За высокими горами. Так где же располагалась Гиперборея, если Геродот даже близко не нашёл соответствий храмовым легендам о гиперборейцах среди известных грекам и скифам народов Евразии? Амазонкам нашёл, а вот на гиперборейцев никто из народов Европы и Азии похож не оказался и в результате Геродот вообще отказался верить в существование этого народа.
Поздняя античная традиция локализует гиперборейцев на севере за некими Рипейскими горами. Что же такое Рипейские (или Рифейские) горы? Обычно их отождествляют с Уральскими горами. Но это уже современная абберация близости, когда исследователи принимают желаемое за действительно, точно так же как некоторые энтузиасты ищут Атлантиду или вычерчивают путь Одиссея на современной карте. Некоторые античные авторы, Страбон например, сомневались в реальном существовании Рипейских гор. Изначально это были горы где-то на краю мира, отделяющие мир человека от мира богов, без какой либо точной локализации. Отголоски этой мифологической картины мира находим у Геродота: "По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы – одноглазые люди; за аримаспами – стерегущие золото грифы, а еще выше за ними – гипербореи на границе с морем", IV, 13. Море у Геродота – это не известные нам моря, а некое море на краю мира, которое омывает Землю. Праобразом этого моря была мифическая река Океан, но в V в. до н. э. Геродот уже сомневался в существования этой мировой реки, но образ огромной реки-океана явно присутствует в описании мира Геродотом.
Греки фактически ничего не знали об Уральских горах, чтобы отождествлять их с Рипейскими горами. У разных античных авторов Рипейские горы помещаются в различных частях Евразии – и на севере, и на западе, некоторые отождествляли их с Альпами. Представить какая путаница была у античных писателей по поводу Рипейских гор и Гипербореи можно на примере сообщения Аристотеля: "Уже под самой Медведицей, за крайней Скифией, [находятся] так называемые Рипейские горы. Баснословны рассказы об их небывалой величине, однако, как говорят, оттуда стекает больше всего рек, и после Истра самые крупные.", "Метеорология", I, 13, 47-48. Гиперборейцы, как обычно считается, жили за Рипейскими горами. Однако греческий поэт Пиндар (522/518 до н. э. — 448/438 до н. э.) в Третей олимпийской песне, описывая путешествие Геракла в Гиперборею, сообщает следующее:
"Осенил бледной красою оливы,
Которую некогда от тенистых истоков Истра
Сын Амфитриона
Принес в Олимпию, —
Лучшую память Олимпийских игр.
Он принес ее от гипербореев,
Служителей Аполлона,
Умолив их словами разума
Во имя святилища Зевса, славного по всей земле,
О дереве, осеняющем мужей и венчающем подвиги".
Истр, античное название Дуная, берет начало в Германии в горах Шварцвальда и к Уральским горам никакого отношения не имеет. Мало того, Гиперборея, таким образом, находится не на севере, а на западе. Но даже и это не последняя античная локализация Гипербореи. У того же Пиндара в Десятой Пифийской песне описывает путешествие Персея к гипербореям во время похода за головой Медузы Горгоны:
"Но ни вплавь, ни впешь
Никто не вымерил дивного пути
К сходу гипербореев —
Лишь Персей,
Водитель народа,
Переступил порог их пиров…
Это в их счастливые сборища
Шагнул, предводимый Афиною,
Сын Данаи.
Он убил Горгону…"
Но дело в том, что сёстры Горгоны жили в Ливии, то есть в Африке. О походах Персея в Скифию не рассказывает ни один античный писатель. Этот факт приводил в недоумение уже самих античных читателей. Локализация Гипербореи на дальнем севере является уже поздней, так сказать общепринятой версией. Более ранние авторы, вроде Пиндара, имели довольно смутное представление о местонахождении Гипербореи. Античный комментатор в схолиях (схолии – пояснительные надписи на полях книг) к Пиндару так выражает свое недоумение: "Каким образом Персей мог прийти к гиперборейцам, если он намеревался отрубить голову Горгоны? Ведь гиперборейцы живут на севере; Горгоны же, по мнению одних, живут в областях Эритреи и Эфиопии, которые находятся на юго-востоке, по мнению же других — у границ Ливии, которая находится на западе. Одно ясно, что Горгоны находятся не на севере, потому что об этом никто не повествовал".
