Портрет славянского Тамерлана? Не верь глазам своим - 6

129 9483

Откуда люди прошлых столетий знали, как выглядит тот или иной исторический деятель? Только по портретам, нарисованных художниками. Хорошо если портрет был нарисован с натуры. Но бывало и наоборот – портрет был, но вот отношения к человеку мог и не иметь. Потому что человек жил за столетия до художника, или находился за тысячи километров, или Коран рисовать запрещал. Однако человеку всегда хотелось не только читать текст, но и зрительно представлять себе историческое личность или событие. И тогда художник рисовал по своему разумению и представлениям о предмете (которое диктовалось его художественной традицией). Зачастую такие портреты и рисунки никакого отношения к предмету изображения не имели, потому что больше изображали полет фантазии художника, чем отображали действительность. Даже имея, казалось близкий по времени портрет, мы иногда не можем точно сказать является ли он достоверным. Так, например, у нас есть несколько портретов Христофора Колумба, но нарисованных уже после смерти путешественника – и все они не похожи друг на друга. Так что можно с уверенностью сказать, что знакомый нам с детства портрет Колумба в учебниках истории к великому открывателю Америки, скорее всего, отношения не имеет. Но ничего другого мы не имеем, а увидеть Колумба хочется. Вот и смотрим на старинный портрет и верим, что именно так Колумб и выглядел.

Христофор Колумб (слева направо), нарисованный разными художниками: Себастьяно дель Пьомбо, 1519; Ридольфо Гирландайо, 1520-1525; неизвестный художник, XVI в.


Вот на таких старинных картинах, где фантазии художника больше, чем правды и строят свои "теории" авторы так называемой "альтернативной истории". Одна из таких теорий гласит, что Азию якобы еще недавно населяла некая белокожая "арийская" или "ведическая" народность, которая создала огромную империю, которую некие злобные силы постарались вычеркнуть из истории. И в доказательство идут старинные картины и рисунки, где татары изображены как европейцы. Тот факт, что европейскую внешность на старинных гравюрах и рисунках имеют так же американские индейцы и африканские негры альтернативщиков не смущает. Они почему-то уверены, что эти рисунки представляют собою нечто вроде фотографии и рисовались с натуры и потому-де являются некими бесспорными доказательствами "фальсификации истории". Вопрос, почему мифические фальсификаторы переписали только тексты, оставив без внимания картины и карты, обычно остается без ответа.

Тамерлан Т. Штиммера, XVI в.
Тамерланиз книги Ф. П. де ла Круа (1723).
Тамерлан с одного из турецких мемориалов 16-ти тюркским империй.

Одним из таких "доказательств" некоей фальсификации для альтернативщиков является портрет Тамерлана, который будто бы на самом деле не имел монголоидных признаков, а был "белым человеком". Несколько лет назад доходило до смешного, когда альтернативщики выдавали за "первоначальную" реконструкцию облика Тамерлана М. Герасимовым иллюстрацию из дореволюционной детской книги по истории России, где был изображен русский князь Василий I, сына Дмитрия Донского. Однако серия портретов Тамерлана в остроконечной шапке и луком за спиной, явно восходил к единому прототипу, который стал для европейцев каноническим для изображения Тамерлана. Например, гравюра швейцарского художника Тобиаса Штиммера (1539 - 1584 гг.) и портрет из книги Ф. П. де ла Круа "Histoire de Timur-Bec, connu sous le nom du grand Tamerlan…" (1723) явно восходят к одному прототипу. И даже созданные в Турции в XXI в. скульптурные портреты Тамерлана в рамках националистической пантюркистской пропаганды, так же восходит к этому оригиналу.

"Тамерлан" К. дель Альтессимо, XVI в.

В итоге, все эти портреты восходят к портрету Тамерлана из галереи Уффици, созданный итальянским художником эпохи Возрождения Кристофано дель Альтиссимо (1525-1605). По заказу флорентийского герцога Козимо I Медичи (1519-1574) дель Альтиссимо создал грандиозную серию из портретов знаменитых людей прошлого и настоящего. Как пишет Д. Вазари (1511-1574) в "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих":

"Написав в своей юности много картин маслом и несколько портретов, он был послан синьором герцогом Козимо в Комо, чтобы скопировать в музее монсиньора Джовио целый ряд портретов знаменитых людей среди бесчисленного множества таковых, собранных в этом месте этим редкостным в наше время человеком, и чтобы пополнить ими то собрание портретов, которое было создано герцогом Козимо благодаря стараниям Джорджо Вазари… Кристофано весьма усердно справился с этой задачей и добился того, что количество этих портретов, добытых им вплоть до сегодняшнего дня и занимающих целых три ряда в одной из гардеробных названного синьора герцога, как будет сказано в другом месте, при описании его сокровищ, превышает двести восемьдесят единиц, включая князей церкви, императоров, королей и других государей, военачальников, литераторов, – словом, всех, кто по той или иной причине приобрел славу и известность".

