Я — епископ, ты — дурак

8 2310

Священник Константин Пархоменко (цит. по http://www.priest.ru/forum/vie...):

...Десять лет назад у нас в Академии случилась история, которая золотыми буквами была вписана в историю нашей Академии и вообще в историю Русских духовных школ. Случай этот назовем так: История об Анаксиосе.

Был помощник инспектора, студент Академии, иеродиакон Игнатий (Тарасов). Этот помощник (история должна знать своих «героев» поименно, поэтому я открываю имя и фамилию) вымогал у ребят взятки за сокрытие их нарушений. Опоздал на службу – неси деньги, а то напишут на тебя докладную записку и припишут еще и то, чего не было. Приезжаешь с каникул – неси гостинец, чтобы к тебе не придирались и не подлили. Унижения, вымогательства и многое другое настроило всех студентов против этого помощника. Но он был на хорошем счету у Администрации, в частности, у нашего тогдашнего ректора — архиепископа Константина, человека неоднозначного, про которого я лучше писать в своих очерках вообще не буду.

И вот назначен день... хиротонии, то есть рукоположения в сан священника этого иеродиакона, отца Игнатия.

Студенты гудят, как растревоженный улей. Разве можно допустить к священническому сану такого непорядочного человека? Но что делать? И студенты решили помешать хиротонии, пользуясь древним правом – высказать протест против рукоположения в момент рукоположения. Напомню, что во время хиротонии епископ выводит рукополагаемого к народу и спрашивает: «Аксиос?» (с греч.: «Достоин?»). По древним канонам, если люди против этого ставленника в священный сан, они могут закричать: «Анаксиос!», то есть, по-гречески, «Недостоин»... 

Протоиерей Сергий (Санк-Петербург):

...Анаксиос был знаменит не только взятками, но и установкой подслушивающих "жучков" в комнатах семинарского общежития...

История старая, я тогда только-только Семинарию закончил. А "жучков" при мне находили. Одни братья, находясь в своей комнате, и вращая настройку приемника были чрезвычайно удивлены, когда услышали из него мирную беседу братьев из другой комнаты. Ну тут всё и началось...

Описание  дальнейших событий в обращении студентов Санкт-Петербургских Духовных школ

--------------

Обращение студентов Санкт-Петербургских Духовных школ.

Дорогие отцы, братия и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

23 апреля 2000 г. в храме СПбДАиС за поздней Литургией «совершалась хиротония» иеродиакона Игнатия (Тарасова), студента III курса Академии и помощника Проректора по воспитательной работе во пресвитера.

11 апреля Воспитательское Совещание вследствие многочисленных возражений преподавателей отклонило прошение иерод. Игнатия о хиротонии. Возглавлял заседание Воспитательского совещания преосвященнейший Константин, епископ Тихвинский, Ректор Санкт-Петербургских Духовных школ, который сам и предложил отложить хиротонию на неопределенный срок. В вывешенном же для студентов протоколе Совещания было указано, что хиротония отложена «до согласования с духовником», о чем на Воспитательском Совещании даже не было и речи.

22 апреля в канун праздника Входа Господня в Иерусалим, иерод. Игнатий стал служить в белых ризах, что свидетельствовало о все же назначенной хиротонии.

Это противоречило решению Воспитательского Совещания и явилось нарушением устава Духовных школ, по которому кандидат хиротонисается епископом не раньше, чем его кандидатура утверждена Воспитательским Совещанием, после чего ставленник обязан сдать ставленнический экзамен.

Все это вызвало очень бурную реакцию среди преподавателей и студентов.

22 апреля в 23-15 Проректор по воспитательной работе был предупрежден о возрастающем недовольстве студентов, о их несогласии с хиротонией вследствие имеющихся препятствий к рукоположению в священный сан и о том, какую реакцию может вызвать эта хиротония.