Объяснить такое можно только одним – изначально локализация Гипербореи не располагалась четко на севере. Как любая фантастическая страна, Гиперборея на фантастической карте мира могла располагаться в любой части света. И то, что одновременно разные авторы могли помещать Гиперборею то в Африке, то в Скифии - древних греков не смущало. Мифологическое мышление подобный разброс в пространстве и времени позволяло, не находя конфликта с логикой, потому что законы человеческого мира в Ином мире не действуют и географические ориентиры там запросто меняются местами. Например, Гомер, описывая прибытие Одиссея на остров волшебницы Цирцеи, пишет, что ориентиры в пространтсве здесь просто спутаны:
"Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос.
Спутников верных своих на совет пригласив, я сказал им:
"Спутники верные, слушайте то, что скажу вам, печальный:
Нам неизвестно, где запад лежит, где является Эос;
Где светоносный под землю спускается Гелиос, где он
На небо всходит; должны мы теперь совокупно размыслить…"
"Одиссея", X, 187-192.
Одиссей не может определить стороны света, хотя он наблюдает восхождение богини зари Эос (что должно быть на востоке), то есть зарю и восход солнца Одиссей наблюдает в совершенно в неположенном месте. Координаты в Ином мире совершенно иные, чем в мире человека – Иной мир является зеркальным отражением мира человеческого, где всё наоборот. Гиперборея, как сказочный мир, лежащий на краю мира, рядом с миром богов (там часто гостит сам бог Аполлон), не подвластен географии нашего мира, поэтому попасть в него можно двигаясь в любом направлении.
Если гипербореи жили за Рипейскими горами (где бы они не находились), тогда этим и объясняется недоступность гипербореев для обычных людей – эти горы были настолько высоки, что пересечь их не было никакой возможности. Персей достиг гипербореев благодаря волшебным предметам – крылатым сандалиям. Вот как рассказывает Аполлодор: "Когда дочери Форка привели его к нимфам, он отдал им глаз и зуб, а от нимф получил то, ради чего старался к ним проникнуть. Он надел на себя сумку, прикрепил сандалии к лодыжкам, а голову покрыл шапкой. Надев ее, он видел всех, кого хотел, другие же его не видели. Взяв от Гермеса кривой стальной меч, он полетел над океаном и застал сестер Горгон спящими", "Мифологическая библиотека", II, IV, 2. Присмотримся к волшебным предметам Персея: меч-кладенец, шапка-невидимка – обычный джентльменский набор доброго молодца из русских волшебных сказок, то есть перед нами не столько миф, сколько древняя сказка, в которой гиперборейцы фигурируют в виде сказочного народа. Здесь Гиперборея и Рипейские горы находят сходство с русскими волшебными сказками:
"Они так и сделали; отпустили войско и поехали втроём за шариком. Издали ещё завидели горы — такие крутые, высокие, что и боже мой! верхушками в небо упёрлись. Шарик прямо к пещере прикатился…
Иван-царевич подошёл к пещере, видит — дверь железная, толкнул со всего размаху — дверь отворилася; вошёл туда — железные когти ему на руки и на ноги сами наделися. Начал на горы взбираться, лез, лез, целый месяц трудился, насилу наверх взобрался".
"Три царства — медное, серебряное и золотое", № 129 в сб. "Русские народные сказки" А. Н. Афанасьева.
