Монголы и перепись населения.

39 8035

Мне иногда задают вопрос "Почему я с таким сарказмом отношусь к представителям альтернативной истории?" Мол, эти люди сомневаются, ищут как бы истину, поэтому следует отвечать им обоснованно, аргументированно. Во-первых, сами "альтернативные историки" относятся к истории и исторической науке подчеркнуто неуважительно, если не сказать по-свинки. Они не уважают чужие труды, чужие знания, чужие открытия, однако почему-то требуют к себе уважения. Во-вторых, "альтернативные историки" выдвигают глупые утверждения, подкрепляя их не менее глупыми аргументами. На мой взгляд, это неравноценный обмен - аргументированно отвечать на глупые утверждения и вопросы. Как гласит известный афоризм: "Один дурак может задать столько вопросов что и сто мудрецов не ответят". Тем более, альтернативная публика попросту отказывается считаться с твоими доводами, заваливая оппонента тоннами глупых вопросов и даже получая ответ они продолжают повторять свои вопросы раз за разом. а на все аргументы отвечают коронным ответом "А не верю, потому что историки врут!". И как с такими вести диалог? Поэтому неудивительно, что показываю всю убогость мысли альтернативных дегенератов, которые обманывают людей, пользуясь пробелами в исторических знаниях. Вот для таких людей и следует писать, чтобы они знали, что альтернативная публика им откровенно лжёт. Глупцу или лжецу бесполезно метать бисер - не оценят и не поймут.

Вот типичный "шедевр" мысли одного из таких альтернативных деятелей, который на основе школьного (!) учебника врёт читателям (будто его сложно разоблачить) про монгольское иго на Руси (этот чудак уверен, что ига не было): "Стр. 124 очень примечательная. На ней сообщается, что в 1257 -1259 монгольские чи-новники – численники провели на Руси перепись населения. И это логично. Без переписи планирование налоговых сборов и рекрутских наборов не получится. Так что всё правильно. Вопрос в другом – а как насчет самой Монголии? Когда там проводились переписи? Как бы с ними ознакомиться? Ну или хотя бы с упоминанием о таковых? Нет? Странно…".

Я взял только один из перлов этого альтернативного невежи. У него их хватает и каждое (например, он подвергает сомнению, что монголы освобождали от налогов духовенство покоренных стран) - чистое и наглое вранье. Типичная примитивная модель мышления альтернативной публики: Если я этого не знаю, то следовательно этого не существует. Для дикаря с островов Микронезии - сойдет, как и для прибалта, уверенного в "советской оккупации".

Итак, от меня требуют аргументированного опровержения и доказательств. Извольте. Были налоги с самих монголов? Тут источники скудны. Мы знаем что они были, знаем некоторые из них, но, видимо, не все. "Сокровенное сказание" донесло до нас решение хана Угедея на хурултае 1229 г.:

"§ 279, Затем Огодай-хан сообщил на одобрение брата Чаадая о нижеследующем: 'Не будем обременять государство, с такими трудами созданное родителем нашим и государем Чингис-ханом. Возрадуем народ тихим благоденствием, при котором, как говорится, ноги покоятся на полу, а руки - на земле. Получив все готовое от государя родителя, введем порядки обременительные для народа. Пусть взнос в государственную продовольственную повинность - шулен - будет отныне в размере одного двухгодовалого барана со стада. Равным образом по одной овце от каждой сотни овец пусть взыскивают в налог в пользу неимущих и бедных. Затем, как можно допускать такой порядок, когда с народа же в каждом отдельном случае, взимается и питьевая натуральная повинность - ундан - при сборах с него очередных нарядов людьми и лошадьми. В устранение этого необходимо повсюду от каждой тысячи выделить кобыл и установить их подои; поставить при табунах доильщиков, выставить постоянно сменяемых распорядителей кочевьями, нунтукчинов, которые одновременно будут и унгучинами, заведующими конским молодняком. Далее, при каждом созыве сейма князей надлежит раздавать подарки. Для этой цели мы учредим охраняемые городища с магазинами, наполненными тканями серебряными слитками, сайдаками, луками, датами и прочим оружием. Для несения охраны выделим отовсюду городничих - балагачинов и интендантских смотрителей - амучинов. В дальнейшем необходимо произвести по всему государству раздел земельно-кочевых и водных угодий. Для этого дела представлялось бы необходимым избрать от каждой тысячи особых нунтуучинов - землеустроителей по отводу кочевий. Затем, в нашем гобийском районе - Цоль гачжар - ныне никто, кроме диких зверей, не обитает. Между тем там на широком просторе могли бы селиться и люди. Посему следовало бы, по надлежащем изыскании, устроить в гобийском районе колодцы, обложенные кирпичом, возложив это дело на нунтуучинов, во главе с Чанаем и Уйгуртаем. Далее, при настоящих способах передвижения наших послов, и послы едут медленно и народ терпит немалое обременение. Не будет ли поэтому целесообразнее раз навсегда установить в этом отношении твердый порядок: повсюду от тысяч выделяются смотрители почтовых станций - ямчины и верховые почтари - улаачины; в определенных местах устанавливаются станции - ямы, и послы впредь обязуются, за исключением чрезвычайных обстоятельств, следовать непременно по станциям, а не разъезжать по улусу".

Здесь перечислены налоги: по барану и овце со стада. Так же в виде повинности в пользу государства отбирались кобылицы и молоко (это сыр, кумыс и творог, необходимый для питания в походах). За всем этим следили государственные чиновники. Так же кочевники должны были содержать государственные склады, почтовые станции и самих послов. Разумеется это только часть налогов и повинностей, самой тяжелой из которых была военная, когда кочевник на годы отрывался от родных мест для походов и несения гарнизонной службы. Кто желает познакомиться с налоговой системой Монгольской империи, то рекомендую книгу Н. Н. Крадина и Т. Д. Скрынниковой "Империя Чингис-хана", М. 2006.

После завоевания Северного Китая (Империи Цзинь), перед монголами стала задача обложения налогами завоеванного населения. С этой задачей справился министр хана Угедея Елюй Чуцай, образованный выходец из царского рода киданей. Монголы в то время еще не были грамотными, однако привлекать на службу образованных специалистов умели. Елюй Чуцай  провел налоговую реформу и перепись населения. Рассказ об этом сохранился на надгробном памятнике государственного мужа:

"В [году] цзя-у (31 января 1234г.— 20 января 1235 г.) был издан императорский указ о проведении переписи населения [Северного Китая] под руководством сановника Худуху. В начале [существования] государства, [когда] только что начались завоевания, при покорении [населения каким-либо военачальником] оно и отдавалось [тому военачальнику]; все, начиная с отдельной общины и крестьянина, имели [своих] хозяев и не подчинялись друг другу; только теперь [при переписи, они] передавались в ведение округов и уездов. Все придворные чиновники [при переписи] хотели считать, [каждого] тяглого (дин) за [отдельный] двор (ху) [как единицу обложения]. Только его превосходительство считал, что нельзя [принимать такой порядок]. Все говорили [ему]: “Наша династия и абсолютно все государства Западного края считают тяглого за [отдельный] двор. Как можно отказываться от законов великой династии и следовать правлению погибшего государства!”. Его превосходительство отвечал: “Те, кто владел Северным Китаем начиная с древних времен, никогда не считали тяглого за [отдельный] двор. Если же провести это на самом деле, то [тяглые], может быть, и уплатят подати за какой-нибудь год, а потом тотчас же разбегутся!”. В конце концов [его величество] последовал предложению его превосходительства. В то время рабы, полученные князьями, сановниками и военачальниками, часто оставлялись в областях и проживали почти на половине Поднебесной. Поэтому его превосходительство в докладе императору предложил при переписи населения записать всех как [обычных] податных крестьян".