23 апреля, в день хиротонии, Владыка Ректор по пути своего следования в храм на Божественную Литургию был осведомлен о настроении в храме. Епископу Константину была высказана просьба об отложении хиротонии и проведении расследования относительно нравственных проступков иерод. Игнатия (Тарасова) и превышения им своих должностных полномочий.

Литургия началась. Иерод. Игнатий (Тарасов) продолжал служить в белых облачениях.

Во время чтения апостола представитель студентов попытался еще раз переговорить с еп. Константином в алтаре, откуда был изгнан с такими словами: «Здесь алтарь! Здесь Престол! Здесь молитва!».

Незадолго до хиротонии по храму было распространено обращение к студентам с призывом воспрепятствовать незаконной хиротонии законным изъявлением своего отношения к ней. Конец обращения гласил: «…Сегодня после Литургии мы будем просить Владыку Ректора первый раз за 4 года встретиться с нами в Актовом зале и обсудить наши проблемы…».

И все же хиротония была начата.

Возгласив «Повелите», иерод. Игнатия (Тарасова) повели к алтарю. В это время студенты стали возглашать многократное «Анаксиос!». (Здесь и далее под студентами подразумеваются студенты Академии, воспитанники Семинарии, воспитанники и воспитанницы Регентского отделения и Иконописной школы.)

Тем временем в алтаре Владыке Ректору сослужившее ему духовенство советовало отложить хиротонию. Когда еп. Константин вышел на амвон, то храм утих, и Владыка произнес: «Я не Понтий Пилат, чтобы слушать толпу (?!). Что намечено, то будет исполнено!».

Зайдя в алтарь, Ректор приказал видеооператору Академии снимать хиротонию и тех, кто будет возглашать «Анаксиос!» при облачении иерод. Игнатия (Тарасова). Оригинал и все копии видеозаписи находятся у Владыки Ректора.

Началось облачение. На каждое «Аксиос» (то есть «Достоин») епископ неизменно получал свидетельство Церкви: «Анаксиос!» (то есть «Недостоин!») (трижды). Только мужской квартет в алтаре пел тихое «Аксиос», да несколько человек из смешанного хора им вторили (остальная часть хора молчала). В начале же смешанный хор не пел вообще. Видя это, иерод. Игнатий, стоявший напротив хора, поднял свою голову и произнес: «Пойте!».

Служба продолжалась.

Перед причащением духовник Академии, престарелый архимандрит Кирилл (Начис), по приказанию Владыки Ректора заявил, что те учащиеся, которые кричали «Анаксиос!», отлучаются от причащения до принесения покаяния в этом «грехе».

Следует отметить, что студенты не «бесчинно кричали» в храме Божием, срывая этим совершаемое Таинство, как хотят это представить, а чинно возглашали «Анаксиос!».

В истории Русской Церкви случай, когда после возглашения «Анаксиос!» продолжалась хиротония — беспрецедентный.

Этой хиротонией еп. Константин нанес урон не только церковному миру, обрек ставленника на пожизненное несение этого бремени — памяти о такой хиротонии, но и внес соблазн и разделение в Церковь Божию.

Сутки студенты ожидали, что Владыка Ректор предпримет хоть какие-то шаги для умиротворения ситуации в стенах Духовных школ.

24 апреля, в Понедельник Страстной седмицы, студентом Академии на запричастном стихе во время Литургии была произнесена проповедь, в которой говорилось: «…Ректор накануне был предупрежден … о том, что хиротония не должна быть допущена, и Ректора просили о том, чтобы он отложил хиротонию и провел административное дознание. Но Ректор на это не пошел. Что же случилось? По сути дела, епископ, который должен быть охранителем церковного предания и церковных законов, стал их нарушителем...». Проповедь была прервана возгласом «Со страхом Божиим и верою приступите».

После Литургии произошла встреча представителя студентов с духовником Академии, в ходе которой архимандрит Кирилл сказал, что не мог не послушать епископа и теперь не знает, что говорить на традиционной проповеди в Страстную Среду после последования исповеди. Он призвал к миру в Великие дни Страстной седмицы, просил держать его в курсе всех событий и обещал молиться о мирном исходе дела.