В русской сказке высокие горы отделяют мир людей от мира таинственных существ, владеющих магией, умеющих превращаться в птиц, а так же мира, где обитают люди-змеи. Точно так же, как Рипейские горы в греческой мифологии отделяют мир людей от чудесного народа гиперборейцев, и достичь Гиперборею можно только по воздуху, как, например это сделал легендарный гипербореец Абарис, прилетевший в Грецию на стреле. Гиперборея находилась на краю мира, на берегу Океана, омывающего всю Землю, да ещё за высокими непроходимыми горами. Типичное Тридесятое царство русских сказок, куда можно добраться, только изломав три железных посоха, истоптав три пары железных сапог и изглодав три каменных хлеба. Неясная локализация Гипербореи, которую греки помещали, то в Азии, то в Европе, то в Африке, напоминает нам царство "пойди туда, не знаю куда" русских сказок. Таким образом, совершенно бесполезно искать сказочную Гиперборею на географических картах.
Где-то за северным ветром. Но почему же Гиперборею древние греки поместили на севере? Из-за названия страны – Гиперборея, что буквально переводится "за Бореем". Борей – это бог северного ветра. В классическую эпоху Борея изображали, как бородатого крылатого мужичка (иногда со всклоченными волосами). Но более древние представления об облике Борея связаны со змеями. Так, Павсаний описывает ларец Кипсела (тирана Коринфа, 657 до н. э. — 627 до н. э.), где видит Борея: "На четвертом поле ларца, если начинать осматривать его с левой стороны, изображены: Борей, похищающий Орифию; у него вместо ног змеиные хвосты…", "Описание Эллады", V, 19,1. Змеиный народ, живущий на краю мира – один из древнейших мифологических мотивов Евразийских народов.
Где именно жил Борей точно не известно. Но у нас есть сведения о жилище повелителя ветров Эола. Это плавучий остров Эолия, который плавает где-то за пределами известного человеку мира:
"Скоро на остров Эолию прибыли мы; обитает
Гиппотов сын там, Эол благородный, богами любимый.
Остров плавучий его неприступною медной стеною
Весь обнесен; берега ж подымаются гладким утесом.
Там от супруги двенадцать детей родилося Эолу,
Шесть дочерей светлоликих и шесть сыновей многосильных.
Вырастив их, сыновьям дочерей он в супружество отдал.
Днем с благородным отцом и заботливой матерью вместе
Все за трапезой, уставленной яствами, сладко пируют
В зале они, благовонной от запаха пищи и пеньем
Флейт оглашаемой; ночью же, каждый с своею супругой,
Спят на резных, дорогими коврами покрытых кроватях".
"Одиссея", X, 1-12.
Установить координаты плавучего острова сказочного пространства на географической карте так же невозможно, как установить координаты северного ветра. Единственное что известно об этом острове, что он находится очень далеко, в фантастическом сказочном пространстве, где обитают диковинные племена поедателей лотоса, одноглазых циклопов, могущественных волшебников и самих богов, к которым запросто можно зайти в гости. Точно так же гипербореи живут на краю мира, где-то за северным ветром рядом с мифическими грифонами, стерегущими золото. Такие представления о мифических народах и странах на краю мира за высокими горами, были характерны не только для индоевропейцев, но для народов Евразии в целом (стоит хотя бы прочитать китайскую "Книгу гор и морей", где нарисована фантастическая картина мира вокруг Древнего Китая, населенном диковинными народами, животными и духами). Геродот так же передает сходные представления жителей Центральной Азии: "Итак, области до этих лысых людей нам еще знакомы, о том же, что выше их, никто с точностью сказать не может. Эти страны отделяют высокие, недоступные горы, и никто их еще не переходил. По словам лысых, на горах обитают, хотя я этому не верю, козлоногие люди, а за этими горами — другие люди, которые спят шесть месяцев в году. Этому-то я уж вовсе не верю", "История", IV, 25.
