Дискриминация клириков в РПЦ МП

0 1237

Дискуссии в комментариях к статьям на темы, связанные с Православием, показали, что многие не делают различия между Православием, как направлением христианства, и РПЦ, как религиозной организацией. Отсюда ошибочное представление, что критика тех или иных недостатков в деятельности РПЦ есть нападки на Православие в целом. Как правило, в дискуссиях преобладают эмоции и чувствуется недостаток знаний о том как устроена современная РПЦ, как она управляется, какова её структура. Многие  прихожане РПЦ не знакомы с её современным Уставом. Для них всё смешалось в одно понятие: Православие, РПЦ, Церковь. Разобраться с этой путаницей мне лично помогло знакомство с книгой священника Павла Адельгейма «Догмат о Церкви в канонах и практике» и записями в его ЖЖ.

Немного о нём самом.

Па́вел Анато́льевич Адельге́йм (1 августа 1938, Ростов-на-Дону — 5 августа 2013, Псков) — священник Русской православной церкви, протоиерей, клирик Псковской епархии, церковный публицист. Известен своими публичными выступлениями по проблемным вопросам внутрицерковной жизни.

Биография

Родился 1 августа 1938 года в Ростове-на-Дону.

После ареста матери жил в детдоме, затем вместе с матерью находился на принудительном поселении в Казахстане.

Из Казахстана Павел переехал в Киев к родственникам. В 1954 году он становится послушником Киево-Печерской Лавры.

В 1956 году, когда ему исполнилось 18 лет, поступил в Киевскую Духовную семинарию.

В 1959 году был исключён из семинарии игуменом Филаретом (Денисенко) по политическим мотивам.

В том же году рукоположён архиепископом Ермогеном (Голубевым) во диакона к Ташкентскому кафедральному собору.

В 1964 году, по окончании Московской Духовной академии, назначен священником в город Каган Узбекской ССР.

В 1969 году построил новый храм, освящённый во имя святителя Николая.

В том же году арестован за распространение самиздата по статье 190-1 «распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй». Как вспомнал Павел Адельгейм, «У меня нашли довольно много стихов поэтов Серебряного века: Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Волошина. <…> Суд решил, что все эти произведения писал я сам, а приписывал их известным поэтам». В течение года пробыл во внутренней тюрьме КГБ в Бухаре.

В 1970 году был осуждён на 3 года лагерей по обвинению за «клевету на советский строй».

В 1971 году, в связи с волнениями в ИТУ посёлка Кызылтепа, потерял правую ногу.

Освободился из заключения инвалидом в 1972 году. Служил в Фергане и Красноводске.

С 1976 года — клирик Псковской епархии.

В 1992 году при храме святых Жен Мироносиц открыл приходскую общеобразовательную православную школу регентов. В 1993 году при храме святого апостола Матфея в деревне Писковичи открыл приют для сирот-инвалидов.

До 22 февраля 2008 года был настоятелем храма святых Жен Мироносиц города Пскова. Освобождён от должности указом архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина), но с сохранением права службы.

В последние годы жизни служил в храме святых Жен Мироносиц (со Скудельниц) на Мироносицком кладбище. В эти годы имело место противостояние Павла Адельгейма и нового настоятеля Сергея Иванова. Павел Адельгейм обжаловал в суде новый устав прихода, зарегистрированный Ивановым, и смог добиться того, что этот документ признали незаконным. Кроме того Сергей Иванов сместил с должности сына Павла — Ивана (суд подтвердил законность увольнения). В 2011 году митрополит Евсевий распорядился о принятии нового устава приходского собрания, но Павел Адельгейм и прихожане отказались его поддержать. После этого епархиальный суд исключил из совета прихода шесть человек (это решение было обжаловано в суде, но суд поддержал Сергея Иванова).

Являлся членом Преображенского содружества малых братств, входил в попечительский совет Свято-Филаретовского православно-христианского института.

Был женат, имел троих детей, шесть внуков. Его сын Иван около 16 лет служил директором православной школы регентов при храме, настоятелем которого являлся Павел Адельгейм.