Кто же такой монсиньор Джовио? Паоло Джовио (1483-1552) – итальянский гуманист, политик, врач, писатель, историк. Так же Джовио был страстным коллекционером. Предметом его страсти были портреты знаменитых людей, которые он собирал на своей вилле, построенной у озера Комо, названной владельцем в античном стиле Музейоном. Коллекция Джовио составила 484 портрета. Сейчас большинство этих портретов или утрачены, или находятся в различных музеях и коллекциях. Джовио старался не просто повесить на стену вымышленный портрет, где бы только надпись говорила, кто изображен на картине. Он вел тщательные поиски и переписку со многими учеными, политиками, художниками, дворами монархов и князей, чтобы найти достоверные портреты. Там где было невозможно найти прижизненный портрет, Джовио восстанавливал облик по монетам, медалям, книжным миниатюрам. Коллекция Джовио была признана в Италии образцовой по достоверности. Как писал Вазари, портреты, собранные в коллекциях Джовио и Медичи стали образцом для последующих копий портретов исторических личностей: "Ведь, по правде говоря, мы обязаны Джовио и герцогу за все труды и старания, потраченные им на это дело. В самом деле, не только комнаты государей, но и комнаты многих частных лиц украшаются, в соответствии с родиной, семейным происхождением и склонностями каждого из их хозяев, портретами того или другого из названных мужей".

Поэтому не стоит удивляться, что европейские портреты Тамерлана ведут свое начало от портрета, написанного дель Альтиссимо – европейские художники копировали портреты из собрания Джовио даже не сомневаясь в их достоверности.

Именно поэтому герцог Козимо и отправил дель Альтиссимо копировать портреты собрания Джовио, что художник и сделал. Был в собрании Джовио и портрет Тамерлана. Дело в том, что Джовио не только собирал портреты, но и написал краткие биографии к этим портретам. Есть там и биография Тамерлана. Так что дель Альтиссимо не сам придумал знаменитый портрет Тамерлана, а скопировал его на вилле Джовио.

Реконструкция Тамерлана, сделанная М. Герасимовым по черепу правителя.

Разумеется, есть в коллекции Джовио откровенно вымышленные образы, как, например, портреты султана Саладина (1138-1193) или царя Артаксеркса I (465-424 гг. до н. э.), которые отображают стереотипные представления о жителях мусульманского Востока. Но является ли портрет Тамерлана подобным собранием европейских штампов и стереотипов о правителях Востока? Поначалу я думал, что перед нами обычный полет фантазии средневекового художника. Дело в том, что до нас не дошло ни одного прижизненного портрета Тамерлана (кроме того, в исламе запрещено изображать людей). Единственный достоверный портрет – это реконструкция по черепу Тамерлана, созданный М. Герасимовым. Однако ряд деталей говорит, что портрет не фантазия.

Присмотримся к портрету. Перед нами человек, явно не турецкой внешности. На голове у него белая остроконечная шапка с золотой шнуровкой, отороченная мехом. Одет он в белый кафтан из ткани с набивным рисунком и с высоким, расшитым золотым шитьем, воротником. Подбородок чисто выбрит, человек имеет вислые усы. В руке он держит лук, то есть является лучником. Через правое плечо перекинут полосатый плащ. Перед нами воин-лучник в богатой парадной одежде. Но кто это?

Это не Тамерлан. Тамерлан, как монгол и мусульманин, никогда бы не сбрил бороду. Именно борода отличала правоверного мусульманина от иноверца. Собственно обычай носит бороду у мусульман и появился, чтобы отличать мусульманина от язычника. Бритье же бороды рассматривается, как вмешательство данный Аллахом облик. Сбрить публично своему врагу бороду и усы у мусульман считалось нанесением огромного позора. Тем не менее, на протяжении столетий этот портрет считался портретом Тамерлана, и никто в этом не сомневался. Кто в XVI в. на мусульманском востоке брил бороду, без каких-либо вопросов и упреков? Такие люди были – это турецкие янычары. У янычар, как у последователей суфийского ордена бекташи, бритье бороды носило ритуальный характер. Как пишет Ю. Аверьянов в книге "Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство бекташийа": "Автор "Медбе-и канун" (*официальная история янычар, написанная в 1606 г.) указывает: "Законы и правила [поведения янычар] в ода (казармах) и иных местах, где они пребывают, те же, что предписывал Хаджи Бекташ Вели своим факирам (дервишам). Ныне эти правила такие же. Правила эти: [янычары должны быть] неженатыми, не отпускать бороды, пока не состарятся".

Дервиши Бухары, 1901 г.
В. Верещагин "Два дервиша в Туркестане", 1869-70 гг.