Интересно, что память о божестве ветра, живущего где-то на краю мира, на берегу реки Смородины, у наших предков воплотилось в образе Соловья-разбойника в былине об Илье Муромце. В былине, правда, это уже не языческое божество, а просто некое чудовище, то есть произошло снижение статуса мифологического персонажа. Видимо, древняя славянская мифология уже к Х в. начала стираться в памяти наших предков. В былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник" место жительство Соловья-разбойника описывается так:
"Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела;
А и по той ли по дорожке прямоезжею
Да и пехотою никто да не прохаживал,
На добром кони никто да не проезживал:
Как у той ли то у грязи то у черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя,
Да у той ли речки у Смородины,
У того креста у Леванидова
Сиди Соловей разбойник во сыром дубу,
Сиди Соловей разбойник Одихмантьев сын;
А то свищет Соловей да по соловьему
Он кричит, злодей разбойник, по звериному,
И от его ли то, от посвисту соловьего,
И от его ли то, от покрику звериного,
То все травушки муравы уплетаются,
Все лазуревы цветочки отсыпаются,
Темны лесушки к земли вси приклоняются,
А что есть людей, то все мертвы лежат".
"Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года".
Убийственный свист Соловья-разбойника – это память о грозном божестве ветра, который мог топить целые флотилии: "Дионисий двинул против Фурий триста кораблей с тяжеловооруженными воинами, однако налетел противный северный ветер, разбил корабли и лишил его таким образом флота", Клавдий Элиан "Пестрые рассказы", XII, 61. Точно так же, как и Эол, Соловей-разбойник живет на краю мира у берега реки Смородины, отделяющей мир людей от Иного мира. В былине этот аспект пограничной реки показан смутно, в отличии от сказки. В сказке "Иван Быкович" река Смородина отделяет мир людей от мира, где властвуют могучие змеи, а так же существуют некие "невиданные царства, небывалые государства":
"— Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост; слышал я, что там не одно чудо-юдо живёт.
— Ай да Ванюша! За дело хватился; ведь они, злодеи, всех приполонили, всех разорили, ближние царства шаром покатили.
Братья переночевали у бабы-яги, поутру рано встали и отправились в путь-дорогу. Приезжают к реке Смородине; по всему берегу лежат кости человеческие, по колено будет навалено!"
"Иван Быкович", № 137 в сб. "Русские народные сказки" А. Н. Афанасьева.
Леванидов крест – это уже христианский символ, креста на котором был распят Иисус. По апокрифическим легендам дерево, выросшее из райского из ростка Древа Познания Добра и Зла . Видимо, именно образ райского дерева наложился на индоевропейские представления о волшебных деревьях, растущих на краю мира, вроде яблонь Гесперид с золотыми яблоками. А человеческие кости на берегу реки Смородины – это уже смутные воспоминания о царстве мёртвых. Точно так же, как и Эол, Соловей-разбойник – патриарх большого семейства. Он отец трёх дочерей и повелевает своими зятьями. Таким образом, из данных былин и сказок, складывается картина, что Соловей-разбойник живёт на границе человеческого и Иного мира. Данные русского фольклора проясняют смысл название страны Гипербореи, которая уже своим названием "[страна] за Бореем" (то ли за северным ветром, то ли за жилищем Борея), говорит, что оно находится за пределами человеческого мира, в волшебном Ином мире. В общем, типичное Тридесятое царство русских сказок. Само название Гиперборея можно толковать "[страна, которая находится непонятно где] за северным ветром" (ср.русскую поговорку "ищи ветра в поле"). Сказочное царство сказочных людей, которых обычный человек не в состоянии ни найти, ни достичь (если он, конечно, не герой, находящийся под покровительством богов).
продолжение будет…
Начало:
Гиперборея и гиперборейцы: без мистики и фантастики.
Гиперборея и гиперборейцы: без мистики и фантастики.... Кто такие аримаспы?
Оценили 28 человек
53 кармы