Убийство

Убит ударом ножа в собственном доме в Пскове 5 августа 2013 года. Как редакции Lenta.ru сообщили в МВД, тело священника было найдено недалеко от храма, в котором он служил. Однако, эта информация оказалась ложной, что подтверждено свидетельскими показаниями очевидцев трагедии, в том числе и жены о. Павла, Веры Михайловны. Его предполагаемый убийца — 27-летний москвич Сергей Пчелинцев. Он кинулся на отца Павла с криком: «Так велел сатана!» и ударил ножом. Перед этим он жил у него 3 дня.

Отпевание протоиерея Павла Адельгейма состоялось 8 августа 2013 года в храме Жён-мироносиц в Пскове. Похоронен на Мироносицком кладбище.

Взгляды и оценки. Дело в церковном суде

В мае 2008 года, в связи с подготовкой «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви», принятого 26 июня 2008 года Архиерейским Собором РПЦ, выступил с критикой ряда его принципиальных положений, отметив, в частности, противоречие ряда норм этого документа принципам как действующего российского законодательства, так и церковного права.

16 июня 2010 года Патриарх Кирилл утвердил, среди прочих, решение первого заседания Общецерковного суда Московского Патриархата, которое гласило: «Общецерковный суд Русской Православной Церкви, в составе председателя митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора <…> рассмотрев в первой инстанции заявление клирика Псковской епархии протоиерея П. А. Адельгейма от 13.04.2009 г. о церковных правонарушениях: настоятеля храма святых Жен-мироносиц Псковской епархии священника С. И. Иванова — в виде составления и подписания недействительного протокола Приходского собрания от 14.03.2008 г., а также незаконного исключения из состава приходского собрания храма святых Жен-мироносиц Псковской епархии ряда членов, в том числе протоиерея П. А. Адельгейма; <…> РЕШИЛ: Считать установленным факт подписания священником С. И. Ивановым недействительного протокола Приходского собрания местной православной религиозной организации Прихода храма святых Жен-мироносиц Псковской епархии Русской Православной Церкви от 14.03.2008 г. о внесении изменений (дополнений) в устав Прихода, следствием чего стало нарушение порядка и строя церковной жизни. <…> Настоятельно рекомендовать митрополиту Псковскому и Великолукскому Евсевию и протоиерею П. А. Адельгейму, следуя духу Евангельской любви, лично встретиться для взаимного прощения и примирения, и впредь не выносить на публичное обсуждение обоюдные упреки, разрешая возникающие разногласия в духе богозаповеданного мира, а в случае затруднительности — обращаясь в установленном порядке к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.»

На следующий после его гибели день протодиакон Андрей Кураев назвал убитого «последним свободным священником Московской Патриархии».

Прославлен в лике святых малочисленной неканонической Апостольской православной церковью.

https://ru.wikipedia.org/wiki/...

Часть I

Многолетняя изоляция Церкви разрешилось в 90-е годы всплеском активности униженных и оскорблённых, ощутивших запах свободы. Церковный народ занялся конкретными проектами: создавали церковные школы, сиротские приюты и материальную базу для этих проектов.

Первый Устав об управлении Русской Православной Церкви в 1988 поставил все инициативы под контроль церковной власти. Год за годом Устав гасил энергию священников и мирян, ограничивая круг их активности. Творческие усилия неизменно упирались в косность и противодействие церковной власти.

У большинства священников опустили руки. В двухтысячных энтузиазм иссяк, деятельность заменила имитация.

На фоне успехов храмостроительства, коснусь одной из болевых точек, погружающих РПЦ в системный кризис – культурный, нравственный, и социальный упадок, последствия которого предсказуемы для церкви и государства.

Своим докладом хочу привлечь общественное внимание к социальному укладу РПЦ, определившему судьбу сословия священников. На первый взгляд проблема может показаться частной. Число священников составляет около пятидесяти тысяч граждан РФ. Непосредственно в проблему включены их семьи, жёны и дети, увеличивая численность заинтересованных граждан в пять раз. Опосредованно в проблему вовлечены сотни тысяч прихожан. Проблема привлекает внимание не только численностью. Социальное положение влияет на нравственный отбор и качественный состав священников, на их духовный и культурный уровень.