В этот же день, 24 апреля, Митрополит Владимир, правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии, был по факсу и телеграммой уведомлен студентами о случившемся происшествии. Студенты просили своего Архипастыря содействовать умиротворению ситуации, которая в Академии продолжала накаляться с каждым часом. В отношении студентов начались репрессивные действия, заключающиеся в обвинении в заговоре и в угрозах отчисления, что способствовало лишь нагнетанию обстановки.

25 апреля епископом Константином был принят представитель студентов. Во время 40-минутной беседы обсуждались, среди прочего, пути выхода из сложившейся ситуации. Владыка предложил публично раскаяться «зачинщикам» в «бесчинстве». Но ведь студенты лишь воспользовались данным им Церковью правом. В ходе дальнейшего разговора Владыка Ректор сказал: «Мне этот Тарасов не нужен!.. Впрочем, как и все вы». Также еп. Константином была выражена мысль о том, что все это — заранее спланированный и хорошо подготовленный заговор, и что во главе этого заговора стоят преподаватели — члены профессорско-преподавательской корпорации. До сих пор это объяснение является официальной позицией Администрации Духовной Академии.

Затем представитель студентов просил Владыку Ректора:

1. О назначении сразу после Светлой седмицы Комиссии Совета Академии для расследования данного происшествия, что епископ Константин твердо обещал исполнить.

2. О разрешении дела с причащением студентов в Великий Четверг. Было обращено внимание Владыки на то, что духовник не знает, вследствие происшедших событий и наложенных прещений, что говорить на традиционной проповеди, на что еп.Константин ответил: «Ты за него не беспокойся. Отец Кирилл прошел через лагеря и тюрьмы, он духовник, через него действует Дух Святой. Как скажет — так пусть и будет».

3. О гарантии неприменения каких-либо неоправданных репрессивных действий со стороны Администрации Академии.

Соглашение, достигнутое на основании данных трех пунктов, могло, по мнению студентов, послужить основанием для умиротворения ситуации.

Но соглашение достигнуто не было. О реакции Владыки Митрополита ничего не было известно. Поэтому было принято решение разослать факсом обращение некоторым Высокопреосвященным Митрополитам: Сергию Солнечногорскому (управделами МП), Кириллу Смоленскому и Калининградскому (Председателю ОВЦС МП), Ювеналию Крутицкому и Коломенскому (Председателю Комиссии по канонизации МП), Антонию Сурожскому и Высокопресвященному Евгению, Архиепископу Верейскому (Председателю Учебного комитета МП). Обращения заканчивались следующими словами: «…Просим Вас, Ваше Высокопреосвященство, содействовать мирному, христианскому разрешению конфликтной ситуации в Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии. С уважением и надеждой, группа учащихся СПбДАиС».

На ужине 25 апреля Проректор по воспитательной работе по поручению епископа Константина объявил о том, что митрополиту пришел факс, подписанный «группой учащихся». Далее последовала просьба объявиться этой группе.

Чтобы посоветоваться относительно дальнейших действий, было принято решение сразу после ужина провести собрание студентов Санкт-Петербургских Духовных школ, о чем и было объявлено на ужине.

В это же время у Ректора в кабинете начался опрос женского хора Духовных школ, который длился 2,5 часа. Воспитанницы 1-го и 2-го класса Регентского Отделения заходили по одной в кабинет Ректора, где после недолгого введения епископ «зондировал» отношения девушек к происшедшим событиям.

Тем временем собрание, на котором присутствовало около 100 студентов Духовных школ, одобрило текст факса Высокопресвященным и решило отправить своего представителя на встречу с Высокопреосвященнейшим митрополитом Владимиром с просьбой о решении дела о причащении, а также для того, чтобы донести до Высокопреосвященнейшего Владимира общее положение дел.

