параллелей.
Начнем с более близких в культурном плане мифологии балтских племен, тем более славяне жили рядом, а ряд балтских племен вошли в состав русского народа.
Литовский бог-кузнец Телявель. Это божество выковало солнце и поместило его на небо. Кроме того, он помощник Перкунаса (бога грома). Литовские исследователи находят в Телявеле хтонические черты и с небом не связывают. Мало того, считается кузнечное ремесло считается изобретено демонами. Аналогичен ему другой балтийский бог Кальвис, видимо, одно и тоже что Телявель. Но это очень поздние сведения, зафиксированные в конце языческой эры, причем отрывочные и чужие. Однако, четкая связь между балтийским Телявелем и Сварогом несомнена: оба боги-кузнецы, оба создатели солнца.
Обратимся к более древним временам, любимым многими ариям и Ведам (созданных во 2 тыс. до н . э.). Это бог-кузнец Тваштар с прозвищем ''прекраснорукий''. Интересно, что имя божества произошло от слова ''создавать'', ''производить'', что напоминает происхождение имени Телявеля от ''создавать'', ''рисовать''. Ригведе он упоминается с топором или ножом, а более поздней Атхарваведе Тваштар уже старец с чашей священного напитка сомой. А это уже очень интересные детали. Дело в том, что до нас дошли многочисленные каменные идолы скифского времени (6-1 в. до н. э.). Изображают они мужчину с топором или мечом-акинаком, часто с рогом для питья в руках. На идоле Святовита из Збруча мы так же наблюдаем божество с рогом в руке. Мне не кажется это случайным, даже большой временной разрыв. Но у Тваштара была и темная сторона. Его супруга было из демонического рода асуров и его детьми были чудовища Вишварупа и Вритра.
А тут, пожалуй, перенесемся в кельтскую Европу. На континенте мы знаем загадочного бога Суцелла. Известны только изображения с молотом в руке и чашей в другой руке. Атрибуты очень похожи на атрибуты Тваштара и древних скифских идолов. И кажется не случайно. Известно, что супругой Суцелла кельты считали богиню Нантосвельту, от слова ''нант'' — река. А вот в Ригведе по одной из версий матерью Вритры называется богиня Дану, мать демонов-асуров. Дану означает ''поток''. Ирландская мифология знает так же Дану, мать-прародительницу божеств. Дану - ''поток'' и Нантосвельта – ''река''. Удивительные совпадения. Еще удивительнее, если мы вспомним по каким рекам мы находим скифские идолы с мечом и рогом — Днестр, Днепр, Дон, Дунай — реки с токового же корнем, что имя богини Дану.
Видимо у скифов был целый культ связанный с богом кузнецом и его супругой. Скифов вытеснили сарматы, а культ остался. А потом пришли славяне и на Днепре ассимилировали сарматское население, получив иранскую культуру в наследство.
Этого божественного кузнеца они назвали (или отождествили) Сварогом. Это был бог-кузнец. Но не небесный, он жил под землей — это было суровое хтоническое божество из семейства асов (в славянской мифологии — великанов асилков, противников богов). Само имя не имеет отношения к индуистской ''сварге'' — это выдумка ученых фантастов 19 века, которая благодаря академику Б. А. Рыбакову гуляет до сих пор. Думается, что корень имени Сварог — славянское ''вар'', то есть варить, кипятить. Это прямо намекает на функцию Сварога, как изготовителя священного напитка. А образовалось слово так же как слово ''творог'', ''сапог'' и ''острог''.
Одна из сторон збручского идола.
Христианство вытеснило Сварога святыми Козьмой и Дамианом. Что сохранило нам отзвуки хтонической сущности Сварога — эти святые сковывали реки льдом. Другим образом Сварога в русском фольклоре — это Морозко, страшный дух, который убивает людей морозом, но может и наградить богатыми дарами (богатство — это еще одна отличительная черта хтонических божеств). Еще в 19 веке крестьяне резали кур и приносили в жертву яйца моля Козьму и Дамиана о плодородии.
А вот самого Сварога мы до сих пор можем видеть каждый год в образе Деда Мороза, вот только нрав у него смягчился за тысячелетия.
Оценили 14 человек
24 кармы