"Церковная целесообразность"

4 886

Устав Русской Православной Церкви, Глава XVI. Приходы, 2. Причт

...

25. Члены причта могут быть перемещаемы и увольняемы от своих мест епархиальным архиереем по личному прошению, по церковному суду или по церковной целесообразности.

...

Продолжаю читать записи в ЖЖ священника Павла Адельгейма. Складывается впечатление, что у него был абсолютный слух на всякую фальшь. Он одним из первых обратил внимание на то, что принцип целесообразности чужд Церкви, деятельность которой носит не прагматический, а нравственный характер. Но это был глас вопиющего в пустыне. В результате мы пришли к тому, что главным стал принцип "Выше уровень надоев!"

***

Из ЖЖ священника Павла Адельгейма

8 авг, 2009 at 8:06 PM

В статье «Тенденции развития православной Церкви в России» (Кредо ру 06.08.09) С. Бортник высоко оценил деятельность святейшего Патриарха за прошедшие 6 месяцев. Весть о добрых плодах высокого служения радует христианскую паству. Тревогу вызывает похвала С.Бортника за принцип целесообразности, якобы положенный в основу деятельности святейшего Патриарха: «от своего духовного наставника Кирилл перенял главный принцип собственной жизни - "польза Церкви", который в разные периоды и при разных обстоятельствах деятельности может приобретать весьма противоположную окраску».

Такую «похвалу» следует осудить. Она уничижает духовный сан Патриарха и ставит под вопрос этический смысл пастырской деятельности. Принцип целесообразности разрушает духовную и нравственную жизнь. Неизбежность этого принципа представлена в жизни минерального, растительного и животного мира. Этот не этический, а прагматический принцип успешно применяется в политике, торговле, науке и практике, где мерой успеха является эффективное достижение цели. Этот принцип оправдывает результат в управлении, прибыль в коммерции, популизм в общении, и в качестве меры этих ценностей – успех! Выгода заменяет этические принципы, как учил Ленин: «нравственно, если полезно. Если не выгодно, то безнравственно». В.С.Соловьёв приводит ещё более яркое рассуждение дикаря о добре и зле:

- что такое зло?

- это когда у меня похитят моих жён и коров.

- а что такое добро?

- это когда я уведу чужих жён и коров. - Варвар путает нравственные принципы добра и зла с прагматическими принципами вреда и пользы.

Не митр. Никодим и не митр. Сергий придумали принцип целесообразности, как полагает С. Бортник. Этот принцип сформулировал архиерей Каиафа: «лучше нам, если один человек умрёт за людей, а не весь народ погибнет»(Ин.11,50). Во исполнение этого принципа предан и распят Христос. Этот принцип запечатлён в истории формулой «цель оправдывает средства». Это заблуждение. Цель не оправдывает средства. Осуществляя принцип, средства подменяют цель, и она не достигается. Место цели занимают средства и сами становятся целью, которая достигается. Евангелие не применяет этот принцип к духовной жизни человека. Иисус Христос не исходит в своих действиях из целесообразности.

В основе церковного устройства веками лежала нравственная идея. Её формировали библейские заповеди и нормы: иерархия, десятина, запрет взимать проценты, налагать двойное наказание за одно преступление, требование двух-трёх свидетелей для установления факта, ограничение рабства конкретным сроком и проч. Христос углубил смысл этих предписаний, поставив во главу угла любовь: верность Богу и заботу о человеке. «В этих двух заповедях весь закон и пророки». История вносила коррективы в церковную практику. Церковь раскрывала догматическое учение в противостоянии ересям и расколам. Догматы находили практическое применение в канонических правилах. Заповедь о любви к Богу и человеку оставалась неизменной основой христианской этики.

Словом «церковь» мы обозначаем две различные сущности: Тело Христово и административный аппарат. В первом случае мы говорим о благодатной жизни во Христе, которая связывает нас в единство Тела Его через Крещение, Евхаристию и др. Таинства. В этой Церкви принцип целесообразности неприменим.

Во втором случае административный аппарат связывает единую организацию посредством церковной дисциплины, необходимой в жизни человеческого общества. В любой бюрократической структуре принцип целесообразности находит применение и работает. Оба единства значимы и ценны. Но смешивать их и подменять одно другим преступно.

Когда во главу церковной деятельности ставят принцип целесообразности, церковной пользой можно оправдать издержки церковной политики. Принцип «церковной целесообразности» впервые официально закреплён в действующем Уставе РПЦ. Он обосновал произвол епископа в перемещении клириков.

Устав 1918 г. допускал перемещение по суду и по собственному желанию. Устав РПЦ ввёл третье основание в перемещении «по церковной целесообразности», развязав руки произволу епископа. Опасно доводить до предела принцип: «цель оправдывает средства». Целесообразность разрушает нравственное качество церковной жизни. Оскудевает любовь. Её место занимает послушание с одной стороны и господство – с другой. Опасно безлюбовное единство, именуемое дисциплиной. В организации Ада оно достигает своего предела. Там нет ни любви, ни свободы. Лишь безоговорочное подчинение владыке ада – сатане. Принцип целесообразности скромно помещён в главе «Приходы», но идея пользы накрыла своей тенью Устав РПЦ. Беда в подмене евангельской этики и канонической верности прагматической пользой.

Очень скоро «церковная целесообразность» стала служить «частным интересам» епископа и превратилась в раковую опухоль, которая пожирает церковный организм: евангельские принципы, этику, совесть и вселенские каноны. В церковном вероучении целесообразность повреждает догматическое свойство соборности.

Эффективность и успех не могут служить мерой благодатной жизни в Церкви.

***

Источник: http://adelgeim.livejournal.co...

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
    • Grand
    • 24 марта 2017 г. 20:54
    Красиво написано. Еще не отстранили его от Службы за вольнодумство?