В среду, 26 апреля, в здании Епархии прошла встреча Митрополита Владимира и представителя студенческого собрания. Однако, эта встреча нисколько не разрядила ситуацию.

Сразу после встречи с Митрополитом было вновь созвано собрание студентов Санкт-Петербургских Духовных школ. В свете приближающихся последних дней Страстной седмицы и праздника Пасхи собранием было принято решение отложить всякие распри и раздоры, испросить друг у друга прощение и в молитвенном настроении встретить приближающиеся Святые дни.

После Пасхи большинство студентов разъехались на Пасхальные каникулы. Всю следующую неделю после Антипасхи, с 7 по 14 мая, студенты ожидали созыва обещанной Комиссии, и, так и не дождавшись, 14 мая попросили аудиенции у Владыки Ректора, на что получили ответ, что в понедельник, 15 мая, епископ вызовет к себе представителя студентов, чего студенты так и не дождались. 16 мая в канцелярии сказали, что встреча состоится 17 или 18 мая, так как епископ занят проверкой письменных работ. Отметим, что 16 мая Владыка Ректор принимал студентов по личным, менее важным вопросам, но представителю студенческого собрания в аудиенции было отказано.

У нас есть только одно объяснение происходящему: Администрация Академии пытается сделать вид, что ничего не случилось.

Почему для нас так важна Комиссия?

Мы поступали и поступаем исключительно в границах канонов и уставов Православной Церкви. Мы не хотим, чтобы о нас думали, как о кучке «заговорщиков» или «бунтарей».

Наша цель — Истина, слава Божия и благо Церкви.

Мы возгласили «Анаксиос!» и готовы понести ответ перед всей Церковью за то, что мы сделали.

Мы готовы предстать перед Комиссией и со всею ответственностью рассказать все, что знаем.

Мы намеренно удерживаем себя от открытого обличения Игнатия (Тарасова), так как не хотим, чтобы все это дело превратилось в самосуд, клевету или бесчинство. «Все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14, 40).

Мы не желаем, чтобы это послужило к насмешкам над Церковью и к погибели брата. Мы надеемся и молимся о спасении того, кого, по промыслу Божию, постигло это тяжкое испытание.

Мы искренне верим, что все эти события послужат к исправлению Игнатия Тарасова.

Особенно мы хотим заявить о своей обеспокоенности вследствие появившейся в Интернете статьи (www.sobor.ru. Статья "В Санкт-Петербурге семинаристы протестовали против рукоположения стукача".) относительно этого события. И хотя неизвестным лицом факты были изложены правильно, но тон самой статьи свидетельствует о личной пристрастности автора и о его заботе не о благе Церкви, а о своекорыстных целях.

В заключение приведем некоторые канонические правила.

7-е правило святого Феофила Александрийского предписывает подвергать ставленника предварительному публичному испытанию в присутствии всей общины: «Весь собор священнослужителей да согласится и да изберет, и тогда епископ да испытает избранного, и с согласием священства да совершит рукоположение среди Церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, аще может и народ (да будет) свидетельствовати о нем…» (Книга Правил Святых Апостолов, Святых Соборов Вселенских, Поместных и Святых Отец. М; 1874, с. 429).

Для совершения хиротонии требуется ряд условий, касающихся не только рукополагающего и рукополагаемого, но и самого совершения таинства. Одним из таких условий является обязательное присутствие молящегося народа, призванного свидетельствовать о достоинстве или недостоинстве рукополагаемого при его поставлении. Прежде чем ввести кандидата в алтарь, обращаются к клиру и народу со словом «Повелите». К сведению: все студенты Духовной Академии и все воспитанники 4-го класса Семинарии являются чтецами, то есть не чужды клиру.

Кандидаты на священство должны отличаться высокими нравственными качествами и безупречной репутацией. По словам апостола Павла, «надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних (даже от внешних, не говоря о будущей пастве, студентах, клире), чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1 Тим. 3,7).