Как видите, монголы провели перепись по китайскому образцу. Монголы не изобретали велосипеда - всё уже придумали до них. Вот как перепись описана в Первой новгородской летописи старшего извода:

"В лето 6767 [1259]. ... Тои же зимы приехаша оканьнии Татарове сыроядци Беркаи и Касачикъ с женами своими,. и инехъ много; и бысть мятежь великъ в Новегородѣ, и по волости много зла учиниша, беруче туску оканьнымъ Татаромъ. ... бысть заутра, съеха князь с Городища, и оканьнии Татарове с нимь; и злыхъ светомь яшася по число: творяху бо бояре собе легко, а меншимъ зло. И почаша ездити оканьнии по улицамъ, пишюче домы христьяньскыя: зане навелъ богъ за грехы наша ис пустыня звери дивияя ясти силныхъ плъти и пити кровь боярьскую; и отъехаша оканьнии, вземше число..".

Туска, из-за которой произошел мятеж, это провиант для послов, который те толковали весьма широко и превращались в наглые вымогательства и поборы. Всеобщая перепись населения империи началась при хане Мункэ с 1252 г., но на Руси она началась позднее  1257 г. Не обошла перепись стороной и Армению. Вот как об этом пишет очевидец событий Киракос Гандзакеци в "Истории Армении":

"Итак, в 703 (1254) году армянского летосчисления Мангу-хан н великий военачальник Батый послали востикана по имени Аргун (получившего еще повелением Гиуг-/362/хана должность главного сборщика царских податей в покоренных странах) и еще одного начальника из рода Батыя, которого звали Тора-ага, с множеством сопровождающих их лиц провести перепись всех племен, находившихся под их властью.

И те, получив такой приказ, отправились во все страны исполнить [поручение]. Добрались они до Армении, Грузии, Агаанка и окрестных областей. Начиная с десяти лет и старше всех, кроме женщин, записали в списки. И со всех жестоко требовали податей, больше, чем люди были в состоянии [платить], [народ] обнищал. [Сборщики налогов] притесняли их невообразимыми требованиями, пытками и муками. И того, кто прятался, схватив, убивали, а у того, кто не мог выплатить подать, отнимали детей взамен долга, ибо странствовали они [в сопровождении] персов-мусульман.

Даже князья — владетели областей ради своей выгоды стали их сообщниками в притеснениях и требованиях. Но этим они (монголы) не довольствовались; всех ремесленников, будь то в городах или селах, они обложили податью. И рыбаков, промышляющих рыбной ловлей на морях и озерах, и рудокопов, и кузнецов, и красильщиков — [всех обложили податью]. Да нужно ли мне подробно рассказывать? Были закрыты людям все пути к получению доходов, и лишь сами они получали доходы. Все соляные копи как в Кохбе, так и самых разных местах были отняты.

Нажились они и на торговцах и собрали огромное богатство — золото, и серебро, и драгоценные камни. И так, обобрав всех, повергнув страну в горе и бедствие, они оставили злобных востиканов в тех странах, чтобы они взыскивали то же самое ежегодно по тем же спискам и указам".

Однако ими был возвеличен один богатый купец, по имени Умек, которого сами они называли Асилом. Человек этот любил делать добро, и мы уже упоминали о нем, рассказав, как он во время разорения татарами города Карин спасся вместе с сыновьями Иованном и Степаносом и своими братьями. А в это время он уже обосновался на жительство в городе Тифлисе, считался названым отцом грузинского царя Давида и был почтен грамотой хана и [уважаем] всей знатью. Он заплатил щедрую дань Аргуну и спутникам его, и те оказали ему большие почести.

Но с духовенства не взыскали никаких податей ибо не было у них на то приказа от хана. Точно так же и с сыновей Саравана: Шнорхавора и Мкртыча — людей богатых и знатных".

