Армянские письменные источники о монгольском нашествии.

72 6885

Когда речь заходит о монгольском нашествии, то обычно вспоминают свидетельства русских летописей, европейских хроник, арабские и китайские сочинения. Однако мало кто знает, что ценные исторические данные оставил нам древний армянский народ, чья летописная традиция начинается с V в. н. э. В XIII в. Армения стала жертвой монгольского нашествия и армянские летописцы подробно описали все бедствия, обрушившиеся на Армению и окружающие ее страны. Армянские источники о монголах были введены в научный оборот еще в XIX в., но армянские летописи остались как-то в стороне от российского читателя, несмотря на то что они переводились и издавались (и продолжают издаваться) на русском языке. Тем не менее сочинения армянских историков весьма интересны - армянское царство в Киликии играло большую роль в регионе до XVI в.

Киракос Гандзакеци (ум. 1271), вардапет (так в средневековой Армении называли ученых монахов и проповедников), историк, написавший "Историю Армении" (до 1265). Киракос Гандзакеци подробно описывает вторжение монгольских войск в Закавказье, особенно в Армению. Автор был не только очевидцем, но и участником описываемых событий. Во время нашествия автор попал в плен к монголам, где монголы оценили ученость Киракоса и предлагали ему жену, юрту и высокую должность, но автор бежал. В "Истории" красочно описывается кровавый террор монголов, уничтожение городов, известные по русским летописям и европейским данным. В книге есть описание монголов, их внешнего вида, приведены монгольские слова, методы ведения войны, в том числе широкое применение осадных машин. Также описывается грабительская налоговая система монголов и самоуправство и бесчинства баскаков, известные по русским летописям. Книга интересная и читается легко.

Вардан Аревелци (Великий), армянский ученый, написавший почти 120 сочинений, в том числе "Всеобщую историю" (ум. 1271). Сочинение содержит описание завоевательных походов монголов до 1267 г. Описание монгольского вторжения общее, без подробностей, но весьма точное и академическое. Хорошо дополняет историю Киракоса Гандзакеци. Увы, писательским талантом Вардан не обладал, поэтому книга получилась довольно скучной.

Григор Акнерци, монах из Киликии (XIII в.), написал "Историю народа стрелков" (так средневековые армяне называли монголов), охватывающую с 1229 по 1273 г. В русском переводе известен как инок Магакия. В книге красочно описывается завоевание монголами Армении, Грузии и гибель Багдадского халифата. Не оставил в стороне автор и распри среди Чингизидов. Перевод книги, сделанный в XIX в. выдающимся армянским востоковедом К. П. Паткановым устарел, но другого пока нет.

Смбат Спарапет ( Смбат Гундстабл), армянский полководец (спарапет - главнокомандующий), брат царя Киликийской Армении Хетума I. В 1248-50  гг. заключил с монголами выгодный мир. Написал судебник. Так же составил летопись (до 1272 г.). События летописи поданы с точки зрения правящей династии, которая оказалась в центре внимания автора летописи (даже свое рождение как историческое событие отметил), поэтому монголы здесь описываются как союзники Киликийской Армении, которая не испытала ужасов монгольского вторжения. Читать было бы скучно, если автор не вставил в летопись исторические анекдоты.

Мхитар Айриванеци, поэт, писатель, педагог и историк (XIII в.), написавший "Историю Армении" ("Хронографическая история"). Книга содержит уникальные сведения, которые не сохранились в других источниках. Представляет собой краткие погодные записи, без лишних подробностей до 1289 г.

Степанос Епископ, летописец XIII в., составил летопись с 1193 по 1291 гг. Летопись представляет собой сухие короткие погодные записи, рассказывающие о завоевании монголами Армении и Багдадского халифата, а так же о последующих войнах.

Гетум II, король (трижды занимал престол, пока не убили) Киликийской Армении (1266-1307). Принял католичество, стал членом францисканского ордена. Составил летопись с 1246 по 1296 гг. В летописи отражены события самой Армении и близлежащих стран, в том числе державы Хулагидов. Весьма информативная, хотя и сухая по изложению.

Это только небольшая часть армянских источников по монгольскому нашествию. На самом деле их гораздо больше. Эти источники дополняют наши сведения о монголах и не противоречат данным русских, восточных и европейских источников. Поэтому армянские, как и остальные источники по истории монголов, в пух и прах разбивают бредовые фальсификации "альтернативных историков", которые утверждают, что монголов не было.

Смотрите так же:

Восточные письменные источники о монголах.

Европейские письменные источники о монголах.


Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Обсудить
    • Vad
    • 1 октября 2016 г. 12:47
    Я так понимаю, в журнал перенесли?
    • Vasil
    • 1 октября 2016 г. 13:19
    Как хорошо известно по истории, про монголов лгут все: крейзи-альтернативщики - будто их не было; дауно-традиционалисты - будто они были калмыками. И в этом монголы родственны этрускам: та же самая тотальная ложь по всем каналам дезинформации.
    • WronG
    • 1 октября 2016 г. 13:19
    нашествия куда ? и куда делись ? даже в днк следов не оставив
  • Фрики нетрадиционной обеих ориентаций скажут, что это Миллерян и Шлицерян ночью рисовали про Мунгал, и Ломоняна ядом травили.