На обороте священнического креста написано: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4, 12).

Хиротония, совершенная в нарушение установленных Церковью правил, может быть признана только в целях церковной икономии.

Алфавитная синтагма Матфея Властаря гласит: «А когда против имеющего принять рукоположение во епископа или клирика возбуждено обвинение от кого-либо в какой бы то ни было вине, хиротония должна быть отложена, и должно быть тщательное исследование в продолжении трех месяцев, и, если имеющий принять рукоположение окажется виновным, хиротония должна быть воспрещена, а если окажется невиновным, должен быть рукоположен; а обвинитель, не могший доказать (обвинение), если он клирик, должен быть лишен своей степени, а если мирянин — должен быть подобающим образом вразумлен. А если кто рукоположит такого прежде исследования, должен быть извержен вместе с рукоположенным». (Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах, составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем, или Алфавитная синтагма М. Властаря. Симферополь, 1901, с. 396-397. Репринт: М.: «Галактика», 1996).

Просим Ваших молитв и содействия мирному и благому для Церкви Божией разрешению конфликта в СПбДАиС.

С уважением и надеждой, студенты Санкт-Петербургских Духовных школ.

Текст обращения одобрен собранием студентов

Санкт-Петербургских Духовных школ от 17 мая 2000 г.

-------------------------

Источник: http://pravbeseda.ru/archive/a...

Из комментариев к этому обращению на Правбеседе:

Отправлено Анахоретъ 14:30:20 22/05/2000

Ситуация в Питере в очередной раз явно спровоцирована недалёким архиереем. То же самое в Биробиджане. То же самое в 90 % случаев, когда умные, деятельные, зачастую с обострённым чувством справедливости священнослужители и миряне уходят в раскол, (соответствующие каноны подбираются задним числом, при написании прошения).

Это наша боль, братия. Ежу известно, что всякая власть развращает, а абсолютная власть (коей обладают архипастыри по отношению к пастырям и пасомым) развращает абсолютно.

Вы думаете, почему в РПЦЗ такие архиереи "замечательные" — добрые, чуткие, внимательные? Власти у них нет.

-----------

Чем закончилась эта история? А Вы разве еще не догадались?

ЖУРНАЛ СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ № 41

СЛУШАЛИ:

Рапорт Преосвященного архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила с предложением образовать новые епархии в Республике Карелия.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Образовать в административных границах городов Беломорского, Калевальского, Кемского, Костомукшского, Лоухского, Муезерского и Сегежского районов Республики Карелия — Костомукшскую епархию, выделив ее из состава Петрозаводской епархии.

2. Епархиальному архиерею Костомукшской епархии иметь титул «Костомукшский и Кемский».

3. Епископом Костомукшским и Кемским избрать игумена Игнатия (Тарасова), клирика Краснослободской епархии.

4. Место наречения и хиротонии игумена Игнатия (Тарасова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

— О чем и послать соответствующий указ.

5. Образовать в пределах Республики Карелия Карельскую митрополию, включающую в себя Петрозаводскую и Костомукшскую епархии.

6. Главой Карельской митрополии назначить Преосвященного Петрозаводского и Карельского Мануила.


Радуйся Карелия, Анаксиоса сряще!


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
    • karat
    • 5 апреля 2017 г. 09:34
    А теперь Константин глава Карельской митрополии?
  • ничего себе страсти какие!!! кто бы мог подумать!!! ну теперь зато многое становится понятным - почему именем церкви прикрывается много грязных и нехороших дел. Очень грязных и очень нехороших. Разочарование полнейшее.
    • karat
    • 5 апреля 2017 г. 11:14
    Странно... у Горянова биография неординарная... Я думал, он вне интриг...
    • karat
    • 5 апреля 2017 г. 16:34
    Как не упоминается Горянов, если он в 2000 был ректором?