В данном сообщении довольно ясно говорится и злоупотреблениях при сборе налогов, и обращении в рабство недоимщиков, и о свободе духовенства от налогов. Это подтверждается русской исторической "Песней о Щелкане Дудентьевиче" (о событиях в Твери 1327 г.):

"Брал он, млад Щелкан,

Дани-невыходы,

Царски невыплаты.

С князей брал по сту рублев,

С бояр по пятидесят,

С крестьян по пяти рублев;

У которова денег нет,

У тово дитя возьмет;

У которова дитя нет,

У того жену возьмет;

У котораго жены-та нет,

Тово самово головой возьмет.

Вывез млад Щелкан

Дани-выходы,

Царския невыплаты;

Вывел млад Щелкан

Коня во сто рублев,

Седло во тысячу.

Узде цены ей нет:

Не тем узда дорога,

Что вся узда золота,

Она тем, узда, дорога —

Царская жалованье..."

Перепись потребовалась не только ради упорядочивания налоговых сборов, но и для прекращения беспорядочных грабежей подвластного населения  откупщиками и монгольскими властями. Грабежи не контролировались, а наоборот поощрялись местными монгольскими начальниками. Вот как об это пишет Плано Карпини:

"И вот чего Татары требуют от них: чтобы они шли с ними в войске против всякого человека, когда им угодно, и чтобы они давали им десятую часть от всего, как от людей, так и от имущества. Именно они отсчитывают десять отроков и берут одного и точно так же поступают и с девушками; они отвозят их в свою страну и держат в качестве рабов. Остальных они считают и распределяют согласно своему обычаю. А когда они получат полную власть над ними, то, если что и обещали им, не исполняют ничего, но пытаются повредить им всевозможными способами, какие только соответственно могут найти против них. Например, в бытность нашу в Руссии, был прислан туда один Саррацин, как говорили, из партии Куйюк-кана и Бату, и этот наместник у всякого человека, имевшего трех сыновей, брал одного, как нам говорили впоследствии; вместе с тем он уводил всех мужчин, не имевших жен, и точно так же поступал с женщинами, не имевшими законных мужей, а равным образом выселял он и бедных, которые снискивали себе пропитание нищенством. Остальных же, согласно своему обычаю, пересчитал, приказывая, чтобы каждый, как малый, так и большой, даже однодневный младенец, или бедный, или богатый, платил такую дань, именно, чтобы он давал одну шкуру белого медведя, одного черного бобра, одного черного соболя, одну черную шкуру некоего животного, имеющего пристанище в той земле, название которого мы не умеем передать по-латыни, и по-немецки оно называется ильтис (iltis), поляки же и русские называют этого зверя дохорь (dochori), и одну черную лисью шкуру. И всякий, кто не даст этого, должен быть отведен к Татарам и обращен в их раба".

Об этом же пишет Киракос Гандзакецы:

"Главными среди этих сборщиков податей были люди жестокие и алчные, одного из них звали Аргуном — он властвовал над всеми, а второго — Бугой, который был даже зловреднее того Буги, который в дни Джафара Измаильтянина пришел в Армению и разорил множество областей. Точно так же и этот Буга: прибыв к татарским войскам, входил в дома старшин и безжалостно отнимал все, что нравилось ему, и никто не осмеливался сказать ему что-нибудь, ибо он собрал себе людей среди разбойников из персов и мусульман, совершавших бесчеловечные поступки и особенно враждебно относившихся к христианам".