Предположение, что на портрете дель Альтиссимо мы видим турецкого янычара, объясняет и его облик. Шапка с меховой оторочкой – это традиционный для суфийских дервишей колпак. Такие колпаки можно было увидеть на дервишах Средней Азии еще в начале ХХ в. Янычары надевали такие колпаки поверх шлема. Это объясняет наличие шнуровки на колпаке, которой у обычных дервишей нет – с ее помощью колпак затягивали на шлеме, чтобы не слетал. Кафтан с высоким воротником – это суфийское платье тенуре. Белый цвет одежд – это опять суфийская символика, где белый цвет символизировал ислам. Наличие лука у изображенного воина на портрете так же не противоречит нашим данным о янычарах, которых изначально формировались как пехота, вооруженная луками. Перевооружение янычар на ручное огнестрельное оружие началось при султане Мураде II (1421—1444). Как пишет В. Пенской в книге "Великая огнестрельная революция": "Очевидно, что и в этом случае турки переняли ручное огнестрельное оружие посредством контактов и под влиянием европейцев. В частности, 17 октября 1448 г. во время 2-й битвы на Косовом поле венгерский полководец Янош Хуньяди успешно применил против турецких янычар-лучников своих наемных немецких и чешских пехотинцев, вооруженных ручницами. Пехота с обеих сторон, укрывшись за заранее возведенными частоколами, вступила в перестрелку друг с другом. И хотя победу в сражении одержали османы, тем не менее султан Мурад II, впечатленный эффективностью действий неприятельских стрелков, приказал начать перевооружение янычар ручницами. Таким образом, независимо от того, появились ли первые ручницы на вооружении османов в 20-х г. XV в. или несколько позднее, – к началу осады Константинополя турки уже имели в своем распоряжении все последние европейские военные новинки – и артиллерию, и ручное огнестрельное оружие. В 70-х же гг. XV в. огнестрельное оружие уже широко использовалось османами в ходе кампаний на Балканах против христиан".

Тенуре современных суфиев

Это дает хронологические рамки создания прототипа портрета – XV в. Судя по роскошной униформе изображенного на портрете, то можно предположить, что портрет был написан в Константинополе при дворе султана, где янычары носили парадные одежды.

Янычар. Д. Беллини, 1479-80 гг. 

Аналогичное изображение турецкого янычара XV в. мы видим на рисунке венецианского художника Джентиле Беллини (1429-1507), который лично побывал в Константинополе в 1479 г. и написал портрет султана Мехмеда II, так что в достоверности изображения можно не сомневаться. На рисунке мы видим янычара то ли с короткой бородой, то ли плохо выбритого, но без пышной восточной бороды, но с вислыми усами, характерными для янычар. Из оружия – лук, колчан и ятаган. Высокий колпак – вариант колпака дервиша, но уже по обычаю бекташей украшен полоской ткани, которая символизирует рукав халата одного из основателей суфийского ордена бекташей. Одет янычар в тенуре с большим воротником. Несложно увидеть, что в ряде деталей: колпак, лук, отсутствие бороды, кафтан с большим воротником – рисунок Беллини совпадает с портретом дель Альтиссимо.

Таким образом, перед нами одно из ранних изображений турецкого янычара. На это указывает суфийская одежда, как принадлежность к суфийскому ордену бекташей, и лук, как вооружение раннего янычара. Даже "славянский" облик изображенного на картине человека находит объяснение – янычар набирали среди христианских народов Балкан, в том числе сербов и боснийцев.

Но почему же портрет безымянного янычара считали портретом Тамерлана? Скорее это ошибка Паоло Джовио или неизвестного итальянца, который предоставил Джовия имевшийся у него портрет, как портрет Тамерлана. Был ли это намеренный обман или невольная ошибка уже не играет роли. Как бы то не было, но в собрании Джовио этот портрет был подписан как портрет Тамерлана и как портрет Тамерлана был скопирован дель Альтиссимо в собрание герцога Козимо Медичи. Этот портрет стал для европейцев каноническим на протяжении многих столетий, пока русский археолог М. Герасимов не восстановил истинный облик владыки Самарканда.

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • этот то монголоидный "тамерлан" на картинке хоть как смахивает на обитателя Средней Азии, а вот картинка из какой то левой книжки, где он похож на Генриха 4 вообще за гранью. Попробовал бы он с такими завитыми локонами показаться в Самарканде :sweat_smile:
  • а в первом предложении никакое слово не пропущено? Может, "исторический персонаж"?
  • "Христофор Колумб (слева направо), нарисованный разными художниками: 1519; 1520-1525; XVI в." Шикарно, учитывая, что сам Колумб помер аж в 1506 году. Что они там могли нарисовать, и какие выводы модно сделать по этим рисункам?
  • просьба автора пояснить-----------так все старые книжки туфта???? иль не все??? а если не все то какие??? чего почитать за историю то??????????
  • А когда в "альтернативных" статейках читаешь о "фотографической точности гравюр такого-то такого-то" хочется пальцем у виска покрутить.