В СССР священники подвергались дискриминации. Закон называл их служителями культа, деятельность рассматривал, как исключительно жреческую и ограничивал стенами храма. Социальную активность закон запрещал.

Трудовое законодательство приравняло священников к кустарям-одиночкам, работавшим без лицензии, и облагало прогрессивным налогом. Священники не имели трудовых прав и трудовой книжки, с ними не заключали трудовые договоры. Их лишали социальной защиты: не платили пенсию, не оплачивали отпуск и бюллетень, не выделяли жильё и транспорт, лишали социальных благ, гарантированных гражданам.

В 1990 году пахнуло свободой. Закон «О свободе совести и религиозных организациях» предоставил священникам социальные гарантии: пенсию и социальное страхование. Но правом на труд не наделил до сих пор. В каких отношениях с религиозной организацией состоит священник? Трудовых? Гражданско-правовых? Или отношения имеют иную природу? Ответа нет. Служение священника лишено законодательных гарантий и осуществляется вне правовых норм. В РФ нет закона, регулирующего взаимоотношения священника с религиозной организацией.

Действующий закон содержит пробел, предоставляя «религиозному объединению (РПЦ МП)…выбирать, назначать и заменять свой персонал, согласно своим собственным установлениям» (п.5, ст.4, ФЗ-125 «О свободе совести и религиозных объединениях»). «Религиозное объединение» представляет епископ. Устав РПЦ признаёт епископа субъектом права и наделяет неограниченными полномочиями. «Персоналом» являются клирики, члены Приходского собрания и Совета. Они признаны объектами чужого права. Устав не признаёт их субъектами права и не применяет к ним этот термин.

Так возникает в РПЦ крепостная зависимость, разделяющая крепостных священнослужителей от свободных граждан.

Закон замалчивает правовые отношения священника с религиозной организацией. С молчаливого согласия государства РПЦ выстраивает бюрократическую систему, лишающую священника гражданских прав и личной свободы. Бесправный священник состоит в абсолютной зависимости от епископа. Кроме священника в религиозной организации трудятся другие церковные работники: бухгалтер, продавец, кассир, псаломщик, сторож и прочие работники, с которыми заключают трудовой договор. Закон «О свободе совести» в ст. 24 устанавливает трудовые отношения этих работников с религиозной организацией, гарантируя правовую защиту. Священники, под названием «персонал», исключены из категории работников, защищённых законом.

РПЦ МП запрещает заключать трудовой договор со священниками, оставляя их деятельность вне закона: «В учреждениях РПЦ трудовые договоры со священнослужителями не заключаются» (Письмо Управления делами МП РПЦ 11.03.1998 № 1086). Причина дискриминации не объясняется.

Устав Прихода подтверждает: «Приход принимает и увольняет работников по трудовым договорам в соответствии с законодательством РФ. На лиц, работающих в Приходе по трудовым договорам, распространяется законодательство о труде. Документы по личному составу работников Прихода по трудовым договорам хранятся Приходом. Документы на священнослужителей хранятся Епархией» (Устав 2009, ст.12,1). Клирик служит в приходе, имеющем юридическое лицо, получает от него зарплату, но трудовых отношений не оформляет. Клирик находится в зависимости от другого юридического лица, которое является его работодателем, перемещает, лишает работы, хранит его документы, но в трудовые отношения с ним тоже не вступает. Клирик юридически не существует нигде и трудится в правовом вакууме. Государство и РПЦ дружно игнорируют права священнослужителей.

Устав РПЦ МП гарантирует «соблюдение законов РФ» (Устав, ст.1,4). При этом ряд статей Устава РПЦ нарушает законодательство: Конституцию РФ и другие федеральные законы, в частности, закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Устав РПЦ ограничивает гражданские права священнослужителей, подвергая их произволу, несправедливости и насилию церковной власти. Не защищено основное право, обеспечивающее средства к существованию и человеческое достоинство священника и его семьи - право трудиться по профессии.

-------------

Источник: http://adelgeim.ru/2011/09/795...

Продолжение следует...


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...