Худшее время для русского православия

4 1146

Автор: John Rising

Так вышло, что на протяжении многих лет мне довелось наблюдать становление нынешней РПЦ МП, её переход из «советского» в «пост-советское».

Я хорошо помню один из приездов в Троице-Сергиеву Лавру патриарха Пимена, помню службы середины восьмидесятых, помню тогдашнюю паству. Помню, как мои старшие знакомые, совершенно по-советски светские люди зачитывались «Сыном Человеческим», и то, с каким видимым детским ощущением причастности к тайне они заходили в церковь «подумать и свечку поставить».

Шло время; мои приятели, дети священников и иконописцев, переставали хипповать и поступали в семинарию. Многие из них вскоре обзавелись семьями, и я частенько бывал у них в гостях, за чаем и прослушиванием новых записей «Аквариума» обсуждалось много интересных и свежих тем, затрагивались важные духовные вопросы. Мои ровесники по собственному почину шли помогать в церковь, были среди таких и мой одноклассник, и другие близкие знакомые. Заходил к ним в храм и я, и, опять, очень хорошо помню «неспетую», но очень свежую атмосферу клира в то время.

Все взрослели, приятели мои, теперь уже свежерукоположенные священники, за стаканом портвейна спорили о необходимости церковных реформ (дошло до того, что один из них в девяносто шестом голосовал за Зюганова), обсуждали приходскую жизнь и искренне надеялись на скорые перемены, на обновление паствы и укрепление православия.

Через какое-то время, когда часть из них стала настоятелями (в массе своей разрушенных деревенских церквей, которые они должны были восстанавливать своими силами), разговоры перетекали в плоскость строительную и реставрационную, но сколько и в этих разговорах было восторга и надежды, радости каждому листу кровельного железа и ожидания начала настоящего общинного бытия. Справедливости ради отмечу, что другая часть знакомых, закрепившаяся в Москве рядовыми священниками, таких восторгов от собственного служения не испытывала, но очень радовалась за свежеиспеченных настоятелей, за становление нового молодого духовенства.

Прошло почти двадцать лет, многое изменилось. Те, кто помогал в храмах в начале девяностых, давно уже вышли из церкви, судьбы священников тоже сложились по-разному: одни ведут достаточно обеспеченную жизнь, другие продолжают латать свои церкви, правда, кровельное железо таких восторгов уже не вызывает.

За это время мне довелось участвовать в жизни прихода, помогать в организации храмовых праздников, работать на одного из обеспеченных представителей патриархии, наблюдать жизнь клира изнутри и укрепление РПЦ МП снаружи. Так вот, мое искреннее убеждение в том, что в данный момент русское православие переживает весьма тяжелые, если не худшие времена за последние тридцать лет. Главного, а именно, столь трепетно ожидаемого качественного изменения клира не произошло. Восторженных интеллигентов восьмидесятых давно отпугнул телевизионный блеск московской позолоты, молодежь в храмы не тянется, ибо ей банально не интересно — нет того промежуточного по возрасту звена, за которым хотелось бы следовать.

Духовенство жестко разделено на две неравные части, одна из которых успела попасть в нужное время и в нужное место, а другая, наиболее честная и, в общем, наиболее ответственная за прихожан во всей стране, занимается бесконечной бухгалтерией, в свободное время латая разваливающиеся храмы, посещаемые десятком местных старух, хотя именно эти приходы — фундамент выстроенных финансовых пирамид, верхушкой которых являются местные епископы и митрополит.

Чудовищно разросся тренд бытового антисемитизма (в том числе, по отношению к признанным православным деятелям еврейской национальности) и подмены дешевым псевдопатриотизмом базовых христианских ценностей. Я намеренно воздерживаюсь от частных и нелицеприятных фактов, известных мне, как очевидцу, — пусть этим занимается Кураев, но одно могу сказать определенно: никакого обновления РПЦ МП не произошло, и не стоит судить по телепередачам и успешным московским приходам о жизни всей церкви. «Россия — не Москва».

А в остальной России — неуверенность в завтрашнем дне, обреченная зависимость от начальства, разочарование в собственном деле, зачастую оканчивающееся уходом из церкви самых лучших и бескорыстных ее представителей.

*  *  *

Автор: John Rising

Источник: https://www.facebook.com/john....

Цит. по: http://ahilla.ru/hudshee-vrem...

--------------------------------

Послесловие от ВИВас.

В прошлое воскресенье в нашем храме произошло из ряда вон выходящее событие - один из самых активных прихожан заявил перед службой, что пришел попрощаться и что он больше не будет ходить в храм. Причина - конфликт с епископом, который за неудобные вопросы несколько раз отлучал его от причастия, а так же несоответствие реальной приходской жизни евангельскому духу, "... базовым христианским ценностям".

Жирной жизни бюргеров пришёл конец, -ец, -ец, -ец!

Здравствуйте, мои дорогие читатели.Когда же немцы поймут, что их санкции убивают не только собственную промышленность, но и всё, что было создано за последние десятилетия? Они уже насто...

Расходы на оборону в России и СССР, россияне не страдают от войны и ядерный удар по Лондону

1. Капиталистическая Россия тратит деньги на войну, вместо того чтобы тратить их на образование и здравоохранение, жалуются левые публицисты. Не менее часто они пишут что капитализм хорош в спокой...

Запущен в серию: Как "Иноходец" стал грозой небратьев и почему он неуязвим

"Ни одного прокола!" Дрон щёлкает цели как орешки. Сбить никак, РЭБ бессильны: Интересные факты об ИноходцеКак "Иноходец" стал грозой соседей27 октября наше МО выложило любопытный ролик...

Обсудить
  • Лишь бы от Бога не отложились, а все остальное поправимо.
    • Andrew
    • 22 октября 2017 г. 20:53
    С одной стороны хлеб насущный даётся с бОльшим трудом, с другой стороны нет больших жизненных потрясений. Молюсь потихоньку дома, но регулярно. В церкву - только раз в месяц, денежку занести. Грешен человек, пока не пнешь - не полетит.
  • Может церковь просто не усвоила уроки из 1917 г.?