Пишет про перепись в Армении и другой армянский историк Григор Акнерцы (инок Магакия) в "Истории народа стрелков":

"Это происходило в 700 г. армянского счисления. После этого бедствия, по повелению Мангу-хана прибыл в нашу страну один татарский начальник, именем Аргун, и произвел перепись в стране восточной — с целью взыскать на будущее время подати по числу голов, вписанных в Давтар. И разорили они восточную страну еще более тем, что в малейшей деревне насчитывали от 30 до 50 человек, начиная с 15 летних и кончая 60 летними; и с каждой головы, попавшей в запись, брали по 60 белых. Бежавших или укрывавшихся ловили, безжалостно связывали им руки назад, секли зелеными прутьями до того, что все тело обращалось в одну болячку, покрытую кровью. После того они выпускали на истощенных и истерзанных христиан свирепых собак, приученных ими к человеческому мясу".

Подобную перепись монголы провели так же в Грузии. Вот как описывает перепись автор "Столетней хроники", включенной в свод "Картлис цховреба":

"В эту пору произошло и следующее: потому как каэн Бато, что был величайшим среди всех каэнов, соизволил высчитать и переписать все страны. Он и разыскал некоего человека, из рода оирдов по имени Аргун, правотворца и праворечивого и глубоко сметливого и разумника избранного. Его и отправил он по всей подвластной ему державе – Руси, Хазарии, Овсетии, Кипчакии, до (самого) Мрака, и на Восток до Чина и Хатаети, чтобы высчитать и установить всадников и воинов, (способных) идти в поход с ноинами, великих и малых, в соответствии с их улупой, что суть подношения путникам, цена коням и вьюкам. Как только упорядочил он державу Бато, (этот) отослал его в Каракурум к каэну Кубилу, дабы он навел у себя порядок руками Аргуна. И каэн Кубил тоже изволил поступить так же и отправил того же Аргуна упорядочить государство свое. И определил ему тот же порядок. И (затем) явились пред престолом каэна Чагата и Уркан. И этот изволил также и ввел тот же порядок в Туране и уладил тамошние (дела) сполна. И прошел он Джеон и прибыл в Хорасан, Ирак и Ромгур, и также все там обустроил.

И прибыл он пред каэном Уло, а он приветил его с почестью и отправил в Грузию, к царю Давиду, и в Грецию и во все подвластные ему земли, произвел перепись и правление. И когда он прибыл в Грузию, предались великому бедствию все жители царства Давида. И стали переписывать от людей до скотины, от нив до виноградников, от садов до огородов. И из девяти зажиточных крестьян одного отбирали для военных походов. И вышло из царства Давида девять думанов всадников, сопутствующих татарам, что составляет девять бевров. И установили (размеры) подношений – от одного селения для предводителя тысячи всадников одного ягненка и один драхкан, а для главаря бевра – одного барана и два драхкана, а плата за коня – три тетри ежедневно. И упорядочив таким образом, отбыл в Грецию и Багдад и (далее) повсюду.

Наведя порядок в четырех каэнствах, сей Аргун остался доволен, ибо был он человек правотворный. Но в учреждения священников и монашества и церкви не ввел подати, ни калан, а также шейхов и дервишей и людей всякой веры, чина Божеского – освободил".

"Картлис цховреба", Тбилиси, 2008, стр. 363-364.

Это описание совпадает с описанием армянских и русских источников, в том числе и освобождением монголами духовенства от налогов. Об освобождении духовенства от налогов и сборе налогов при хане Мункэ пишет Рашид-ад-дин:

"Поскольку насилие и вымогательство все увеличивались и земледельцы, особенно [страдавшие] от множества причитавшихся сборов, повинностей и поборов, дошли до того, что урожая хлебов у них не хватало на удовлетворение половины причитавшихся сборов, – [Менгу-каан] приказал, чтобы простые люди из [числа] купцов, владельцев промыслов и ремесленников своим подручным оказывали снисхождение и уделяли [им] из своих благ и чтобы всякий безотлагательно уплачивал причитающийся с него с суммы сделки [денежный сбор] пропорционально количеству и достатку и исключая лиц, освобожденных от стеснительных обязанностей и повинностей согласно ярлыку Чингиз-хана и каана [Угедея]: из мусульман – великих шейхов, знаменитых сейидов и благочестивых имамов, из христиан – епископов, священников, монахов и причт, из идолопоклонников – известных [туинов], а из всех сословий – людей очень преклонного возраста и неспособных к труду и занятиям. Так как каждый работающий не может уделять ежедневно долю [своего заработка], [Менгу-каан] установил ежегодный налог: в китайских областях богатый должен давать [в казну] десять динаров, а бедный пропорционально – один динар; в Мавераннахре – такое же [количество], в Хорасане богатый – семь динаров, бедный – один динар. [Он приказал], чтобы сборщики податей и писцы не были пристрастны и лицеприятны, не брали бы взяток; налог с пастбища, который называют копчур, с каждого рода скота всякий, у кого будет сто голов, должен дать одну голову, а с [количества] меньше ста голов ничего не должен давать. А недоимки, где бы и за кем бы они ни оставались, с населения не брать".

Последнее приказание не выполнялось и так и осталось на бумаге.

Конечно альтернативная публика может потребовать от меня в доказательство поазать тексты и бланки самой переписи. К сожалению историков, они не сохранились. Семьсот лет слишком большой срок канцелярских документов на бумаге. И времена были бурные, чтобы документы могли сохраниться. Тем более кому бы пришло в голову хранить налоговые документы двух-пятисотлетней давности? Но сочинения летописцев утверждают, что такие документы были. Не могут же летописцы разных стран и народов синхронно писать неправду? Подделать подобное не возможно. Самое смешное, но когда просишь альтернативную публику показать монеты или летописи мифической Тартарии, то в ответ слышишь только оскорбления и обвинении в русофобии. Но что взять с убогих умом? Только пожалеть.

Итак, вот что говорят источники. Они полностью опровергают вымыслы альтернативной публики о переписи населения монголами в завоеванных странах, которую, по их вздорной версии, якобы выдумали некие кабинетные "официальные историки". Нет, историю не сочиняют, как воображают невежественные альтернативщики, история уже свершилась и получила отображение в исторических источниках, которые донесли до нас исторические факты. Историки пишут свои труды на основе изучения и анализа исторических источников. Сочинительством и откровенным враньём занимается как раз альтернативная публика, у которой нет ни чести, ни совести, ни знаний. Или пусть попробуют опровергнуть сведения исторических источников!





Нарвались: табу на уничтожение киевской верхушки снято
  • pretty
  • Вчера 08:20
  • В топе

Кирилл СтрельниковВчерашнее убийство начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил России генерал-лейтенанта Игоря Кириллова и его помощника ставит большую и ...

Чисто английское убийство
  • pretty
  • Вчера 19:32
  • В топе

Сергей ВасильевГлядя, с какой скоростью, буквально теряя тапки, кастрюлеголовые гестаповцы побежали брать на себя ответственность за теракт в Москве, увидев их воодушевленные элитным “коксом” лица, хо...

Обсудить
  • Как всегда, со стороны альтернативщиков услышим только:Не верим, врете вы все! Это ведь секта, квазирелигия, которая требует верить, а не проверять.
  • Правда ваша. Неравноценное участие в дискуссии. По ярлыкам есть материалы у Березина http://starieknigi.info/Knigi/B/Berezin_I_N_Tarhannye_yarlyki_Tohtamysha_Timur_Kutluka_Saadet_Gireya_1850.pdf http://starieknigi.info/Knigi/B/Berezin_I_Hanskie_yarlyki_01_02_03_1850_1851.pdf
  • Монголы не с Марса прибыли, учителей у них хватало, так что удивляться их умениям не стоит. Спасибо.
  • Фальстарт.
    • olinth
    • 22 февраля 2017 г. 19:10
    дауж. каждый альтернативно образованный историк поддерживает только свой представление о прошедших событиях, но как правило отрицает все исследования историков, археологов, лингвистов, антропологов и тд. это же всё изучать надо, глоаздо легче сочинить псевдо-"пост"-историю.